Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 644
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Условные обозначения, использующиеся в пособии
Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари
ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка
Тема 4. Морфологические нормы русского языка
Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка
Т емы 6. Коммуникативные качества речи
Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи
ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»
Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации
По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:
Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:
Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов
Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
Справочные материалы. Орфоэпический минимум
Лексический минимум. Плеонастические словосочетания
Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.
Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным. Логическая схема текста с использованием дедукции:
тезис, гипотеза → развитие тезиса, аргументация → выводы.
Метод дедукции включает три этапа:
1 этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которой должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение).
2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения.
3 этап – выводы и предложения.
Этот метод часто применяется на семинарах в вузах.
Индуктивный метод (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению. Композиция следующая: во вступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются закономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе. Логическая схема текста с использованием индукции:
цель исследования → накопление фактов, анализ,
обобщение → выводы.
Аналогия – это метод, который исходит из того, что если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Этот метод используется при построении учебников, научной исследовательской работы студентов.
Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса, вовлекая их в ход рассуждения.
Не менее важным при построении текста является и расположение материала вокруг основного вопроса. Различают 3 метода организации текста:
-
концентрический метод – расположение материала вокруг главного вопроса, проблемы; -
ступенчатый метод – последовательное изложение материала – одного вопроса (проблемы) за другим; -
исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание тех изменений, какие произошли с течением времени.
Таким образом, к особенностям научного стиля относятся точность, логичность, аргументированность, использование терминов. Кроме того, важно помнить о способах построения научного текста и о методах логического изложения материала в нем.
Использованная литература
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 70 – 77).
В ОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ
-
Каковы основные языковые особенности научного стиля речи? -
Какие требования предъявляются к терминам? -
На какие группы делится терминология? -
Какие типы научных текстов выделяются? -
Каковы методы логической организации научного текста?
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Выберите научный текст по специальности и рассмотрите его со следующих точек зрения:
-
Рассуждение, описание это или повествование? -
Какой метод, индуктивный или дедуктивный, использует автор? -
Сформулирована ли гипотеза? -
Как строится доказательство? -
Какие термины использовал автор? -
Выдержаны ли автором логичность и точность изложения?
ТЕСТЫ
-
Т ест 1. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой стиля официально-делового;
-
научного; -
художественного; -
публицистического; -
официально-делового.
-
Не относится (-ятся) к лексическим особенностям научного стиля
-
общенаучная терминология -
преобладание абстрактной лексики над конкретной -
речевые клише (представляет собой, заключается в) -
разговорные слова
-
Не относится (-ятся) к морфологическим особенностям научного стиля
-
формы родительного падежа существительных -
местоимение мы -
глаголы в форме настоящего времени (слова соединяются) -
жаргонизмы и просторечные слова
-
Не относится (-ятся) к синтаксическим особенностям научного стиля
-
риторические восклицания -
причастные и деепричастные обороты -
вводные слова и конструкции -
уточняющие и пояснительные конструкции
-
Для научного стиля речи не характерна лексика
-
общеупотребительная -
просторечная -
общенаучная -
терминологическая
-
Для письменной научной речи предпочтительна фраза:
-
Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна. -
Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью. -
Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью. -
Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
-
Слова: во-первых, во-вторых, в-третьих – указывают на
-
отношение говорящего к высказываемой мысли -
логическую последовательность изложения -
источник информации -
уверенность или неуверенность говорящего
-
Слова: к нашему счастью, к нашему огорчению, к сожалению – указывают на
-
отношение говорящего к высказываемой мысли -
логическую последовательность изложения -
источник информации -
уверенность или неуверенность говорящего
-
Научное описание имеет цель -
-
проверить истинность или ложность какого - либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению -
зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, то есть временные рамки -
подтвердить или опровергнуть истинность значений, носивших характер гипотез -
раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение)
-
Описание явления или предмета путем перечисления его признаков - это
-
текст-рассуждение -
текст-описание -
текст-повествование -
текст-размышление
-
Аргументация «от аргументов к выводу» определяется как
-
индуктивная -
дедуктивная -
нисходящая -
восходящая
-
Аргументация «от тезиса к аргументам» («от общего к частному») определяется как
-
индуктивная -
дедуктивная -
нисходящая -
восходящая
-
В ситуации: В ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предполагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса - описан метод логической организации научного текста
-
аналогия -
дедукция -
индукция -
проблемное изложение
-
В ситуации: Оратор разрушает реальные или возможные контраргументы оппонента – используется аргументация
-
опровергающая -
односторонняя -
поддерживающая -
восходящая
-
В ситуации: Оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует – используется аргументация
-
опровергающая -
односторонняя -
поддерживающая -
восходящая
-
Термин - это
-
письменная речь, связанная нормами -
мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов и явлений объективной действительности -
слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности -
краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным словом
-
К особенностям термина не относится
-
системность -
наличие дефиниции -
стилистическая нейтральность -
экспрессивность
-
Монография относится к научному подстилю
-
собственно научному -
научно-информационному -
научно-справочному -
научно-популярному
-
Очерк относится к научному подстилю
-
учебно-научному -
научно - информационному -
научно-популярному -
научно - справочному
-
Реферат относится к научному подстилю
-
научно-информационному -
собственно научному -
учебно-научному -
научно-справочному