Файл: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

  МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание

Введение

1 Теоретико-правовые основы развития социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации

1.1 Понятие и виды социального туризма как элемента социальной политики государства

1.2 Нормативно-правовые основы организации деятельности в сфере социального туризма, в рамках реализации социальной политики Российской Федерации

1.3 Тенденции развития технологий предоставления социально-оздоровительных услуг и социального туризма за рубежом

2.2 Общая характеристика и результаты деятельности ООО «Меридиан» по участию в реализации программ Красноярского края в сфере социального туризма

3.2 Предложения по формированию туристских продуктов в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края

Заключение

Список используемых источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Примерами актов других федеральных органов исполнительной власти являются Приказ Минфина России от 09.07.2017 № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности», Приказ Минэкономразвития России от 09.11.2017 № 384 «Об утверждении формы бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности».

На региональном уровне органы исполнительной власти в пределах своей компетенции также принимают нормативные правовые акты. К законодательству о туристской деятельности относятся и правовые акты органов местного самоуправления. Так, органы местного самоуправления муниципальных образований в сфере туризма могут принимать относительно сферы туризма муниципальные правовые акты - решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в соответствии с возложенными на органы местного самоуправления полномочиями (в соответствии с Законом о местном самоуправлении органы местного самоуправления имеют право на создание условий для развития туризма).

Например, постановление Администрации г. Абакана от 15.10.2013 №2068 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городе Абакане на 2014–2016 годы», постановление администрации города Сочи от 08.04.2011 № 611 «О порядке благоустройства объектов показа города Сочи».

Такие решения принимаются с учетом того, что такие органы имеют право: 1 Приказом утверждена форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» 1) разрабатывать и утверждать муниципальные целевые программы развития туризма на территории муниципального образования; 2) согласовывать свою деятельность с уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма и туристской деятельности; 3) проводить анализ развития туризма и туристской деятельности и их влияния на социально-экономическое положение муниципальных образований; 4) содействовать развитию внутреннего, социального туризма, массовости самодеятельного туризма; 5) осуществлять в сфере туризма и туристской деятельности иные полномочия, предусмотренные федеральным, региональным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований.


Возвращаясь к классификации правовых актов, отметим, что по территории действия они могут быть национальными (Закон о защите прав потребителей) и международными (Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). По предмету регулирования выделяются специальные правовые акты в области обеспечения безопасности туризма, о правовом режиме туристских ресурсов, о правовом статусе субъектов туристской деятельности, о гостиничной деятельности, о туристских перевозках, а также иные правовые акты об отдельных отношениях в сфере туризма. По предмету ведения правовые акты относятся к федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации. Отдельную группу составляют акты органов местного самоуправления.

С другими классификациями нормативно-правовых актов можно ознакомиться в иных учебниках по туризму. Таким образом, в настоящее время туристское право, как законодательство о туристской деятельности представлено множеством нормативных правовых актов, которыми закреплены основные правила функционирования туристского рынка.

Предоставление туристических услуг является предпринимательской деятельностью. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристическими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательные отношения между этими субъектами возникают на основании гражданско-правовых договоров [23, с. 62].

Большая часть норм Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» регулирует отношения между туристическими организациями и гражданами в части предоставления туристических услуг. Следовательно, гражданско-правовая сущность этих норм неоспорима. Гражданское право в соответствии с Конституцией Российской Федерации является исключительной ответственностью Российской Федерации, а также за создание правовой базы единого рынка, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, основы ценовой политики и других положений, которые определить правовые основы предпринимательской деятельности [4].

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма можно разделить на две группы.



Первая группа - это акты, которые относятся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяют работу субъектов туристической индустрии (общие акты):

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 489-ФЗ Изменения вступают в силу с 26 июня 2020 г.) [1];

  2. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»(ред. от 24.04.2020, №516-1);

  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 26.07.2019г., №2052);

Вторая группа - акты, непосредственно регулирующие туристическую деятельность (специальные акты):

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туризма в Российской Федерации»(изменения вступают в силу 08.06.2020г. №26003);

  2. Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 г.№ 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (в редакции от 7.10.2008 г, №30021);

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристической продукции»(в редакции от 30.11.2018 г,№1450);

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»(в редакции от 20.05.2011 г,№405);

  5. Положение о помощи в страховых случаях гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1142 (в редакции от 29.05.2015 г,№ 155-ФЗ);

  6. Инструкция о порядке выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. № 310(в редакцииот 12.02.2009 г, №997).

