Файл: Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования moodle 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 381
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования MOODLE
КРЕДИТ 1. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
РАЗДЕЛ 1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Практическое занятие 1: Построение и описание гистограмм
Практическое занятие 2. Вычисление статистических характеристик случайных величин
Практическое занятие 3. Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.
Задание к теме: Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.
РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ
Практическое занятие 4. Критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных.
Практическое занятие 5. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез.
Практическое занятие 6. Сравнение относительных величин
РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Практические занятие 7. Таблицы сопряженности
Практическое занятие 8. Линейная корреляция.
Практическое занятие 9. Прогнозирование на основе линейной регрессии
Практическое занятие 10. Метод однофакторного дисперсионного анализа.
Критические значения коэффициента асимметрии As
Критические значения коэффициента эксцесса Ех
Критические точки двустороннего t-критерия Стьюдента
Вариант 15.
Задача 1. Время восстановления ЧСС после пробежки, сек
анемия | 220 | 240 | 180 | 120 | 200 | 190 | 210 | 180 | 180 | 185 | 165 |
контр. гр. | 105 | 146 | 180 | 300 | 120 | 180 | 260 | 120 | 120 | 180 | 260 |
Задача 2. Влияние операции на объем циркулирующей плазмы , мл\кг
до операции | 43 | 36 | 37 | 36 | 30 | 26 | 44 | 30 | 40 | 31 |
после операции | 43 | 33 | 44 | 34 | 40 | 31 | 26 | 33 | 36 | 37 |
Практическое занятие 5. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез.
Для проверки статистических гипотез может применяться целый ряд непараметрических критериев, среди которых важное место занимают так называемые ранговые критерии. Применение этих критериев основано на ранжировании членов сравниваемых групп. При этом сравниваются не сами члены ранжированного ряда, а их порядковые номера или ранги.
СЛУЧАЙ 1. Выборки независимы.
Используется U-критерий Манна—Уитни для проверки гипотезы о принадлежности сравниваемых независимых выборок к одной и той же генеральной совокупности. Для его вычисления:
-
Объединим все значения обеих выборок в один ранжированный ряд -
Каждому элементу этого ряда присвоим ранг, при этом если несколько элементов ряда совпадают по величине, то каждому присваивается ранг, равный среднему арифметическому их номеров -
Для каждой выборки находятся суммы рангов R -
Далее рассчитываются статистики:
где i = 1 и 2 – номер выборки
-
В качестве тестовой статистики выбирают минимальную величину U и сравнивают ее с табличным значением для принятого уровня значимости и объемов выборок n1, n2. -
Если Uвыч > Uкрит то Н(0) -
Если Uвыч ≤ Uкрит то Н(1)
Работа с преподавателем
Пример. Проверим гипотезу о принадлежности сравниваемых независимых выборок к одной и той же генеральной совокупности с помощью непараметрического U-критерия.
Содержание вещества В в крови, моль\л
1 группа | 8 | 8 | 9 | 10 | 7 | 7 | 9 | 9 | 11 | 6 |
2 группа | 8 | 9 | 9 | 11 | 12 | 12 | 13 | 13 | 12 | 11 |
Н0:
номер | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1 гр | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 гр | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ранг | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Отдельно для каждой выборки рассчитываем суммы рангов их вариант R1 и R2. В нашем случае:
Статистика U1 = , U2=
Вывод:
| R1 | R2 | Uвыч-М-У | p-уровень | n1 | n2 |
Вещество В | | | | | | |
СЛУЧАЙ 2. Выборки зависимые
В случае попарно связанных выборок применяется Т-критерий Уилкоксона. При этом:
-
Вычисляются попарные разницы значений до и после -
Попарные разницы, кроме нулевых, без учета знака ранжируются в один ряд -
Разницам, кроме нулевых, присваиваются ранги, при чем одинаковым по модулю величинам присваивают одинаковый ранг -
Отдельно вычисляют сумму рангов положительных (Т+) и отрицательных разностей (Т-), -
Меньшую из двух таких сумм без учета знака выбирают в качестве критерия -
Если Твыч > Ткрит то Н(0) -
Если Твыч ≤ Ткрит то Н(1)
Работа с преподавателем
Стояла задача определить влияет ли препарат «Биоконт» на содержание белка в плазме крови. С этой целью препарат был испытан на десяти кроликах. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Выдвигаем нулевую гипотезу:
до | 2,4 | 3,7 | 4,2 | 2,8 | 3,3 | 4,5 | 3,9 | 2,7 | 4,4 | 3 |
после | 3 | 3,5 | 5 | 3 | 4,9 | 4,4 | 3,6 | 2,5 | 3 | 4,1 |
разница | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
ранжир | | | | | | | | | | |
ранги | | | | | | | | | | |
Т+ | | | | | | | | | | |
Т- | | | | | | | | | | |
В качестве критерия выбираем меньшее значение Твыч =
Табличное значение для уровня значимости 0,05 и числа пар наблюдений п= (двусторонний критерий):
Ткрит =
Вывод:
| Твыч-Уилкоксона | p-уровень | n |
Концентрация белка | | | |
Контрольные вопросы
-
Основные задачи биостатистики -
Генеральная совокупность и выборка. Какие бывают выборки. -
Понятие распределения, нормальное распределение и его свойства -
В каком случае две совокупности считаются не отличающимися по данному признаку -
Понятие статистических гипотез -
Как проверяются гипотезы -
Уровень значимости и достигнутый уровень значимости -
Виды критериев, как выбрать критерий
Контрольное задание:
В контрольных задачах к Практическому занятию 4 проверить гипотезу о принадлежности двух выборок одной генеральной совокупности с использованием непараметрических критериев. Обосновать выбор критерия. Сформулировать нулевую и альтернативную гипотезы. Сделать выводы на уровне значимости =0,01 или =0,05