Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
Организация летной работы; 4. Организация управления воздушным движением; 5. Выполнение полетов;, 6. Полеты по специальному применению авиации в народном хозяйстве; 7. Полеты в особых условиях; 8. Особые случаи в полете. НПП ГА имеет три приложения: сигналы, подаваемые на перроне и стоянке самолетов и вертолетов; контрольный лист — обязательство командира корабля и членов экипажа; контрольный лист — обязательство руководителя полетов, диспетчера службы движения гражданской авиации. Все другие документы, регламентирующие летную работу и управление воздушным движением, должны составляться в соответствии с требованиями НПП ГА.
8. Источниками воздушного права являются международные конвенции и договоры. Основное назначение конвенций и договоров состоит в том, чтобы унифицировать отдельные правила, касающиеся международных полетов и воздушных перевозок.
К числу международных конвенций по вопросам воздушного права, участником которых является Советский Союз, относится Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г. В настоящее время Варшавская конвенция действует с изменениями и дополнениями, внесенными Гаагской конференцией 1955 г. и Гвадалахарской (Мексика) конференцией 1961 г.
Варшавская конвенция с изменениями дает определение понятия международная воздушная перевозка, устанавливает порядок оформления воздушной перевозки пассажиров, багажа и груза и требования к перевозочным документам.
Варшавская конвенция устанавливает основания ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру, багажу и грузу. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что принял все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или что его невозможно было предотвратить.
Если не было произведено страхования пассажира или не была объявлена ценность на груз или багаж, ответственность перевозчика ограничивается суммой 250000 франков (франк=0,065 г чистого золота) за вред, причиненный пассажиру, 250 франков за килограмм брутто багажа или груза и 5000 франков за ручную кладь.
9. Осуществление международных воздушных перевозок между СССР и иностранными государствами производится на основании межправительственных соглашений о воздушном сообщении. В соглашении определяются маршруты международных полетов Договаривающихся государств, устанавливается, какому воздушнотранспортному предприятию поручается выполнение международных воздушных перевозок (в СССР таким предприятием является Транспортное управление международных воздушных линий – ТУМВЛ), регулируются взаимные обязательства сторон в связи с выполнением международных полетов. В соответствии с соглашением, каждая сторона обязуется для обеспечения безопасности полетов по договорным линиям предоставлять судам другой стороны необходимые средства радио, светотехнического, метеорологического и другого обслуживания, требующего для выполнения этих полетов.
На основании межправительственных соглашений о воздушном сообщении воздушнотранспортные предприятия (авиакомпании) заключают между собой соглашения, в которых детализируются отдельные вопросы коммерческой и технической деятельности.
Так, в соглашении между Аэрофлотом и иностранной авиакомпанией «О взаимном предоставлении услуг» определяется объем взаимно предоставляемого друг другу обслуживания в отношении воздушных судов, экипажей и пассажиров. Обычно к соглашению дается ряд приложений, в которых определяется в деталях объем обслуживания в аэропорту, устанавливается порядок расчетов и ставки за обслуживание, а также приводится соглашение о Генеральном агенте.
10. Источником воздушного права является многостороннее соглашение по вопросам сотрудничества в области эксплуатационной, коммерческой и финансовой деятельности между авиатранспортными предприятиями ряда стран социалистического лагеря, подписанное в Берлине 27октября 1965 г. (так называемое Берлинское соглашение).
Цель соглашения – достижение тесного сотрудничества в области организации и выполнения полетов, организации и выполнения перевозок пассажиров, багажа и грузов, согласования тарифов, расписаний полетов, оказание взаимной помощи в целях улучшения деятельности авиатранспортных предприятий.
Берлинское соглашение включает следующие разделы: а) о Генеральном агенте, б) о наземном обслуживании, в) о местном представительстве, г) о расчетах, д) об ответственности сторон и урегулировании спорных вопросов, е) об организации сотрудничества и ж) общие и заключительные положения. К соглашению даются приложения: о генеральном агенте, о взаимном предоставлении услуг, о расчетах и список соглашений, утративших силу в связи с подписанием настоящего соглашения.
