Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6179

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС

;

- предоставьте ему возможность «выпустить пар», например, можно поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой;

- будьте благожелательны по отношению к пострадавшему - его агрессия направлена не на вас, а на обстоятельства, с которыми он вынужден был столкнуться.
Психомоторное возбуждение

При возникновении острой стрессовой реакции психомоторного возбуждения человек перестает понимать, что происходит вокруг него, однако продолжает совершать машинальные действия: говорить, бегать и т.д. То есть человек пытается справиться с возникшей ситуацией, эмоциональным напряжением путем хаотичного выхода внутренней энергии через действия.

В этой реакции человек может причинить вред себе и окружающим.

Как выглядит: движения резкие, действия выглядят бесцельными и бессмысленными. Речь может быть неестественно громкой или вовсе отсутствовать, при этом пострадавший практически не реагирует на окружающих.

Что делать:

- постарайтесь привлечь внимание пострадавшего, отгородить его от окружающих, иногда необходимо остановить пострадавшего физически.

- обращайтесь по имени.

- говорите с человеком спокойным голосом, фразы формулируйте позитивно, лучше говорить «пойдем медленнее», нежели «не беги».

- можно использовать техники дыхания.

- можно попробовать подстроиться, идти рядом с пострадавшим, спрашивая: «куда идете?», как бы обращая его внимание на его собственные действия.

Диссоциативный ступор

Ступор как острую стрессовую реакцию практически невозможно отличить от кататонического ступора, являющегося проявлением психической патологии, с которой смогут помочь только врачи. Психологический смысл ступора заключается в практически полном снижении реакции, замирании в ответ на травмирующее событие, чувстве беспомощности перед ним.

Как выглядит: наблюдается резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, также пострадавший не реагирует на внешние раздражители (такие как шум, свет, прикосновение и т.д.). Пострадавший застывает в определенной позе, не двигается - разве что часто встречаются ограниченные слаженные движения глаз.

Что делать:

- пострадавшего нужно как можно быстрее передать бригаде врачей;

- в случае если врачей рядом нет, обеспечьте тепло и безопасность пострадавшему.

Апатия

Апатия - это непреодолимая усталость, когда любое движение, слово дается с трудом. Психологически апатия схожа с анестезией, которая позволяет снизить общую эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную чувствительность и активность человека.

Как выглядит: пострадавший равнодушен к происходящему, не выражает никаких эмоций, темп речи снижен.

Что делать:

- создайте для человека условия, в которых он мог бы отдохнуть, набраться сил, чувствовать себя в безопасности;

- если необходима активность, помогите человеку плавно в нее войти;

- говорите с ним мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи;

- постепенно задавайте пострадавшему вопросы, требующие развернутого ответа, предложите незначительную физическую нагрузку (пройтись, немного размяться).
Страх, тревога

Страх – это эмоциональное состояние, которое оберегает человека от рискованных, опасных поступков. Психологически страх является проявлением базового инстинкта самосохранения и отражает защитную реакцию человека при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия, он фокусирует внимание человека на происходящих событиях. 

Как выглядит: мышцы пострадавшего напряжены, сердцебиение и дыхание учащено, человеку трудно контролировать собственное поведение.

Что делать:

- в ситуации страха необходимо быть рядом с человеком, предоставить ему ощущение безопасности.

- если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие, например, отнимать от 100 по 7.

- дайте возможность человеку выговориться, обсудите то, чего он боится.

- уровень страха можно снизить подробной информацией о происходящем, об обстоятельствах ситуации. 

Для специалистов, работающих в ЧС, важно понимать, что пострадавшие, испытывающие ОСР, нуждаются в психологической поддержке. Она позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи со стрессовыми событиями и минимизировать последствия их проявления.

Также в целях профилактики развития этих состояний и для эффективного взаимодействия с пострадавшими нам могут помочь приемы активного слушания. Рассмотрим основные из них:





Раппорт

«Присоединение» к человеку по интонации, по темпу речи и по дыханию. Например, если человек говорит тихо и медленно, то мы тоже понижаем темп и громкость своей речи, и наоборот.

Этот прием является базовым для всего активного слушания и уместен в использовании в любой беседе. С его помощью мы можем сформировать доверительную атмосферу, создать ощущение понимания, повлиять на эмоциональное состояние собеседника.

Важно отметить: подстроиться – не значит «заразиться» состоянием человека, а, сохраняя самообладание и доброжелательность, говорить на одном уровне громкости и в одном темпе с ним. Это позволяет быть более «понятным» для собеседника и способствует контакту.


Поддакивание

Это самый простой прием активного слушания. Любой человек им пользуется почти интуитивно. С помощью поддакивания мы даем собеседнику понять, что мы его слушаем и заинтересованы в нем. Во время разговора рекомендуется периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п.


Использование вопросов

Вопросы бывают открытого и закрытого типа.

Вопросы закрытого типа подразумевают ответы «да» или «нет». При помощи закрытых вопросов мы можем получить от нашего собеседника согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности, уточнить информацию или проверить собственное предположение. Примеры закрытых вопросов: «Ты здесь давно?», «Ты был один?» и т.п.

