Файл: Учебное пособие по дисциплине Информационные системы в бухгалтерском учете (курс лекций) Для.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33 ния;

формирование организационно-экономического механизма управления качеством;

разработка инструментальных средств оценки и управления качеством программных средств;

совершенствование системы социально-правовых отношений в части обеспечения управления качеством;

создание государственной системы сертификации про- граммных средств.
2. Требования к программному обеспечению.
Требования к программному обеспечению:

простота использования
- программа должна обеспечивать пользователю простор в процес- се ее освоения и эксплуатации, иметь соответствующие информативные подсказки, развитую систему помощи и интерфейс, отвечающий требова- ниям наглядности и удобства;

дружественность пользовательского интерфейса
– удобство работы с меню и экранными формами, их оснащен- ность системой помощи, подсказками, стандартность и привычность ис- пользования клавиатуры и терминологических понятий.

полнота и уровень автоматизации функций
– отдельные расчетные функции должны быть реализованы прак- тически в любом пакете. Желательно, чтобы в программе были охвачены автоматизацией все базовые виды расчетов независимо от того, есть ли в них необходимость в данный момент.

настраиваемостъ пакета
– это, например, наличие средств настройки на новые виды оплат.
гибкость и открытость системы означает возможность добавить в нее новые данные, не внося изменений в структуру. Система считается открытой, если дает возможность изменять структуру базы данных без изменения программного обеспечения. Понятие «гибкость» системы тесно связано с понятием «настраиваемость», так как пакет не может быть одно- временно хорошо настраиваемым и негибким;

системность разработки предполагает ведение бухгал-
терского учета на всех его стадиях
– документального оформления хозяйственных операций, отраже- ния их на счетах бухгалтерского учета, анализа финансового состояния предприятия и формирования отчетности;

информационный сервис

34 предоставляет, к примеру, возможность формирования запросов произвольного вида и получения необходимых справок по ним.

надежность системы
характеризует ее устойчивость к неправильным командам пользо- вателя, отказам технических средств, наличие контроля ввода данных, ошибочных с точки зрения учета, отсутствие стрессов от появления не- ожиданных ситуаций.
Каждое из требований нельзя рассматривать отдельно от других, они взаимозависимы.
3. Понятие модели жизненного цикла программного обеспече-
ния
.
Жизненный цикл программного обеспечения представляет собой процесс, включающий все этапы, начиная с момента принятия решения о разработке соответствующей программы и заканчивая завершением ее существования. Это базовое понятие в методологи проектирования ин- формационных систем.
Структура жизненного цикла программного обеспечения включает следующие процессы:

приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопро- вождение — это основные процессы;

документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, аттестация, оценка, аудит — вспомогательные про- цессы;

управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла
организационные процессы.
Разработка программного обеспечения предполагает:

анализ системы;

проектирование и программирование;

оформление проектной и эксплуатационной документации;

разработку документации по проверке работоспособности и качества программных продуктов;

разработку документации по обучению персонала.
Эксплуатация программного обеспечения предполагает:

внедрение компонентов программного обеспечения;

конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;

обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;

обучение персонала;

непосредственную эксплуатацию системы;


