Файл: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

  МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание

Введение

1 Теоретико-правовые основы развития социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации

1.1 Понятие и виды социального туризма как элемента социальной политики государства

1.2 Нормативно-правовые основы организации деятельности в сфере социального туризма, в рамках реализации социальной политики Российской Федерации

1.3 Тенденции развития технологий предоставления социально-оздоровительных услуг и социального туризма за рубежом

2.2 Общая характеристика и результаты деятельности ООО «Меридиан» по участию в реализации программ Красноярского края в сфере социального туризма

3.2 Предложения по формированию туристских продуктов в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края

Заключение

Список используемых источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А


3.1 Обоснование основных направлений развития деятельности в сфере социального туризма для компании ООО «Меридиан»

Одним из главных факторов эффективного развития страны является человеческий капитал. В связи с этим, одной из важнейших задач государственной социальной политики страны является обеспечение условий для физического и психоэмоционального восстановления социально незащищенных категорий граждан. Социальный оздоровительный туризм является значимой составляющей при обеспечении лечения и восстановления социально незащищенных граждан. Уровень развития санаторно-курортной отрасли является определяющим для развития направления оздоровительного туризма, предоставляющего социально-оздоровительные услуги.

Таким образом, социальный туризм является мощнейшим ресурсом социальной реабилитации и социализации.

Привлекательность участия в социальном туризме для туркомпаний обусловлена следующими обстоятельствами:

- получатели социально-ориентированных услуг обычно путешествует вне высокого сезона, тем самым позволяя равномерней использовать средства размещения и объекты туристской инфраструктуры;

- грамотно поставленная работа с получатели социально-ориентированных услугиимеет заметный имиджевый эффект, повышает узнаваемость компании на рынке, создаёт позитивные информационные поводы для освещения её деятельности в СМИ и, что немаловажно, усиливает расположение к компании во властных кругах.

Однако приведённые факторы не свидетельствуют о том, что обслуживание получателей социально-ориентированных услуг,является вторичным, менее ответственным по отношению к тем, кто возмещает стоимость турпродукта из собственных средств, не используя бюджетные источники. Наоборот, специфические запросы этой группы потребителей требуют и применения специальных технических средств, и учёта важных особенностей состояния здоровья и образа жизни, при оказании услуг, и, наконец, проявления навыков эмпатии, эмоционального контакта со столь непростыми, и подчас притязательными клиентами.

В России действует государственный стандарт (ГОСТ Р 57286-2016), определяющий общие требования к услугам социального туризма, которым необходимо руководствоваться компаниям. Стандарт выделяет три типа услуг: туристские путешествия, экскурсии, походы.


В


ходе формирования, продвижения и реализации турпродукта необходимо предусматривать условия (включая технические средства) для преодоления ограничений жизнедеятельности граждан, различных льготных категорий, при совершении путешествий. Следует учитывать особенности здоровья и психологического состояния получателей услуг. Эксперты указывают на соблюдение следующего условия: при планировании туристских маршрутов отдавать предпочтение районам с благоприятным климатом и комфортными природными условиями. Особое внимание следует уделить обеспечению возможности ориентироваться во время путешествий и экскурсий. Немаловажным является обеспечение доступной среды и комфортности предоставления туруслуг, контроль соразмерности физических нагрузок возможностям организма. В самой программе тура должно находиться время для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. Существенное внимание стандарт уделяет созданию безбарьерной среды во время путешествия. Не следует забывать и о предоставлении диетического питания. Оказывать услуги социального туризма можно лишь после полного информирования потенциальных туристов об особенностях путешествия и противопоказаниях. А от персонала туристических организаций, при этом, требуется прохождение дополнительной подготовки или инструктажа. Для оценки качества предоставляемых услуг туристам необходимо обеспечить возможность обратной связи в виде анкетирования, оставления отзывов и т. п.

Стандарт определяет основные показатели качества туруслуг: удовлетворённость туристов, уровень доступности и надёжности услуг.

Предпосылки к развитию деятельности в сфере социального туризма в компании ООО«Меридиан» заложены в самой модели её деятельности, сформированной в начале развития. Уверенно осваивая основные сегменты массового туризма, ООО «Меридиан» особое внимание уделяет предоставлению услуг по санаторно-курортному обслуживанию различных категорий получателей. В процессе работы была наработана устойчивая практика и сформирована прочная сеть партнёрских отношений с ведущими санаториями Черноморского побережья, здравницами Центральной полосы и Сибири. На сегодняшний день туроператор ООО «Меридиан» является официальным региональным представителем 65 российских санаториев. Такая диверсификация деятельности, включающая развитие социально-ориентированных направлений

,позволилакомпанииуспешнопреодолетькризисные периоды нынешнего века.

Одно из условий стабильности обеспечения результатов в сфере социального туризма состоит в том, что необходимо учитывать специфику договорных отношений в сфере социального туризма. Финансовый механизм социального туризма основан в большей степени на компенсаторном, чем на авансовом принципе.

На рынке социального туризма распространены следующие формы работы:

- участие в государственном и муниципальном заказах;

- получение субсидий на компенсацию затрат в рамках участия в мероприятиях по реализации государственных или муниципальных программ;

- взаимодействие с коммерческими и некоммерческими организациями, в т.ч. на грантовой основе;

- субподряд, оказание отдельных услуг по договорам с туроператорами, формирующими социальный турпродукт.

Развитие и поддержка в Красноярском крае существующей санаторно-курортной отрасли обеспечивает положительный мультипликативный экономический эффект, не только для внутреннего туризма, но и для транспортной, рекреационной и градостроительной инфраструктуры. Возможностьвысокоэффективного лечения на краевых курортах, является альтернативой выездного лечебно-оздоровительного туризма и способствует развитию внутреннего туризма.

