Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6171

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС



1. Пострадавшие:

- В узком смысле к пострадавшим относятся те, кто оказался в очаге чрезвычайной ситуации (например, люди находящиеся под завалами обрушенной конструкции, заблокированные в автомобиле, на крыше горящего дома и т.п.).

- В широком смысле к пострадавшим относятся те, кого лично затронула ситуация, кто получил физические травмы, потерял близких людей, имущество, а так же родственники, ближайшее окружение пострадавших).

- «Очевидцы, свидетели» (люди, которые могли попасть в зону ЧС, но в силу определенных факторов не попали, например, опоздали на поезд); или те, кто стал свидетелем ЧС, на чьих глазах это произошло.

- «Вторичные пострадавшие» (те, кто через СМИ узнают информацию о трагедии, следят за новостями, включаются в переживания относительно нее).

2. Специалисты:

1) профессионально обязанные:

- люди, которые осознанно и добровольно выбрали профессию, связанную с экстремальными условиями деятельности (пожарные, спасатели, врачи скорой помощи, полиция, военные).

2) привлеченные:

- сотрудники администрации, сотрудники пострадавшего предприятия, социальные службы, отделы кадров и др.

- так же в качестве исключения привлекаются люди, которые могли знать лично пострадавших (например, коллеги);

- узкие специалисты ведомства, которые привлечены к работе в ЧС, но это не является их постоянной профессиональной обязанностью, они не обладают опытом и способами адаптации к работе в ЧС.

Но в своей работе пожарные и спасатели сталкиваются с тем, что некоторые представленные группы людей не всегда являются четко организованными. Например, пострадавшие, длительное время не получающие информацию, могут скопиться в одном месте, не совсем осознавая общей цели. Или при этом собравшиеся вместе люди могут демонстрировать какие-то совместные действия, проявлять избыточную активность, также они связаны эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Такую группу можно назвать толпой. Конечно, толпа имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Помимо выше названных, можно добавить еще кратковременность толпы и ее бесструктурность, сходство эмоционального состояния участников, а также пространственную близость находящихся в ней людей.

Не все толпы одинаковы, поэтому рассмотрим простую классификацию видов толпы. В самом общем виде толпы можно разделить на две большие группы: пассивные и активные.

К пассивным можно отнести конвенциональную толпу – скопление людей, которые оказались в одном месте с определенной целью (например, на футбольном матче или концерте). В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.


Активная или действующая толпа осуществляет действия относительно конкретного объекта.

Можно выделить следующие виды действующей толпы:

* стяжательная – толпа, вступающая в неупорядоченный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Ее могут образовать покупатели в магазинах при распродаже или пассажиры, стремящиеся занять место автобусе.

* паническая толпа – может появиться в результате сильного испуга, потрясения, восприятия ситуации как угрожающей, вследствие чего может возникать реакция бегства, когда люди, в попытке избежать реальную или мнимую опасность, стараются убежать от нее.

Приведем пример из воспоминания участника событий в результате теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке:

«В холле скопилась масса народа. Все ждали лифта, но его не было. В воздухе висело напряжение, хотя внешне все были относительно спокойны. Особой паники не было. Было относительно тихо. Многие люди переговаривались между собой, но тихо, почти шепотом. Было похоже, что все были в шоке, как-то оцепенели. Потом из шахты лифта запахло дымом. И тогда часть людей, и я вместе с ними, пошли по лестницам пожарного выхода. На лестницах было полно людей. На некоторых этажах сильно пахло дымом, гарью. Постепенно я перешел на бег. Дыхание сбилось. Сердце готово было выпрыгнуть из груди. Вот тут на меня и стал наваливаться страх. Наверное, под внешним влиянием. Вокруг все кричали, бежали, некоторые даже дрались и хватали меня за одежду. Лестницы тряслись, слышался нарастающий скрежет металла и бетона. Где-то со звоном вылетали окна. Я плохо помню, как добежал до нижнего этажа и выскочил из здания. Навстречу шли полицейские и пожарные. Я закричал, что там ужас, и чтобы они уходили. После этого я из последних сил бросился бежать куда-нибудь. Последнее, что помню, это взрыв за спиной. Я упал и потерял сознание...». 

* агрессивная - толпа, объединенная нерациональной ненавистью к объекту (например, какому-либо политическому движению, структуре и др.). Обычно направляет свой гнев на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения к происходящему (сопровождается погромами, избиениями, поджогами, беспорядками и т.п.);

Агрессивная толпа отличается эмоциональным состоянием, а также кажущейся сплоченностью. В агрессивной толпе нередко можно наблюдать лидера или лидеров, которые управляют толпой, являются своего рода лицом толпы. Толпа – это не сумма мнений каждого участника, а произведение.



Если вы оказались в толпе, соблюдайте определенные рекомендации:

Во-первых, для того, чтобы обеспечить свою физическую безопасность:

- Не пытайтесь противостоять толпе - это касается как прямых высказываний и действий, так и направления движения.

- Двигайтесь вместе с толпой, стараясь переместиться из центра к краю. 

- Постарайтесь сгруппироваться так, чтобы ничто из вашей одежды и аксессуаров не цеплялось за других: заправьте шарф, галстук, ремень от сумки и прочее, так, чтобы за них никто не мог схватиться.

- Следует убрать предметы, которые могут травмировать или уколоть вас и окружающих.

