Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 655

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Условные обозначения, использующиеся в пособии

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы»

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Тема 4. Морфологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка

Т емы 6. Коммуникативные качества речи

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2

Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации

ТЕСТЫ

По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

ТЕСТЫ

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста

ТЕСТЫ

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов

ТЕСТЫ

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

ТЕСТЫ

Г лоссарий

Справочные материалы. Орфоэпический минимум

Лексический минимум. Плеонастические словосочетания

Паронимы

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфографический минимум



З адания для самостоятельной работы.
Задание 1. Представьте себе, что Вы - председатель благотворительного фонда. Напишите правила делового общения для своих подчиненных.

Задание 2. Узнайте у своих родных, друзей, какую геометрическую фигуру они предпочитают. Опишите типологию личности каждого из опрошенных, опираясь на данные американского психолога С. Деллингера.

Задание 3. Составьте развернутый план презентации новой книги. Сформулируйте различные виды вопросов к автору книги.

Задание 4. Сформулируйте различного вида вопросы. Какие вопросы труднее формулировать? Почему?





ТЕСТЫ





  1. Такая характеристика, как: вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются необходимые для нанимателя сведения о том, кто претендует на предложенную работу, присуща следующему жанру официально - делового стиля:

  1. автобиографии

  2. резюме

  3. доверенности

  4. заявлению

  1. Такая характеристика, как: документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому полномочия предпринять за него какое-либо действие, присуща следующему жанру официально - делового стиля:

  1. доверенности

  2. заявлению

  3. автобиографии

  4. резюме

  1. Лишней в автобиографии при поступлении в аспирантуру является информация

  1. о своей трудоспособности

  2. о наличии научного руководителя

  3. об образовании

  4. о наличии публикаций

  1. Не используется в официальном приглашении языковая формула…

  1. Просим Вас принять участие в …

  2. Милости просим на нашу конференцию …

  3. Приглашаем Вас принять участие в …

  4. Рады пригласить Вас на …

  1. Жанру докладной записки НЕ соответствует языковая формула…

  1. Довожу до вашего сведения, что…

  2. Докладываю вам, что…

  3. Сообщаю вам, что…

  4. Извещаю вас о том, что…

  1. Для выражения информации о том, в соответствии с чем создается документ, используется стандартная языковая формула…

  1. В целях увеличения товарооборота

  2. В связи с завершением работ по

  3. В соответствии с письмом заказчика

  4. Приказываю создать комиссию в составе

  1. Для выражения причины создания документа используется стандартная языковая формула …

  1. По причине задержки оплаты

  2. В целях обмена опытом направляем в ваш адрес

  3. Обращаемся к Вам с просьбой

  4. Напоминаем Вам, что срок соглашения истекает

  1. Для выражения цели создания документа используется стандартная языковая формула …


  1. Согласно постановлению правительства

  2. В связи с проведением совместных работ

  3. В целях согласования спорных вопросов

  4. Организация уведомляет Вас о том, что

  1. В качестве заголовка к тексту документа НЕ используется языковая формула…

  1. Об оказании материальной помощи студентам из малоимущих семей

  2. О продлении срока сессии

  3. Создание кафедры в составе Гуманитарного института

  4. О внедрении в учебный процесс новых информационных технологий

  1. Текст делового письма НЕ должен включать

  1. обращение и вводную часть

  2. основную часть

  3. заключение

  4. наименование вида документа

  1. В состав реквизитов отправителя НЕ входит

  1. наименование организации

  2. почтовый адрес

  3. номера факсов

  4. заголовок к тексту

  1. В деловой беседе НЕ существует такого этапа, как

  1. передача информации

  2. провокация

  3. аргументирование

  4. принятие решения

  1. При выражении одобрения НЕ используется речевая конструкция:

  1. Нам необходимо обсудить следующие вопросы.

  2. Я разделяю вашу точку зрения.

  3. Ваши условия нас устраивают.

  4. Вы будете довольны принятым решением.

  1. В деловой беседе для выражения сомнения или несогласия используется речевая конструкция:

  1. Вы будете довольны принятым решением.

  2. Нам необходимо обсудить следующие вопросы.

  3. Нам не совсем понятны ваши претензии.

  4. Ваши условия нас устраивают.