11. Аэрофлот сотрудничает с рядом авиакомпаний государств, с которыми Советский Союз не имеет соглашений о воздушном сообщении. С такими авиакомпаниями ТУМВЛ заключает так называемые Соглашения о коммерческом сотрудничестве. Назначение этих соглашений главным образом состоит в том, что авиатранспортные предприятия взаимно признают авиаперевозочные документы другой стороны и осуществляют продажу билетов на самолеты. Соглашение о коммерческом сотрудничестве устанавливает право каждой стороны оформлять перевозки на воздушные линии, эксплуатируемые другой стороной (продавать билеты пассажирские, оформлять грузовые накладные), и признавать их. Соглашение определяет порядок выдачи пассажирских билетов, обменных ордеров и заполнения грузовых накладных, а также порядок предъявления претензий и условия освобождения от ответственности. За продажу билетов (оформление грузовой накладной) стороны взаимно выплачивают комиссионные. В соглашении определяется порядок производства расчетов и рассмотрения споров (арбитраж).
12. Аэрофлот имеет соглашения с иностранными авиатранспортными предприятиями по ряду специальных вопросов: соглашения о пуле, соглашение о совместной эксплуатации грузовой авиалинии (с авиакомпанией Эр – Франс), соглашение об аренде самолета с экипажем пилотской кабины (с японской авиакомпанией ДЖАЛ), соглашение о свободной продаже перевозок, соглашение о заправке самолетов горюче- смазочными материалами и др.
1. Деятельность гражданской авиации регулируется большим числом разнообразных правовых норм, содержащихся в ВК СССР, Основных правилах полетов, наставлениях, правилах, руководствах, приказах и инструкциях и т. д. При помощи норм права регулируются наиболее важные с точки зрения органов государственной власти общественные отношения. Государство требует, чтобы граждане и должностные лица сообразовывали свое поведение с предписаниями, содержащимися в правовых нормах. Такое сообразование поведения с требованиями норм права мы называем реализацией правовых норм. Следует различать четыре способа реализации норм права: соблюдение правовых норм, исполнение юридических обязанностей, использование (приобретение и реализация) субъективных прав, применение норм права.1
Применение права является наиболее важной и действенной формой реализации социалистической законности потому, что «в данной области очень сильно и отчетливо выражается требование строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения советских законов. В то же время именно при применении права нарушения законности сказываются очень ощутительно и приносят особо существенный вред».2
2. Применение правовой нормы – сложный процесс, состоящий в применении абстрактной нормы (как общеобязательного правила поведения) к конкретному случаю. Процесс применения права – это деятельность компетентных органов должностных лиц), состоящая в принятии индивидуального акта – акта применения, которым на основе нормы права устанавливаются персональные права и обязанности или определяется наказание за нарушение нормы права.
Характерным для этой формы реализации норм права является наличие двух актов: правовой нормы и индивидуального акта. Дело в том, что норма права не может быть реализована непосредственно через соответствующее поведение людей требуя обязательно издание акта применения, которым конкретизируется общее правило поведения применительно к данному случаю. Приведем один пример. Командир самолета за
виновное нарушение минимума погоды приказом начальника управления освобожден от летной работы сроком на один год В данном примере мы имеем два акта: норму права (общее правило поведения) – пункт «е» ст. 13 Дисциплинарного устава и индивидуальный акт–приказ начальника управления Индивидуальным актом (приказом) общее правило поведения применено к конкретному случаю – служебному проступку со стороны командира самолета.
3. Применение права не формальный акт, а сложная деятельность, которая слагается из последовательных стадий:
а) на основе анализа фактических обстоятельств дела необходимо выбрать соответствующую норму права;
б) проверить, действует ли выбранная правовая норма;
в) уяснить подлинный смысл и содержание выбранной нормы права;
г} принять решение по делу, издав акт применения (приказ). Обратимся к рассмотрению стадий применения нормы права.
4. Процесс применения нормы права начинается с анализа фактических обстоятельств дела. Должностное лицо, уполномоченное применять нормы права, обязано тщательно проверить все факты, имеющие значение для принятия решения, обратив особое внимание на их юридическое значение. Правовая норма может быть применена лишь в том случае если данный вид отношений урегулирован правовой нормой. Нельзя применять норму права, если отношение не имеет правового характера и даже если оно имеет юридический характер, но урегулировано нормами другой отрасли права. Так, Работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по Дисциплинарному уставу при условии, если он совершит служебный проступок, а также нарушит дисциплину в служебных помещениях и на служебных территориях, даже если нарушение совершенно не при исполнении служебных обязанностей. Поэтому не будет служебным проступком, а значит и наказуемым по Дисциплинарному уставу, нарушение норм нравственности, антиобщественное аморальное поведение в быту и общественных местах, а также совершение уголовно-наказуемого деяния.