35

развитие и модификацию системы.
Каждому процессу присущи определенные задачи и методы их ре- шения, исходные данные и результаты обработки.
Модели
жизненного цикла программного обеспечения.
Наибольшее распространение получили две модели жизненного цикла — каскадная и спиральная.
Каскадная модель проектирования предполагает разбиение всего процеcса разработки программного обеспечения на этапы: анализ, проек- тирование, реализация, внедрение сопровождение. Этапы работ выполня- ются в определенной логической последовательности, переход с одного этапа на другой происходит лишь после полного завершения работы на текущем этапе.
Недостатки каскадного метода: если у пользователя возникают до- полнительные пожелания, то внести их можно только после полного за- вершения работы над системой.
Спиральная модель проектирования основной упор делает на на- чальные и наиболее трудоемкие этапы разработки информационной сис- темы — этапы анализа и проектирования системы. Каждый виток спирали соответствует созданию определенного фрагмента или версии программ- ного обеспечения. На нем уточняются цели и характеристики проекта, оп- ределяется его качество и планируются работы следующего витка спира- ли. В результате последовательно конкретизируются детали проекта, и выбирается вариант, который доводится до реализации.
Тема
6. Версии и описание программ автоматизации бухгалтерского
учета
.
1. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета.
На предприятиях, совершающих небольшое количество хо- зяйственных операций, применяются относительно простые и недорогие программы, позволяющие вести книгу хозяйственных операций и состав- лять на ее основе баланс и финансовую отчетность.
Примерами таких программ являются разработки фирмы «1C:» —
«1C: Бухгалтерия», «1C: Предприятие», «1C: Торговля и склад», «1C: Зар- плата и кадры», «1C: Документооборот», «1C: Электронный справочник бухгалтера», «1C: АФС», а также программы «Бухгалтерия малого пред- приятия» фирмы «Инфософт», «Инфо-Бухгалтер», и другие.
На предприятиях с большим объемом хозяйственных операций ве- дется складской учет, осуществляется контроль за выполнением догово- ров, отслеживаются взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, реа- лизуются управленческий учет, финансовый анализ и другие работы. Для

36 их автоматизации значительно большие удобства обеспечивают ком- плексные системы бухгалтерского учета, например, бухгалтерии фирм
«Инфософт», «Парус», «КомТех+» и другие.
Программа «1C: Бухгалтерия» — это универсальная система, в осно- ву которой положена базовая модель бухгалтерского учета, т.е. программа построена по тому же принципу, как организована работа бухгалтерии предприятия. Программа поддерживает любые системы и методологии учета, используется на предприятиях различных форм собственности, представляется в однопользовательской и сетевой версиях, поддерживает несколько планов счетов бухгалтерского учета. В качестве операционной системы применяются системы Windows, Windows NT.
Программа обеспечивает возможность:

ведения количественного и многовалютного учета;

конфигурирования, или внесения изменений и создания допол- нительных наборов справочников, документов, типовых опе- раций и т.д.;

полной настройки форм первичных и отчетных документов.
Бухгалтерские проводки, отражающие совершаемые хозяйственные операции, могут вводиться в Журнал операций вручную, с помощью ти- повых операций или на основе документов (первичных и регламентных), т.е. в режиме «Документы и расчеты». Программа позволяет осуществлять два режима расчета итогов: в реальном времени, когда итоги пересчиты- ваются после ввода или удаления каждой проводки, и по запросу, который формируется в группе «Отчетность» в подпункте «Расчет итогов». Основ- ным расчетным периодом является квартал с возможностью разбивки по месяцам.
Подготовка программы к работе предполагает:

настройку списков;

определение даты входящих остатков;

установку рабочего периода и рабочей даты;

установку интервала видимости операций;

ввод остатков по счетам;

переход на следующий отчетный период.
Режимы работы программы:

режим «Конфигуратор» предназначен для конфигурирования системы, позволяет редактировать структуры данных, форми- ровать список пользователей системы с назначением прав дос- тупа, выполнять процедуры сохранения и восстановления дан- ных;

режим «Отладчик» предназначен для отладки программных модулей систем;


