Файл: Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования moodle 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования MOODLE
КРЕДИТ 1. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
РАЗДЕЛ 1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Практическое занятие 1: Построение и описание гистограмм
Практическое занятие 2. Вычисление статистических характеристик случайных величин
Практическое занятие 3. Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.
Задание к теме: Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.
РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ
Практическое занятие 4. Критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных.
Практическое занятие 5. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез.
Практическое занятие 6. Сравнение относительных величин
РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Практические занятие 7. Таблицы сопряженности
Практическое занятие 8. Линейная корреляция.
Практическое занятие 9. Прогнозирование на основе линейной регрессии
Практическое занятие 10. Метод однофакторного дисперсионного анализа.
Критические значения коэффициента асимметрии As
Критические значения коэффициента эксцесса Ех
Критические точки двустороннего t-критерия Стьюдента
Практическое занятие 2. Вычисление статистических характеристик случайных величин
Базовые вопросы к теме
-
Цели биостатистики, предмет биостатистики -
Применение статистического анализа в медицинских исследованиях -
Понятие случайной величины -
Генеральная совокупность и выборка -
Классификация признаков: количественные и качественные признаки -
Правила построения гистограмм
Дидактический блок
С реднее значение ( )– характеристика положения значений случайной величины на оси измерений
Д исперсия (D) – характеристика разброса значений случайной величины относительно среднего значения
Стандартное отклонение (среднеквадратичное отклонение) –также является характеристикой разброса, введена для того, чтобы избавиться от квадрата единицы измерения
Коэффициент вариации представляет собой относительную меру разброса, выраженную в процентах. Он вычисляется по формуле:
Коэффициент вариации:
-
используют для сравнения разброса двух и более признаков, имеющих различные единицы измерения. -
он позволяет судить об однородности совокупности:
< 17% – абсолютно однородная;
17–33% – достаточно однородная;
35–40% – недостаточно однородная;
40–60% – это говорит о большом разбросе совокупности.
Т.е. считаем выборку однородной при V% ≤ 33%
Стандартная ошибка средней.
Мода (Мо) – наиболее часто встречающееся значение случайной величины. Для того, чтобы определить моду все значения выборки выстраиваются в ранжированный ряд (по возрастанию или по убыванию). Может быть несколько значений моды.
По ранжированному ряду находим и медиану (Ме
) – это значение случайной величины, которое делит выборку на две равные части. Если число объектов выборки четное, то медиана равна среднему двух соседних значений.
Нижний квартиль Q25 – это значение случайной величины, ниже которого находится 25% выборки.
В ранжированном ряду нижний квартиль находится под номером, определяемым по формуле:
(округлить до ближайшего)
Верхний квартиль Q75 – это значение случайной величины, выше которого находится 25% выборки.
В ранжированном ряду верхний квартиль находится под номером, определяемым по формуле :
(округлить до ближайшего)
Межквартильный (интерквартильный) размах – это разница ΔQ=Q75 - Q25.
50 % данных лежит в пределах от нижнего до верхнего квартилей.
Если случайная величина имеет нормальное распределение, то
-
68,26% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале -
95,44% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале -
99,73% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале
Пример расчета
Анализ роста мальчиков | ||||||||||||
n=11 | х1 | х2 | х3 | х4 | х5 | х6 | х7 | х8 | х9 | х10 | х11 | ∑ |
Рост мальч. | 186 | 178 | 167 | 170 | 168 | 172 | 182 | 176 | 170 | 188 | 170 | 1927 |
=175,18 | Dх=54,56 | sх=7,39 | mх=2,23 | V%=4,2% | | | | |||||
Мо=170 | Ме=172 | Q25=170 | Q75=182 | Q75- Q25=12 | | | ||||||
| | | | | | |
Анализ роста девочек | ||||||||||||||||||
n=11 | y1 | y2 | y3 | y4 | y5 | y6 | y7 | y8 | y9 | y10 | y11 | ∑ | ||||||
Рост девоч. | 161 | 168 | 164 | 163 | 165 | 160 | 165 | 165 | 169 | 170 | 168 | 1820 | ||||||
=165,3 | Dy=10,42 | sy=3,23 | my=0,97 | V%=2% | | | | |||||||||||
Мо=165 | Ме=165 | Q25=163 | Q75=168 | Q75- Q25=5 | | |
Анализ результатов:
-
Мальчики более рослые, чем девочки – об этом свидетельствуют средние значения и положение выборок на числовой оси – выборка девочек расположена левее, т.е. в области меньших значений роста.
