Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
Огромное значение для деятельности гражданской авиации СССР имеют и остальные статьи Конституции СССР. Например, ст. 126 Конституции закрепляет руководящую роль КПСС по отношению ко всем государственным и общественным организациям.
3. Источниками советского воздушного права являются обыкновенные законы (мы употребляем этот термин для того, чтобы отличить от основного закона государства – Конституции СССР).
Особое место среди законов СССР, являющихся источником воздушного права, занимает Воздушный кодекс СССР. Воздушный кодекс – это сборник законов по воздушному праву, оформленный как единый законодательный акт. В этом акте законодательно закреплен суверенитет СССР на его воздушное пространство; установлен порядок использования воздушного пространства СССР; дается регламентация всех основных сторон деятельности гражданской авиации; определяется компетенция различных органов государственной власти в части использования воздушного пространства и деятельности гражданского воздушного флота. Воздушный кодекс является юридической базой для текущего правотворчества подзаконных органов государственного управления в сфере воздушного права. Кодекс определяет систему воздушного права как отрасли советского законодательства.
4. Воздушный кодекс СССР утвержден 26 декабря 1961 г. указом Президиума Верховного Совета СССР. Кодекс состоит из 10 глав (145 статей) и одного приложения.
Глава 1 (общие положения) посвящена вопросам, регулирующим общественные отношения деятельности гражданской авиации в целом. В ней закрепляется суверенитет СССР на его воздушное пространство, определяются задачи, возложенные на гражданскую авиацию, общие вопросы компетенции МГА СССР в области издания правовых норм, и инспектирования всей гражданской авиации и гражданского воздухоплавания, пределы действия воздушного кодекса в пространстве и по лицам.
Глава 2 (воздушные суда) закрепляет правовой режим гражданских воздушных судов. В этой главе даются определение понятия гражданское воздушное судно, и требования, которым воздушные суда должны отвечать: они должны иметь свидетельство о регистрации и удостоверение о годности к полетам, опознавательные знаки, судовые
документы.
Глава 3 (экипаж воздушного судна) содержит нормы определяющие правовое положение экипажа. Воздушный кодекс дает определение понятия экипажа воздушного судна и основные требования, которым экипаж должен отвечать. Ряд статей кодекса посвящен вопросам правового положения командира воздушного судна (его правам и обязанностям).
Глава 4 (аэродромы и аэропорты) определяет понятия аэродром и аэропорт, устанавливает требования, которым должен отвечать аэродром. В ст. 37 и 38 ВК СССР содержатся предписания, определяющие правовой режим в районе аэродромов.
Глава 5 (полеты в воздушном пространстве СССР) устанавливает правовой режим полетов. В соответствии со ст. 45 ВК СССР регулярные полеты воздушных судов в воздушном
пространстве СССР осуществляются по утвержденным постоянным маршрутам (воздушным трассам). ВК СССР определяет требования к оборудованию воздушных трасс, порядок управления движением воздушных судов на трассах и метеорологического обеспечения полетов. Ст. 49 ВК СССР устанавливает, что полету воздушного судна должна предшествовать специальная подготовка судна и его экипажа, проверка готовности наземных служб аэродрома взлета и аэродрома посадки к обеспечению полета, изучение состояния метеорологических условий на трассе полета, а также других условий полета. Воздушный кодекс регулирует случаи, когда воздушное судно терпит бедствие, когда имеет место столкновение двух или нескольких воздушных судов, а также определяет понятие и меры в отношении воздушных судов нарушителей.
Глава 6 (международные полеты). В этой главе содержится определение понятия международный полет и устанавливается, что при международных полетах в воздушном пространстве СССР действуют общие положения, регулирующие навигацию и эксплуатацию воздушных судов в СССР, с изменениями, указанными в настоящей главе и в правилах полетов иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР(ст.70 ВК СССР). Воздушный кодекс определяет требования к воздушным судам и экипажам иностранных воздушных судов, совершающих международные полеты. Нарушение правил международных полетов влечет за собой ответственность в установленном порядке.
Глава 7 (воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты) содержит 39 статей, в которых дается правовое регулирование воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты. В частности определяются права и обязанности пассажиров и грузовладельцев по договору воздушной перевозки, основания ответственности в случае нарушения договора перевозки, акты претензии и иски, вытекающие из договора воздушной перевозки.
