Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика, направленная на определение познавательной самостоятельности младших школьников. «Познавательная самостоятельность младшего школьника» по А. А. Горчинской (в адаптации)
Цель: выявление степени выраженности познавательной самостоятельности младшего школьника.

Требования к выполнению теста: ответ на каждый вопрос в виде знака «+» или «-» следует вписать в «Лист ответов» против соответствующего номера вопроса, а затем подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.

Анализ результатов: 

1) если учащийся получил от 7 до 12 плюсов, то это означает высокий уровень познавательной самостоятельности;

2) если результат в интервале от 4 до 6 плюсов, то это свидетельствует о среднем уровне познавательной самостоятельности;

3) если результат ограничивается интервалом от 1 до 3, то это свидетельствует о низком уровне познавательной самостоятельности.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ф.И.О._________________________

1. Я стремлюсь самостоятельно выполнить домашнее задание.

2. Я стремлюсь самостоятельно найти дополнительный материал по теме предстоящего факультативного занятия.

3. Я самостоятельно, без напоминаний, сажусь за выполнение домашнего задания.

4. Я способен отстаивать свою точку зрения.

5. Я стремлюсь самостоятельно расширять знания, если тема факультатива меня заинтересовала.

6. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

7. Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды и головоломки без помощи старших.

8. Я предпочитаю получать новые знания не в виде готового образца или модели, а самостоятельно открывать их в процессе поисковой деятельности.

9. Если у меня есть возможность, то я самостоятельно выбираю для изучения ту область знаний, которая мне интересна.

10. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.

11. Коллективной (групповой) работе я предпочитаю самостоятельную деятельность.


12. Я пребываю в затруднительном положении, когда от меня требуют выполнять задания по готовому образцу.

Лист ответов


п/п

Ответ

п/п

Ответ

п/п

Ответ

1




5




9




2




6




10




3




7




11




4




8




12





ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ




Ф.И.О ученика

Номер утверждения и варианты ответов

Количество баллов, суммарное по всем ответам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Элина Б.И.

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

+

9

2

Ярослав Б.А

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

11

3

Кирилл В.Р.

+

-

+

+

-

+

-

-

-

-

+

-

5

4

Ксения В.В.

-

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

8

5

Злата В.М.

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

9

6

Дарья В.В.

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

6

7

Артем Г.А.

+

+

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

8

8

Владимир Г.В.

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

4

9

Алексей Д.И.

-

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

4

10

Варвара Д.Р.

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

9

11

Злата З.О.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

11

12

Юлия Л.В.

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

6

13

Дмитрий Н.И.

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

-

8

14

Арсений О.М.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

2

15

София О.Р.

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

4

16

Анна П.А.

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

1

17

София П.П.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

10

18

Елизавета П.М.

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

+

+

9

19

Аделина П.Н.

+

+

-

+

+

+

-

+

-

-

+

+

8

20

Вера Р.В.

+

-

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

6

21

Таисия С.М.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

-

-

5

22

Сергей Т.В.

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

+

+

9

23

Даниил Ф.В.

-

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

4

24

Ярослав Х.Д.

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

6





ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Занятие 4. «Первое знакомство со звездами»
Цель: знакомство учащихся со звездами, созвездиями.

Задачи:

1) познакомить учащихся с понятием «звезды», «созвездия»;

2) формировать представление о звездах, их свойствах и особенностях;

3) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр; развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с изображением созвездий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний/сообщение темы и цели занятия.

-Тему урока вы сможете назвать сами, выполнив определенные задания.

Отгадайте загадки:

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

А глянули утром - уж нет ничего.
Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ...
Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий!

Голубой шатер весь мир накрыл.

- Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока. Правильно. Тема сегодняшнего урока «Знакомство со звездами».

- Однако, прежде чем начать предлагаю вам сыграть в одну очень интересную и познавательную подвижную игру «Звезды и созвездия». Правила игры: каждой команде раздаются карточки с изображением звезд и созвездий, ваша задача как можно достовернее изобразить то, что нарисовано. На выполнения задания дается 15 секунд. Желаю всем удачи!

Командам раздаются карточки. Играет веселая музыка и как только она останавливается, команды должны продемонстрировать то, что у них получилось. В конце капитан команды называет название созвездия своей команды.

III. Работа по теме занятия:

- Ребята, что вы знаете о звездах и созвездиях?

- Звезд в небе очень, очень много. Без всяких приборов можно разглядеть около шести тысяч звезд, а с помощью телескопа - почти два миллиарда!

Все звезды - огромные огненные шары. Но температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный.

Самые горячие звезды - белые, чуть менее горячие - голубые, затем следуют желтые, а замыкают ряд - красные.

Наиболее яркие звезды нашего Северного полушария - Сириус и Альдебаран.


- Как вы думаете, почему они кажутся маленькими, словно песчинки?

- Верно! Звезды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет.

- А какая звезда ближе всего к Земле? Верно! Солнце.

- Россыпи звезд сверкают на небе темной ночью, а утром исчезают.

- Куда же днем пропадают звезды?

Правильно! Они никуда не пропадают, но в ярких лучах нашего светила мы их не видим.

Звезды бывают разными не только по температуре и цвету, но и по своим размерам.

 В космосе есть звезды, которые получили название Красных гигантов. Эти звезды в прошлом были совершенно обычными, но образуются из обычных звезд, когда те постепенно стали остывать.   Самая сердцевина звезды, или, как говорят, ее ядро, становится меньше, сжимается, а внешний слой, наоборот, растет, расширяется. Звезда становится не такой горячей, остывает. Из белой она превращается в красную звезду гигантского размера.

В космическом пространстве встречаются небольшие, но очень горячие звезды. Их называют Белыми карликами.

Существуют во Вселенной и особые звезды - Черные дыры. Ученые долго изучали эти странные небесные тела и пришли к выводу, что они кажутся совсем черными, потому что полностью поглощают лучи падающего на них света.

Почему так происходит?

Потому что Черная дыра состоит из очень плотного сжатого вещества (иногда эта звезда превращается в точку!) и обладает громадной силой притяжения.

- Давным-давно люди заметили, что звезды на небе образуют причудливые фигуры. Эти звездные фигуры называются созвездиями. В них наши далекие предки видели очертания сказочных существ и мифических персонажей. Так на небе появились Орион, Персей, Геркулес, Пегас, Дракон, Гидра. Древние греки определили более 30 созвездий.

Но греки видели лишь небо Северного полушария Земли. О созвездиях Южного полушария они понятия не имели. Когда в XVII в. европейцы стали открывать новые земли, они узнали и новые звезды, которые тоже складывались в созвездия: Павлин, Райская Птица, Хамелеон. Все эти названия напоминают об удивительных открытиях первопроходцев. В XVIII в. на небе появились Телескоп, Микроскоп, Циркуль и даже Насос. Постепенно созвездия заполнили оба полушария звездного неба. Сегодня в специальных атласах описано 88 созвездий. Количество это останется неизменным. Ведь созвездия - это участки