37

режим «1C: Бухгалтерия» — это собственно исполнительная часть системы, выполняющая ввод и обработку бухгалтерской информации.
Все элементы типовой настройки являются образцами, которые мо- гут быть приведены в соответствие с требованиями конкретного предпри- ятия.
Программа
«1C: Предприятие»
Программа «1C: Предприятие» — инструментальная система, со- стоящая из трех компонент («Бухгалтерский учет», «Оперативный учет»,
«Расчет»), каждая из них в отдельности или их сочетание определяют группы однородных гибких универсальных модулей, из которых строится бухгалтерский комплекс. Все компоненты поддерживают базовые воз- можности системы (механизмы поддержки констант, справочников, доку- ментов и другие), расширяющие ее возможности своими дополнительны- ми механизмами обработки информации.
Компонента «Бухгалтерский учет» предназначена для ведения учета на основе бухгалтерских операций, обеспечивает ведение плана счетов, ввод проводок, получение бухгалтерских итогов. Компонента «Оператив- ный учет» предназначена для учета наличия и движения средств в различ- ных разрезах в реальном времени. Компонента «Расчет» содержит меха- низмы для выполнения периодически выполняемых сложных расчетов и предназначена для расчета заработной платы.
В системе:

предусмотрено несколько способов ввода исходной ин- формации — вручную, с помощью типовых операций или до- кументами, что обеспечивает ей необходимую гибкость;

поддерживается работа с разными объемами информации, раз- ным количеством рабочих мест учетных работников;

имеются мощные средства для создания отчетов различного типа и сложности;

отсутствуют ограничения по количеству возможных отчетов;

шаблоны отчетов являются открытыми для внесения в них из- менений, они могут быть включены в конфигурацию или хра- ниться в отдельных файлах.
На этапе конфигурирования системы производится:

настройка режимов работы системы в соответствии с особен- ностями предприятия;

определение форм ввода документов и операций;

формирование состава плана счетов и определение их свойств;

определение структуры и свойств справочников и документов;

38

описание форм и алгоритмов построения отчетов и другие ви- ды настройки.
На этапе работы с информационной базой производится:

ввод документов и операций;

заполнение справочников;

формирование отчетов;

выполнение регламентных расчетов и другие работы.
Каждая конфигурация ориентирована на автоматизацию определен- ной сферы деятельности и отвечает принятому законодательству. В ком- плект поставки включаются типовые конфигурации, представляющие со- бой универсальные прикладные решения.
Система предусматривает возможность изменения конфигурации самим пользователем или организациями, специализирующимися на вне- дрении и поддержке программных продуктов фирмы, что обеспечивает максимальное соответствие автоматизированной системы особенностям учета в конкретной организации. Дополнительные конфигурации постав- ляются фирмой отдельно. Существуют конфигурации, разработанные другими фирмами и конфигурации, разрабатываемые для конкретных ор- ганизаций.
Система
«Галактика».
Многопользовательский сетевой комплекс «Галактика» охватывает все разделы бухгалтерского учета, управление складскими операциями, закупками, продажами, финансовый анализ, планирование и управление ресурсами, управление маркетингом, рекламой, кадрами.
Возможности комплекса:

оперативное управление финансами;

контроль за ходом выполнения договорных отношений;

контроль взаимных обязательств;

управление складскими запасами;

формирование и контроль исполнения финансового плана;

планирование, учет и выполнение внутреннего бюджета.
Принципы построения комплекса:

охват всего спектра типовых производственно-экономических функций;

модульность и полная интегрированность на уровне единой ба- зы данных;

единообразие пользовательского интерфейса;

гибкая настройка на специфику и сферу деятельности конкрет- ного предприятия;

представление пользователям инструментальных средств для самостоятельного развития возможностей комплекса;


39

поддержка распределенных баз данных для обеспечения ин- формационного взаимодействия многоофисных корпораций и территориально удаленных филиалов;

