Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6182

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС

- По каким признакам вы это определили?

- Может ли данная ситуация перерасти в конфликтную? Что для этого должно произойти?

- Как предотвратить дальнейшее негативное развитие ситуации?
Упражнение 9 «Метод интегративных решений»

Задание: заполните пустые графы таблицы на предложенном примере и перепроверьте себя.

Пример:

Муж и жена планируют отпуск. Несколько месяцев муж мечтал о том, как проведет две недели отпуска в удаленной от шума хижине в горах, где будет охотиться, ловить рыбу и бродить по горным тропам, взбираясь на вершины. Но жена с таким выбором не согласна. Она заявила, что в горах ей скучно и она хочет поехать на популярный морской курорт, выбор которого муж не одобряет.


Варианты разрешения ситуации


Краткая характеристика


Ответ


«Увеличение пирога»

Подходит, когда мы можем решить проблему при помощи увеличения используемых ресурсов – денег, времени, территории и так далее.





Неспецифическая компенсация

Одна сторона отказывается от своих притязаний взамен на компенсацию от второй стороны. Для использования этой модели необходимо понять, что представляет особый интерес для другой стороны





Взаимные уступки

Каждая сторона соглашается уступить в том, что не очень важно для нее, но очень важно для другой стороны. Для выработки решения подобным способом важно знать, какие из вопросов для каждой стороны наиболее приоритетны





Снижение издержек

Одна из сторон получает то, что хочет, а издержки, которые при этом терпит другая сторона, снижаются или вообще ликвидируются. Снижение издержек принимает форму компенсации, при которой уступающая сторона получает взамен своих уступок нечто, в точности соответствующее потерям. В данном случае необходимо знание приоритетов другой стороны





Состыковка интересов

При состыковке интересов ни одна, ни другая сторона кон­фликта не добивается своих исходных требований, но появляет­ся новый выбор, который отвечает наиболее важным интересам, лежащим в основе этих требований. Это возможно только в том случае, если обе стороны поймут интересы друг друга






- «Увеличение пирога»: например, добавить еще одну неделю и отдыхать по очереди: то на море, то в горах.

- Неспецифическая компенсация: например, жена соглашается и едет в горы, но получает при этом от мужа желанный подарок-компенсацию.

- Взаимные уступки: например, супруги едут в первоклассный отель в горах (в том случае, если самое важное для жены – комфорт, а для мужа – горы).

- Снижение издержек: например, на море с рыбалкой или в горы с морепродуктами.

- Состыковка интересов: например, курорт с озером возле леса и реки (если для мужа главное – возможность ловить рыбу, а для жены – купаться).
Список используемых материалов:
1. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации специалиста в инновационных сферах деятельности. – М.: Когито-Центр, 2017

2. Бигунец В.Д. К вопросу об оценке функционального состояния спасателей МЧС России// Вестник психотерапии. – 2009. – Т.34. – №29. – С. 97-101;

3. Битюцкая Е.В., Петровский В.А. К вопросу о субъективной и объективной трудности жизненной ситуации // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22-24 сент. 2016 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т. 1. С. 17-19.

4. Битюцкая Е.В., Петровский В.А. Когнитивное оценивание, психологическая защита и тревожность в структуре субъективного образа трудной жизненной ситуации // Психология индивидуальности: Мат-лы третьей Всеросс. науч. конф. (Москва, 1—3 декабря 2010 г.): В 2 ч. / Отв. ред. А.Б. Орлов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. Ч. 1. С. 87–88.

5.Битюцкая Е. В. Типы ориентаций в трудных ситуациях // Вопросы психологии. — 2018. - № 5. - С. 41–53.

6. Бодров В. Психологический стресс: развитие и преодоление. – Litres, 2019.

7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.

8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.

9. Буриш М. Синдром выгорания –теория внутреннего истощения / пер. с англ. –2016

10. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 1. С. 5-17.

11. Бутков П.П., Гуменюк О.В., ПоповаМ.И. Профессиональное выгорание и его предотвращение у специалистов спасательных отрядов и пожарных расчетов МЧС // Неделя науки СПБГПУ. –2015. –No1

12. Вайсертрейгер А. С. Р., Иванова В. Ю. Влияние осознаваемого и неосознаваемого восприятия эмоциональных акустических стимулов на временные характеристики дыхания человека //Российский физиологический журнал им. ИМ Сеченова. – 2014. – Т. 100. – №. 12. – С. 1443-1451.



