Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 644
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Условные обозначения, использующиеся в пособии
Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари
ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка
Тема 4. Морфологические нормы русского языка
Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка
Т емы 6. Коммуникативные качества речи
Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи
ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»
Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации
По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:
Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:
Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов
Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
Справочные материалы. Орфоэпический минимум
Лексический минимум. Плеонастические словосочетания
Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-заи благодаря.Предлог благодарясохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря с указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать – из-за болезни.
Использованная литература
-
Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 41 – 44). -
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 64 – 66). -
Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – 152 с. (стр. 27-49).
В опросы для самопроверки
-
С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы? -
Какие ошибки возможны при образовании падежных форм существительных? -
Каковы особенности определения рода имен существительных несклоняемых? -
Какие ошибки допускаются при употреблении прилагательных? -
С чем связаны ошибки в употреблении глагольных форм? -
Чем вызваны ошибки при употреблении числительных?
З адания для самостоятельной работы.
Задание 1. Составьте таблицу морфологических ошибок.
Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей (или дикторов радио, телевидения) и опишите наиболее часто встречающиеся в их речи морфологические ошибки.
ТЕСТЫ
-
Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с
-
основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа; -
употреблением слова в соответствии с его лексическим значением; -
правилами построения предложения; -
соблюдением норм согласования и управления.
-
Слова, имеющие смысловое различие, представлены в паре
-
лангуст - лангуста -
эполет - эполета -
гранат - граната -
шлиц - шлица
-
Не являются разными по значению слова
-
карьер – карьера -
барк – барка -
клавиш – клавиша -
лавр – лавра
-
Неправильной является форма именительного падежа множественного числа существительного
-
диспетчеры -
катеры -
ректоры -
офицеры
-
Неправильной является форма именительного падежа множественного числа существительного
-
конструктора -
профессора -
повара -
шофера
-
Неверная форма единственного числа представлена в ряду
-
тапочки – тапочек -
сапожки – сапожок -
туфли – туфля -
сандалеты – сандалета
-
Существительным мужского рода является
-
аэрозоль -
мозоль -
тушь -
вуаль
-
Род определен верно в слове
-
авеню – существительное женского рода -
жюри – существительное мужского рода -
кофе – существительное среднего рода -
атташе – существительное женского рода
-
Правильные формы именительного падежа множественного числа обоих существительных представлены в ряду
-
шофёры – офицеры -
директоры – вечера -
профессора – ректора -
тополя - черепы
-
Неправильно образована форма родительного падежа множественного числа у слова
-
торговцев -
страдальцев -
полотенцев -
постояльцев
-
Ошибка, допущенная в предложении «По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера», связана с нарушением … норм.
-
лексических -
орфографических -
морфологических -
словообразовательных
-
Допущена ошибка в выборе формы рода существительного в предложении:
-
После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими. -
Врач удалил болезненную мозоль. -
Лицо женщины было скрыто густой вуалью. -
Крыша была добротно покрыта толью.
-
Допущена ошибка в употреблении формы числительного в предложении:
-
Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят. -
Прошло всего полторы недели. -
Не хватает полутора суток для завершения работы. -
Недостает около полутораста книг по специальности.
-
Предложение без морфологической ошибки:
-
Наша команда оказалась в более лучшем положении -
Билет с плацкартом на субботний день достать очень трудно. -
В пятьдесятом году я родилась. -
За роялем нужно ухаживать.
-
На месте пропуска необходимо вставить местоимение «каждый» в предложении:
-
Хозяйка приветливо встречает гостей, для … находит доброе слово. -
И она не забудет. Всех приветит, … доброе слово найдет. Вот она какая. -
Докладчик хорошо подготовился к выступлению и сумеет ответить на … вопрос. -
Этот малыш собирал … хлам.
Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка
Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок слов, а не обратный (инверсия). При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Если не соблюдать этот порядок, предложение может быть двусмысленным. Например, как понять фразу: «Хозяин дома спал?» То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении: «В древних документах подобного рода термин отсутствует» сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.
Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении. Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем-либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.
Предлоги благодаря, согласно, вопрекитребуют употребления дательного падежа – согласно расписанию.
Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др.
Ошибочно употребление двух подлежащих: Комната она была вовсе не маленькой.
Часто неоправданно включение слова такой: Условия автоматизации, они такие...
При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неодушевленных (большинство студентов сдали экзамены).