Файл: Совершенствование маркетинговой деятельности на торговом предприятии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятий
Организация маркетинга на предприятии
1.3 Особенности фармацевтического маркетинга
Анализ организационной структуры и маркетинговой деятельности предприятия ООО ПКП «Милана»
Анализ маркетинговой деятельности ООО ПКП «Милана»
Выявление проблем и областей для улучшения маркетинговой деятельности предприятия
Совершенствование ассортиментной политики предприятия
3.3. Совершенствование сбытовой политики
3.4 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
маркетинга по структурам организации представлено в
таблице 2.
Таблица 2 - Распределение функций маркетинга по структурам ООО «ПКП Милана»
Аналитическая функция маркетинга в аптеке заключается в основном в анализе закупочных цен у поставщиков в целях снижения себестоимости товара, изучении участников рынка и возможности установления конкурентных цен продажи. Анализ спроса на продукцию, изучение товарной структуры, анализ финансовых и маркетинговых возможностей практически не осуществляется.
Производственная функция маркетинга заключается в организации снабжения, управлении качеством и конкурентоспособностью продукции. Основные усилиия прикладываются к поддержанию наличия лекарственных средств, которые включены в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), и обязательно должны присутствовать
в аптеке, а также - ТОП – препаратов, на которые всегда есть спрос. Но есть сложность в управлении запасами в связи с многономенклатурностью товаров аптечного ассортимента, обеспечению законодательных требований к наличию обязательного ассортимента и величине торговой наценки. Недостаточность
анализа по отдельным позициям приводит к тому, что основной причиной списания лекарственных средств является наличие препаратов, не пользующихся спросом, и в результате - с истекшими сроками годности, которые являются запрещенными к реализации. Также к потере объема реализации приводит наличие дефектуры, т.е. отсутствие в аптеке определенного лекарственного средства, которая не отрабатывается своевременно.
Сбытовая функция маркетинга сводится к организации стимулирования сбыта, проведению ценовой политики, проведение акций и стимулирующих покупателя мероприятий в процессе продаж продукции. Но проведение в аптеке различных акций, консультаций, конкурсов, распространение рекламных листовок и плакатов в аптеке в целях привлечения большего количества покупателей и, как следствие, увеличения объема продаж, в основном организуют представители фармацевтических фирм-производителей, которые заинтересованы в продвижении только своих препаратов. Такие мероприятия, конечно, способствуют увеличению продаж препаратов, но только определенных.
Функция управления и контроля на предприятии имеет такие составляющие, как своевременная организация структурных подразделений предприятия, организация стратегического
и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом, организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).
Одним из самых распространенных видов маркетингового анализа является SWOT-анализ. Его суть – определение всех сильных и слабых сторон предприятия, изучение внутренних и внешних факторов.
SWOT–анализ маркетинговой деятельности рассматриваемой организации представлен в таблице 3.
Таблица 3 - SWOT-анализ маркетинговой деятельности ООО ПКП «Милана»
Исходя из проведенного анализа, необходимо акцентировать внимание и усилия по развитию сильных сторон компании и устранению негативных факторов.
Основные показатели экономической деятельности организации, исходя из данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2015 и 2014 г.г. представлены в Таблице 4.
Таблица 4 - Основные экономические показатели деятельности ООО ПКП
«Милана»
Проаназизируем приведенные в таблице 4 показатели.
Рентабельность продаж по чистой прибыли составила 12% в 2014 году и 5% в 2015 году.
Выручка в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 4 938 тыс. руб., темп прироста составил 13%, что говорит о положительной динамике продаж при условиях жесткой конкуренции. В связи с этим, себестоимость тоже увеличилась на 5 448 тыс. руб., и темп прироста по себестоимости составил 17%.
Валовая прибыль уменьшилась на 510 тыс. руб., и уменьшение составило 11%. Факт уменьшения валовой прибыли в 2015 г. при увеличении выручки, объясняется уменьшением процента наценки до уровня 5-10 % на часть проукции, в частности - ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), которые имеют ограничения максимально предельных цен (согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 11 декабря 2009 г. N 442-а "Об утверждении Методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" в ред. 2014 г.), и «ходовые» товары в целях удержания уровня конкурентоспособных цен, и их постоянного наличия в продаже, что способствовало росту продаж и уменьшению товарооборачиваемости.
Уменьшение чистой прибыли в 2015 г. связано с увеличением коммерческих расходов, которые возникли в связи с открытием филиала аптеки
таблице 2.
Таблица 2 - Распределение функций маркетинга по структурам ООО «ПКП Милана»
Структура | Функции маркетинга | |||
аналитическая | производственная | сбытовая | управления и контроля | |
Снабжение (менеджер по закупкам) | + | + | | |
Финансы (бухгалтерия) | | + | | + |
Продажи (провизоры, фармацевты) | | | + | |
Управление (директор, заведующий аптеками) | + | + | + | + |
Аналитическая функция маркетинга в аптеке заключается в основном в анализе закупочных цен у поставщиков в целях снижения себестоимости товара, изучении участников рынка и возможности установления конкурентных цен продажи. Анализ спроса на продукцию, изучение товарной структуры, анализ финансовых и маркетинговых возможностей практически не осуществляется.
