Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6183

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура



Влияние стресса не ограничивается воздействием на отдельного человека, а может распространяться и на группы людей – например, семью или коллектив. Три уровня в структуре личности человека - биологический, психологический, социальный - неразрывно связаны друг с другом и определяют, насколько благополучно чувствует себя человек. Поэтому социальная часть нашей жизни, общение с другими людьми – это необходимость и неотъемлемая ее часть.

Хронический стресс – это специфический риск, который может негативно повлиять на атмосферу в коллективе, прежде всего за счет возрастания конфликтного поведения его членов. Он может снизить или повысить эффективность работы как отдельного специалиста, так и всего подразделения.

Как хронический стресс может проявляться в коллективе?

- в поведении сотрудников наблюдается тревожность, недовольство, упреки, раздражение или агрессия;

- возрастает число конфликтов, а поводами для них становятся мелочи;

- под воздействием тревоги специалисты могут становиться неуспешными, начинают избегать и уклоняться от выполнения задач;

- специалисты могут начать прибегать к различным формам снятия напряжения и разрешения конфликтных ситуаций в неконструктивных формах, например, прибегая к поведению, связанному с поиском рисковых обстоятельств и др.;

- специалисты в деятельности выделяют больше отрицательные стороны и явления, чем положительные.

Если описанные выше признаки наблюдаются в коллективе, очень важно не оставлять их без внимания. Остановимся подробнее на тех мерах, которые могут помочь минимизировать их проявление и развитие хронического стресса в коллективе в целом.

Что может сделать коллектив для профилактики развития хронического стресса у сотрудников?

- При организации работы подразделения оптимизировать рабочие графики и нагрузки сотрудников.

- Оказывать друг другу эмоциональную поддержку, стараться выражать благодарность и отмечать труд каждого
, вклад в общее дело. Это помогает людям осознать свою ценность и актуальность выполняемой деятельности.

- Стараться быть последовательными в принятии задач и их реализации, учитывать возникающие трудности при их выполнении, проводить обсуждения ошибок, искать формы их минимизации.

- Следить за согласованностью действий сотрудников.

- Понимать, что каждый специалист может повлиять на общее чувство сплоченности, каждый работает над единой целью, движет ее, влияет на ход выполнения задачи.

- Созданию и поддержанию общения в подразделении способствует наличие отведенного времени для личного общения не только в ситуации выполнения общего задания.

- Поддерживать и развивать коллективные ценности и традиции, если последних нет – придумать совместно с коллегами.

Традиции и обычаи в коллективе, как правило, несут функцию сохранения и передачи коллективных ценностей, эмоциональной поддержки, наставничества и передачи опыта. Они играют мощную профилактическую роль развития хронического стресса.

Для каждого коллектива характерна своя корпоративная культура. В каждом коллективе существуют свои правила, свое приемлемое поведение, которого придерживается большая часть людей. Сложившийся коллектив имеет свои базовые ценности, свою историю. По-простому корпоративную культуру можно назвать фразой «у нас так принято» или «у нас так заведено».
Корпоративная культура бывает:

- формальная - общая для всех специалистов, почти неизменяемая, чаще всего описанная в документах. Например, возложение венков, вручение наград, посвящение молодых в профессию, вручение личному составу техники, встречи коллег из служебных командировок, сохранение памяти о погибших коллегах, проводы на пенсию. Ее придерживаются все специалисты ведомства или организации, она дает возможность почувствовать принадлежность структуре, или, например, ощутить важность происходящего на работе момента.



- неформальная – ее можно разделить на общую, которая характерна для всей группы специалистов: например, пожелание «сухих рукавов» у пожарных. И специфическую, которая характерна для конкретной группы коллег. Например, часть коллекционирует пожарные автомобили и каждый новый сотрудник должен пополнить общую коллекцию своим оригинальным экземпляром. Или на общие праздники в подразделении, например, на День спасателя или День пожарной охраны делается видеопоздравление от детей сотрудников и включается в особый момент празднования. Какие-то части участвуют в необычных поздравлениях женщин с 8 марта или устраивают соревнования в каком-либо спорте по случаю праздника.



