Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 502
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод о характере установки испытуемого (установка на точность, установка на скорость работы). По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания испытуемого. На основании качественного анализа данных и субъективного отчета испытуемых дается развернутая характеристика динамики внимания каждого испытуемого.
Исследование объема кратковременной памяти
Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.
Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 | Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897 |
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 | Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897 |
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с. по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"
Обработка результатов
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";
наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно; количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который
воспроизведен испытуемым во всех сериях; коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:
Пк= А+ С , где
n
Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.
Анализ результатов
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания | |
Коэффициент объема памяти /Пк/ | Уровень кратковременного запоминания |
10 8-9 7 6-5 3-4 | очень высокий высокий средний низкий очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.
Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий.
Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти.
Материал и оборудование: наборы слов, тестовый бланк для пиктограмм размером в стандартный лист, разделенный на 20 клеточек, протокол исследования, бумага, карандаши или ручки для записи и рисования, секундомер.
Процедура исследования
Исследование состоит из двух опытов, которые проводятся с одним испытуемым.
Опыт №1
Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.
Материалом для запоминания служат 20 отвлеченных понятий равного объема. Экспериментатор четко читает в ходе опыта слова-понятия, делая между каждым из них короткую паузу в 10-12 с. По прочтении всех 20 слов пауза длится 5 м., после которой испытуемому в письменном виде предлагается в протоколе записать запомнившиеся слова, по возможности сохраняя их порядок:
Инструкция испытуемому. "Я прочту вам 20 слов. Слушайте меня внимательно и запоминайте их. Когда я скажу "Пишите!", запишите в протоколе те слова, которые Вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".
Слова для запоминания в первом опыте:
1. Санкция | 8. Уверенность | 15. Законность |
2. Фантазия | 9. Терпение | 16. Одиночество |
3. Надстройка | 10. Понятие | 17. Узнавание |
4. Обобщение | 11. Отречение | 18. Способность |
5. Вероятность | 12. Мышление | 19. Индукция |
б. Эстетика | 13. Пространство | 20. Сочинение |
7. Интуиция | 14. Созидание | |
После опыта записывается в протокол словесный отчет испытуемого о способе, который он использовал для запоминания слов и наблюдения экспериментатора.
Опыт №2
Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия при удержании членов ряда методом пиктограмм.
Второй опыт проводится не раньше, чем через 30 мин после окончания первого. Экспериментальным материалом. так же как и в первом опыте, служат отвлеченные понятия, того же количества и объема.
В этом опыте испытуемому дают тестовый бланк для зарисовок в его клеточках предложенных на запоминание понятий. В этих же клеточках он может потом вспомнившиеся понятия воспроизвести. Читать понятия экспериментатор должен четко, делая паузу между каждым словом для зарисовки не более 10-12 с. По прочтении всех 20 понятий пауза длится 5 мин. Затем, по сигналу: "Пишите!" испытуемый воспроизводит запомнившиеся понятия, а затем дает отчет о том, как он их связывал с рисунками.
Бланк для зарисовок, представляющий собой стандартный лист бумаги, разделенный на 20
пронумерованных в левом верхнем углу клеточек, дают испытуемому перед инструкцией.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам 20 слов. Это – отвлеченные понятия. Слушайте их внимательно и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке предложенного Вам бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры в клеточках не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист бланка, чтобы не видеть свои рисунки. После паузы, я скажу: "Пишите!". Тогда Вы переверните бланк на лицевую сторону и в каждой клеточке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли Вам понятно? Если да, то приготовьтесь слушать, рисовать и запоминать!"
Слова для запоминания во втором опыте:
1. Эрудиция | 8. Авантюризм | 15. Невежество |
2. Восприятие | 9. Равнодушие | 16. Отношение |
3. Базис | 10. Раздумие | 17. Ликование |
4. Абстракция | 11. Призвание | 18. Склонность |
5. Возможность | 12. Ощущение | 19. Аналогия |
6. Этика | 13. Отражение | 20. Суждение |
7. Констатация | 14. Разрушение | |
Обработка результатов
Показателем объема памяти на отвлеченные понятия является количество правильно воспроизведенных в каждом опыте слов. Поскольку ошибочно воспроизведенные слова используются для анализа процесса опосредованного запоминания, то и правильно воспроизведенные слова и показатели ошибочно воспроизведенных, заносятся в сводную таблицу:
Слова, воспроизведенные | Опыт 1 | Опыт 2 |
правильно неправильно | | |
Анализ результатов
Сопоставляя результаты обоих опытов по количественным и качественным показателям и словесным отчетам нужно установить различия в непосредственном и опосредованном запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средств для запоминания.
В обсуждении результатов желательно проследить xарактер связи запомнившегося с содержанием зарисовок, особенно если воспроизведение было успешным. Использование зарисовок, то есть пиктограмм, для запоминания абстрактного материала возможно при развитом мышлении испытуемого. Можно выделить в этой связи типологию зарисовок. Люди с преобладающим их абстрактным мышлением чаще рисуют в клеточках символы, например, волнистые линии, наборы точек, математические знаки и тому подобное. Те, у кого преобладает образное мышление, предпочитают рисовать нечто конкретное: цветы, деревья, антропоморфизированные объекты и др.
Если в обоих опытах данного исследования приняла участие группа испытуемых, то можно сравнить рисунки испытуемых и выяснить, в каких случаях и какие именно рисунки благоприятствовали запоминанию, а характер каких из них приводил к ошибочным воспроизведениям.
Задание для самостоятельной работы
-
Дайте письменные определения понятиям: внимание, свойства внимания (перечислить и охарактеризовать), расстройства внимания, память, процессы запоминания, наблюдательность, расстройства памяти, приемы запоминания. -
Письменно решите следующие задачи.
А) На практических занятиях в вузе преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела.
На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?
Б) Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, опять садится к столу. С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?
В) Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей. О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?
Рекомендуемая литература
-
Гальперин, П.Я. К проблеме внимания.//Хрестоматия по психологии. Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1974, с.169-175. -
Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001. -
Большой психологический словарь/под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006. -
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. -
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.,1979. -
Гильух Ю. 3. Как учиться и работать эффективно. — Минск, 1995.