Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) проводите интервью в среднем, небыстром и не слишком медленном темпе. Если опрашиваемые — пенсионеры и у них существуют проблемы со слухом, то ваша речь должна быть более громкой и отчетливой;
7) в начале беседы необходимо объяснить респонденту цель интервью и принцип, на основании которого была выбрана его кандидатура. Успокоить человека, если он будет беспокоиться по поводу его выбора;
8) в процессе беседы необходимо показать вашу заинтересованность в получаемой информации. Используйте для этого фразы типа: «Это очень важно», «То, что вы сказали, очень интересно»;
9) постарайтесь создать располагающую атмосферу с помощью поощрительных жестов: одобрительный кивок, внимательный взгляд, поддакивание;
10) если опрашиваемый не понял вопроса или характер ожидаемого ответа, переспросите его, сформулировав вопрос другими словами;
11) в заключение интервью подчеркните важность состоявшейся беседы, подтвердите, что полученная информация будет использована только в исследовательских целях. Поблагодарите респондента за беседу.
При проведении опроса необходимо учитывать, что это длительный по времени процесс и поэтому количество опрашиваемых будет ограничено. Вы можете привлечь помощников для проведения интервью.
Другим распространенным методом получения социологической информации является анкетирование. Анкетный опрос проводится с помощью специально разработанного опросника — анкеты. При анкетировании меняется способ восприятия респондентом вопроса: при интервью — восприятие устной речи в диалоге с исследователем (интервьюером), при анкетировании — восприятие письменного текста. При ответе на вопросы анкеты повышается самостоятельность респондента, в отличие от интервью, не контролируется отношение респондента к опросу, искренность ответов, их правильная формулировка. В ходе анкетирования возрастает число формальных ответов, увеличивается доля не ответивших, снижается количество возвращенных анкет. Это приводит к снижению качества получаемой информации.
Анкетирование позволяет в короткий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать большое количество людей (групповое раздаточное анкетирование) или вообще обойтись без анкетеров (почтовое или прессовое анкетирование).
Анкетирование позволяет избежать влияния малоквалифицированных интервьюеров, работающих на общественных началах, при условии методологически правильного разработанного опросника и при соблюдении организационной специфики разновидности анкетирования.
В зависимости от способа распространения анкеты выделяют следующие виды анкетирования: раздаточное; почтовое; прессовое.
Раздаточное анкетирование — проводится в аудиториях, где респондент непосредственно получает анкету от исследователя и здесь же заполняет ее. Этот тип анкетирования гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат.
Почтовое анкетирование. Анкеты распространяются путем почтовой рассылки. Список респондентов, которым рассылаются анкеты, — это список всей генеральной или выборочной совокупности. Возврат заполненной анкеты оплачивается организаторами опроса: вместе с анкетой высылается маркированный конверт с указанным обратным адресом. Оптимально использование почтового анкетирования при проведении экспертного опроса, когда респонденты находятся в разных городах. В настоящее время, в связи с развитием Интернета, утратило практическую значимость.
Прессовое анкетирование — анкеты публикуются в журналах или газетах. Недостатками можно считать низкий процент заполнения и представления анкет организаторам.
Наиболее используемые варианты комбинации методов:
Опрос — наблюдение. При осуществлении метода наблюдения (и в первую очередь включенного) параллельно проводится специально организованный опрос. Он направлен на выявление причин возникновения изучаемого противоречия. Респонденты, заполнив анкеты или ответив на вопросы интервьюера, как правило, обсуждают между собой только что произошедшее событие. Наблюдатель получает возможность фиксировать, во-первых, высказывания о правильности или неверности передачи информации респондентами анкетерам или интервьюерам, другие высказывания, относящиеся к изучаемой проблеме, но не названные респондентом по разным причинам в ходе опроса; во-вторых, отношение к самим исследователям, комментарии по поводу содержания инструментария, степень понимания респондентами заданных им вопросов, что позволяет социологам внести коррективы в инструментарий и, если в этом есть необходимость, в свое поведение на объекте. Таким образом, комбинация наблюдения и опроса приносит очевидную пользу.
Наблюдение — изучение документов / Опрос — изучение документов. С одной стороны, изучение документов позволяет корректировать содержание вопросников, с другой (если в ходе опроса или наблюдения зафиксирована какая-либо информация) — она может быть сопоставлена с официальной (по документам) о том же явлении или процессе. Комбинирование способов информации в рамках использования опросных методов. Как добиться повышения информационной активности респондента в ходе опроса? Предположим, что основным инструментом сбора информации является анкета. Вопросы, поставленные в определенной последовательности, вводят респондента в суть проблемной ситуации, заставляют задуматься над причинами ее возникновения, вспомнить возможно забытые, но важные для последующего анализа детали, многие из которых могли и не найти своего отражения в вопросах анкеты. Для их выявления и фиксации анкетер, после того как опрашиваемый уже дал ответы на наиболее важные для исследования вопросы, начинает беседу-интервью по заранее продуманной схеме. Затем респонденту предлагается продолжить работу по заполнению анкеты.