  1. Для выражения ответной реакции на извинение в служебно-деловом общении НЕ используется речевая формула …

  1. Ничего страшного

  2. Всё в порядке

  3. Надеюсь, мы поняли друг друга

  4. Ну что с тобой поделаешь!

  1. Правильно построено предложение:

  1. Прошу предоставить творческий отпуск для завершения работы.

  2. Прошу предоставить отчет по результатам проверки работы кафедр до 1 июня.

  3. Согласно графика учебного процесса производственную практику студенты будут проходить с 10 октября по 10 ноября.

  4. Программа конференции и информация по срокам ее проведения будет выслана дополнительно.


  1. Неправильно построено словосочетание

  1. Ректору университета….

  2. Замдекана факультета…

  3. Завкафедры физики…

  4. Главному бухгалтеру….

  1. Недопустима при обращении студента к преподавателю языковая формула:

  1. Приветствую Вас…

  2. Здравствуйте!

  3. Доброе утро!

  4. Добрый день!

  1. Не является уместной форма выражения благодарности научному руководителю в официальной обстановке:

  1. Уважаемый Иван Иванович! Выражаю Вам искреннюю благодарность за оказанную мне поддержку.

  2. Дорогой Вы мой Иван Иванович! Большое спасибо Вам за неоценимую помощь, которую Вы мне оказали при написании моей научной работы.

  3. Разрешите выразить Вам искреннюю благодарность!

  4. Самые добрые слова благодарности я хочу сказать моему научному руководителю.

  1. Не является уместным в официальной речи обращение:

  1. Господа банкиры!

  2. Господа предприниматели!

  3. Господа безработные!

  4. Господин губернатор!



Темы 9-10.Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля. Публичная речь. Законы построения публичного выступления
Публицистический стиль – функциональный стиль, обслуживающий сферу

политико-идеологических общественных отношений.

Основная задача публицистического стиля – информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения).

В зависимости от задачи, разными являются и стилевые черты данного стиля: при информации это точность, логичность, официальность, стандартизованность, а при воздействии – оценочность, страстность, призывность, эмоциональность.

Таким образом, основной чертой публицистического стиля можно считать сочетание экспрессии и стандарта, что связано с тем, что в этом стиле информационно-содержательная функция сочетается с функцией убеждения, эмоционального воздействия. Своеобразие информационно-содержательной функции, выполняемой публицистическим стилем, заключается и в том, что:


  • информация в этой сфере общественных отношений адресуется не узкому кругу специалистов (как, например, в сфере науки), а широким массам, всем носителям языка;

  • здесь необходима быстрота передачи информации, что не является необходимым, например, в официально-деловом стиле (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»).

Кроме того, публицистический стиль характеризуется открытой оценочностью речи, призывным и лозунгово-декларативным характером выражения, простотой и доступностью изложения, рекламностью. Поэтому языковыми особенностями данного стиля являются:

  • использование лексики самой разнообразной – общеупотребительной, книжной, разговорной (от эмоционально окрашенных слов до высокой и торжественной лексики и фразеологии), образное использование терминов, речевых клише;

  • употребление отвлеченных и обобщенных существительных, глаголов чаще в форме настоящего времени;

  • использование прямой речи, монологической и диалогической речи, риторических вопросов, обращений, вводных и вставных конструкций, необычного порядка слов.

Публицистический стиль речи реализуется как в письменной, так и в устной формах. К жанрам публицистического стиля речи относятся передовая статья, репортаж, интервью, очерк и т.д. (письменная форма), выступления на митингах, собраниях и т.д. (устная форма).
Публичная речь. Законы построения публичного выступления

Важным для каждого человека является овладение навыками публичной речи, т.е. ораторского искусства. Основы ораторского искусства излагает учебная дисциплина – риторика, обучающая общим правилам и приемам построения речи. В классическом понимании риторика - искусство находить способы убеждения относительно данного предмета речи» (Аристотель). Определения современной риторики:

«Риторика – наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах. Обучение речи невозможно без одновременного обучения мыслить, формировать мировоззрение, передавать знания, выражать знания и мировоззрение в слове».

«Риторика – искусство речи (не только сумма знаний, но и техническая выучка, умение владеть речью)».

«Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной и т.д.» (В.И. Аннушкин)

Риторика в узком понимании - комплексная наука, изучающая ораторское искусство.