Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии

Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности

Тема 4. Темперамент и характер

Тема 5. Способности

Тема 6. Потребности, мотивы, ценности

Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие

Тема 8. Внимание и память

Тема 9. Мышление, воображение, речь

Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции

Тема 11. Деятельность, ее структура

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Практикум №1. Методы психологии

Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения

Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания

Практикум №5. Способности и их развитие

Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности

Практикум №7. Исследование внимания и памяти

Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь

Практикум №9. Ощущения и восприятие

Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции

Практикум №13.Подведение итогов работы по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Тестовые задания для самопроверки

Темы рефератов по курсу «Общая психология»

Контрольные задания по курсу

Типовые задания для самостоятельной работы:

Темы для самостоятельной работы:

Творческие задания для самостоятельной работы

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Рекомендации по написанию эссе



Достижения. Выражаются в стремлении добиваться прежде всего реальных и конкретных результатов в своей общественно-политической деятельности, однако часто это происходит ради более высокой самооценки. Испытуемые с высоким баллом но данному показателю, как правило, четко планируют свою общественную работу, ставят конкретные цели на каждом этапе и стремятся любыми методами их достичь.

Духовное удовлетворение. Выражается в стремлении через общественную деятельность реализовать свое искреннее желание сделать жизнь общества как можно более благополучной. Испытуемые, избравшие высокий балл по этому показателю, отличаются тем, что получают наибольшее удовольствие не от результатов своей общественной деятельности, а от ее процесса.

Сохранение собственной индивидуальности. Выражается в стремлении не попасть под влияние общественно-политических взглядов других людей. Для испытуемых с высоким баллом по данному показателю самой ценной является та общественно-политическая позиция, которую не занимает никто, кроме него, а часто такие испытуемые вообще не имеют никаких общественно-политических взглядов, так как для этого они слишком заняты собой.


  1. Сфера увлечений

Собственный престиж. Выражается в стремлении в свободное время заниматься тем, что может служить основанием его высокой оценки другими людьми. Испытуемый с высоким баллом по данному показателю склонен ориентироваться на мнение значимых для него лиц относительно того, как проводить свободное время, и старается проводить его так, как это делают они.

Высокое материальное положение. Выражается в стремлении в свободное время заниматься тем, что может принести материальную пользу. Увлечения испытуемых, получивших высокий балл по данному показателю, часто носят чисто прагматический характер (например, когда продукты увлечении можно продать, обменять к т. п.).

Креативность. Выражается в стремлении человека увлекаться таким занятием, которое предоставляет широкие возможности для творчества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю всегда стараются изменить что-либо в предмета своего увлечения, внести в него что-то новое.

Активные социальные контакты. Выражаются в стремлении человека реализовать свою социальную направленность посредством своего увлечения. Испытуемые, получившие высокий балл по данному показателю, склонны увлекаться теми занятиями, которые имеют коллективный характер, для них характерно желание найти единомышленников и взаимодействовать с ними в своем увлечении.


Развитие себя. Выражается в стремлении человека использовать свое хобби для лучшей реализации своих потенциальных возможностей. Испытуемые с высоким баллом по данному показателю часто не ограничиваются лишь одним видом увлечения и стараются попробовать свои силы в различных занятиях.

Достижения. Выражаются в стремлении человека ставить конкретные цели в сфере своего увлечения и добиваться их. Для испытуемых с высоким баллом по данному показателю характерна высокая заинтересованность в информации о достижениях других людей в их увлечениях, так как эти испытуемые хотят убедиться в достаточной весомости собственных достижений.

Духовное удовлетворение. Выражается в стремлении человека иметь такое увлечение, которому можно отдать все свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Испытуемые, набравшие высокий балл по данному показателю, как правило, получают больше удовлетворения от процесса своего занятия, нежели от его результатов.

Сохранение собственной индивидуальности. Выражается в стремлении человека к тому, чтобы увлечение помогало подчеркнуть, выразить свою индивидуальность. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю могут увлекаться каким-то очень редким, необычным занятием, создавать в своем увлечении вещи, которых нет ни у кого другого и т. п.
Задания для самостоятельной работы

    1. Напишите развернутые определения понятий: потребности, мотивы, мотивация, ценности, убеждения, смыслы.

    2. В чем выражается соотношение мотивов и успешности обучения студентов?

    3. Как семья и другие социальные институты влияют на развитие ценностно-смысловой сферы личности?


Рекомендованная литература

  1. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.