Открытые вопросы характеризуются тем, что на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. При помощи данных вопросов мы поддерживаем диалог и получаем от собеседника подробную информацию. Используя открытые вопросы, мы можем направлять беседу и стимулировать ее продолжение после затянувшейся паузы. К такому типу вопросов могут относиться следующие: «Как ты себя чувствуешь?», «Как давно ты здесь?»


Своевременная пауза

Цель паузы – помочь собеседнику выговориться до конца. Существует мнение, что молчание во время разговора – плохой признак, свидетельствующий о том, что собеседникам не о чем говорить. Однако это не всегда так.

При грамотном использовании пауза может оказаться полезным инструментом конструктивного общения. Во-первых, человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства, а во-вторых, паузы освобождают разговор от лишней и ненужной информации.



Отражение чувств

Понятие «эмпатия» означает осознанное сопереживание эмоциям другого человека. Мы представляем себя на месте другого и понимаем его чувства, желания, идеи и поступки. Отражение чувств представляет собой словесное выражение эмпатии. С помощью отражения чувств мы формируем близкую доверительную атмосферу общения. Когда Вы формулируете чувства и ощущения, которые испытывает человек, Ваш собеседник ощущает «родственность душ», начинает больше доверять Вам и общение переходит на качественно новый уровень. Пример отражения чувств: «То есть Вы возмущены тем, что ситуация развивалась именно таким образом».


Перефразирование полученной информации

Это формулировка той же мысли, но иными словами. При помощи перефразирования мы не только сами лучше понимаем, о чем нам говорит собеседник, но и даем ему возможность увидеть, что его правильно понимают. Перефразирование также позволяет своевременно устранить недопонимание. При использовании данного приема важно ориентироваться на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.

Перефразирование можно начать следующими фразами:

- «Если я Вас правильно понял, то…»;

- «То есть Вы хотите сказать, что…»;

- «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но Вы говорите, что…»;

- «Другими словами, Вы считаете, что…».


Резюмирование полученной информации

Этот приём подытоживает основные идеи и чувства. Это как бы вывод из всего того, что уже было сказано человеком. При помощи резюмирования мы даем понять собеседнику, что внимательно его слушаем. Резюмирующая фраза представляет собой речь собеседника в «свернутом» виде.

При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль, для этого полезны такие фразы, как:

- «Вы говорили о том, что…»;

- «Ваша основная мысль заключается в том, что…»;

- «То есть …»;

- «Если подытожить сказанное, то…».

Данный прием может быть особенно полезен при общении с пострадавшими в возбужденном состоянии. В этом случае человек может говорить много, быстро и сумбурно. Вычленяя основную мысль его высказываний путем резюмирования, мы не только сами лучше понимаем собеседника, но и помогаем ему лучше понять самого себя и сложившуюся ситуацию.



Таким образом, мы определили, что в ответ на травматическое событие могут развиваться ОСР, которые являются нормальным временным явлением. С их помощью психика пытается адаптироваться к новым условиям. При возникновении таких реакций для человека важна психологическая поддержка, которую может оказать любой специалист, учитывая особенности протекания этих реакций. Но помимо индивидуальных реакций, могут наблюдаться и массовые реакции, которые также могут развиваться под воздействием травматического стресса, в том числе при работе в ЧС. Для специалиста важно понимать не только специфику этих реакций, но и возможности влияния на них.


3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС



Чрезвычайные ситуации чаще всего предполагают присутствие в одном месте большого скопления людей, поскольку нередко к месту происшествия подходят зеваки и интересующиеся граждане.

Есть мнение, что пробка на дороге образуется не в результате самого ДТП, а из-за того, что другие водители замедляются, проезжая мимо, чтобы посмотреть, что произошло.

Но для начала необходимо определить, какими бывают группы в целом. Ведь в своей работе спасатели и пожарные часто сталкиваются с ситуациями, когда на месте происшествия собираются разнообразные группы людей (например, пострадавшие, свидетели, а также приезжающие на место ЧС родственники пострадавших и др.).

Используя самую простую классификацию, группы можно разделить на следующие виды:


Малые

- (от 2-3 до 30 человек), у них есть общие цели и взаимоотношения между участниками (например, небольшой коллектив или учебный класс)

Большие

- бывают условные, могут быть кем-то организованы или возникать стихийно (например, люди в час пик в метро)






Условные

- люди, не находящиеся вместе, но объединенные общими ценностями, принципами, нормами, традициями (например, «Чернобыльцы», «Афганцы»).

Реальные

- люди, находящиеся в одном месте, в одно время (например, зрители на концерте, болельщики на матче, участники демонстрации).


Образуются разнообразные виды групп и в ЧС. Но находясь в ЧС, как мы говорили выше, люди испытывают сильные эмоциональные переживания, их поведение может меняться. Кто-то из них сталкивается с физической болью, кто-то потерял близких, имущество, другие видели или слышали, как произошло трагическое событие. Поэтому, в зависимости от степени включенности в ЧС, мы можем наблюдать такие группы людей как: