Файл: Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования moodle 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Инструкция по регистрации на портале дистанционного образования MOODLE

КРЕДИТ 1. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

РАЗДЕЛ 1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Практическое занятие 1: Построение и описание гистограмм

Практическое занятие 2. Вычисление статистических характеристик случайных величин

Практическое занятие 3. Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.

Задание к теме: Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.

РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ

Практическое занятие 4. Критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных.

Практическое занятие 5. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез.

Практическое занятие 6. Сравнение относительных величин

РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Практические занятие 7. Таблицы сопряженности

Практическое занятие 8. Линейная корреляция.

Практическое занятие 9. Прогнозирование на основе линейной регрессии

Практическое занятие 10. Метод однофакторного дисперсионного анализа.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Критические значения коэффициента асимметрии As

Критические значения коэффициента эксцесса Ех

Критические точки двустороннего t-критерия Стьюдента

Критические значения χ2

Критические значения F-критерия Фишера

Формулы подсчета статистических показателей

Практическое занятие 2. Вычисление статистических характеристик случайных величин



Базовые вопросы к теме

  1. Цели биостатистики, предмет биостатистики

  2. Применение статистического анализа в медицинских исследованиях

  3. Понятие случайной величины

  4. Генеральная совокупность и выборка

  5. Классификация признаков: количественные и качественные признаки

  6. Правила построения гистограмм

Дидактический блок

С реднее значение ( )– характеристика положения значений случайной величины на оси измерений

Д исперсия (D) – характеристика разброса значений случайной величины относительно среднего значения


Стандартное отклонение (среднеквадратичное отклонение) –также является характеристикой разброса, введена для того, чтобы избавиться от квадрата единицы измерения



Коэффициент вариации  представляет собой относительную меру разброса, выраженную в процентах. Он вычисляется по формуле:



Коэффициент вариации:

  • используют для сравнения разброса двух и более признаков, имеющих различные единицы измерения.

  • он позволяет судить об однородности совокупности:

< 17% – абсолютно однородная;

17–33% – достаточно однородная;

35–40% – недостаточно однородная;

40–60% – это говорит о большом разбросе совокупности.

Т.е. считаем выборку однородной при V% ≤ 33%
Стандартная ошибка средней.


Мода (Мо) – наиболее часто встречающееся значение случайной величины. Для того, чтобы определить моду все значения выборки выстраиваются в ранжированный ряд (по возрастанию или по убыванию). Может быть несколько значений моды.

По ранжированному ряду находим и медиану (Ме
) – это значение случайной величины, которое делит выборку на две равные части. Если число объектов выборки четное, то медиана равна среднему двух соседних значений.

Нижний квартиль Q25это значение случайной величины, ниже которого находится 25% выборки.

В ранжированном ряду нижний квартиль находится под номером, определяемым по формуле:



(округлить до ближайшего)

Верхний квартиль Q75это значение случайной величины, выше которого находится 25% выборки.

В ранжированном ряду верхний квартиль находится под номером, определяемым по формуле :



(округлить до ближайшего)

Межквартильный (интерквартильный) размах – это разница ΔQ=Q75 - Q25.

50 % данных лежит в пределах от нижнего до верхнего квартилей.

Если случайная величина имеет нормальное распределение, то

  • 68,26% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале

  • 95,44% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале

  • 99,73% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале


Пример расчета

Анализ роста мальчиков

n=11

х1

х2

х3

х4

х5

х6

х7

х8

х9

х10

х11



Рост

мальч.

186

178

167

170

168

172

182

176

170

188

170

1927

=175,18

Dх=54,56

sх=7,39

mх=2,23

V%=4,2%










Мо=170

Ме=172

Q25=170

Q75=182

Q75- Q25=12
































Анализ роста девочек

n=11

y1

y2

y3

y4

y5

y6

y7

y8

y9

y10

y11



Рост

девоч.

161

168

164

163

165

160

165

165

169

170

168

1820

=165,3

Dy=10,42

sy=3,23

my=0,97

V%=2%










Мо=165

Ме=165

Q25=163

Q75=168

Q75- Q25=5











Анализ результатов:

  1. Мальчики более рослые, чем девочки – об этом свидетельствуют средние значения и положение выборок на числовой оси – выборка девочек расположена левее, т.е. в области меньших значений роста.




  1. Дисперсия роста мальчиков, больше дисперсии роста девочек. Т.е. разброс значений роста у мальчиков больше, т.е. среди них встречаются низкорослые, среднего роста и высокие. На это указывают также коэффициент вариации и межквартильный размах.


У девочек группа более однородная, т.е. они не сильно различаются по росту.

  1. У мальчиков наиболее часто встречается рост 170 см, об этом свидетельствует мода Мо. Половина мальчиков имеет рост меньше 172 см, на это указывает Ме. Т.е. в целом мальчики невысокие.

  2. У девочек наиболее часто встречается рост 165 см, об этом свидетельствует мода Мо. Половина девочек имеет рост меньше 165 см, на это указывает Ме. Т.е. в целом девочки также невысокие.


Контрольные вопросы:

  1. Понятие генеральной совокупности и выборки. Репрезентативность выборки

  2. Какую информацию о групповых свойствах отражает среднее значение. Приведите пример.

  3. Какую информацию о групповых свойствах отражает дисперсия, коэффициент вариации, стандартное отклонение. Приведите пример практического использования этих характеристик.

  4. Какую информацию о групповых свойствах отражает медиана. Приведите пример.

  5. В чем различия между медианой и средним значением, в каких случаях они совпадают и не совпадают.

  6. Как определить в каких пределах лежат все значения признака в генеральной совокупности

  7. Дайте интерпретацию стандартной ошибки среднего, как ее уменьшить

  8. Дайте определение квартилей. Какую информацию о групповых свойствах отражают нижний и верхний квартили.


Сравните две группы с указанием:

  1. Величины, вокруг которой группируются значения данного признака в каждой группе. Обоснуйте свой ответ.

  2. Являются ли первая и вторая группа однородными по данному признаку. Обоснуйте свой ответ.

  3. В какой группе разброс значений больше. Обоснуйте свой ответ.

  4. Какая величина встречается наиболее часто в каждой из групп

  5. На что указывает медиана признака в каждой из групп

  6. На что указывает межквартильный размах в каждой из групп.

  7. Предположив, что признак имеет нормальное распределение, определите в каких пределах лежат 95,44% всех значений признака в генеральной совокупности

  8. Представьте результаты вычислений в графическом виде





Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7




Гемоглобиг, г/л

САД, мм.рт.ст

холестерин, ммоль/л


глюкоза, ммоль/л

ФЖЕЛ, литр

ОФВ, %

Индекс массы тела




1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.



95

115

115

125

4,99

4,2

6,4

4

1,14

1,65

91

79

42,70

24,00



95

120

120

128

4,01

5,6

6,7

4,7

2,72

2,14

59

79

35,30

28,00



100

125

113

132

4,7

4

6,4

8,9

2,06

2,43

82

41

35,00

26,00



115

125

110

120

5,19

3,9

10,1

4,1

2,84

3,5

96

53

36,10

30,00



85

120

125

115

7,2

5

5,2

4,5

2,35

1,37

68

65

30,30

17,90



88

115

130

135

4,32

4,5

4,7

4

2,99

2,22

101

42

36,03

27,60



110

110

135

140

5,84

4,7

5,8

4,2

2,05

4,16

50

90

30,00

26,00



103

130

120

145

20

4

10,9

4,6

1,63

2,15

94

121

30,10

29,00



82

117

95

140

5,66

4,2

6,2

4

1,71

2,76

74

73

28,09

38,00



75

118

110

135

4,88

5,1

6,3

4

2,53

2,23

79

99

27,90

35,00



80

123

115

120

7,08

3,7

20,1

4,1

1,67

3,04

79

75

34,40

35,00



93

125

120

128

5,76

3,5

5,2

4

2,29

2,05

85

120

19,00

35,00



95

124

125

132

6,61

3,5

6,8

4

2,6

2,66

87

62

18,00

36,00



98

116

130

136

4,9

5

4,7

4,9

1,58

1,3

39

65

23,40

22,00



100

118

132

137

4,16

4,2

5,8

3,8

2,09

1,77

38

57

24,60

29,00



103

135

140

142

4

4

10,4

3,1

1,97

2,39

84

77

36,00

36,00



105

132

112

122

6,54

3,4

6,1

4,4

2,02

2,65

72

94

33,70

26,29



120

128

113

120

5

4,1

5

4

2,02

3,48

71

111

20,40

32,00



115

130

100

115

5,12

3,6

5,6

3,5

2,43

3,45

8

46

26,63

30,00



125

130

95

118

3,9

4,2

5

3,6

2,01

2,33

58

80

40,00

23,00



100

120

102

133

5,17

3,6

5,6

4,1

1,64

1,92

27

73

39,30

20,00



95

125

103

142

20

3,1

5,2

3,5

2,47

3,32

127

55

26,71

26,00



80

140

115

137

4,91

4

5,9

3,8

3,7

1,78

124

103

32,00

31,00



85

135

116

128

6,49

4,3

4,9

4,1

2,58

1,57

80

66

26,30

32,00



85

125

120

120

4,99

4

5,3

4,1

2,01

2,48

75

92

38,30

36,00








Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 12

Вариант 13

Вариант 14




Рост, см

Содержание Р

в слюне, ммоль\л

Вес, кг

Объем

циркулирующей

плазмы, мл\кг

Пульс, уд\мин

Показатель

гематокрита

Концентрация

пролактина в крови (нг/мл)




1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.



196

167

7

2,2

65

58

45

34

66

76

0,26

0,48

25

36



175

177

3,7

4,5

70

70

36

32

72

72

0,12

0,1

120

120



181

165

5,5

4,7

75

75

37

39

77

82

0,2

0,22

75

88



181

195

3,1

2,3

68

88

38

42

80

80

0,28

0,16

50

50



184

181

3,9

3,8

92

92

41

46

58

90

0,29

0,41

185

166



154

194

4,5

5,7

88

81

42

41

75

75

0,21

0,23

125

125



173

178

5,7

2,9

76

76

26

38

82

88

0,45

0,14

70

82



169

177

4

5,9

73

66

31

28

78

78

0,38

0,33

145

145



169

191

3,7

3,1

77

77

35

39

71

76

0,29

0,34

170

144



163

175

6

6,7

102

90

40

27

62

62

0,24

0,35

80

80



174

155

3,8

4,4

85

85

43

43

78

66

0,27

0,27

110

57



192

175

5,4

4,7

69

100

36

33

76

76

0,18

0,24

87

87



176

165

6,1

3,6

70

70

37

44

82

80

0,23

0,3

115

99



177

170

3,9

6,9

77

52

36

34

82

82

0,3

0,17

130

130



177

161

4,4

5,6

82

82

30

40

66

85

0,32

0,11

58

69



180

178

5,6

3,5

66

77

26

31

60

78

0,18

0,15

122

122



177

178

3,8

6,4

75

75

44

26

75

75

0,42

0,3

78

80



155

176

2,4

3

69

88

30

33

78

75

0,36

0,28

110

110



174

178

2,5

6,6

83

83

40

36

72

72

0,26

0,4

66

70



167

185

3,6

4,7

74

70

31

37

68

80

0,29

0,23

92

92



154

194

7

2,2

65

58

45

34

66

76

0,26

0,48

25

36



173

178

3,7

4,5

70

70

36

32

72

72

0,12

0,1

120

120



169

177

5,5

4,7

75

75

37

39

77

82

0,2

0,22

75

88



169

191

3,1

2,3

68

88

38

42

80

80

0,28

0,16

50

50



163

175

3,9

3,8

92

92

41

46

58

90

0,29

0,41

185

166