В соответствии с майским Указом Президента Российской Федерации, принятым в 2019 году, развитие санаторной отрасли имеет стратегическое значение для развития внутреннего туризма на территории России. Вследствие этого, действующий премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил стратегию развития санаторно-курортного комплекса России и поручил в6-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации «Стратегии развитиясанаторно-курортного комплекса Российской Федерации».

Для реализации данных мер, указанных в стратегии развитиясанаторно-курортного комплексаРоссийской Федерации, в Красноярском крае без дополнительного финансирования из федерального бюджета, компании ООО «Меридиан» целесообразно использовать участие в государственных программах Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», «Развитие культуры и туризма».

К сожалению, в Постановлении Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 511-п, подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма» вниманию социальному оздоровительному туризму уделено незаслуженно мало. Отсутствует перечень проектов, направленных на развитие и поддержку социального оздоровительного туризма, не достаточно внимания уделено соответствующим целевым индикаторам реализации подпрограммы.


Тем не менее, в рамках данной программы в течение нескольких лет, в 2015, 2016, 2019 гг., туроператором ООО «Меридиан» в рамках Государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» было успешно реализовано 4 пилотных проекта по предоставлению социально-оздоровительных услуг (санаторно-курортному оздоровлению) для учащихся и воспитанников образовательных организаций, пенсионеров, инвалидов, ветеранов боевых действий, войны и труда, предоставляемый в рамках выделения субсидий на реализацию мероприятийданной государственной программы. Были достигнуты значительные положительные социальные эффекты: продление периода трудоспособности различных категорий получателей услуг - жителей края, снижение количества обращений в медицинские учреждения граждан и снижения объема финансирования предоставленных медицинских услугза счет средств бюджета.

Санаторно-курортные учреждения, которые приняли участие в пилотных проектах за счет повышения процента загрузки санаторной базы, в период межсезонья, низкого спроса, смогли получить дополнительное финансирование, которое было использовано для улучшения инфраструктуры данных учреждений, закупки дополнительного медицинского оборудования и проведения ремонтных работ номерного фонда. Модернизация санаторно-курортных учреждений служит основой развития оздоровительного туризма в Красноярском крае.

В январе 2017 г. было опубликовано Постановление Правительства Красноярского края № 510-п от 07.10.2016 г. (письмо исх. № 74-11-15з от 20.01.2017 г.) о внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 511-п, подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма». В частности, был изменен порядок предоставления субсидии субъектам туристической деятельности Красноярского края на формирование и реализацию туристического продукта в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края (Приложение № 3 к подпрограмме «Развитие внутреннего и въездного туризма»). В п. 3 указаны ограничения по сумме возмещения затрат субъектов туристической деятельности, связанных с формированием и реализацией туристического продукта (не более 750,0 тыс. руб. по одной заявке), а также ограничения по длительности туристического продукта (не более 5 суток).

Указанные ограничения снижали эффективность осуществления санаторно-курортногооздоровления социально-незащищенных граждан. Так как, по медицинским показателям, большая часть оздоровительных программ, реализуемых санаторно-курортными учреждениями, превышает 10 дней. Всвязи с чем, социально-незащищенные граждане, в данный период получили ограничениев возможности получить необходимое им оздоровление и восстановление. Возмещение 50% затрат субъектов туристической деятельности, связанных с формированием и реализацией туристического продукта в размере не более 750,0 тыс. руб. по одной заявке, также делали невозможным выполнение оздоровительных и лечебных программ для социально-незащищенных граждан.


Сокращение туристического потока в санаторно-курортные учреждения Красноярского края не только негативно сказалось на физическом и психоэмоциональном состоянии социально незащищенных граждан, но и существенно ограничило возможности развития инфраструктуры санаторно-курортных учреждений Красноярского края.Таким образом, вышеуказанные ограничения привели к значительному сокращению объемов предоставления услуг санаторно-курортного оздоровления для социально-незащищенных граждан, в санаторно-курортных учреждениях Красноярского края, с 2017 г. Принятые решения явились значимым фактором, негативно повлиявшим на развитие оздоровительного туризма в Красноярском крае и внутреннего туризма на территории России, а также снижение эффективности расходования бюджетных средств, в части предоставления социально-оздоровительных услуг.Для обеспечения повышения качества человеческого капитала, особенно среди категорий граждан Красноярского края, которым требуется социальная помощь, для реализации целей развития инфраструктуры санаторно-курортных учреждений Красноярского края, необходимо обосноватьвнесение изменений в государственную программу Красноярского края «Развитие культуры и туризма», в следующих направлениях:

1) включить в перечень мероприятийпрограммы,на которые предусмотрено выделение средств краевого бюджета:мероприятия направленные на развитие и поддержку социального оздоровительного туризма, выделить задачи, требующие решения и установить соответствующие целевые индикаторы реализации, разработать «дорожную карту» по реализации мер поддержки и развития региональнымитуропеаторами комплексных турпродуктов;

2) увеличить длительность туристических продуктов по санаторно-курортное лечение социально-незащищенных граждан, по которым осуществляется возмещение затрат субъектов туристической деятельности, связанных с формированием и реализацией туристического продукта до 10-14 дней;

3) увеличить величину возмещения затрат субъектов туристической деятельности, связанных с формированием и реализацией туристического продукта на одного жителя Красноярского края, вошедшего в категорию социально-незащищенных, и проводить ежегодно ее корректировку.

Подводя итог, можно отметить, что в ряде действующих нормативных актов