Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола
Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми
2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей
2.3 Описание методов и методик
Список использованной литературы
Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)
Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)
Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
5) отношение к бабушке и дедушке и другим близким родственникам,
6) отношение к другу (подруге),
7) отношение к учителю,
Б) Переменные, характеризующие особенности самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:
8) степень любознательности,
9) степень желания общаться с детьми в больших группах,
10) степень стремления к доминированию и лидерству в группах детей,
11) конфликтность, агрессивность,
12) социальная адекватность поведения - реакция на фрустрацию,
13) степень изолированности от окружающих, стремление к близости.
Эти переменные представлены в специальном регистрационном списке. Суммирование баллов по каждому параметру производится исходя из максимального количества испытуемых, работающих по этому параметру (от 6 до 20). Метод может быть использован при обследовании детей от 4 до 12 лет.
2. Метод «Кинетическое рисование семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман (КРС)) в модификации Г. Хоментаускаса (1990) и А. Vengera (2003) (см. Приложение 2, стр. 96). Методика диагностирует особенности семейных отношений и в то же время представляет собой творческую деятельность ребенка, которая не только отражает восприятие семьи, но и позволяет ребенку анализировать и переосмысливать семейные отношения. Он раскрывает настоящее, прошлое и будущее.
Для определения особенностей отношений в семье мы использовали проективный метод «Динамическая картина семьи», который, по сравнению с тестом «Семейная картина», дает нам более полную информацию о внутрисемейной ситуации: распределение роли в семье и функции каждого члена семьи.
Для диагностического использования метода рисования очень важно, что он отражает, прежде всего, не сознательные установки человека, а его бессознательные побуждения и переживания, а также достоинство метода рисования - его близость к обыденности. видов человеческой деятельности, особенно для детей.
В то же время данная методика сложна, длительна и объемна в трактовке, так как дает возможность проведения глубокого качественного анализа. Тест можно использовать в любом возрасте.
3. Опросник «Взаимодействие родителя и ребенка» (И. Марковской (ВРР)) (см. Приложение 2, стр. 96-98). Анкета предназначена для изучения взаимодействия родителей с детьми. Исходя из 10 шкал, каковы основные параметры детско-родительского взаимодействия:
1. Нетребовательность - требовательность родителя,
2. Мягкость — это эмпирическое правило.
3. Автономия – контроль над ребенком,
4. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю,
5. Отказ - принятие ребенка родителем,
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество,
7. Беспокойство о ребенке,
8. Несоответствие - последовательность является родительской,
9. Воспитательное противостояние в семье,
10. Удовлетворенность отношениями между ребенком и родителями.
Каждая шкала включает 5 утверждений, кроме 3-й и 5-й шкал, которые, по мнению многих исследователей, являются базовыми в детско-родительских отношениях, и в них включено 10 утверждений. Анкета включает 60 вопросов с оценкой степени согласия с каждым утверждением по 5-бальной шкале и предназначена для родителей дошкольников и младших школьников.
4. Метод «Незаконченные предложения» (см. Приложение 2, стр. 98). Метод представляет собой проективный метод, применяемый для диагностики межличностных отношений ребенка в семье. Модифицированная методика направлена на изучение направленности ребенка на определенного человека. Методика строится на основе приема словесного завершения предложенной начальной части предложения, где в ответ на исходный стимул индивид дает информацию об отношении к данному лицу в той или иной группе межличностных отношений. связи.
Испытуемому предлагается ряд неполных предложений в виде таких утверждений, как:
1. Я думаю, что у моего брата (сестры) мало…;
2. Мой брат (сестра) и я...;
3. Если бы только мой брат (сестра) хотел (а), то…;
4. Я считаю, что большинство братьев (сестер)…;
5. Я люблю своего брата (сестру), но...;
6. Мой брат (сестра) должен (а)…;
7. Я хотел бы иметь своего брата (сестру)…;
8. Когда меня нет, мой брат (сестра)…;
9. Когда мы говорим с братом (сестрой)…;
10. Мой брат (сестра)….
Обработка результатов включает количественный и качественный анализ. Количественный анализ оценивает отношение, выраженное субъектом в ответ на субъект, названный в первой части предложения. Выделяют следующие типы отношений: нейтральные, положительные, отрицательные.
+2 – максимальное, ярко выраженное, сильное положительное отношение к рассматриваемому предмету,
+1 - позитивный настрой
0 – нейтральный ответ; эмоциональный знак, выраженный или подразумеваемый
,
-1 – негативное отношение,
-2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильное негативное отношение к рассматриваемому предмету.
