Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 650
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Условные обозначения, использующиеся в пособии
Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари
ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка
Тема 4. Морфологические нормы русского языка
Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка
Т емы 6. Коммуникативные качества речи
Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи
ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»
Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации
По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:
Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:
Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов
Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
Справочные материалы. Орфоэпический минимум
Лексический минимум. Плеонастические словосочетания
Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов
В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, рефераты, которые пишут студенты; монографии, изучение которых нужно для семинарских занятий, написания курсовой и дипломной работы; лекции, создаваемые преподавателем.
Работая с ними, необходимо помнить, что научные тексты бывают
первичными и вторичными. Первичные – это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография. Научная статья – сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы.
Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования). Основная часть членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резюме.
Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследования проблемы. Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления.
Содержание основной части зависит от темы. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием.
Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путь исследования. Необходимо подать логически вытекающие из него выводы. Выводы должны соотноситься с поставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается при необходимости практическая польза.
Важными элементами являются также библиография и приложения.
В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова:
-
Чтение текста и выделение ключевых слов. -
Написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише. -
Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.)
Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные.
-
Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?). -
Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека). -
Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).
В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными.
Первичные тезисы – это краткое изложение содержания публичного выступления (для себя).
Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).
Тезис выделяется лишь в текстах-рассуждениях. Способы извлечения концептуальной информации (это информация, заключающая в себе идею и основные положения текста) из практических текстов зависят от объема текста, но и в небольших, и в больших по объему текстах эти способы достаточно элементарны.
В текстах, небольших по объему, используются следующие приемы извлечения тезисной (концептуальной) информации:
-
Сначала текст внимательно прочитывается в целом. -
Затем текст разбивается на отдельно законченные смысловые отрезки (Такое деление в небольших текстах совпадает, как правило, с делением текста на абзацы). -
Далее в каждом абзаце исключаются:
-
примеры, детали, подробности; -
цитаты; -
объяснения; -
описания и характеристики; -
авторские отступления (так называемые лирические отступления) -
блоки текста, выполняющие функции обеспечения раскрытия темы или главной мысли абзаца.
В оставшейся части абзаца и заключается тезис.
Естественно, что иногда «текстовый остаток» приходится переформулировать в емкое, короткое утверждение или отрицание, зная, что тезис – это положение, истинность, которого доказывается или опровергается.
-
Тезисы принято подразделять на простые и сложные. В отличие от простого тезиса, содержащего одно положение, в сложном тезисе дается несколько разъясняющих и раскрывающих его простых. Особенно часто такие тезисы встречаются в статьях В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др. В этом случае при выделении тезисов сначала записывается основной тезис, а затем – в подпунктах к нему – второстепенные.
Тезирование, включающее два вида тезисов (простые и сложные), называется сложным.
При составлении тезисов имейте в виду:
-
Тезис в абзаце может отсутствовать, если абзац является продолжением подтверждения тезиса из предшествующего абзаца. -
Тезис может отражаться не в одном, а в двух-трех предложениях абзаца. -
Тезисное предложение располагается, как правило, в начале или в конце абзаца.
Аннотация (лат. заметка) – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье, а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают:
-
информационные (дается описание, но нет оценки), -
рекомендательные (дается характеристика и рекомендации для практического применения), -
групповые (характеристика нескольких произведений).
Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые клише:
В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характеристика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко разбирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекомендуется, предназначена (кому?).
С хема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.
Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается.
Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информационным.
В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки.
Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефераты. Для их описания могут быть привлечены 2-3 научные работы. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный реферат может содержать оценку положений, высказываемых автором работы. Эта оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.
О собенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных
листов через 2 интервала.
Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Они делятся:
-
Репродуктивный – реферат-конспект, реферат-резюме; -
Продуктивный – реферат-обзор, реферат-доклад.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, возможности применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, связанные с темой текста.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения.
Реферат-доклад дает анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата выделяют три главных компонента:
-
Вводная часть – указывается автор, название реферируемого источника, область знаний, к которой он относится, тему, цель и другие фоновые сведения (например, «Статья ...посвящена вопросу о ... тема, обсуждаемая в статье, относится к области... . Целью ... является ... рассмотрение проблем ... с точки зрения ... . Основной задачей ... была задача получить ..., осветить .., показать ..., раскрыть суть ... . Материалом исследования в ... стали ... . Статья ... делится на ... частей ... ); -
В основной части обязательным является указание на структуру реферируемого материала, пересказ и комментарий каждой его части с разделением на тематическую, фактуальную и концептуальную (т.е. содержащую концепты – основные положения) информацию (например: Статья ... делится на ... частей
Первая ... представляет собой краткий обзор ... и характеристику ... . Вторая часть ... отводится ... . Третья – посвящается проблемам ...
Рассмотрим их в порядке следования. В ..., как уже говорилось, обсуждаются вопросы ... и делается заключение о ... . Автор приводит ... и обнаруживает тенденцию ... . Во второй части ... предпринимается попытка ..., дается определение ..., намечается программа ... . В третьей и четвертой частях ... приводится ... , исследуется ... , выделяется ... , обнаруживается и доказывается ... (пересказ и комментарий содержания каждой части реферируемого материала).
-
Выводы, справочный аппарат.
Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, использование речевых клише.
В реферате, как правило, используются речевые клише, необходимые для его создания: