Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6186

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС



Вопросы для самопроверки:


  1. Что такое хронический стресс? Как он проявляется?

  2. Какие факторы профессиональной деятельности могут негативно влиять на состояние специалиста?

  3. Что такое эмоциональное выгорание? Какие личностные факторы способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания?

  4. Составьте максимально большой перечень своих возможных ресурсов. Какие из них используете чаще, какие реже?

  5. Кратко опишите смысл двух основных стратегий в отношении ресурсов по борьбе с хроническим стрессом.

  6. Стратегия управления эмоциями: чем она нам может помочь?

  7. Какие стратегии преодоления стрессовых ситуаций вы знаете? Назовите их плюсы и минусы.

  8. Какие методы саморегуляции вы знаете? Как их применять?

  9. Что такое конфликт? Какие конфликты бывают?

  10. Какие стратегии поведения в конфликте вы знаете?

  11. Когда необходима помощь третьей стороны для разрешения конфликта?

Задания для самостоятельного выполнения


Упражнение 1 «Пять шагов»

Задание: попробуйте вспомнить какие-либо недавние ситуации, которые вызвали у вас неприятные эмоции и проанализируйте их.

1) Эмоции - обозначить и записать эмоции, возникшие в ходе ситуации. Что я испытывал? Что я чувствовал? Что со мной происходило? Как я реагировал? Что происходило с моим телом, мышцами, голосом? Что я говорил?

2) Мысли – обозначить мысли, приходившие в голову в процессе общения и ситуации: 1. мысли по отношению к себе. 2. мысли по отношению к ситуации или третьим лицам. Можно использовать вопросы: Что я при этом думал? Что я себе представлял? Каковы были мои ощущения? Какие мысли пришли мне в голову?

3) Потребности. Осознать и записать свои желания и интересы, которые оказались неудовлетворенными в результате развития ситуации. Можно использовать вопросы: Каким моим стремлениям помешала данная ситуация? Что я мог бы получить и не получил? Какова моя цель? Какие мои интересы и права нарушены в данной ситуации? Что я хочу получить в конечном итоге?

4) Негативная сторона проблемы. Обозначить ошибки в поведении, негативные мысли и чувства.

5) Позитивная сторона проблемы. Записать положительные результаты – удачное поведение, достижения в мыслях и чувствах, конструктивные способы реагирования.

Упражнение 2 «Анализ ситуации»

Задание: находясь в тревожной ситуации, задайте себе вопрос:

- как можно по-другому посмотреть на эту ситуацию?

- как будет выглядеть эта ситуация с большей эмоциональной дистанции?

- как выглядела бы эта ситуация через некоторое время?

Или попробуйте посмотреть на ситуацию глазами другого человека.

Проанализируйте свои ответы. Изменилось ли ваше эмоциональное отношение к ситуации?
Упражнение 3 «Баланс»

Задание: прочитайте примеры ситуаций и предложите как можно больше вариантов действий, позволяющих сбалансировать описанное эмоциональное состояние.

Пример 1.

У пожарного (спасателя) была сложная смена, в течение которой было несколько выездов, к тому же при передаче смены случился конфликт с коллегой. После смены он понимает, что испытывает напряжение, «внутри всё закипает», и если он поедет сразу домой, то «выместит» свою злость на родных.

Пример 2.

Вам поручают роль наставника для молодого специалиста, который пришел несколько месяцев назад. Он в ходе взаимодействия и ваших указаний на ошибки начинает вести себя самоуверенно и дерзко.

Пример 3.

Вы обещали коллеге подменить его на дежурстве. Но в последний момент понимаете, что не можете этого сделать по уважительной причине. Вы начинаете диалог с коллегой, но в ответ звучат обвинения, недовольство и нежелание общаться дальше.
Упражнение 4 «Анализ примеров»

Задание: прочитайте примеры ситуаций и выделите в них признаки эмоционального выгорания.

Представьте, что персонажи из примеров Ваши коллеги. Какие бы стратегии выхода из такого состояния Вы предложили?