  2. Большой психологический словарь/под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.




Практикум №7. Исследование внимания и памяти


Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.
Вопросы для обсуждения

  1. Что такое внимание, и каково его значение в жизнедеятельности человека?

  2. Перечислите основные свойства внимания.

  3. Что такое память, и какова ее роль в жизни человека? Память и научение.

  4. Какие виды памяти вам известны?

  5. Перечислите основные процессы памяти и охарактеризуйте их. Перечислите приемы эффективного запоминания, какие из них являются оптимальными для вас?

  6. Используя методику «Корректурная проба», предложенную преподавателем, охарактеризуйте особенности устойчивости вашего внимания в условиях работы, требующей его переключения и распределения.

  7. Составьте групповую таблицу развития устойчивости внимания в вашей группе.

  8. Исходя их полученных данных, дайте рекомендации по организации учебного процесса в вашей группе.

  9. Под руководством преподавателя изучите индивидуальные особенности вашей памяти, проанализируйте полученную информацию и сделайте выводы.


Методика изучения устойчивости внимания с использованием корректурной пробы.

Цель: определение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его переключения и распределения.

Ход исследования. Опыт проводится коллективно. Испытуемым зачитывается следующая инструкция: «Вам розданы листы со строчками различных букв. Ваша задача – просматривать буквы построчно, слева направо, и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок. Работать начнете, после команды «Начали!». Сначала будете подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И». Когда через минуту я скажу: «Черта!», вы должны провести вертикальную линию в том место просматриваемой строчки, где вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный: подчеркивать букву «И» и зачеркивать букву «К». При следующей команде: «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: подчеркивать «К», вычеркивать «И». Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Опыт продолжается 5-10 мин. Через каждую минуту подается команда: «Черта!» По окончании работы испытуемых спрашивают о том, какие трудности они испытывали во время выполнения задания.

Обработка результатов производится путем сравнения с шаблоном. Полученные данные заносятся в таблицу.

По этим данным для каждого испытуемого вычисляются коэффициенты правильности и продуктивности (по каждой минуте работы и общий)

В= С- W; Е= S х В

С+О

Далее испытуемые ранжируются по величине общих коэффициентов правильности и продуктивности – от минимального к максимальному. После этого находятся медианы (Md) этих двух рядов (Md= (n+1) : 2, где n – общее число значений в ряду данных).

Затем строятся соответствующие 95% доверительные интервалы, на основании которых делаются предварительные диагностические выводы об уровне работоспособности и устойчивости внимания (низкая, средняя, высокая).


Время

(мин)

Кол-во

просм.

букв (S)

Кол-во

прав. подчеркн.

и перечеркн.

букв(С)

Кол-во

неправ.

подчеркн.

и

перечеркн.

букв (W)

Кол-во

ошибочно

пропущ.

букв(О)

Коэффиц.

правильности

(В)

Коэффиц.

продуктивн.

(Е)

1-я

1-я

3-я

4-я

5-я

6-я

7-я

8-я

9-я

10-я



















10мин.




















Для построения границ доверительного интервала медианы необходимо по таблице найти номера значений, которые могут быть приняты на данном уровне достоверности в качестве нижней и верхней границ доверительного интервала Md. После получения интервальной оценки медианы, отражающей в себе разброс числовых значений показателя, и их количество, делается вывод о средних показателях правильности и продуктивности.

Для обоснованного диагностического вывода количественные показатели подкрепляются и раскрываются с помощью качественного анализа динамики внимания каждого испытуемого.

Характер изменений (уменьшение или увеличение, колебания) количества просмотренных букв и количества ошибок по минутам (особенно в 1-2-ю, 5-6-ю, 9-10-ю минуты) указывает на устойчивость или неустойчивость, упражняемость или истощаемость внимания.

Порядковые номера числовых значений в упорядоченном по возрастанию ряду данных, которые могут быть приняты в качестве нижней и верхней границ доверительного интервала медианы (для уровня достоверности 95%).

Число значений в ряду

Нижняя граница

Верхняя граница

Число значений в ряду

Нижняя граница

Верхняя граница

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

2

3

3

3

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

8

8

8

9

9

10

10

10

11

12

12

13

13

14

15

15

16

17

17

18

18

19

20

20

21

21

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

46

48

49

50

10

10

11

11

12

12

13

13

13

13

14

15

15

16

16

16

17

17

18

18

22

23

23

24

24

25

25

26

27

27

28

28

29

29

30

31

31

32

32

33