Интервью-анкетный опрос. Беседа-интервью, особенно групповая, может предварять анкетный опрос, создавая своеобразный фон перед работой респондентов с анкетой. Групповое интервью может проводиться и вслед за анкетным опросом, так как заполнение анкеты мобилизует, настраивает на определенный лад, что дает возможность приобрести дополнительную, более широкую информацию. Групповое интервью возможно и после серии индивидуальных интервью с теми же участниками. Это позволяет получить интегрированную информацию об изучаемом событии для дальнейшего сопоставления ее с информацией индивидуальной. Групповое интервью помогает получить более достоверную информацию о ситуации, поскольку она подвергается взаимокорректировке, а индивидуальное обостряет проблемную ситуацию в сознании респондентов.
На сегодняшний день, в практику международных маркетинговых компаний, постепенно входит айтрекинг (отслеживание глаз, трекинг глаз; окулография) — определение координат взора («точки пересечения оптической оси глазного яблока и плоскости наблюдаемого объекта или экрана, на котором предъявляется некоторый зрительный раздражитель»).
Окулографическое исследование позволяет установить, какие именно элементы исследуемого объекта привлекают взгляд потребителя, а также — воссоздать логику восприятия представленной информации. Оно позволяет понять, действительно ли наиболее важная информация привлекает внимание пользователей. Однако на основе данных исследования невозможно сделать выводов о том, как представленная информация интерпретируется посетителями. От расположения информации напрямую зависит то, как взгляд будет перемещаться по экрану. Некоторые элементы привлекают больше внимания по сравнению с остальными, и это нужно учитывать при выработке эргономических и дизайнерских решений. При всех своих очевидных преимуществах методики айтрекинга имеют один существенный недостаток: с их помощью можно получить представление о движении взгляда, но нельзя объяснить, почему взгляд задержался на каких-то конкретных элементах страницы и чем они привлекли внимание пользователя. Как исследовать процесс интерпретации? В данном случае, можно говорить об дополнительном использовании других методов сбора данных (например, качественных методов сбора информации), которые позволят более полно интерпретировать полученные данные.
Задание 11
Приведите положительные и отрицательные характеристики места проведения очного опроса или интервью в случаях, если исследование проводится:
-
на рабочем месте респондента; -
на квартире респондента; -
на улице; -
в социологической лаборатории.
Вопросы к заданию:
-
Что необходимо принимать во внимание при выборе места проведения опроса? -
Сформулируйте критерии благоприятной и неблагоприятной обстановки для проведения очного опроса или интервью. -
Каким образом можно снизить влияние негативного восприятия респондентом того или иного места проведения опроса или интервью с целью обеспечения надежности и достоверности исследования?
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что место проведения опроса во многом определяет психологическую ситуацию получения информации, а значит – ее надежность. Выбор места опроса зависит от целей и предмета исследования.
Опрос по месту работы- Данный опрос проводится в служебном помещении и является наиболее подходящим, если изучаются производственные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.
По месту жительства- Данный вид опроса незаменим, когда изучаются мнения не только работающего, но и неработающего населения или когда предмет опроса требует ослабить влияние официального служебного положения, связанного с производственными или учебными отношениями.
В общественных местах- Это вид опроса проводится на улицах, в очередях в магазинах, сбербанках, на рынке и т.п.
По носителю первичной информации
Опрос массовый, специализированный. Массовые о. — опросы, при которых основным источником информации являются представители различных категорий населения, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом изучения.
Специализированные- Или экспертные опросы, главным источником информации которых являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать всесторонне взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.
На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников.
Опрос на рабочем месте для многих категорий респондентов чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает излишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослуживцы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса.
Достоинство опроса по месту жительства респондента состоит в том, что человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопросник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил более полно и точно.
Однако при опросе по месту жительства резко увеличивается время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возрастает подготовительно-заключительный этап (знакомство, введение в курс дела и т. д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять третьи лица — члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.
Специальное место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно перед началом интервьюирования, наиболее удобно для проведения беседы, так как лишено перечисленных выше недостатков. Это может быть комната отдыха, класс технической учебы и т. д. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении — сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние третьих лиц, появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.
Однако окончательное решение необходимо принимать, руководствуясь конкретными условиями, возникающими в каждом отдельном случае.
Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, оказывает фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени. Если интервьюер добивается беседы, например, с респондентом, только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются.