Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 652
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Условные обозначения, использующиеся в пособии
Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари
ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка
Тема 4. Морфологические нормы русского языка
Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка
Т емы 6. Коммуникативные качества речи
Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи
ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»
Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации
По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:
Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:
Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов
Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
Справочные материалы. Орфоэпический минимум
Лексический минимум. Плеонастические словосочетания
-
Жанры: заявление, объяснительная записка, указ, отчет, постановление, расписка относятся к стилю
-
научному -
разговорному -
публицистическому -
официально-деловому
-
Большое количество аббревиатур, сложносокращенных слов, отглагольных существительных употребляется в речи
-
официально-деловой -
художественный -
публицистический -
разговорный
-
Не характерен для официально-делового стиля признак
-
объективность изложения -
точность изложения -
экспрессивность изложения -
наличие реквизита
-
Относится к лексике, присущей только официально-деловому стилю речи, слово
-
быстрорастворимый -
скоропортящиеся -
нижеподписавшиеся -
возвратившиеся
-
Для официально-деловой речи не характерно употребление конструкции:
-
Оплату гарантируем -
Претензии следует предъявлять -
Контроль за выполнением возлагается -
Я сделала работу над ошибками
-
Для официально-делового стиля не характерен признак
-
объективность изложения; -
точность изложения; -
экспрессивность изложения; -
наличие реквизита.
-
Официально-деловому стилю присуща функция:
-
сообщения и воздействия; -
общения; -
эстетическая; -
информативная.
Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации
Для успеха в общении очень важно учитывать интересы, ценности адресата, его ожидания и цели, а также сферу общения. Этот принцип особенно важен в деловом общении, которое обслуживает официально-деловой стиль.
Всем известна сказка о двух медвежатах, которые делили найденный сыр. Они не доверяли друг другу и попросили лису поделить сыр. В результате лиса съела весь сыр, а медвежатам ничего не досталось. Также поучительна история о двух сестрах, у которых был всего один апельсин. Они разрезали его пополам. Выяснилось при этом, что
одной из сестер нужна была кожура, а второй — сок. Каждая из них получила бы в два раза больше, если бы они учли интересы друг друга.
Деловое общение требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, не допускается употребление жаргонных и диалектных слов, просторечия и т.д. Деловое общение предполагает владение профессиональным языком, знание терминов, свойственных определенной области общения (юридической, дипломатической, управленческой).
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные и неписаные правила поведения. Регламентированность (протокол) предполагает соблюдение норм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установки определенных социальных групп и людей разной национальности. Протокол предписывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести деловую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этом речевому этикету. В настоящее время создана целая система речевых формул для каждой речевой ситуации.
Регламентированность делового общения означает и ограниченность его временными рамками. Деловые встречи имеют строгий регламент: необходимо заранее наметить круг обсуждаемых проблем и провести тщательную подготовку к встрече.
Не менее важно и создание благоприятного психологического климата. Для этого рекомендуется:
-
Приветствовать собеседника искренней улыбкой, доброжелательным взглядом, обращаться к нему по имени-отчеству или используя принятые в той или иной стране обращения. -
Показывать свое желание понять позицию собеседника, ориентироваться на ожидаемый собеседником результат. -
Стараться выявлять положительные качества собеседника. -
Учитывать эмоциональное состояние собеседника. -
Подчеркивать равенство позиций, вести себя спокойно и уверенно. -
Эмоционально поддерживать разговор. -
Выражать искреннее одобрение (все люди любят, когда их хвалят, говорят о достоинствах). -
Говорить комплименты. Любую деловую беседу, коммерческие переговоры можно начинать с них. Чем больше делает человек комплиментов, тем больше он их получает.
Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа: начальник — подчиненный, партнеры, коллеги и др.
Как считают психологи, каждый из нас в общении представляет тот или иной тип. В зависимости от роли в общении, типа характера выделяют различные группы. В настоящее время созданы целые системы определения типа личности исходя из различных признаков.
К общим принципам, обеспечивающим успех коммуникации, относятся принцип кооперации и принцип вежливости.
Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Принцип кооперации состоит из нескольких максим, т.е. правил:
-
максима количества: информации должно быть ровно столько, сколько требуется; -
максима качества: информация должна быть правдивой; -
максима релевантности: информация должна иметь отношение к теме разговора; -
максима способа выражения: информация не должна быть двусмысленной,
Принцип вежливости включает в себя следующие максимы:
-
максима такта: следует уважать границы личной сферы собеседника; -
максима великодушия: необходимо не обременять собеседника, не связывать его обещаниями; -
максима одобрения: стараться больше хвалить собеседника, быть позитивным в оценках; -
максима скромности: необходимо тактично отказываться от похвал в свой адрес; -
максима согласия: не следует вставать в оппозицию к собеседнику без веских на то оснований; -
максима симпатии: необходимо выражать симпатию к собеседнику, быть благожелательным.
Помимо принципов кооперации и вежливости, полезно знать основные тактики общения. К ним относятся:
-
понимающее общение – ориентировано на понимание собеседника и проявление уважения к его личности; -
принижающе-уступчивое общение – ориентировано на понимание собеседника, но содержит реакции неуместного принижения чувств, стремлений и целей, неоправданные уступки собеседнику; -
директивное общение – ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей; -
защитно-агрессивное общении е- ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, с унижением его чувства собственного достоинства.
Деловое общение может быть:
-
необходимым (когда без межличностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно), -
желательным (определенные контакты способствуют более успешному осуществлению задач), -
нейтральным, -
нежелательным (затрудняет достижение цели).
Так, американский психолог Эверетг Шостром считает, что в каждом человеке сидит манипулятор. Он выделяет следующие типы:
-
диктатор (доминирует, приказывает, управляет), -
жертва диктатора (подчиняется приказам), -
калькулятор (обманывает, лжет, старается перехитрить), -
прилипала (жаждет быть предметом забот, заставляет за себя все делать), -
хулиган (преувеличивает агрессивность, управляет с помощью угроз), -
славный парень (убивает добротой, моралист), -
судья (никому не верит, критичен), -
защитник (заботится о других, чрезмерно подчеркивая это).
Выделяются 4 типа людей в деловом общении:
-
активный – играет роль человека, полного сил; -
пассивный– прикидывается глупым и беспомощным («сирота казанская»); -
соревнующийся – боец на турнире; -
безразличный – играет роль, выбивая уступки.
Любопытным является и так называемый психогеометрический подход к типологии личности, который обосновал американский психолог С. Деллингер. Этот подход основан на том, какую геометрическую фигуру предпочитает человек.
Например, «квадрат» любит трудиться, любит стабильность и порядок, живет по плану. Его речь логичная, последовательная, обстоятельная, монотонная, со штампами и терминами.
«Треугольники — лидер, энергичен, решителен, прагматик, честолюбив, несамокритичен, детонатор межличностных отношений. Речь — логичная, ясная, ориентированная на суть дела, быстрая.
«Прямоугольник» недоволен собой, непоследователен, тяготеет к поддержке. Речь — сбивчивая, эмоциональная, неясная.
«Круг» стремится к гармонии отношений, доброжелателен, стремится сопереживать, старается угодить всем, часто нерешителен. Речь — часто отклоняющаяся от главной темы, плавная, эмоциональная.
«Зигзаг» любит заострять конфликт, остроумен, стремится к независимости, чувствует настроение людей, несдержан, экспрессивен, не доводит дело до конца. Речь — непоследовательная, ассоциативная, яркая.
Успешное деловое взаимодействие определяется тем, как поставлена цель, определены интересы партнеров, выбраны стратегия и тактика.
В деловом общении ценятся такие качества, как обязательность, верность слову, организованность, соблюдение нравственных норм.
В деловом общении можно выделить следующие этапы: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопросов, принятие решения, достижение цели, выход из контакта.
Очень важным является первый этап - установление контакта. Иногда в установлении контакта человеку мешают:
-
эффект ореола – человеку положительному приписывается все хорошее, при отрицательном отношении к человеку – все плохое, даже его положительные поступки расцениваются в этом случае как отрицательные; -
эффект типизации – суждение о человеке выносится с точки зрения собственного опыта или мнения других; -
эффект первичности – первое впечатление о человеке самое сильное и его трудно переломить.
В деловом общении демонстрируются и плюсы, и минусы индивидуальных особенностей человека. Поэтому в деловом общении нужен самоанализ и постоянный контроль. В Древнем Риме, по обычаю, позади полководца-триумфатора ставили раба, который во время шествия выкрикивал фразу: «Берегись, чтобы не упасть», таким образом напоминая ему, что он всего лишь человек.