13. Власенко Н.Ю., Макарова И.И., Аксёнова А.В. Исследование антропометрических особенностей и показателей вариабельности сердечного ритма у пожарных-спасателей// Вестн. ТвГУ. Сер.: Биология и экология. – 2016. – № 3. – С. 7-17.

14. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. №1.

15.Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания. – СПБ.: ПИТЕР, 2017.

16. Головинский А.А., Козлова Ю.В., Стрельникова Ю.Ю. Формирование ценностных ориентаций у курсантов – участников ликвидации последствий стихийного бедствия на дальнем востоке в 2013г.

17. Зобков А. В., Турчин А. С. Саморегуляция учебной деятельности. – 2013.

18.Иванова Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия : дис. ... канд. психол. наук. М., 2016.

19.Искусство дыхания. Секрет осознанной жизни / Денни Пенман ; пер. с англ. Ю. Константиновой . - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 120 c.

20. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций/О. А, Карабанова //М.: Гардарики. – 2005.

21. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112

22. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. - М: Смысл, 2009. - 311 с.

23. Лобзин В.С. Нервно-психическая саморегуляция методом аутогенной тренировки // Военно-медицинский журнал. 1975. № 9. С. 39-41.

24. Лэнгле А. Профессиональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. –2017. – No2.

25.Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.

26. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. –СПб: Питер, 2014. –514 с.

27. Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса. (Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

28.Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы.

29.Фрейденбергер Г.Дж. Утечка персонала // Журнал социальных проблем / пер. с англ. –2014. –No.30. –С. 159–165.

30.Хотенова Т. В., Григорьев С. М. Проблема саморегуляции в условиях риска //Человеческий капитал. – 2019. – №. 6-2. – С. 451-453.

31.Энциклопедия дыхательной гимнастики / Е. А. Бойко. - Москва : Вече, 2007.

32. Rod, N. H., Grønbaek, M., Schnohr, P., Prescott, E., &Kristensen, T. S. (2009). Perceived stress as a risk factor for changes in health behaviour and cardiac risk profile: a longitudinal study. Journal of Internal Medicine, 266(5), 467–475.


33. Song, H., Fang, F., Arnberg, F. K., Mataix-Cols, D., Fernández de la Cruz, L., Almqvist, C., Valdimarsdóttir, U. A. (2019). Stress related disorders and risk of cardiovascular disease: population based, sibling controlled cohort study. BMJ, l1255.






Схема раздела «Травматический стресс»










Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс



3.1. Понятие травматического стресса.

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях.

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС.

3.4. Последствия травматического стресса для человека.

3.5. Последствия травматического стресса для групп людей.
В предыдущих разделах стресс был рассмотрен с точки зрения нормальной адаптивной реакции организма, а также в контексте изменения этой реакции в результате продолжительного влияния стрессового фактора. Данный раздел посвящен травматическому стрессу, который является распространенным явлением в чрезвычайных ситуациях, а также объектом изучения психологов экстремального профиля. 


3.1. Понятие травматического стресса


Когда мы говорили о стрессе, то определили, что это нормальная и адаптивная реакция организма на изменяющиеся условия. Однако изменение условий может быть настолько внезапным и масштабным, что стресс перестает выполнять свою адаптационную функцию и становится травматическим.

Травматический стресс – это сверхсильный стресс, при его развитии адаптационные механизмы организма разрушаются, и встает вопрос о его «перестройке» или реадаптации.

Травматизация может происходить в тех ситуациях, когда адаптационные способности организма и психики оказываются недостаточными относительно воздействующего стрессового события или условий. То есть сила стрессового события превосходит ресурсы организма и психики.

Если сравнить наш организм с пружиной, то хронический стресс условно можно представить как постоянное и длительное ее растяжение, в результате чего она растягивается и теряет свою гибкость. Если растянуть пружину слишком сильно – она лопнет. В этом образном описании заключается смысл травматического стресса.