Производственная функция маркетинга заключается в организации снабжения, управлении качеством и конкурентоспособностью продукции. Основные усилиия прикладываются к поддержанию наличия лекарственных средств, которые включены в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), и обязательно должны присутствовать
в аптеке, а также - ТОП – препаратов, на которые всегда есть спрос. Но есть сложность в управлении запасами в связи с многономенклатурностью товаров аптечного ассортимента, обеспечению законодательных требований к наличию обязательного ассортимента и величине торговой наценки. Недостаточность
анализа по отдельным позициям приводит к тому, что основной причиной списания лекарственных средств является наличие препаратов, не пользующихся спросом, и в результате - с истекшими сроками годности, которые являются запрещенными к реализации. Также к потере объема реализации приводит наличие дефектуры, т.е. отсутствие в аптеке определенного лекарственного средства, которая не отрабатывается своевременно.
Сбытовая функция маркетинга сводится к организации стимулирования сбыта, проведению ценовой политики, проведение акций и стимулирующих покупателя мероприятий в процессе продаж продукции. Но проведение в аптеке различных акций, консультаций, конкурсов, распространение рекламных листовок и плакатов в аптеке в целях привлечения большего количества покупателей и, как следствие, увеличения объема продаж, в основном организуют представители фармацевтических фирм-производителей, которые заинтересованы в продвижении только своих препаратов. Такие мероприятия, конечно, способствуют увеличению продаж препаратов, но только определенных.
Функция управления и контроля на предприятии имеет такие составляющие, как своевременная организация структурных подразделений предприятия, организация стратегического
и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом, организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).
Одним из самых распространенных видов маркетингового анализа является SWOT-анализ. Его суть – определение всех сильных и слабых сторон предприятия, изучение внутренних и внешних факторов.
SWOT–анализ маркетинговой деятельности рассматриваемой организации представлен в таблице 3.
Таблица 3 - SWOT-анализ маркетинговой деятельности ООО ПКП «Милана»
Сильные стороны | Возможности |
опыт работы на рынке | рост числа филиалов по городу |
высокое качество товаров | рост числа постоянных клиентов |
предоставление скидок поставщиками | увеличение оборота и прибыли |
гибкая ценовая политика | конкурентоспособные цены |
широкий ассортимент товаров | совершенствование ассортимента |
наличие постоянных покупателей | увеличение спроса |
проведение акций, стимулирующих сбыт | совершенствование организационной структуры |
Слабые стороны | Угрозы |
отсутствие специалиста по маркетингу | наличие сильной конкуренции |
недостаточность мероприятий по сбыту | рост закупочных цен |
недостатки в управлении ассортиментом | потеря покупателей |
недостаточная квалификация и заинтересованность персонала | уменьшение прибыли |
Исходя из проведенного анализа, необходимо акцентировать внимание и усилия по развитию сильных сторон компании и устранению негативных факторов.
-
Анализ экономических показателей деятельности организации
Основные показатели экономической деятельности организации, исходя из данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2015 и 2014 г.г. представлены в Таблице 4.
Таблица 4 - Основные экономические показатели деятельности ООО ПКП
«Милана»
Наименование показателей | Ед.изм. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение | |
абсолютное | относительное | ||||
Выручка (за минусом НДС) | тыс. руб. | 36 745 | 41 683 | 4 938 | 1,13 |
Себестоимость | тыс. руб. | 32 225 | 37 673 | 5 448 | 1,17 |
Валовая прибыль | тыс. руб. | 4 520 | 4 010 | -510 | 0,89 |
Коммерческие расходы | тыс. руб. | 600 | 2 306 | 1 706 | 3,84 |
Чистая прибыль | тыс. руб. | 4 045 | 1 983 | -2 062 | 0,49 |
Запасы (Товары) | тыс. руб. | 7 099 | 9 835 | 2 736 | 1,39 |
Дебеторская задолженность | тыс. руб. | 31 | 113 | 82 | 3,65 |
Кредиторская задолженность | тыс. руб. | 650 | 2 253 | 1 603 | 3,47 |
Проаназизируем приведенные в таблице 4 показатели.
Рентабельность продаж по чистой прибыли составила 12% в 2014 году и 5% в 2015 году.
Выручка в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 4 938 тыс. руб., темп прироста составил 13%, что говорит о положительной динамике продаж при условиях жесткой конкуренции. В связи с этим, себестоимость тоже увеличилась на 5 448 тыс. руб., и темп прироста по себестоимости составил 17%.
Валовая прибыль уменьшилась на 510 тыс. руб., и уменьшение составило 11%. Факт уменьшения валовой прибыли в 2015 г. при увеличении выручки, объясняется уменьшением процента наценки до уровня 5-10 % на часть проукции, в частности - ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), которые имеют ограничения максимально предельных цен (согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 11 декабря 2009 г. N 442-а "Об утверждении Методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" в ред. 2014 г.), и «ходовые» товары в целях удержания уровня конкурентоспособных цен, и их постоянного наличия в продаже, что способствовало росту продаж и уменьшению товарооборачиваемости.
Уменьшение чистой прибыли в 2015 г. связано с увеличением коммерческих расходов, которые возникли в связи с открытием филиала аптеки