В сфере туризма существует ряд государственных стандартов,утвержденных Государственным стандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), которые лежат в основе сертификации туристических услуг:

  1. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристических и экскурсионных услуг. Ключевые моменты». Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации(протокол № 7 от 26.04. 1995 г);

  2. ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования к обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» (дата введения 1994-07-01 №201);

  3. ГОСТ Р 51185-98 «Услуги туристические. Средства размещения. Общие требования» (введен Постановлением Госстандарта России от 9.07.1998 г. № 286).

  4. ГОСТ Р 50690-2000 «Услуги туристические. Общие требования», введен 1.07.2001 года, были устранены некоторые пробелы в правовом обеспечении туристической деятельности.


Например, в нем содержатся определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»: экскурсант, экскурсионная служба, туристическая служба, туристический маршрут, отправляющая сторона, принимающая сторона, соглашение с туристом, аннулирование и т. д. с учетом классификации туристических услуг, а также видов туров (оздоровительные, образовательные, профессиональные, деловые, спортивные, религиозные, с другими целями).Стандарт определил условия для соглашений о выездном туризме относительно ответственности принимающей страны - иностранной туристической организации и перевозчика, для соглашений между туроператором и турагентом относительно ответственности друг перед другом, для соглашений между туроператором (турагентом) и туриста относительно ответственности туроператора (турагента), определены требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), предоставленного туристу сервисы.

Поездки, связанные с пересечением государственной границы туристами, с целью получения социально-оздоровительных услуг, предусматривают выполнение туристических формальностей, то есть проверку соблюдения туристами и туристическими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда.

Сертификация туристических услуг - это механизм управления качеством услуг, который позволяет оценить уровень услуг и подтвердить их безопасность для потребителей. Федеральный закон «О техническом регулировании» (статья 20) предусматривает обязательные и добровольные формы подтверждения соответствия. Поэтому сертификация может быть обязательной и добровольной. Добровольная сертификация инициируется организацией. Обязательная сертификация проводится для подтверждения соответствия обязательным нормам и требованиям (это требования по обеспечению защиты жизни или здоровья населения, охране окружающей среды и т. Д.) [27].Добровольной сертификации подлежат:

  • гостиничные услуги;

  • туристический отдых и путешествия по туристическим маршрутам;

  • экскурсионные услуги.

Лицензия - это разрешение, выданное государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристической (гостиничной) деятельности на определенное время при соблюдении ряда условий. Процедура выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туризма в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности». Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. До 2005 года таким органом до 2005 года являлся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, который лицензировал туристическую деятельность и на договорной основе делегировал функции по выдаче лицензий местным туристическим агентствам региональным органам исполнительной власти субъекта.субъекты Российской Федерации. Теперь этот орган был переименован в Федеральное агентство по туризму.


Туристические предприятия, получившие государственную лицензию на туристическую деятельность, заносятся в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, может прекратить его действие в связи с несоблюдением туристическим агентством лицензионных требований.

Одним из требований для получения сертификата является обучение представителя организации. Тренинг проводится Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. По завершении обучения выдается сертификат о тренинге по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний, в соответствии с которым обладатель сертификата может инструктировать граждан, путешествующих в страны, эндемичные по этим инфекциям. Вышеуказанный сертификат (копия) предоставляется органу по сертификации туристических услуг [16].

Следующий перечень услуг подлежит сертификации в сфере туризма:

1. Туроператорские услуги по организации внутреннего туризма:

  • оздоровительный тур;

  • познавательный тур;

  • профессиональный бизнес-тур;

  • спортивный тур;

  • религиозный тур;

  • другие туры.

2. Туроператорские услуги по организации выездного туризма:

  • оздоровительный тур;

  • познавательный тур;

  • профессиональный бизнес-тур;

  • спортивный тур;

  • религиозный тур;

  • другие туры.

3. Туроператорские услуги по организации въездного туризма:

  • оздоровительный тур;

  • познавательный тур;

  • профессиональный бизнес-тур;

  • спортивный тур;

  • религиозный тур;

  • другие туры;

4. Услуги турагента.

5. Отдельные услуги туроператора и турагента:

  • услуги по организации размещения туристов;

  • кейтеринг для туристов;

  • услуги по организации туристического транспорта различными видами транспорта;

  • обучение основам пеших и альпинистских навыков;

  • организация экскурсий.

После подачи необходимых документов для сертификации туристических услуг руководитель органа по сертификации принимает так называемое решение по заявке о создании экспертной комиссии по сертификации туристических услуг. Затем комиссия отправляется в сертифицированное учреждение.

Комиссия, после того как организация предоставила все документы при проверке сертифицированного объекта, составляет протокол сертификационного аудита, который подписывают члены экспертной комиссии и представитель организации [19].