На основе количественного анализа обработка результатов включает оценку смыслового содержания предложений, а именно контент-анализ для выделения высказываний сиблингов применительно к различным сферам межличностного общения, образа старших и младших сиблингов.
5. Опросник (шкала) «Степень выраженности соперничества между старшими и младшими сиблингами» (А. И. Баркан) (см. Приложение 2, стр. 98, 99). Опросник предназначен для диагностики степени соперничества между детьми (степень ревности к младшему брату (сестре), степень ревности к старшему брату (сестре)). Он имеет два варианта: 1 – предназначен для старшего брата, 2 – предназначен для младшего брата или сестры.
Испытуемому предлагалось ответить на 10 вопросов. Вопрос направлен на выявление уровня соперничества между сиблингами (как по первому, так и по второму варианту опросника): низкий уровень (0-3), средний уровень (4-6), высокий уровень (7-10). .
Анкета предназначена для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста. На каждый пункт анкеты ребенок должен ответить конкретно: «да» или «нет».
Показателем высокой степени соперничества между сиблингами является количество ответов «нет», превышающее 6 по обоим вариантам анкеты.
6. Методика «Личностный дифференциал», адаптированная из НИИ им. В. М. Бехтерева (см. Приложение 2, стр. 99, 100). Метод позволяет изучить состояние испытуемого, которое следует за восприятием символа-раздражителя или личностного смысла испытуемого, а именно за восприятием испытуемым образа младшего (старшего) сиблинга.
В связи с необходимостью учета возрастных особенностей испытуемых форма для заполнения была предложена в более приемлемом виде.
В предложенной форме представлена 21 пара наиболее распространенных человеческих качеств. Выражение качества оценивается по символической системе и интерпретируется с учетом признака и степени его проявления по баллам:
0 – трудно сказать, это другое
1 – проявляется иногда и слабо,
2 - выражен достаточно четко и часто,
3 – проявляется очень сильно и часто.
Основными методами математической обработки данных были:
1. Первичная статистическая обработка – расчет средних значений проводился с помощью программы Microsoft Excel 2007.
2. U-критерий Манна-Уитни использовали для оценки различий между двумя группами по уровням количественно измеряемых симптомов.
3. Многофункциональный критерий φ* Фишера различает доли двух выборок (подвыборок), в которых регистрируется интересующий параметр.
Следует отметить, что используемые нами методы статистической обработки полностью соответствуют задачам эмпирического исследования.
2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции
Изучение особенностей личных отношений у детей младшего школьного возраста проводилось с помощью метода проектов «Характеристика личных отношений ребенка» (Рене Жиль) (см. 95) с учетом пола и места жительства. следующие переменные: конкретно-личностные особенности отношений ребенка с другими людьми и особенности ребенка в межличностных отношениях, то есть степень выраженности поведенческих особенностей.
Прежде чем перейти к нашим выводам, мы должны представить анализ нашего исследования:
1) сравнение выборок по показателям родственного статуса ребенка, например старших и младших братьев и сестер;
2) сравнение выборок по полу детей с учетом позиций старших и младших сиблингов, например старших мальчиков и девочек, младших мальчиков и девочек;
3) сравнение выборок по критерию пола и положения ребенка, например старшие и младшие девочки, старшие и младшие мальчики.
Исследование выявило различия в отношении детей младшего школьного возраста к ближайшему окружению: младшие братья и сестры придают большее значение отношениям с родителями и другими родственниками, чем старшие. В то же время старшие братья и сестры более склонны к доминированию, лидерству, конфликтам в межличностных отношениях и подчеркивают важность отношений с братьями и сестрами (см. рис.1).
Рис. 1. Средние показатели основных параметров личностных отношений детей с разными ролями.
При анализе статистически значимых различий в личных отношениях детей в зависимости от пола и сиблингового статуса были выявлены следующие результаты: младшие сиблинги имеют более тесные отношения с матерью, а мать более важна для ребенка (см. табл. 1). .
Таблица 1
Степень существенных различий основных параметров личных отношений между старшими и младшими братьями и сестрами с учетом пола
Шкалы | U эмпирическое | Уровень значимости (р) |
Отношение к матери | 334,5 | 0,086 |
Стремление к доминированию и лидерству | 303 | 0,025 |
Отношение к отцу | 68,5 | 0,079 |
Отношение к брату (сестре) | 68,5 | 0,079 |
Отношение к др. родственникам | 78,5 | 0,037 |
Социальная адекватность поведения | 35 | 0,020 |