Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1014
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
В методическом отношении анализ Н. М. Добротворским кабины летчика и приборной доски с позиций человеческого фактора не утратил своего значения и в наши дни. Конкретные рекомендациине противоречат современным, хотя отдельные детали, обусловленные конструкцией летательных аппаратов и приборов того времени, представляют лишь исторический интерес.
Содержательная концепция Н. М. Добротворского о комплексном подходе к изучению и оптимизации трудовой деятельности летчика оказала существенное влияние на развитие соответствующих исследований в авиации. В свете этой концепции не кажутся случайными и неожиданными выполненные Н. В. Зимкиным и Н. А. Эппле в русле психотехнических исследований работы пo изучению авиационных приборов, которые с достаточным на то основанием можно отнести к первым инженерно-психологическим исследованиям.
Стремление комплексно изучать человека в труде, рассматривая его не только как организм, но прежде всего как личность, намечалось в некоторых разделах психологии труда [28]. Достаточно явно проявлялась тенденция к комплексному охвату многих, проблем изучения и рационализации трудовой деятельности в психотехническом движении в нашей стране в 20—30-е годы [24]. Представляя сложное и противоречивое явление, психотехническое движение выходило за рамки лабораторных психологических исследований и смыкалось, во-первых, с движением за научную организацию труда, реконструкцию и совершенствование производства, а во-вторых, с нарождавшимися проблемами целого-комплекса медико-биологических дисциплин. Природу этих многосторонних связей можно лучше понять, если иметь в виду, что через толщу различных наслоений в психотехнике под давлением практики пробивалась тенденция к психологическому изучению предметной трудовой деятельности. Не случайно обращалось внимание на синтетическую природу психологического анализа трудовой деятельности, отправного пункта многих психотехнических исследований. «Только...— писал И. Н. Шпильрейн, совмещая чисто профессиографические задачи с интересами биомеханики, охраны труда и НОТа,— психологический анализ профессий приобретает теоретико-практическую значимость. В то же время, иллюстрируя единство в многообразии отдельных нотовских проблем, такого рода анализ вскрывает объективную ценность хотя и многопланового, но не эклектического в дурном смысле, и единством внутреннего содержания спаянного методического подхода к общей проблеме научной организации труда и производства» [34, с. 172].
Рассматривая вопрос о возможном участии психотехника в проектировании орудий труда («активного соучастника в построении основной идеи того или другого орудия труда»), а не только в осуществлении функций психофизиологического контроля и оценки уже сконструированных орудий труда, С. Г. Геллерштейн вплотную подходит к идее, созвучной современным положениям системного подхода в эргономике. В работах И. Н. Шпильрейнатакже можно обнаружить движение научной мысли в этом направлении. Ученый обращал внимание на перспективность тех психотехнических работ, в которых предпринимались попытки органического сочетания двух направлений исследований: 1) одновременного охвата всех факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности; 2) выделения каждого фактора в отдельности я определения его влияния на эффективность трудовой деятельности [см. 17].
Имея в виду исследования подобного типа, С. Г. Геллерштейн [10] писал, что психотехника в данном случае уже перестает быть собственно психотехникой, она перерастает свои границы и должна будет изменить свое название. Эти исследования отражали потребность в междисциплинарных исследованиях. Предварительным условием эффективного участия психотехники в таких исследованиях явилось решение целого ряда методологических проблем, и прежде всего проблем предметной, трудовой деятельности. В этой связи представляется существенным высказывание Л. С. Выготского о том, что в процессе сближения психотехники с экспериментальной психологией, генетической психологией и психопатологией происходила более углубленная трактовка проблем психотехники, изменение задач и методов психотехнических исследований. На этом же пути намечалось решение важнейших теоретических проблем, которые вставали перед психотехникой. «Разрыв между двумя основными формами психотехнического исследования,— указывал Л.С. Выготский,— между аналитическим изучением отдельных, большей частью элементарных функций, на которые разлагается обычно та или иная сложная профессиональная деятельность, и имитативной подделкой всей профессиональной деятельности в целом с максимальным приближением к действительности — должен быть заполнен с помощью изучения высших, сложных синтетических интеллектуальных функций» [7, с. 384].
Поиски форм и методов комплексных исследований достаточно интенсивно велись в 20—30-е годы в русле работ по охране труда [18]. Формулировались принципиально новые проблемы. «Самое содержание новой техники,— писал В. Строганов,—-должно постоянно расширяться и обогащаться. Это значит, что развитие социалистической техники должно пойти новым путем, а не теми путями, которыми оно шло и идет в настоящее время в капиталистических странах. Идеи оздоровления и безопасности труда должны у нас стать органической частью развивающейся техники, а не дополнять эту технику как некий посторонний, самостоятельный привесок» [32, с. 14].
В 20—30-е годы в стране действовала широкая сеть психофизиологических лабораторий непосредственно на фабриках и заводах. Для тех лет было характерно тесное сотрудничество психологов, физиологов, гигиенистов труда, инженерно-технического персонала предприятий, специалистов по организации, охране труда и технике безопасности. Решение практических задач совершенствования трудовой деятельности и улучшения условий труда на производстве и транспорте являлось той реальной основой, на которой укреплялись взаимосвязь и взаимодействие наук о трудовой деятельности. В стране действовали лаборатории, которые проводили комплексные исследования трудовой деятельности (научно-исследовательский сектор отдела техники безопасности и промсанитарии Горьковского автозавода, возглавляемый К К. Платоновым, психофизиологическая лаборатория на Московском электрозаводе, возглавляемая А. Ф. Гольдбергом, и др.). В 1932 г. в резолюции конференции по психофизиологии и организации труда, созванной по инициативе Всесоюзного электротехнического объединения, отмечалось, что «результаты работы психофизиологических лабораторий подтверждают целесообразность и своевременность постановки изучения человеческого фактора и его влияния на протекание трудового процесса в производственной обстановке» [31, с. 192].
На этой конференции всеобщее внимание привлек доклад А. Ф. Гольдберга, так как в деятельности руководимой им лаборатории нашли отражение некоторые общие тенденции изучения человеческого фактора на производстве. Одной из особенностей работы лаборатории явилось то, что ее сотрудники действовали в тесном контакте с рабочими, которые были не только испытуемыми, но и активными участниками всех проводимых мероприятий. «Проведя подробный производственно-психофизиологический анализ процесса работы на агрегатах,— говорил А. Ф. Гольдберг,— детально ознакомившись с санитарно-гигиеническими условиями цехов и основными психофизиологическими особенностями работающих на агрегатах, лаборатория дала ряд предложений, охватывающих рабочее место, сидение, рабочие движения, режим рабочего дня, рациональный пищевой режим и т. д.» [31, с. 185]. Рассматривая исторические предпосылки возникновения эргономики, нельзя не отметить, что в 1926 г. в Киеве была опубликована статья экономиста Е. Е. Слуцкого «Изучение проблемы построения формально-праксеологических основ экономики», в которой впервые в нашей стране рассматривались проблемы праксеологии. Автор определяет праксеологию как общую теорию успешной целеустремленной деятельности. Проблематика указанной дисциплины перекликается с эргономикой. Тридцать пять лет спустя прямо указал на это Т. Котарбинский в статье «Молодые эргологические науки» (1961): «В последнее десятилетие мы стали свидетелями возникновения ряда дисциплин, предметом исследования которых служат действия, операции, работа и вообще любые формы деятельности личности, умеющей что-то делать, проявлять активность. Я позволю себе назвать эти науки эргологическими, исходя от названия одной из них — эргологии» [44, с. 5].
Эргология (эргонология) не оформилась в 20—30-е годы в самостоятельное научное направление. Однако в это время были определены цели и задачи новой научной дисциплины, намеченыосновные ее проблемы и организационные формы исследований, указаны пути практического приложения и осуществлены первые прикладные работы.
§2. Возникновение эргономики и ее современное состояние
В годы второй мировой войны был дан мощный толчок междисциплинарным исследованиям, направленным на выявление оптимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Произошло это потому, что сложная военная техника, поступавшая на вооружение армий, зачастую не могла эффективно использоваться, так как предъявляла к обслуживающему персоналу требования, которые превосходили психофизиологические возможности человека. «Быстрое техническое развитие в некоторых областях, таких, как радарная техника, или высокоскоростная авиация,— отмечает австралийский ученый А. Т. Велфорд,— привело к появлению таких ситуаций, в которых никакой отбор и никакая тренировка не гарантируют полного использования оператором всех возможностей оборудования. Поэтому стало необходимым приспособить «работу к человеку», т. е. проектировать такое оборудование, в котором были бы учтены границы человеческих способностей. Для этой цели большое число академических специалистов, занимающихся проблемами, связанными с человеком,— анатомов, физиологов, психологов — пригласили покинуть свои лаборатории и работать вместе с инженерами» [48, с. 275—276].
В годы второй мировой войны психологи впервые в массовом порядке были привлечены к проектированию новой военной техники (радарные установки, сложное приборное оснащение самолетов и т. п.), эксплуатация которой характеризовалась резко возросшими требованиями к психическим свойствам человека. Именно поэтому для проведения исследований, связанных с проектированием сложных систем, в которых человек выполняет функции контроля и управления, больше всего подходили специалисты, имеющие подготовку в области экспериментальной психологии. Методы и результаты исследований экспериментальной психологии явились исходным пунктом становления инженерной психологии. «Цель инженерной психологии,— пишет Е. Поултон,— не простое сравнение двух проектных решений какого-либо элемента оборудования, а точное определение возможностей и ограничений человека, исходя из которых и следует осуществлять выбор оптимального варианта решения. Перед нами картина инженерной психологии как экспериментальной психологии середины двадцатого века. Возможно, она выгодно контрастирует с экспериментальными психологическими исследованиями человека и животных, проводимыми в несколько искусственной среде традиционной психологической лаборатории» [47, с. 178].