Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Воля – это способность (функция) человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Она осуществляется через произвольную и осознанную форму мотивации. Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла действия. Поэтому за волевыми усилиями, стоит особая активность, происходящая во внутреннем плане сознания, по мобилизации всех возможностей человека.
Воля реализуется в виде побудительной и тормозной активности психики. Благодаря волевой регуляции познавательные психические процессы переводятся в разряд произвольных и становятся возможными усилия, позволяющие человеку осуществлять целенаправленную деятельность.
Действия, контролируемые и регулирующиеся волей, бывают простыми и сложными. В зависимости от того, в какой мере индивид понимает значение своей волевой активности и приписывает ли ответственность внешним обстоятельствам или, напротив, собственным усилиям и способностям, определяют его локус контроля.
При оценке человека по критерию "волевой-слабовольный" следует учитывать его способность создавать дополнительное побуждение к действию через изменение его смысловой стороны. От этого зависит инициация действия, а также сила, темп, скорость, длительность работы, преодоление внешних и внутренних (психологических) препятствий. Поскольку волевая регуляция определяется смысловыми изменениями в сознании, то она зависит от таких компонентов личности, как мировоззрение, характер смысловой сферы, убежденность.
По критериям деятельности выделяют волевые свойства к которым относятся настойчивость, решительность, энергичность, упорство и пр.
Из многообразия волевых свойств в практикум вошли исследования по определению субъективного контроля, настойчивости и импульсивности.
Вопросы для обсуждения
-
Дайте определения понятиям: воля, волевой акт, волевое действие. Согласны ли вы с утверждением С.Л. Рубинштейна о том, что воля является «хребтом характера»? Почему? -
Какие волевые качества личности вам известны, составьте их список, по шкале от 1 до 10 оцените степень развития этих качеств у себя. -
Какие способы развития воли вам известны? -
В художественной литературе найдите описание появления волевых качеств личности человека.
Исследование субъективного контроля
Цель исследования: определить локус субъективного контроля.
Материал и оборудование: тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера, бланк для ответов, ручка.
Процедура исследования
Методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным текстом опросника и бланком для ответов. Бланк ответов представляет собой нумерацию утверждений, соответствующую тексту опросника.
Инструкция испытуемому. "Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак "+", если не согласны – знак "-". Помните, что в тесте нет "плохих" и "хороших" ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову".
Опросник
-
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. -
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу. -
Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. -
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. -
Осуществление моих желаний часто зависит от везения. -
Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей. -
Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. -
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. -
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. -
Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), а не от моих собственных усилий. -
Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их. -
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. -
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. -
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут. -
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. -
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. -
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. -
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. -
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности. -
В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. -
Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. -
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать. -
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. -
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. -
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. -
Я. часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье. -
Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. -
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. -
То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. -
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. -
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий. -
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того,что я хочу. -
В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я. -
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. -
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой. -
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. -
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. -
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. -
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. -
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. -
В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. -
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. -
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. -
Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов
Цель обработки результатов– получить показатель локуса субъективного контроля, то есть показатель общей интернальности "Ио". Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы, приведенными в ключе.
Ключ
Ответ | Номера вопросов |
"+" согласен | 2, 4, 11, 12, 13. 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 |
"-" не согласен | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 |
Анализ результатов
Локус контроля – это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального, или внешнего, локуса контроля, а приписывание ответственности собственным способностям и усилиям – интернального, внутреннего, локуса контроля.
Таким образом, возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
0 _______________¦______________ 44
экстернальный интернальный
Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:
Величина Ио | Локус контроля |
0 – 21 22 – 44 | – экстернальный – интернальный |
В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.
Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта.
Для определения уровня локуса контроля пользуются нижеследующими границами шкалы интернальности.
Показатель интернальности (Ио) | Уровень локуса контроля |
10 – 11 | – низкий уровень интернальности |
12 – 32 | – средний уровень интернальности |
33 – 44 | – высокий уровень интернальности |
При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому "экстерналы" эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. "Интерналы" с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.
Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.
Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что:
-
конформное, уступчивое поведение в большой степени присуще людям с экстернальным локусом контроля; -
интерналы менее склонны подчиняться давлению (мнению, эмоции и др.) других людей; -
человек с интернальным локусом контроля лучше работает в одиночестве; -
интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы; -
у интерналов более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью.
Исследования показали, что интерналы более популярны, занимают благоприятную позицию в системе межличностных отношений. Они более благожелательны, увереннее в себе и терпимее.
Лица с интернальным локусом контроля предпочитают недирективные методы воспитания и психокоррекции. А в работе с экстерналами важно позаботиться о снижении часто наблюдающихся тревожности и депрессии.
Исследование настойчивости
Цель исследования: определить уровень настойчивости.
Материал и оборудование: три пронумерованных бланка с наборами слов, бумага и ручка для письма, секундомер.
Процедура исследования
Исследование настойчивости экспериментатор проводит в паре с испытуемым. Испытуемого важно удобно усадить за хорошо освещенный стол. В процессе исследования испытуемому последовательно предъявляют бланки с наборами слов и просят составить из слов предложения. Трудность составления предложений из первого и второго набора слов практически одинакова, а из третьего набора составить предложение практически невозможно, но испытуемый об этом не должен знать.
Инструкция испытуемому: "Используя все слова набора, напечатанные на бланке, составьте осмысленное предложение. Время Вашей работы фиксируется".
Задача экспериментатора – фиксировать время выполнения каждого задания по составлению предложений из набора слов и отмечать эмоциональные реакции испытуемого.
Наборы слов | ||
Набор №1 | Набор №2 | Набор №3 |
Вызвать | Страна | Страна |
Власти | Империализм | Оценка |
Приступ | Условие | Возрастать |
Обстановка | Прежде | Представители |
Меры | В | В |
Злоба | Американский | То есть |
Цели | Единство | Мирные |
В | Обострение | Действия |
Круги | Значение | Рассмотреть |
Польские | Обстановка | Сообщение |
Нормализация | Весь | Арабские |
В | Действия | Из |
В | Вызванный | Наладить |
Правые | Приобретать | Эксперты |
Принять | Социалистический | Напряжение |
Польша | Большой | Помогать |
| Политика | Персонал |
| Международный | |