Формальная корпоративная культура дает чувство принадлежности к общей профессиональной группе, обеспечивает стабильность и устойчивость в коллективе, в то время как неформальная отвечает за эмоциональную сторону и поддержку. Поэтому важен баланс формальной и неформальной корпоративных культур.

Также стоит отметить, что корпоративная культура может приобретать деструктивные формы и приводить к эмоциональному неблагополучию в коллективе. Например, когда в коллективе вводится жесткая система наказания за минутное опоздание. Или доминирует неформальная культура, когда после совместных мероприятий и отдыха подчиненные начинают общаться по рабочим вопросам с руководящим составом в дружеском стиле.

Чем специфичнее профессия, тем более выражена ее корпоративная культура. При этом развитие корпоративной культуры невозможно без развития ценностей. У сотрудников МЧС России - это понимание предназначения ведомства, основных задач, знание истории ведомства. Ценностью для специалистов являются такие качества, как профессионализм, верность служебному долгу, ответственность, дисциплинированность. Рабочие коллективы в основном отличает взаимовыручка, сплоченность.

Разделение ценностей организации, их поддержание формируют особую систему поддержки и взаимодействия коллег, особенно при работе в экстремальных условиях. При работе в них каждый специалист понимает, что за ним надежное плечо коллег, для которых также важна дружба, честь, ценность жизни.

Уважительное отношение к организации, ее корпоративной культуре влияет и на внутреннюю атмосферу в коллективе, чувство причастности к ней, мотивирует на дальнейшее выполнение деятельности.

Развитая корпоративная культура является показателем сплоченности коллектива, единства в видении исполняемых задач и средствах их выполнения. Имея общее мировоззрение, мотивацию деятельности, сотрудники создают атмосферу, позитивно влияющую на профессиональную деятельность и не только повышающую ее эффективность, но и снижающую степень воздействия стрессовых условий на весь коллектив.

Благоприятная, эмоционально комфортная обстановка в коллективе является мощным ресурсом, особенно в профессиях,
связанных со сложной, опасной деятельностью или деятельностью в особых условиях.



2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях



Еще раз подчеркнем, что комфортная обстановка в коллективе является огромным ресурсом. При этом иногда в коллективе могут наблюдаться и деструктивные формы группового поведения. Как правило, они являются следствием серьезного неблагополучия в нем и требуют проведения административных и коррекционных мероприятий.

Само по себе межличностное и межгрупповое общение – это многогранный процесс, на который влияют множество факторов, в том числе настроение, состояние и личностные особенности каждого участника, а также цели, способы взаимодействия каждой из сторон. В результате могут возникать противоречия, которые приводят к конфликту. О принципах, стратегиях конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, которые могут проявляться в коллективе, пойдет речь далее.


Что такое конфликт?
Каждый день мы сталкиваемся с большим объемом информации: общение с близкими, коллегами, интернет, телевизор. Какая-то информация нас привлекает, другая же остается фоновой.



Интересно, что значимость информации придаем мы сами, поскольку воспринимаем ее через призму своих убеждений, ценностей, интересов, хобби, актуальных потребностей, самочувствия и др.

Основа любого конфликта – это информация, слова, события, действия и то, как мы их воспринимаем и оцениваем. Иногда в конфликте можно слышать слова: «ты вывел меня из равновесия». Так вот выходим из равновесия мы сами, делая события, слова, действия значимыми. Мы проявляем небезразличие к чему-либо. Это фундамент конфликта.

А дальше включаются наши эмоции и чувства (например, услышанные слова нам обидны, неприятны, злят нас и др.). Эмоции подчас перестают быть управляемыми, они накрывают, как стихия, и уводят от сути той информации, которую мы услышали и восприняли как значимую. Но в наших силах эту «стихию» направить и сделать управляемой. Дать себе определенную внутреннюю команду, переключиться с режима «стихия» в режим «анализа».

Если мы вспомним наши типичные конфликты за последние полгода, их причины, наше самочувствие перед ними