ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 3571
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт целевой программы ведомства
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
4. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы
5. Перечень и описание мероприятий программы
9. Методика оценки эффективности программы
Мероприятие 2.3. Единовременная переподготовка сотрудников региональных органов исполнительной власти по делам молодежи, профильных организаций, волонтеров, учителей (преподавателей) и «наставников».
Данное мероприятие ориентировано на три категории занятых в сфере государственной молодежной политики. Текущее состояние кадрового состава имеет важную особенность – сотрудники организаций, оказывающих государственные услуги в сфере государственной молодежной политики – это, в основном, люди предпенсионного возраста, возможность освоения которыми новых методов работы вызывает сомнения. Поэтому в рамках мероприятия должна быть решена задача вовлечение в работу с молодежью по тематике настоящей программы принципиально новых специалистов – учителей (преподавателей), наставников и волонтеров.
Переподготовка сотрудников региональных органов исполнительной власти по делам молодежи и организаций, оказывающих государственные услуги в сфере государственной молодежной политики, будет проводится в соответствии с Концепцией развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации23.
При подготовке названной Концепции было оценено количество занятых в сфере молодежной политики – более 2000 человек в региональных органах исполнительной власти по работе с молодежью или около 100 тысяч специалистов сферы государственной молодежной политики (с учетом сотрудников организаций, непосредственно оказывающих государственные услуги).
Планом мероприятий по реализации названной Концепции предусмотрено мероприятие 6 – «Проведение курсов переподготовки и повышения квалификации кадрового состава органов и учреждений по делам молодежи на федеральном и межрегиональном уровнях». Данное мероприятие проводится ежегодно, графики проведения курсов определяются Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики (создается в 2009 году) на основе предложений региональных органов исполнительной власти по работе с молодежью.
Для стимулирования работы по переподготовке сотрудников региональных органов исполнительной власти по делам молодежи и организаций, оказывающих государственные услуги в сфере государственной молодежной политики, соответствующее требование включается в условие аттестации государственного (муниципального) служащего24 и в контракт по найму и оплате труда руководителя организации, оказывающей государственные услуги.
Как уже отмечалось, в настоящее время образовательные стандарты не предусматривают работу по тематике настоящей программы – тем не менее, некоторые мероприятия, например, по профориентации, проводятся школьными учителями в режиме «дополнительного образования». Однако такого рода «нелегальная» работа не позволяет обеспечить оказание государственной услуги на достаточно качественном уровне. Кроме того, при работе с молодежью важно поддержание, передача от поколения к поколению как традиционных ценностей (в том числе уважения к труду), так и навыков инновационного развития, что требует соответствующей подготовки и освоения дополнительной квалификации учителями.
В первый год реализации настоящей программы – в год учителя – в рамках данного мероприятия будут подготовлены предложения по включению показателей, отражающих работу по профориентации школьников, в систему показателей, учитывающихся при расчете оплаты труда при применении отраслевой системы оплаты труда. Для подготовки предложений будет сформирована рабочая подгруппа с участием представителей Минобрнауки России, профессионального сообщества учителей и организаций по работе с молодежью. Таким образом будет создана заинтересованность учителей в освоении новой квалификации. Далее, в 2011 году при плановом повышении квалификации не менее 1000 учителей будут направлены на переподготовку для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики».
Также будут подготовлены предложения по содержательному наполнению работы должности «тьютор» – четвертого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников25.
На основе решений, принятых при выполнении мероприятий 1.4 и 1.626 настоящей программы проводится единовременная программа подготовки наставников для выполнения различных мероприятий государственной молодежной политики из числа волонтеров. Данное мероприятие рассчитано на волонтеров из числа молодых специалистов в разных областях – инженеров, рабочих, управленцев, экономистов, юристов, журналистов. В программах получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики» в 2011 году примут участие не менее 500 волонтеров. Для волонтеров из числа учителей (не менее 100 человек) предусмотрена специальная программа по профессиональной адаптации молодых учителей (на основе апробированных программ «Специалист 21 века», «Снова в школу», «Учитель как стиль жизни»), направленная на их социально-психологическую адаптацию, создание условий для организации программ «наставничества» в профессиональной сфере.
Для прошедших переподготовку (повышение квалификации) в рамках данного мероприятия учителей и волонтеров в начале 2012 года организуется интернет - конференция для обсуждения степени готовности системы образования к стимулированию инновационного поведения молодежи. Материалы конференции размещаются в открытом доступе.
Таким образом, все программы переподготовки проводятся в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики» на базе учреждений высшего профессионального образования или дополнительного профессионального образования.
В 2010 году единовременно проводится программа переподготовки сотрудников региональных органов исполнительной власти по работе с молодежью (не более трех представителей от каждого субъекта Федерации), сформированная на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040104 «Организация работы с молодежью»27, по следующим вопросам:
- организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;
- осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;
- организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации;
- содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;
- организация управления и поддержки молодежных проектов и программ;
- поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде.
Начиная с 2011 года программы переподготовки сотрудников региональных органов исполнительной власти по работе с молодежью формируются с учетом разработанных стандартов государственных услуг в области молодежной политики.
