Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Перечень сходных черт в проявлениях различных состояний можно продолжить. Однако это не означает, что они идентичны. За внешним сходством необходимо уметь увидеть принципиальные различия.
Принимая во внимание особенности ситуационных факторов, задающих основной вектор развития в динамике состояний сниженной работоспособности, А.Б. Леонова и С.Б. Величковский дают следующие краткие характеристики типов психических состояний:
- утомление – состояние истощения и дискоординации в протекании основных реализующих деятельность процессов, развивающееся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок, с доминирующей мотивацией на завершение работы и отдых;
- монотония – состояние сниженного сознательного контроля за исполнение деятельности, возникающее в ситуации однообразной работы с частым повторением стереотипных действий и обедненной внешней средой, сопровождающееся переживаниями скуки/сонливости и доминирующей мотивацией на смену деятельности;
- психическое пресыщение – состояние непринятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения;
- напряженность/ стресс - состояние повышенной мобилизации всех психологических и энергетических ресурсов, развивающееся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности, с доминированием мотивации на преодоление затруднений, реализуемой как в продуктивной, так и деструктивной формах (преобладание процессуальных мотивов, мотивов самосохранения или психологической защиты).
Важно знать, что в реальных условиях ни один из описанных видов состояний не бывает представлен в чистом виде. Неоднородность факторов, которые оказывают влияние на человека в каждой конкретной ситуации, задает возможность полимодальной динамики состояний. Нетрудно привести примеры состояний, провоцирующих одновременно развитие состояний утомления и стресса, психического пресыщения и утомления и др.
Для полноценного анализа состояний сниженной работоспособности важно не только дать дифференцированную оценку каждому из них, но и определить выраженность их совместной динамики, выявить критические составляющие в целостном синдроме этих состояний.
Психические состояния студентов
Инструкция. Оцени свое состояние в данный момент. Оценка следующая: 0 – данное состояние отсутствует, 1 – низкая, малая выраженность этого состояния, 2 – ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – выше среднего, 5 – данное состояние максимально выражено. Просим учитывать, что в опроснике представлен только один полюс шкалы состояний. Например, если ты отмечаешь, что твоя активность равна 5 баллам, то естественно, пассивность в этом случае будет отсутствовать. А если активность будет ниже среднего (2 балла), то пассивность будет выше среднего уровня, то есть достаточно высокая. Отвечая, не ориентируйся ни на кого, так как нет ни плохих, ни хороших ответов.
1. Беспокойство (тревога) | 1 2 3 4 5 |
2. Веселость (веселье, оживленность) | 1 2 3 4 5 |
3. Бодрость (свежесть, прилив сил, жизнерадостность) | 1 2 3 4 5 |
4. Задумчивость (раздумье, забытье) | 1 2 3 4 5 |
5. Интерес (заинтересованность, увлеченность) | 1 2 3 4 5 |
6. Любопытство (любознательность, пытливость) | 1 2 3 4 5 |
7. Лень (ленивость, леность) | 1 2 3 4 5 |
8. Надежда (ожидания) | 1 2 3 4 5 |
9. Ответственность (долг) | 1 2 3 4 5 |
10. Радость | 1 2 3 4 5 |
11. Усталость (утомление, переутомление) | 1 2 3 4 5 |
12. Доброта (добросердечие, доброжелательность, добродушие) | 1 2 3 4 5 |
Ключ к опроснику психических состояний студентов.
-
Положительные деятельностные состояния: № 2,3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13. Всего – 9. -
Отрицательные деятельностные состояния: № 1, 7, 11. Всего – 3. -
Положительные состояния общения: № 2, 3, 5, 6, 8, 10, 13. Всего – 7. -
Отрицательные состояния общения: № 1, 11. Всего – 2. -
Состояния, связанные с положительным состоянием к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния): № 5, 8, 9, 13. Всего – 4. -
Состояния, связанные с отрицательным состоянием к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния): № 7. Всего – 1. -
Положительные психофизиологические состояния: №3. -
отрицательные психофизиологические состояния: №11. -
Положительные эмоциональные состояния: № 2, 5, 6, 8, 10. Всего – 5. -
Отрицательные эмоциональные состояния: № 1. Всего – 1. -
Положительные волевые состояния: № 8, 9. Всего – 2. -
Отрицательные волевые состояния: № 7. Всего – 1. -
Положительные интеллектуальные состояния: № 4, 5, 6. Всего – 3. -
Отрицательные интеллектуальные состояния: № 7. Всего – 1.
Диагностика экзаменационной тревожности.
Инструкция. Прочтите каждое утверждение и отметьте тот вариант ответа, который подходит вам лучше всего. Здесь нет правильных и неправильных ответов. НЕ раздумывайте долго над одним вопросом. Помните, что ответы должны отражать ваше состояние в общем. Подсчитайте сумму четырех полученных цифр.
Утверждения | Почти никогда | Иногда | Часто | Практически всегда |
Мысли о том, что я не справлюсь, мешают мне сосредоточиться на задании | 1 | 2 | 3 | 4 |
Накануне важного экзамена я начинаю паниковать | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я чувствую, как сильно бьется мое сердце, когда я сдаю важный экзамен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сдавая экзамен, я уже думаю о последствиях провала | 1 | 2 | 3 | 4 |
Экзаменационная тревожность – одна из форм тревожности, состоящая из двух компонентов: беспокойства и эмоциональности. Беспокойство – это мысли о последствиях провала. К эмоциональному компоненту относятся неприятные ощущения и физиологические реакции, которые возникают в результате стресса.
Обработка результатов. Итоговый показатель может варьироваться от 4 баллов (низкая тревожность) до 16 баллов (высокая тревожность). Пункты, относящиеся к беспокойству, выделены курсивом. Теперь подсчитайте свои баллы еще раз, вычисляя отдельно баллы для беспокойства и эмоционального компонента. Если ваш балл превышает 4 по каждому показателю, то уровень беспокойства и эмоциональности у вас превышает среднюю величину.
Методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко
Инструкция. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет»:
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.
13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17. Разговаривая, излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Подведите итоги самооценивания:
помехи в установлении эмоциональных контактов: | номера вопросов и ответы по «ключу» | ||||
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их | +1 | -6, | +11 | +16, | -21 |
2. Неадекватное проявление эмоции | -2, | +7, | +12, | +17, | +22 |
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций | +3 | +8, | +13 | +18 | -23 |
4. Доминирование негативных эмоций | +4, | +9, | +14, | +19, | +24 |
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе | +5, | +10, | +15 | +20 | +25 |
Какова сумма набранных вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были не искренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. Если вы набрали не более 5 баллов — эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами: 6-8 баллов— у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9-12 баллов— свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами, 13 баллов и больше — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас — это пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.
Задания для самостоятельной работы
Напишите эссе на одну из предложенных тем, используйте примеры из жизни или художественной литературы:
-
Стресс и фрустрация. -
Роль эмоций в жизни человека.
Рекомендованная литература
-
Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001. -
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. -
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1984, 1988 и др.