Пример 1.

Пожарные в смене стали замечать, что начальник караула, проработавший 10 лет в пожарной охране, стал в последние полгода вести себя менее осторожно, не осмотрительно. Коллегам говорил, что все пожары схожи и самое главное – интуиция. В общении с пожарными стал проявлять больше директивности, бескомпромиссности.

Пример 2.

Опытного спасателя в ПСО поставили наставником для молодого коллеги. При разборе ситуаций старший коллега в речи употреблял фразы «всех не спасешь, но главное, чтобы в отчете был порядок», «я никому ничего не должен, я не «супермен»», «все от тебя ждут чуда, но ты всегда будешь виноват во всех ошибках».


Упражнение 5 «Тренировка внимания»

Задание: вы видите ряд картинок, которые, на первый взгляд, могут показаться обычными, однако, если приглядеться, то вы увидите?

На первой: лица и чаша

На второй: лица и женский силуэт

Обратите внимание, с какой скоростью вам удается переключать свое внимание с одной фигуры на другую? Попробуйте переключать это внимание быстрее.

В повседневной жизни такое упражнение можно сделать следующим образом: сосредоточите свое внимание на чем-то крупном (например, человек или большой предмет). Как он смотрится на всем фоне? Теперь выделите из выбранного большого объекта – объект поменьше, отдельную часть. Пример:

  • Человек – кофта – пуговица – нитки на пуговице

  • Человек – лицо – глаза – цвет глаз – узор роговицы

  • Шкаф – полка – книга – переплет книги – отдельно написанная буква на переплете

Только когда фигура выделена из фона – она имеет смысл и значение.

Обратите внимание на скорость, с которой вы переключаетесь, попробуйте ее увеличивать.


Упражнение 6 «Шаги разрешения конфликта»

Задание: попробуйте вспомнить какой-либо недавний конфликт, разрешение которого вызвало трудности. Проанализируйте его с помощью представленных шагов и определите, на каких из них возникали трудности. Попробуйте ответить на вопросы каждого шага и определить, как можно было разрешить конфликт быстрее и эффективнее, что для этого было оптимально сделать.

Шаг

Что делаем?

Полезные вопросы

1. Снижаем эмоциональное напряжение

Навыки управления эмоциями позволяют справляться с нашими эмоциональными реакциями. Мы не всегда способны контролировать чувства, но можем влиять на то, что делаем в ответ на эти чувства. Ключевое – научиться распознавать в себе эмоции, изменения в теле, мыслях, а уже далее при необходимости влиять на эти процессы с помощью приемов саморегуляции

- Что сейчас происходит?

- Что я чувствую?

- Почему возникли именно эти чувства? Могу ли я их изменить?

2. Анализируем конфликт и те изменения, которые он нам может дать

Анализ позволит нам понять, почему это случилось, и приблизиться к выходу из сложившейся ситуации

- Что мне даст разрешение конфликта?

- Какие барьеры могут мешать разрешению?

- Кто участвует?

- Причина конфликта?

- Какие условия?

3. Устанавливаем контакт и взаимодействие и ищем решение

Формулируем конкретное пожелания того, что мы хотим, чтобы вторая сторона сделала без абстрактных формулировок. Приходим к желаемым изменениям в отношениях, используем стратегии и закрепляем решение реализацией

- Чего хочу я в этой ситуации?

- Чего хочет другая сторона?

- Чего опасаюсь я и другая сторона?

- На какие уступки готов пойти я и другая сторона?

- Какие варианты решения есть?

- Какой стратегии я буду придерживаться?




Упражнение 7 «Использование метафоры в конфликте»

Задание: вспомните какой-либо конфликт, разрешение которого вызвало трудности, и попробуйте проанализировать его с помощью метафоры.

Использование метафоры оказывает мощное влияние на воображение и мозг. И этот навык можно развивать. Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Например, выражение «Время - деньги» является метафорой и вызывает в голове сильный образ.