масштабируемость.
Структурно комплекс состоит из четырех контуров: «Ад- министративное управление», «Оперативное управление», «Управление производством», «Бухгалтерский учет», каждый из которых обеспечивает решение соответствующих задач и может функционировать как в ком- плексе, так и автономно. К примеру, контур «Бухгалтерский учет» объе- диняет все разделы финансового учета: кассовые и банковские операции, мультивалютный учет, учет основных средств и нематериальных активов, учет финансовых вложений, учет материальных ценностей, учет заработ- ной платы, формирование консолидированной бухгалтерской отчетности.
Система
«Турбо-Бухгалтер» является интегрированной системой автоматизации бухгалтерского учета, объединяющей в рамках одного ра- бочего места разнообразные возможности учета. Предназначена для авто- матизации бухгалтерского учета и делопроизводства предприятий различ- ных форм собственности, позволяет вести бухгалтерский учет для не- скольких предприятий на одном компьютере, обеспечивает ведение син- тетического и аналитического учета как в денежном, так и в количествен- ном выражении. Легко адаптируется к особенностям учетной политики конкретного предприятия и к изменениям законодательства, совместима с другими компьютерными программами различных фирм. Особенностью системы является понятие «План бухгалтерии», включающее в себя не только стандартный план счетов бухгалтерского учета, но и настройки ти- повых операций, справочников аналитики и другие виды настроек.
Программа позволяет получать несколько видов оборотов по счетам, предусмотрен контроль правильности корреспонденции счетов при вводе хозяйственных операций, имеется возможность создания настроек, инди- видуальных для каждого пользователя. Хозяйственные операции могут храниться в журналах трех типов — текстовом, табличном, картотечном, предусмотрена возможность переноса данных из одного документа в дру- гой.
Возможности комплекса:

ведение синтетического и аналитического учета, в том числе и многовалютного;

автоматизированное составление, хранение и печать пер- вичных бухгалтерских документов и форм отчетности;

настройка рабочего плана счетов, типовых операций, форм аналитического учета, форм первичных документов, отчетно- сти;


40

ведение учета на нескольких рабочих местах и ведение не- скольких бухгалтерий на одном компьютере;

полная интеграция всех видов учета с использованием единой информационной базы (бухгалтерский, оперативный и управ- ленческий учет имеют единое информационное пространство).
Подсистемами оперативного учета в программе являются подсисте- мы «Склад», «Зарплата», «Касса», «Банк» и другие. Совершаемые хозяй- ственные операции регистрируются в названных подсистемах в форме операционных документов (в каждом операционном документе регистри- руется одна хозяйственная операция), а также в форме первичных доку- ментов. Для исключения повторного ввода первичные документы ав- томатически формируются по данным операционных документов (одному операционному документу может соответствовать несколько первичных документов).
Система
«БЭСТ-ПРО» является комплексной системой, предназна- ченной для автоматизации управления предприятиями в области произ- водства, торговли и сферы услуг. В состав комплекса входят подсистемы ведения договоров, учета денежных средств и расчетов с контрагентами, управления закупками и запасами, оперативно-производственного плани- рования, управления выпуском продукции, сбытом, учета основных средств, заработной платы, управленческого анализа, бухгалтерского и налогового учета.
Информационное ядро системы — подсистема Главная книга, в ко- торой накапливаются все бухгалтерские проводки и формируется необхо- димая внутренняя и внешняя бухгалтерская отчетность. Проводки могут формироваться по отдельному документу, в пакетном и ручном режимах, либо с применением механизма типовых операций. Программа поддер- живает работу как с балансовыми, так и с забалансовыми счетами, распо- лагает средствами для контроля корреспонденции счетов. Аналитический учет в подсистеме «Главная книга» организован на специальных аналити- ческих счетах, называемых аналитическими картотеками. В системе фор- мируются все необходимые внутренние, внешние, квартальные и годовые отчеты, а при необходимости могут быть настроены свои собственные формы отчетов. Система легко адаптируется к любым изменениям зако- нодательства.
Система
«Бухгалтерский комплекс» — самая старая форма суще- ствования бухгалтерских программ, представляет собой комплекс про- грамм, реализующих функции как отдельных разделов учета, с возможно- стью последующего агрегирования данных, так и бухгалтерского учета в целом. Для средних и крупных предприятий такая форма бухгалтерских программ остается наиболее приемлемой.
Система
«Инфо-Бухгалтер» предназначена для ведения сложного