Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 644

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Условные обозначения, использующиеся в пособии

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы»

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Тема 4. Морфологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка

Т емы 6. Коммуникативные качества речи

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2

Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации

ТЕСТЫ

По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

ТЕСТЫ

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста

ТЕСТЫ

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов

ТЕСТЫ

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

ТЕСТЫ

Г лоссарий

Справочные материалы. Орфоэпический минимум

Лексический минимум. Плеонастические словосочетания

Паронимы

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфографический минимум


Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-заи благодаря.Предлог благодарясохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря с указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать – из-за болезни.




Использованная литература


  1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 41 – 44).

  2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 64 – 66).

  3. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – 152 с. (стр. 27-49).


В опросы для самопроверки


  • С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы?

  • Какие ошибки возможны при образовании падежных форм существительных?

  • Каковы особенности определения рода имен существительных несклоняемых?

  • Какие ошибки допускаются при употреблении прилагательных?

  • С чем связаны ошибки в употреблении глагольных форм?

  • Чем вызваны ошибки при употреблении числительных?


З адания для самостоятельной работы.
Задание 1. Составьте таблицу морфологических ошибок.

Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей (или дикторов радио, телевидения) и опишите наиболее часто встречающиеся в их речи морфологические ошибки.


ТЕСТЫ





  1. Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с

  1. основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа;

  2. употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

  3. правилами построения предложения;

  4. соблюдением норм согласования и управления.

  1. Слова, имеющие смысловое различие, представлены в паре

  1. лангуст - лангуста

  2. эполет - эполета

  3. гранат - граната

  4. шлиц - шлица

  1. Не являются разными по значению слова

  1. карьер – карьера

  2. барк – барка

  3. клавиш – клавиша

  4. лавр – лавра

  1. Неправильной является форма именительного падежа множественного числа существительного

  1. диспетчеры

  2. катеры

  3. ректоры

  4. офицеры

  1. Неправильной является форма именительного падежа множественного числа существительного

  1. конструктора

  2. профессора

  3. повара

  4. шофера

  1. Неверная форма единственного числа представлена в ряду

  1. тапочки – тапочек

  2. сапожки – сапожок

  3. туфли – туфля

  4. сандалеты – сандалета

  1. Существительным мужского рода является

  1. аэрозоль

  2. мозоль

  3. тушь

  4. вуаль

  1. Род определен верно в слове

  1. авеню – существительное женского рода

  2. жюри – существительное мужского рода

  3. кофе – существительное среднего рода

  4. атташе – существительное женского рода


  1. Правильные формы именительного падежа множественного числа обоих существительных представлены в ряду

  1. шофёры – офицеры

  2. директоры – вечера

  3. профессора – ректора

  4. тополя - черепы

  1. Неправильно образована форма родительного падежа множественного числа у слова

  1. торговцев

  2. страдальцев

  3. полотенцев

  4. постояльцев

  1. Ошибка, допущенная в предложении «По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера», связана с нарушением … норм.

  1. лексических

  2. орфографических

  3. морфологических

  4. словообразовательных

  1. Допущена ошибка в выборе формы рода существительного в предложении:

  1. После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.

  2. Врач удалил болезненную мозоль.

  3. Лицо женщины было скрыто густой вуа­лью.

  4. Крыша была добротно покрыта толью.

  1. Допущена ошибка в употреблении формы числительного в предложении:

  1. Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят.

  2. Прошло всего полторы недели.

  3. Не хватает полутора суток для завершения работы.

  4. Недостает около полутораста книг по специальности.

  1. Предложение без морфологической ошибки:

  1. Наша команда оказалась в более лучшем положении

  2. Билет с плацкартом на субботний день достать очень трудно.

  3. В пятьдесятом году я родилась.

  4. За роялем нужно ухаживать.

  1. На месте пропуска необходимо вставить местоимение «каждый» в предложении:

  1. Хозяйка приветливо встречает гостей, для … находит доброе слово.

  2. И она не забудет. Всех приветит, … доброе слово найдет. Вот она какая.

  3. Докладчик хорошо подготовился к выступлению и сумеет ответить на … вопрос.

  4. Этот малыш собирал … хлам.




Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка


Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок слов, а не обратный (инверсия). При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Если не соблюдать этот порядок, предложение может быть двусмысленным. Например, как понять фразу: «Хозяин дома спал?» То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении: «В древних документах подобного рода термин отсутствует» сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.

Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении. Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем-либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.

Предлоги благодаря, согласно, вопрекитребуют употребления дательного падежа – согласно расписанию.

Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др.

Ошибочно употребление двух подлежащих: Комната она была вовсе не маленькой.

Часто неоправданно включение слова такой: Условия автоматизации, они такие...

При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неодушевленных (большинство студентов сдали экзамены).