8. Источниками воздушного права являются международные конвенции и договоры. Основное назначение конвенций и договоров состоит в том, чтобы унифицировать отдельные правила, касающиеся международных полетов и воздушных перевозок.
К числу международных конвенций по вопросам воздушного права, участником которых является Советский Союз, относится Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г. В настоящее время Варшавская конвенция действует с изменениями и дополнениями, внесенными Гаагской конференцией 1955 г. и Гвадалахарской (Мексика) конференцией 1961 г.
Варшавская конвенция с изменениями дает определение понятия международная воздушная перевозка, устанавливает порядок оформления воздушной перевозки пассажиров, багажа и груза и требования к перевозочным документам.
Варшавская конвенция устанавливает основания ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру, багажу и грузу. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что принял все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или что его невозможно было предотвратить.
Если не было произведено страхования пассажира или не была объявлена ценность на груз или багаж, ответственность перевозчика ограничивается суммой 250000 франков (франк=0,065 г чистого золота) за вред, причиненный пассажиру, 250 франков за килограмм брутто багажа или груза и 5000 франков за ручную кладь.
9. Осуществление международных воздушных перевозок между СССР и иностранными государствами производится на основании межправительственных соглашений о воздушном сообщении. В соглашении определяются маршруты международных полетов Договаривающихся государств, устанавливается, какому воздушнотранспортному предприятию поручается выполнение международных воздушных перевозок (в СССР таким предприятием является Транспортное управление международных воздушных линий – ТУМВЛ), регулируются взаимные обязательства сторон в связи с выполнением международных полетов. В соответствии с соглашением, каждая сторона обязуется для обеспечения безопасности полетов по договорным линиям предоставлять судам другой стороны необходимые средства радио, светотехнического, метеорологического и другого обслуживания, требующего для выполнения этих полетов.
На основании межправительственных соглашений о воздушном сообщении воздушнотранспортные предприятия (авиакомпании) заключают между собой соглашения, в которых детализируются отдельные вопросы коммерческой и технической деятельности.
Так, в соглашении между Аэрофлотом и иностранной авиакомпанией «О взаимном предоставлении услуг» определяется объем взаимно предоставляемого друг другу обслуживания в отношении воздушных судов, экипажей и пассажиров. Обычно к соглашению дается ряд приложений, в которых определяется в деталях объем обслуживания в аэропорту, устанавливается порядок расчетов и ставки за обслуживание, а также приводится соглашение о Генеральном агенте.
10. Источником воздушного права является многостороннее соглашение по вопросам сотрудничества в области эксплуатационной, коммерческой и финансовой деятельности между авиатранспортными предприятиями ряда стран социалистического лагеря, подписанное в Берлине 27октября 1965 г. (так называемое Берлинское соглашение).
Цель соглашения – достижение тесного сотрудничества в области организации и выполнения полетов, организации и выполнения перевозок пассажиров, багажа и грузов, согласования тарифов, расписаний полетов, оказание взаимной помощи в целях улучшения деятельности авиатранспортных предприятий.
Берлинское соглашение включает следующие разделы: а) о Генеральном агенте, б) о наземном обслуживании, в) о местном представительстве, г) о расчетах, д) об ответственности сторон и урегулировании спорных вопросов, е) об организации сотрудничества и ж) общие и заключительные положения. К соглашению даются приложения: о генеральном агенте, о взаимном предоставлении услуг, о расчетах и список соглашений, утративших силу в связи с подписанием настоящего соглашения.
11. Аэрофлот сотрудничает с рядом авиакомпаний государств, с которыми Советский Союз не имеет соглашений о воздушном сообщении. С такими авиакомпаниями ТУМВЛ заключает так называемые Соглашения о коммерческом сотрудничестве. Назначение этих соглашений главным образом состоит в том, что авиатранспортные предприятия взаимно признают авиаперевозочные документы другой стороны и осуществляют продажу билетов на самолеты. Соглашение о коммерческом сотрудничестве устанавливает право каждой стороны оформлять перевозки на воздушные линии, эксплуатируемые другой стороной (продавать билеты пассажирские, оформлять грузовые накладные), и признавать их. Соглашение определяет порядок выдачи пассажирских билетов, обменных ордеров и заполнения грузовых накладных, а также порядок предъявления претензий и условия освобождения от ответственности. За продажу билетов (оформление грузовой накладной) стороны взаимно выплачивают комиссионные. В соглашении определяется порядок производства расчетов и рассмотрения споров (арбитраж).
12. Аэрофлот имеет соглашения с иностранными авиатранспортными предприятиями по ряду специальных вопросов: соглашения о пуле, соглашение о совместной эксплуатации грузовой авиалинии (с авиакомпанией Эр – Франс), соглашение об аренде самолета с экипажем пилотской кабины (с японской авиакомпанией ДЖАЛ), соглашение о свободной продаже перевозок, соглашение о заправке самолетов горюче- смазочными материалами и др.
Глава 5.
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
1. Деятельность гражданской авиации регулируется большим числом разнообразных правовых норм, содержащихся в ВК СССР, Основных правилах полетов, наставлениях, правилах, руководствах, приказах и инструкциях и т. д. При помощи норм права регулируются наиболее важные с точки зрения органов государственной власти общественные отношения. Государство требует, чтобы граждане и должностные лица сообразовывали свое поведение с предписаниями, содержащимися в правовых нормах. Такое сообразование поведения с требованиями норм права мы называем реализацией правовых норм. Следует различать четыре способа реализации норм права: соблюдение правовых норм, исполнение юридических обязанностей, использование (приобретение и реализация) субъективных прав, применение норм права.1
Применение права является наиболее важной и действенной формой реализации социалистической законности потому, что «в данной области очень сильно и отчетливо выражается требование строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения советских законов. В то же время именно при применении права нарушения законности сказываются очень ощутительно и приносят особо существенный вред».2
2. Применение правовой нормы – сложный процесс, состоящий в применении абстрактной нормы (как общеобязательного правила поведения) к конкретному случаю. Процесс применения права – это деятельность компетентных органов должностных лиц), состоящая в принятии индивидуального акта – акта применения, которым на основе нормы права устанавливаются персональные права и обязанности или определяется наказание за нарушение нормы права.
Характерным для этой формы реализации норм права является наличие двух актов: правовой нормы и индивидуального акта. Дело в том, что норма права не может быть реализована непосредственно через соответствующее поведение людей требуя обязательно издание акта применения, которым конкретизируется общее правило поведения применительно к данному случаю. Приведем один пример. Командир самолета за
виновное нарушение минимума погоды приказом начальника управления освобожден от летной работы сроком на один год В данном примере мы имеем два акта: норму права (общее правило поведения) – пункт «е» ст. 13 Дисциплинарного устава и индивидуальный акт–приказ начальника управления Индивидуальным актом (приказом) общее правило поведения применено к конкретному случаю – служебному проступку со стороны командира самолета.
3. Применение права не формальный акт, а сложная деятельность, которая слагается из последовательных стадий:
а) на основе анализа фактических обстоятельств дела необходимо выбрать соответствующую норму права;
б) проверить, действует ли выбранная правовая норма;
в) уяснить подлинный смысл и содержание выбранной нормы права;
г} принять решение по делу, издав акт применения (приказ). Обратимся к рассмотрению стадий применения нормы права.
4. Процесс применения нормы права начинается с анализа фактических обстоятельств дела. Должностное лицо, уполномоченное применять нормы права, обязано тщательно проверить все факты, имеющие значение для принятия решения, обратив особое внимание на их юридическое значение. Правовая норма может быть применена лишь в том случае если данный вид отношений урегулирован правовой нормой. Нельзя применять норму права, если отношение не имеет правового характера и даже если оно имеет юридический характер, но урегулировано нормами другой отрасли права. Так, Работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по Дисциплинарному уставу при условии, если он совершит служебный проступок, а также нарушит дисциплину в служебных помещениях и на служебных территориях, даже если нарушение совершенно не при исполнении служебных обязанностей. Поэтому не будет служебным проступком, а значит и наказуемым по Дисциплинарному уставу, нарушение норм нравственности, антиобщественное аморальное поведение в быту и общественных местах, а также совершение уголовно-наказуемого деяния.