Во-вторых, для того, чтобы обеспечить свою психологическую безопасность, сохранить ясность мышления и не поддаться эмоциональному заражению толпы:

- Представьте, что вы на работе, выполняете что-то скучное и рутинное - таким образом, вы с меньшей вероятностью будете подвержены заражению негативными эмоциями окружающих, вставьте в ухо наушник и включите негромко медленную музыку (если наушники с проводами, следите за тем, чтобы они не зацепились за что-либо или кого-либо).

- Попытайтесь вспомнить какой-то успокаивающий мотив, который сможет удерживать ваше эмоциональное состояние нейтральным.

- Станьте наблюдателем образовавшейся толпы, попытайтесь отметить, кто в ней и как себя ведет - это позволяет сохранять свою индивидуальную активность, которая защищает от эмоционального заражения.

Зачастую единственный способ избежать неприятностей в толпе – не попасть в неё. 


Может ли специалист как-то повлиять на толпу, остановить ее? При работе в ЧС важно понимать, что нет надежного метода остановки действующей толпы. Основная задача – минимизация рисков и профилактика ее возникновения.

Помочь в этом специалисту может понимание возможных механизмов воздействия на большие группы людей:

1. Эмоциональное заражение (возможно только в реальной большой группе и опасно в рамках ЧС).

Специфика эмоционального заражения заключается в том, что психологическое состояние передаётся от одних людей к другим. Иными словами, человек может прочувствовать и пережить те эмоции, которые ему демонстрирует его собеседник. Эмоциональное заражение осуществляется с помощью подражания и синхронизации мимики, звучания голоса, позы и движений с другими людьми. Таким образом, эмоции распространяются от человека к человеку, от чего может меняться настроение всех его участников, влияя, в свою очередь, на их поведение, мысли и чувства.


Эмоциональное заражение может возникать, в том числе в толпе. В таких условиях легче распространяются определенные эмоциональные состояния. Для того чтобы произошла передача определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, необходим непосредственный контакт между ними (например, нахождение в одном пространстве).

В качестве примера такого эмоционального заражения можно привести историю, которая произошла в Бангладеш в 2010 и получила огласку в СМИ. Ученица школы заметила, что на упаковке с крекерами, которые она ела, потемнела этикетка. Испугавшись, что печенье испортилось, она почти сразу стала жаловаться на изжогу, головную боль и сильные колики в животе. Такие симптомы позже начали демонстрировать и одноклассники девочки, более того с распространением информации, распространялась и «эпидемия». Однако токсикологические анализы не обнаружили вредоносных веществ. Вскоре пострадавших выписали из больницы, поскольку врачи никаких следов болезни не выявили.

2. Внушение (действует на реальные и условные группы людей, которые не находятся в одном месте) – представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящее к проявлению человеком определенного состояния, чувства, изменению его поведения. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

Ряд исследований показывает, что на степень внушаемости человека влияет:

- возраст (более всего внушению поддаются дети и люди преклонного возраста);

- состояние утомления, физической слабости;

- авторитет человека, осуществляющего внушение, он создает доверие к источнику информации. Это доверие может быть связано как с самим человеком, его личностными качествами, так и с группой, которую он представляет;

- характеристики личности внушаемого (ее самостоятельность, жизненная позиция, интересы, потребности).

3. Убеждение (действует на реальные и условные группы людей) – попытка использования логического воздействия, системы фактов для формирования новых взглядов, отношений, способов поведения. Убеждение предполагает, что человек должен не только понять, но и согласиться с получаемой информацией.

Некоторые авторы полагают, что эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:

- силы воздействия, которая определяется содержательностью и авторитетом убеждающего;


- психологических особенностей личности, на которую воздействуют (ее потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);

- интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.

4. Подражание (действует на реальные и условные группы людей) – «делай как я»; пример кумиров, знаменитых людей, ориентация на их модели поведения, которые представляются интересными и значительными. Подражание может быть связано с копированием поступков, жестов, манер, интонаций другого человека.

Данные механизмы и их сочетание оказывают психологическое влияние на группы людей, их состояние, мысли, чувства, действия. Но важно понимать, что основной задачей специалистов, работающих в ЧС, является не только знание специфики групп, механизмов воздействия на большие группы людей, но прежде всего умение прогнозировать развитие чрезвычайной ситуации. И чем качественнее будет выстроен этот прогноз, тем ниже риски развития неблагоприятных массовых социально-психологических явлений.

Что может помочь специалисту при прогнозировании? Одним из условий успешного прогнозирования является учет факторов, влияющих на вероятность развития массовых реакций:

1. Особенности ситуации.

Сюда относятся: наличие погибших, масштабность, внезапность возникновения, длительность, ее завершенность или незавершенность и т.д.

Чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении.

Например, в авиакатастрофе самолета АН-148 «Москва-Орск» погиб 71 человек. Обломки самолета обнаружили в 1 км к западу от села Степановское Раменского района Московской области. Зона разброса обломков – 30 гектаров. Длительность и незавершенность работы в короткий срок влияла как на самих специалистов, так и на эмоциональное состояние пострадавших (родственников погибших). Также этот процесс усиливался необходимым взаимодействием большого числа служб в различных городах (СК, медицинские и социальные службы, страховые компании и др.).

2. Специфика региона.

Сюда относятся климатические условия, рельеф местности, температурный режим в месте проведения работ. А также этнические и религиозные особенности как самого региона, так и групп пострадавших.