Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 641

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Условные обозначения, использующиеся в пособии

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы»

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Тема 4. Морфологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка

Т емы 6. Коммуникативные качества речи

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2

Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации

ТЕСТЫ

По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

ТЕСТЫ

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста

ТЕСТЫ

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов

ТЕСТЫ

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

ТЕСТЫ

Г лоссарий

Справочные материалы. Орфоэпический минимум

Лексический минимум. Плеонастические словосочетания

Паронимы

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфографический минимум


При словах много, мало, немного, немало, сколько, кто, что сказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано? Что случилось?

Вводя в предложение деепричастный оборот, помните, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи. Нарушение данного правила приводит к ошибкам: Проезжая Байкал, было очень красиво.

При употреблении однородных членов предложения следует учитывать следующие обстоятельства:

  • невозможно соединение в качестве однородных членов неоднородных понятий – изучать математику и сорта чая; а также нельзя включать видовые и родовые понятия – я люблю математику, физику, учебные предметы;

  • двойные союзы должны связывать именно однородные члены: он не только получил техническое задание, но и выполнил его;

  • при двух однородных членах ставится общее управляемое слово в том случае, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать лекции (неправильно:любить и думать о стране).

Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлогов. Как сказать: я скучаю по тебе или я скучаю о тебе?

Более давней нормой было употребление предлога пои местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данной конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом поимели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные формы по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко.

Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.

Особого внимания требуют предлоги наи в.Они указывают на пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место. Предлог впоказывает, что движение направлено внутрь чего-либо сад, в дом, в город) или
обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в городе). Предлог науказывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше, на палубе). Но чаще выбор предлога определяет традицией.

С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в: в России, в Англии, в Краснодарском крае, в станице Вешенской, в деревне Молитовка.

С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.

Предлог наупотребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог вс названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова, в Банном переулке, в проезде Серова.

Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа — предлог в. Ср.: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памире и в Альпах, в Гималаях.

Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам из и с: поехал в Ставрополь вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.

Необходимо избегать нагромождения придаточных предложений, например: Инженеры-конструкторы собрались на совещание, которое состоялось в актовом зале, который недавно был отремонтирован строителями, которые постарались исправить недоделки в срок, который был установлен планом, который месяц назад утвердили в этом же зале.

В романе М. Булгакова «Собачье сердце» пример неправильно­го построения предложения: «Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома... — Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович».






Использованная литература


  1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 45 – 46).

  2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 65 – 66).





Вопросы для самопроверки


  • В чем особенность синтаксических ошибок?

  • Может ли нарушение порядка слов быть причиной синтаксических ошибок?

  • Почему нужно быть осторожным при употреблении однородных членов предложения?

  • В каких случаях наблюдается нарушение согласования сказуемого с подлежащим?

  • На что следует обращать внимание при употреблении предлогов?




Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 2. Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.

Т ЕСТЫ по темам «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»

  1. Не относится к синтаксическим нормам:

  1. нарушение порядка слов;

  2. неправильное употребление деепричастных оборотов;

  3. неправильное согласование;

  4. неправильное падежное окончание.

  1. Неправильно построено словосочетание

  1. благодаря поддержки спонсоров

  2. ввиду поддержки спонсоров

  3. различать добро и зло

  4. удивляться отзывчивости

  1. Форма глагола-сказуемого употреблена неправильно в предложении:

  1. НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

  2. МИД прислал ноту протеста.

  3. ООН признала незаконность такого решения.

  4. ЗАГС находилась в старом здании.

  1. Неправильно построено словосочетание

  1. полное фиаско

  2. старое досье

  3. бесспорное алиби

  4. точное пенальти


  1. Правильно построено предложение:

  1. Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты.

  2. Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.

  3. Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

  4. Жюри было строгой, но справедливой.

  1. Допущена ошибка в слове

  1. инцидент

  2. интендант

  3. прецендент

  4. претендент

  1. Нет ошибки в слове

  1. скурпулезный

  2. брандспойт

  3. друшлаг

  4. без брелка

  1. Две буквы НН пишется

  1. коше_ая трава

  2. здания выкупле_ы фирмой

  3. лома_ая линия

  4. накрахмале_ая скатерть

  1. Одна буква Н пишется

  1. запута_ое дело

  2. жема_ые манеры

  3. масле_ые блинчики

  4. маши_ое отделение

  1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду

  1. тр_петать, соч_тание

  2. забл_стеть, опт_мист

  3. отр_стить, уг_релый

  4. выпл_вка, переск_чить

  1. Пишется буква А(Я)

  1. От добра добра не ищ_ т.

  2. Волны плещ_тся у берега.

  3. Равняясь, стро_тся ряды.

  4. В сумерках ре_т снежинки.

  1. Пишется буква У(Ю)

  1. Зрители смотр_т фильм с интересом.

  2. Круж_т коршуны над головой.

  3. А во ржи тропинки стел_тся

  4. Руки крепко держ_тся за железный кран.

  1. Буква О пишется во всех словах, представленных в ряду

  1. опроб_вать, отрабат_вать

  2. завид_вать, откид_вать

  3. утрамб_вать, след_вать

  4. приветствов_ть, засчит_вать

  1. Буква Е пишется во всех словах, представленных в ряду

  1. о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_

  2. о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_

  3. о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_

  4. о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_

  1. Частица НЕ пишется слитно

  1. Видна еще (не)оттаявшая земля.

  2. (Не)горазд ты на выдумки.

  3. Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь.

  4. (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.


  1. Частица НЕ пишется раздельно

  1. Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей.

  2. Старику (не)здоровилось с утра.

  3. Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение.

  4. Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.

  1. Через дефис пишутся все слова, представленные в ряду

  1. (пол)дома, микро(мир)

  2. стоп(кран), (авиа)конструктор

  3. юго(восточный), (серебристо)сизый

  4. вольт(метр), (инфра)тепловой

  1. Правильное написание прописной и строчной букв представлено в наименовании

  1. Нобелевская премия

  2. Орден Святого Андрея Первозванного

  3. по-Суворовски

  4. Ахиллесова пята

  1. Двоеточие на месте скобок следует поставить в предложении:

  1. В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди.

  2. По-видимому () вечером ветер утихнет.

  3. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд.

  4. Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.

  1. Тире на месте скобок следует поставить в предложении:

  1. Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

  2. Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест.

  3. Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.

  4. Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.

  1. Тире на месте скобок не ставится в предложении:

  1. Длина комнаты () одиннадцать метров.

  2. Ласковое слово () что весенний день.

  3. Прилет грачей () признак начала весны.

  4. Айсберг () это плавучая ледяная гора.

  1. На месте скобок запятая не ставится:

  1. Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу.

  2. Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов.

  3. Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул.

  4. Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра.

  1. На месте скобок нужна запятая:

  1. Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

  2. В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги.

  3. Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

  4. Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.