Глава 8 (международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов). Эта глава определяет понятие международной воздушной перевозки (ст. 121 ВК СССР), права и обязанности сторон, вытекающие из договора международной воздушной перевозки, основания ответственности в случае нарушения установленных договором обязательств. При этом Воздушный кодекс исходит из применения ограниченной ответственности перевозчика, установленной действующими международными соглашениями об ответственности при воздушных перевозках, заключенными с участием СССР (ст.130-132 ВК СССР). Положения главы 8 применяются к тем международным воздушным перевозкам, осуществляемым гражданскими воздушными судами СССР, которые не урегулированы международными договорами, заключенными СССР (ст. 120 ВК СССР). Международные воздушные перевозки почты осуществляются в соответствии с правилами международных почтовых конвенций, заключенных СССР. Глава 9 (применение гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в отдельных отраслях народного хозяйства) устанавливает, что работы по специальным применениям авиации выполняются по договорам, которые заключаются с заинтересованными организациями. В свою очередь эти договоры заключаются
в соответствии с основными условиями и типовыми договорами, разработанными МГА СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. Воздушный кодекс СССР определяет требования при выполнении работ по специальным применениям авиации, а также принципы ответственности за причиненный вред.
Глава 10 (штрафы, налагаемые в административном порядке Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР). В этой главе определяются основания для привлечения к административной ответственности за нарушение действующих правил (ст. 141 ВК СССР), предельные размеры штрафов, а также порядок их наложения и обжалования.
5. Воздушное законодательство СССР включает в себя как законы СССР, так и подзаконные акты.
Президиум Верховного Совета СССР издает указы, устанавливающие общие правила поведения. Если указом Президиума Верховного Совета СССР изменяется или дополняется закон, то такой указ подлежит утверждению на ближайшей сессии Верховного Совета СССР.
Совет Министров СССР принимает постановления и распоряжения. Постановления содержат наиболее важные вопросы компетенции Совета Министров. Распоряжения Совета Министров являются преимущественно актами применения норм права и содержат конкретные предписания определенным органам и лицам. Особое место среди источников права .занимают совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эти постановления являются одновременно актами высшего органа государственного управления и партийной директивой. Например, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963.
6. Среди источников советского воздушного права, регулирующих полеты в воздушном пространстве СССР, важное место занимают Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР.
Основные правила полетов являются основой для организации и управления полетами над территорией СССР. Они распространяются на авиацию всех министерств и ведомств (МГА СССР, ВВС, ДОСААФ, Министерство авиационной промышленности и др.). Основные правила являются базой для правотворчества других министерств и ведомств.1
Основные правила полетов утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР. В них
определяется режим полетов, требования при выполнении полетов в районе аэродрома, по воздушным трассам, местным воздушным линиям и маршрутам, правила эшелонирования самолетов по высоте, управление полетами, правила полетов в особых условиях, средства связи и радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов, требования к опознавательным знакам.
7. Основная масса правовых норм, регулирующих деятельность гражданской авиации, издается в форме приказов и инструкции министра гражданской авиации СССР (до 1964 г. начальника ГУРВФ).
Приказ – это акт, издаваемый министром гражданской авиации в целях конкретного и оперативного руководства деятельностью подчиненных органов и должностных лиц. Инструкция – нормативный акт, изданный Министерством гражданской авиации в целях конкретизации и детализации порядка исполнения актов вышестоящих органов. В приказах и инструкциях МГА СССР определяется правовое положение подчиненных органов, их структура и порядок деятельности, а также дается правовое регулирование деятельности гражданской авиации. Нормативные акты МГА СССР издаются, как правило, в развитие и уточнение актов вышестоящих органов.
Приказы МГА СССР (начальника ГУГВФ), содержащие нормы права, систематизированные по важнейшим сторонам деятельности гражданской авиации, издаются в форме наставлений, положений, правил и руководств. Так, Наставление по производству полетов гражданской авиации СССР ГА – 66, изданное в соответствии с требованиями Воздушного кодекса СССР и Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР, содержит основные положения по организации, выполнению полетов и управлению движением воздушных судов в районах аэродромов, на воздушных трассах СССР, местных воздушных линиях и в районах специального применения авиации в народном хозяйстве. НПП ГА состоит из 8 разделов (глав): 1. Основные принципы производства полетов и управления воздушным движением; 2. Правила полетов; 3.