Файл: Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования moodle 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования MOODLE

КРЕДИТ 1. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

РАЗДЕЛ 1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Практическое занятие 1: Построение и описание гистограмм

Практическое занятие 2. Вычисление статистических характеристик случайных величин

Практическое занятие 3. Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.

Задание к теме: Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.

РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ

Практическое занятие 4. Критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных.

Практическое занятие 5. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез.

Практическое занятие 6. Сравнение относительных величин

РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Практические занятие 7. Таблицы сопряженности

Практическое занятие 8. Линейная корреляция.

Практическое занятие 9. Прогнозирование на основе линейной регрессии

Практическое занятие 10. Метод однофакторного дисперсионного анализа.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Критические значения коэффициента асимметрии As

Критические значения коэффициента эксцесса Ех

Критические точки двустороннего t-критерия Стьюдента

Критические значения χ2

Критические значения F-критерия Фишера

Формулы подсчета статистических показателей


Указывают ли эти результаты на эффективность прививок?
Вариант 7

До внедрения новой системы профилактики заболеваний к врачу обращался каждый третий из 90 человек. После внедрения уже обращается каждый шестой. Охарактеризовать эффективность новой системы профилактики.
Вариант 8

Данные социологического исследования показали, что среди молодежи спортом занимаются 42 человека из 200 опрошенных, среди лиц старшего возраста – 55 из 325 опрошенных. Определите, есть ли зависимость увлеченности спортом от возраста.
Вариант9.

Среди 84 подземных рабочих хронический бронхит регистрируется у четверти, у строителей он диагностирован у трети из 105 обследованных. Определить влияет ли профессия на риск возникновения хронического бронхита. У кого эта вероятность выше?
Вариант 10.

500 человек классифицировали по признаку аллергии к полыни. По приведенным ниже данным проверить, есть ли зависимость между наличием аллергии и полом человека.





Мужчины

Женщины

Есть аллергия

19

20

Нет аллергии

221

240



Вариант 11

До открытия бассейна в детском саду у 16 детишек из 150 наблюдались частые ОРВИ. Через год занятий в бассейне в этой группе количество таких лиц уменьшилось до 12.

Нужно ли строить бассейны в детских садах.

Вариант 12.

После первого года обучения в группе студентов было 9 хорошистов и 6 троечников. На втором курсе группа пополнилась еще тремя студентами и по итогам сессии 11 стали хорошистами и 7 троечниками. Определить меняется ли успеваемость от курса к курсу?
Вариант 13.

В исследуемом регионе в текущем году родилось 286 мальчиков и 314 девочек. Соотносятся ли эти данные с предположением, что вероятность рождения мальчиков и девочек одинакова.


Практическое занятие 8. Линейная корреляция.


Вопросы к теме

  1. Цели биостатистики, предмет биостатистики

  2. Применение статистического анализа в медицинских исследованиях

  3. Понятие случайной величины

  4. Генеральная совокупность и выборка

  5. Классификация признаков: количественные и качественные признаки

  6. Правила построения гистограмм

  7. Основные статистические характеристики случайных величин и их интерпретация

  8. Понятие статистических гипотез, гипотезы в медицинских исследованиях

  9. Нулевая и альтернативная гипотезы

  10. Уровень значимости

  11. Статистические критерии – параметрические и непараметрические

  12. Алгоритм проверки гипотез

  13. Критерий Стъюдента для проверки статистических гипотез: случай зависимых и независимых выборок.

  14. Понятие доверительного интервала

  15. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез

  16. Анализ качественных признаков, таблицы сопряженности

Корреляции

Количественно взаимосвязь между случайными величинами определяет коэффициент корреляции - r

Коэффициент корреляции Пирсона

  • Для двух количественных случайных величин Х1 и Х2(n -объем каждой выборки),

е сли они нормально распределены, их линейную взаимосвязь можно вычислить

  • Одной из задач корреляционного анализа является проверка коэффициента корреляции на значимость. Дело в том, что выборочный коэффициент корреляции отличается от генерального, т.е. имеет определенную ошибку. При этом не исключено, что взаимосвязь между величинами вовсе отсутствует. Поэтому требуется проверка нулевой гипотезы о равенстве нулю генерального коэффициента корреляции

  • Н(0): r=0

  • Проверяется гипотеза по критерию Стъюдента:









  • Критическое значение критерия находится по таблице для заданного уровня значимости α и числа степеней свободы f=n-2 (Приложение 2).

  • Если tвыч│≥ tкрит то принимается Н(1) и делается вывод, что между величинами существует значимая корреляция.

  • Если tвыч│< tкрит то принимается Н(0) и делается вывод о независимости исследуемых величин (коэффициент корреляции незначим).

  • Полезно также вычислять величину r2 (в %). Она показывает, какая доля изменчивости одной величины объясняется влиянием другой величины.


Коэффициент корреляции рангов К. Спирмена

Если

  • распределение выборки не соответствует нормальному или вообще неизвестно

  • или имеем дело с неколичественными данными (например, ординальными величинами) то используется коэффициент корреляции рангов К. Спирмена





где di — разность между рангами сопряженных признаков, n — число объектов исследования.

Предварительно отдельно каждому признаку присваиваются ранги. При расстановке рангов необходимо учитывать, что равным по значению величинам присваивается ранг равный среднему арифметическому их номеров в ранжированном ряду.

Для проверки гипотезы о значимости коэффициента корреляции Спирменаможно воспользоваться таблицей критических значений (Приложение). Если вычисленный коэффициент корреляции превышает табличное значение, то связь между величинами признается достоверной.
Работа с преподавателем

Задача. Определить есть ли взаимосвязь между возрастом и содержанием зрелых тромбоцитов в крови.

В результате проведенных исследований были получены следующие данные.



Ранги






















Σ

Возраст

взрослый

юноша

дите

подросток

пожилой

взрослый

грудной

 

Зрел.

тромбоциты

(тыс/мм3)

79,2

76,5

68,7

72,2

78,3

75

65,7

 

ранги

























di

























di2



























Проверим значимость коэффициента корреляции Спирмена. Табличное значение для n= и α=0,05 равно

Вычислим величину

r2 *100 %=

Вывод:
Самостоятельная работа

Задание . Выполните задание согласно варианту, указанному преподавателем.

Для этих данных необходимо:

  • Построить эмпирическую линию зависимости между двумя выборками, сделать вывод о линейности связи.

  • Рассчитать величину коэффициента корреляции Спирмена для двух выборок и оценить его статистическую значимость.

  • По величине коэффициента корреляции сделать вывод о силе и направлении связи.


Вариант 1.

Площадь поражения

артерий таза (%)

22,3

3,1

48,3

17,0

7,5

40,2

23,1

16,0

32,5

29,0

Возраст (год)

55

35

75

50

45

65

55

45

60

65


Вариант 2.

Содержание

андростеронов

в моче (мг/сутки)

0,82

0,90

0,98

1,06

1,20

1,29

1,48

1,42

1,40

1,08

Возраст (год)

82

82

75

65

55

45

25

25

35

65


Вариант 3.

Концентрация пролактина

в крови (нг/мл)

25

120

75

50

185

125

75

145

170

80

Сроки беременности

1

5

4

2

9

6

3

7

8

4


Вариант 4.

Поверхность тела (м2)

1,1

1,5

1,2

1,3

1,9

1,3

2,0

1,7

1,5

1,7

Вес (кг)

22

45

27

33

78

38

88

60

52

68