Чем нам могут помочь метафоры?

- улучшить коммуникацию в предконфликтной или конфликтной ситуации или придать импульс любой фразе;

Что для этого необходимо?

  1. Определите проблему и главную мысль, которую вы хотите донести.

  2. Попробуйте подобрать метафоры, которые отражают ваше состояние или главную мысль.

Например: «я ощущаю себя как белка в колесе» или «в таких условиях я чувствую себя как выжатый лимон, поэтому мне важно, чтобы…», «у меня ощущение, что есть стена, которая мешает взаимодействию и мне хочется эту стену разобрать», «мне кажется, что наши отношения как линия в кардиограмме и мне хочется, чтобы…» и др.

- помочь объяснить сложные понятия простыми и понятными ассоциациями - при помощи метафоры можно вызвать более глубокое понимание сложных идей и эмоций.

Вы можете использовать много слов, определений, но оппонент может заскучать и начать недоумевать. Например, «наши отношения как маятник, они не стабильны», «твоя жесткая критика выбивает у меня почву из-под ног и мне кажется, что лечу в пропасть». Яркий образ помогает понять и запомнить идею.
Метафора как способ разрешения конфликтной ситуации:

Шаг 1. Определите метафору для вашей конфликтной ситуации.

Нет понятия правильной метафоры, выбирайте любой образ. Например, можно представить, словно текущая конфликтная ситуация – это сломавшийся мост через горную пропасть. Он был и так не очень крепок, но накопившиеся недовольства, мелкие стычки сначала выводили мост из равновесия, затем приводили к мелким поломкам и как итог – невозможность использовать этот мост окончательно.


Шаг 2. Накидайте решения для метафорической проблемы:

- построить новый мост;

- прибегнуть к помощи сторонних специалистов по ремонту;

- шаг за шагом ремонтировать мост.

Шаг 3. Свяжите решения вашей проблемы с решениями метафорической проблемы:

- построить новый мост = начать выстраивать взаимоотношения заново, забыть про конфликт;

- прибегнуть к помощи сторонних специалистов по ремонту = обратиться к значимым для обеих сторон людям, чтобы они помогли наладить взаимодействие;

- шаг за шагом ремонтировать мост = выстроить стратегию примирения, начать с разрешения мелких противоречий, начать устанавливать контакт и поддерживать попытки конструктивного взаимодействия.

Шаг 4. Выберите лучшие решения.

Вам пригодится анализ и логика. Взвесьте каждое возможное решение и направьте ресурсы на его реализацию.

В создании метафор важна практика, их можно записывать на листе, анализировать, а потом уже применять при взаимодействии, в процессе разрешения конфликтных ситуаций.
Упражнение 8 «Конфликт или нет?»

Задание: прочитайте примеры ситуаций и ответьте на предложенные вопросы.

Карточка 1

Специалист отдела кадров попросил Вас принести копию личного документа. Вы приходили несколько раз туда, но специалиста не было на месте. Через несколько дней Вам опять звонит специалист отдела кадров и с раздражением повторяет свою просьбу.

Карточка 2

Перед выходом на смену вы договорились со старшим сыном о том, что он может устроить вечеринку у вас дома, но после этого наведет порядок в квартире. Однако по возвращении домой Вы обнаруживаете, что квартира не убрана, а сын спит в своей комнате.

Карточка 3

После напряженной смены по дороге домой вы заходите в магазин. Перед кассой вы вспоминаете, что забыли взять хлеб. Вы занимаете очередь за женщиной и идете в отдел за хлебом. По возвращении пытаетесь занять свое место, но женщина сообщает, что вас не помнит.

Карточка 4

После выхода из отпуска на работу, вы замечаете, что ваши любимые вещи в общем помещении находятся не на своих местах, они переставлены, а некоторые из них вовсе исчезли. Коллега сообщает вам, что недавно вышел на работу новый сотрудник.

Вопросы для анализа:

- Как вы считаете, является эта ситуация конфликтной?