-
Дисперсия роста мальчиков, больше дисперсии роста девочек. Т.е. разброс значений роста у мальчиков больше, т.е. среди них встречаются низкорослые, среднего роста и высокие. На это указывают также коэффициент вариации и межквартильный размах.
У девочек группа более однородная, т.е. они не сильно различаются по росту.
-
У мальчиков наиболее часто встречается рост 170 см, об этом свидетельствует мода Мо. Половина мальчиков имеет рост меньше 172 см, на это указывает Ме. Т.е. в целом мальчики невысокие. -
У девочек наиболее часто встречается рост 165 см, об этом свидетельствует мода Мо. Половина девочек имеет рост меньше 165 см, на это указывает Ме. Т.е. в целом девочки также невысокие.
Контрольные вопросы:
-
Понятие генеральной совокупности и выборки. Репрезентативность выборки -
Какую информацию о групповых свойствах отражает среднее значение. Приведите пример. -
Какую информацию о групповых свойствах отражает дисперсия, коэффициент вариации, стандартное отклонение. Приведите пример практического использования этих характеристик. -
Какую информацию о групповых свойствах отражает медиана. Приведите пример. -
В чем различия между медианой и средним значением, в каких случаях они совпадают и не совпадают. -
Как определить в каких пределах лежат все значения признака в генеральной совокупности -
Дайте интерпретацию стандартной ошибки среднего, как ее уменьшить -
Дайте определение квартилей. Какую информацию о групповых свойствах отражают нижний и верхний квартили.
Сравните две группы с указанием:
-
Величины, вокруг которой группируются значения данного признака в каждой группе. Обоснуйте свой ответ. -
Являются ли первая и вторая группа однородными по данному признаку. Обоснуйте свой ответ. -
В какой группе разброс значений больше. Обоснуйте свой ответ. -
Какая величина встречается наиболее часто в каждой из групп -
На что указывает медиана признака в каждой из групп -
На что указывает межквартильный размах в каждой из групп. -
Предположив, что признак имеет нормальное распределение, определите в каких пределах лежат 95,44% всех значений признака в генеральной совокупности -
Представьте результаты вычислений в графическом виде
| Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | |||||||
| Гемоглобиг, г/л | САД, мм.рт.ст | холестерин, ммоль/л | глюкоза, ммоль/л | ФЖЕЛ, литр | ОФВ, % | Индекс массы тела | |||||||
| 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. |
| 95 | 115 | 115 | 125 | 4,99 | 4,2 | 6,4 | 4 | 1,14 | 1,65 | 91 | 79 | 42,70 | 24,00 |
| 95 | 120 | 120 | 128 | 4,01 | 5,6 | 6,7 | 4,7 | 2,72 | 2,14 | 59 | 79 | 35,30 | 28,00 |
| 100 | 125 | 113 | 132 | 4,7 | 4 | 6,4 | 8,9 | 2,06 | 2,43 | 82 | 41 | 35,00 | 26,00 |
| 115 | 125 | 110 | 120 | 5,19 | 3,9 | 10,1 | 4,1 | 2,84 | 3,5 | 96 | 53 | 36,10 | 30,00 |
| 85 | 120 | 125 | 115 | 7,2 | 5 | 5,2 | 4,5 | 2,35 | 1,37 | 68 | 65 | 30,30 | 17,90 |
| 88 | 115 | 130 | 135 | 4,32 | 4,5 | 4,7 | 4 | 2,99 | 2,22 | 101 | 42 | 36,03 | 27,60 |
| 110 | 110 | 135 | 140 | 5,84 | 4,7 | 5,8 | 4,2 | 2,05 | 4,16 | 50 | 90 | 30,00 | 26,00 |
| 103 | 130 | 120 | 145 | 20 | 4 | 10,9 | 4,6 | 1,63 | 2,15 | 94 | 121 | 30,10 | 29,00 |
| 82 | 117 | 95 | 140 | 5,66 | 4,2 | 6,2 | 4 | 1,71 | 2,76 | 74 | 73 | 28,09 | 38,00 |
| 75 | 118 | 110 | 135 | 4,88 | 5,1 | 6,3 | 4 | 2,53 | 2,23 | 79 | 99 | 27,90 | 35,00 |
| 80 | 123 | 115 | 120 | 7,08 | 3,7 | 20,1 | 4,1 | 1,67 | 3,04 | 79 | 75 | 34,40 | 35,00 |
| 93 | 125 | 120 | 128 | 5,76 | 3,5 | 5,2 | 4 | 2,29 | 2,05 | 85 | 120 | 19,00 | 35,00 |
| 95 | 124 | 125 | 132 | 6,61 | 3,5 | 6,8 | 4 | 2,6 | 2,66 | 87 | 62 | 18,00 | 36,00 |
| 98 | 116 | 130 | 136 | 4,9 | 5 | 4,7 | 4,9 | 1,58 | 1,3 | 39 | 65 | 23,40 | 22,00 |
| 100 | 118 | 132 | 137 | 4,16 | 4,2 | 5,8 | 3,8 | 2,09 | 1,77 | 38 | 57 | 24,60 | 29,00 |
| 103 | 135 | 140 | 142 | 4 | 4 | 10,4 | 3,1 | 1,97 | 2,39 | 84 | 77 | 36,00 | 36,00 |
| 105 | 132 | 112 | 122 | 6,54 | 3,4 | 6,1 | 4,4 | 2,02 | 2,65 | 72 | 94 | 33,70 | 26,29 |
| 120 | 128 | 113 | 120 | 5 | 4,1 | 5 | 4 | 2,02 | 3,48 | 71 | 111 | 20,40 | 32,00 |
| 115 | 130 | 100 | 115 | 5,12 | 3,6 | 5,6 | 3,5 | 2,43 | 3,45 | 8 | 46 | 26,63 | 30,00 |
| 125 | 130 | 95 | 118 | 3,9 | 4,2 | 5 | 3,6 | 2,01 | 2,33 | 58 | 80 | 40,00 | 23,00 |
| 100 | 120 | 102 | 133 | 5,17 | 3,6 | 5,6 | 4,1 | 1,64 | 1,92 | 27 | 73 | 39,30 | 20,00 |
| 95 | 125 | 103 | 142 | 20 | 3,1 | 5,2 | 3,5 | 2,47 | 3,32 | 127 | 55 | 26,71 | 26,00 |
| 80 | 140 | 115 | 137 | 4,91 | 4 | 5,9 | 3,8 | 3,7 | 1,78 | 124 | 103 | 32,00 | 31,00 |
| 85 | 135 | 116 | 128 | 6,49 | 4,3 | 4,9 | 4,1 | 2,58 | 1,57 | 80 | 66 | 26,30 | 32,00 |
| 85 | 125 | 120 | 120 | 4,99 | 4 | 5,3 | 4,1 | 2,01 | 2,48 | 75 | 92 | 38,30 | 36,00 |
| Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 | Вариант 11 | Вариант 12 | Вариант 13 | Вариант 14 | |||||||
| Рост, см | Содержание Р в слюне, ммоль\л | Вес, кг | Объем циркулирующей плазмы, мл\кг | Пульс, уд\мин | Показатель гематокрита | Концентрация пролактина в крови (нг/мл) | |||||||
| 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. |
| 196 | 167 | 7 | 2,2 | 65 | 58 | 45 | 34 | 66 | 76 | 0,26 | 0,48 | 25 | 36 |
| 175 | 177 | 3,7 | 4,5 | 70 | 70 | 36 | 32 | 72 | 72 | 0,12 | 0,1 | 120 | 120 |
| 181 | 165 | 5,5 | 4,7 | 75 | 75 | 37 | 39 | 77 | 82 | 0,2 | 0,22 | 75 | 88 |
| 181 | 195 | 3,1 | 2,3 | 68 | 88 | 38 | 42 | 80 | 80 | 0,28 | 0,16 | 50 | 50 |
| 184 | 181 | 3,9 | 3,8 | 92 | 92 | 41 | 46 | 58 | 90 | 0,29 | 0,41 | 185 | 166 |
| 154 | 194 | 4,5 | 5,7 | 88 | 81 | 42 | 41 | 75 | 75 | 0,21 | 0,23 | 125 | 125 |
| 173 | 178 | 5,7 | 2,9 | 76 | 76 | 26 | 38 | 82 | 88 | 0,45 | 0,14 | 70 | 82 |
| 169 | 177 | 4 | 5,9 | 73 | 66 | 31 | 28 | 78 | 78 | 0,38 | 0,33 | 145 | 145 |
| 169 | 191 | 3,7 | 3,1 | 77 | 77 | 35 | 39 | 71 | 76 | 0,29 | 0,34 | 170 | 144 |
| 163 | 175 | 6 | 6,7 | 102 | 90 | 40 | 27 | 62 | 62 | 0,24 | 0,35 | 80 | 80 |
| 174 | 155 | 3,8 | 4,4 | 85 | 85 | 43 | 43 | 78 | 66 | 0,27 | 0,27 | 110 | 57 |
| 192 | 175 | 5,4 | 4,7 | 69 | 100 | 36 | 33 | 76 | 76 | 0,18 | 0,24 | 87 | 87 |
| 176 | 165 | 6,1 | 3,6 | 70 | 70 | 37 | 44 | 82 | 80 | 0,23 | 0,3 | 115 | 99 |
| 177 | 170 | 3,9 | 6,9 | 77 | 52 | 36 | 34 | 82 | 82 | 0,3 | 0,17 | 130 | 130 |
| 177 | 161 | 4,4 | 5,6 | 82 | 82 | 30 | 40 | 66 | 85 | 0,32 | 0,11 | 58 | 69 |
| 180 | 178 | 5,6 | 3,5 | 66 | 77 | 26 | 31 | 60 | 78 | 0,18 | 0,15 | 122 | 122 |
| 177 | 178 | 3,8 | 6,4 | 75 | 75 | 44 | 26 | 75 | 75 | 0,42 | 0,3 | 78 | 80 |
| 155 | 176 | 2,4 | 3 | 69 | 88 | 30 | 33 | 78 | 75 | 0,36 | 0,28 | 110 | 110 |
| 174 | 178 | 2,5 | 6,6 | 83 | 83 | 40 | 36 | 72 | 72 | 0,26 | 0,4 | 66 | 70 |
| 167 | 185 | 3,6 | 4,7 | 74 | 70 | 31 | 37 | 68 | 80 | 0,29 | 0,23 | 92 | 92 |
| 154 | 194 | 7 | 2,2 | 65 | 58 | 45 | 34 | 66 | 76 | 0,26 | 0,48 | 25 | 36 |
| 173 | 178 | 3,7 | 4,5 | 70 | 70 | 36 | 32 | 72 | 72 | 0,12 | 0,1 | 120 | 120 |
| 169 | 177 | 5,5 | 4,7 | 75 | 75 | 37 | 39 | 77 | 82 | 0,2 | 0,22 | 75 | 88 |
| 169 | 191 | 3,1 | 2,3 | 68 | 88 | 38 | 42 | 80 | 80 | 0,28 | 0,16 | 50 | 50 |
| 163 | 175 | 3,9 | 3,8 | 92 | 92 | 41 | 46 | 58 | 90 | 0,29 | 0,41 | 185 | 166 |