Промежуточные результаты выполнения данного мероприятия ежегодно рассматриваются на заседании Экспертного совета Минспорттуризма России по вопросам кадрового и научно-методического обеспечения государственной молодежной политики.
По мере проведения курсов переподготовки и повышения квалификации формируется база данных кадрового состава и резерва в сфере государственной молодежной политики. Формат и порядок ведения базы данных определяет Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики, заполнение базы данных осуществляется образовательными учреждениями, проводящими программы переподготовки или повышения квалификации в соответствии с условиями государственного контракта.
Прошедшие переподготовку работники сферы молодежной политики привлекаются к работе в рамках мероприятий 4.2 (отбор целевых групп молодежи) и 4.4 (летние школы, лагеря).
Мероприятие 2.4. Апробация методик (программ) в пилотных центрах молодежной политики.
Данное мероприятие выполняется на базе промежуточных результатов, полученных при выполнении мероприятия 1.4 (создание методик работы и пилотных программ для отдельных целевых групп молодежи), и является основой выполнения мероприятия 3 (распространение разработанных (адаптированных) методик и программ работы по основным направлениям) настоящей программы.
Для апробации разработанных методик в каждом федеральном круге отбирается не менее трех субъектов Федерации. При отборе пилотных регионов учитывается два фактора:
- разнообразие характеристик по большинству параметров, присвоенных в ходе исследований (мероприятия 1.1 и 2.1 настоящей программы);
- регион не является в текущем году победителем конкурсного отбора (мероприятие 1.5 настоящей программы).
Апробация разработанных методик проводится в 2011 году.
В первой половине 2011 года для всесторонней проверки готовности методик их использование проводится исключительно силами сотрудников органов исполнительной власти по работе с молодежью, профильных учреждений и общественных организаций.
Во второй половине 2011 года к работе привлекаются разработчики методик, которые проводят опрос сотрудников пилотных органов исполнительной власти и организаций и на основе выявленных проблем дорабатывают методики.
После доработки методик (ориентировочно – октябрь-ноябрь 2011 года) организуется серия выездных методических семинаров. Семинары проводятся во всех субъектах Федерации, участвовавших в пилотном внедрении. Для участия в каждом семинаре приглашаются представители не менее двадцати других регионов (не менее двух сотрудников от каждого – представитель органа исполнительной власти по работе с молодежью и профильного учреждения или общественной организации). На семинарах проводится публичное обсуждение предварительных результатов работы по новым методикам, и формируются рекомендации по их доработке.
Доработка апробированных методик проводится до конца 2011 года силами внешнего исполнителя (разработчика методики) без дополнительного финансирования.
В результате выполнения данного мероприятия (и, предварительно, мероприятия 1.4) будет сформирован комплекс методик работы по следующим основным направлениям, приоритетным с точки зрения обеспечения инновационного развития страны:
- ранняя профориентация;
- изобретательство;
- предпринимательство;
- творчество;
- лидерство.
Мероприятие 3. Распространение разработанных (адаптированных) методик и программ работы по основным направлениям:
Мероприятие выполняется в течение 2012 года и предусматривает полномасштабное внедрение разработанных и апробированных методик (программ) работы с молодежью.
При выполнении данного мероприятия обеспечивается постоянная абонентская поддержка органов исполнительной власти по работе с молодежью, профильных учреждений и общественных организаций, оказывающих государственные услуги, внешними исполнителями – разработчиками утвержденных методик.
При внедрении новых методик работы осуществляется установка оборудования, программного обеспечения, необходимого для работы в соответствии с методиками. Например, учреждения могут быть оборудованы автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами – в этом случае каждый обратившийся молодой человек может получить информацию об интересующей его профессии по принципу «самообслуживания». Ориентировочный расчет затрат на аппаратное обеспечение приведен в разделе 10 настоящей программы. Конкретный состав и объем закупок определяется по итогам разработки и апробации методик работы с молодежью (мероприятия 1.4 и 2.4 настоящей программы).
Конкретное содержание работы при внедрении разработанных в ходе выполнения мероприятий 1.4 и 2.4 настоящей программы методик также будет определено в конце 2011 года. Ориентировочные виды работ представлены ниже.
По направлению «ранняя профориентация»:
- комплексная профориентация (тестирование, тренинги, выездные профильные лагеря) для старшеклассников (9-11 классы);
- профориентация силами волонтеров: тренерами выступают студенты, молодые специалисты, работающие по принципу «равный обучает равного»;
- организация дистанционного доступа к услугам профориентации для молодых людей в трудной жизненной ситуации;
- организация точек постоянного доступа для работы со школьниками по согласованию с образовательными учреждениями, в том числе в виде постоянных профориентационных стендов (демонстрационных экранов) в общеобразовательных учреждениях;
- работа с центрами карьеры предприятий, учреждений среднего и высшего профессионального образования по вопросам современных подходов и методов работы со студентами и молодыми специалистами;
- координация работы по обмену молодыми специалистами между предприятиями;
- популяризация рабочих и технических специальностей.
По направлению «изобретательство»:
- организация мастер - классов со специалистами ведущих инновационных центров;
- семинары для инновационных проектных коллективов;
- обеспечение доступа к актуальным методикам разработок и продвижения инновационных технологий.
По направлению «предпринимательство»: