Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1014

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В методическом отношении анализ Н. М. Добротворским ка­бины летчика и приборной доски с позиций человеческого фактора не утратил своего значения и в наши дни. Конкретные рекоменда­циине противоречат современным, хотя отдельные детали, обус­ловленные конструкцией летательных аппаратов и приборов того времени, представляют лишь исторический интерес.

Содержательная концепция Н. М. Добротворского о комплекс­ном подходе к изучению и оптимизации трудовой деятельности летчика оказала существенное влияние на развитие соответствую­щих исследований в авиации. В свете этой концепции не кажутся случайными и неожиданными выполненные Н. В. Зимкиным и Н. А. Эппле в русле психотехнических исследований работы пo ­изучению авиационных приборов, которые с достаточным на то основанием можно отнести к первым инженерно-психологическим исследованиям.

Стремление комплексно изучать человека в труде, рассматри­вая его не только как организм, но прежде всего как личность, намечалось в некоторых разделах психологии труда [28]. Доста­точно явно проявлялась тенденция к комплексному охвату многих, проблем изучения и рационализации трудовой деятельности в пси­хотехническом движении в нашей стране в 20—30-е годы [24]. Представляя сложное и противоречивое явление, психотехническое движение выходило за рамки лабораторных психологических исследований и смыкалось, во-первых, с движением за научную организацию труда, реконструкцию и совершенствование произ­водства, а во-вторых, с нарождавшимися проблемами целого-комплекса медико-биологических дисциплин. Природу этих мно­госторонних связей можно лучше понять, если иметь в виду, что через толщу различных наслоений в психотехнике под давлением практики пробивалась тенденция к психологическому изучению предметной трудовой деятельности. Не случайно обращалось вни­мание на синтетическую природу психологического анализа трудо­вой деятельности, отправного пункта многих психотехнических исследований. «Только...— писал И. Н. Шпильрейн, совмещая чисто профессиографические задачи с интересами биомеханики, охраны труда и НОТа,— психологический анализ профессий при­обретает теоретико-практическую значимость. В то же время, иллюстрируя единство в многообразии отдельных нотовских проб­лем, такого рода анализ вскрывает объективную ценность хотя и многопланового, но не эклектического в дурном смысле, и един­ством внутреннего содержания спаянного методического подхода к общей проблеме научной организации труда и производства» [34, с. 172].


Рассматривая вопрос о возможном участии психотехника в проектировании орудий труда («активного соучастника в пост­роении основной идеи того или другого орудия труда»), а не только в осуществлении функций психофизиологического контроля и оценки уже сконструированных орудий труда, С. Г. Геллерштейн вплотную подходит к идее, созвучной современным положениям системного подхода в эргономике. В работах И. Н. Шпильрейнатакже можно обнаружить движение научной мысли в этом направ­лении. Ученый обращал внимание на перспективность тех психо­технических работ, в которых предпринимались попытки органи­ческого сочетания двух направлений исследований: 1) одновре­менного охвата всех факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности; 2) выделения каждого фактора в отдельности я определения его влияния на эффективность трудовой деятель­ности [см. 17].

Имея в виду исследования подобного типа, С. Г. Геллерштейн [10] писал, что психотехника в данном случае уже перестает быть собственно психотехникой, она перерастает свои границы и долж­на будет изменить свое название. Эти исследования отражали потребность в междисциплинарных исследованиях. Предваритель­ным условием эффективного участия психотехники в таких иссле­дованиях явилось решение целого ряда методологических проблем, и прежде всего проблем предметной, трудовой деятельности. В этой связи представляется существенным высказывание Л. С. Выготско­го о том, что в процессе сближения психотехники с эксперимен­тальной психологией, генетической психологией и психопатологией происходила более углубленная трактовка проблем психотехники, изменение задач и методов психотехнических исследований. На этом же пути намечалось решение важнейших теоретических проблем, которые вставали перед психотехникой. «Разрыв между двумя основными формами психотехнического исследования,— указывал Л.С. Выготский,— между аналитическим изучением отдельных, большей частью элементарных функций, на которые разлагается обычно та или иная сложная профессиональная деятельность, и имитативной подделкой всей профессиональной деятельности в целом с максимальным приближением к действительности — должен быть заполнен с помощью изучения высших, сложных син­тетических интеллектуальных функций» [7, с. 384].

Поиски форм и методов комплексных исследований достаточ­но интенсивно велись в 20—30-е годы в русле работ по охране труда [18]. Формулировались принципиально новые проблемы. «Самое содержание новой техники,— писал В. Строганов,—-долж­но постоянно расширяться и обогащаться. Это значит, что развитие социалистической техники должно пойти новым путем, а не теми путями, которыми оно шло и идет в настоящее время в капиталистических странах. Идеи оздоровления и безопасности труда долж­ны у нас стать органической частью развивающейся техники, а не дополнять эту технику как некий посторонний, самостоятельный привесок» [32, с. 14].



В 20—30-е годы в стране действовала широкая сеть психофи­зиологических лабораторий непосредственно на фабриках и заво­дах. Для тех лет было характерно тесное сотрудничество психо­логов, физиологов, гигиенистов труда, инженерно-технического персонала предприятий, специалистов по организации, охране труда и технике безопасности. Решение практических задач совершенствования трудовой деятельности и улучшения условий труда на производстве и транспорте являлось той реальной основой, на которой укреплялись взаимосвязь и взаимодействие наук о трудо­вой деятельности. В стране действовали лаборатории, которые проводили комплексные исследования трудовой деятельности (научно-исследовательский сектор отдела техники безопасности и промсанитарии Горьковского автозавода, возглавляемый К К. Платоновым, психофизиологическая лаборатория на Москов­ском электрозаводе, возглавляемая А. Ф. Гольдбергом, и др.). В 1932 г. в резолюции конференции по психофизиологии и органи­зации труда, созванной по инициативе Всесоюзного электротехни­ческого объединения, отмечалось, что «результаты работы психофизиологических лабораторий подтверждают целесообраз­ность и своевременность постановки изучения человеческого фактора и его влияния на протекание трудового процесса в про­изводственной обстановке» [31, с. 192].

На этой конференции всеобщее внимание привлек доклад А. Ф. Гольдберга, так как в деятельности руководимой им лабо­ратории нашли отражение некоторые общие тенденции изучения человеческого фактора на производстве. Одной из особенностей работы лаборатории явилось то, что ее сотрудники действовали в тесном контакте с рабочими, которые были не только испытуе­мыми, но и активными участниками всех проводимых мероприя­тий. «Проведя подробный производственно-психофизиологический анализ процесса работы на агрегатах,— говорил А. Ф. Гольдберг,— детально ознакомившись с санитарно-гигиеническими условиями цехов и основными психофизиологическими особенностями рабо­тающих на агрегатах, лаборатория дала ряд предложений, охва­тывающих рабочее место, сидение, рабочие движения, режим рабочего дня, рациональный пищевой режим и т. д.» [31, с. 185]. Рассматривая исторические предпосылки возникновения эрго­номики, нельзя не отметить, что в 1926 г. в Киеве была опублико­вана статья экономиста Е. Е. Слуцкого «Изучение проблемы построения формально-праксеологических основ экономики», в ко­торой впервые в нашей стране рассматривались проблемы прак­сеологии. Автор определяет праксеологию как общую теорию успешной целеустремленной деятельности. Проблематика указан­ной дисциплины перекликается с эргономикой. Тридцать пять лет спустя прямо указал на это Т. Котарбинский в статье «Молодые эргологические науки» (1961): «В последнее десятилетие мы стали свидетелями возникновения ряда дисциплин, предметом исследо­вания которых служат действия, операции, работа и вообще любые формы деятельности личности, умеющей что-то делать, проявлять активность. Я позволю себе назвать эти науки эргологическими, исходя от названия одной из них — эргологии» [44, с. 5].


Эргология (эргонология) не оформилась в 20—30-е годы в са­мостоятельное научное направление. Однако в это время были определены цели и задачи новой научной дисциплины, намеченыосновные ее проблемы и организационные формы исследований, указаны пути практического приложения и осуществлены первые прикладные работы.


§2. Возникновение эргономики и ее современное состояние


В годы второй мировой войны был дан мощный толчок меж­дисциплинарным исследованиям, направленным на выявление оптимальных условий деятельности человека, а также его предель­ных возможностей. Произошло это потому, что сложная военная техника, поступавшая на вооружение армий, зачастую не могла эффективно использоваться, так как предъявляла к обслуживаю­щему персоналу требования, которые превосходили психофизиоло­гические возможности человека. «Быстрое техническое развитие в некоторых областях, таких, как радарная техника, или высоко­скоростная авиация,— отмечает австралийский ученый А. Т. Велфорд,— привело к появлению таких ситуаций, в которых никакой отбор и никакая тренировка не гарантируют полного использова­ния оператором всех возможностей оборудования. Поэтому стало необходимым приспособить «работу к человеку», т. е. проектиро­вать такое оборудование, в котором были бы учтены границы человеческих способностей. Для этой цели большое число акаде­мических специалистов, занимающихся проблемами, связанными с человеком,— анатомов, физиологов, психологов — пригласили покинуть свои лаборатории и работать вместе с инженерами» [48, с. 275—276].

В годы второй мировой войны психологи впервые в массовом порядке были привлечены к проектированию новой военной тех­ники (радарные установки, сложное приборное оснащение само­летов и т. п.), эксплуатация которой характеризовалась резко возросшими требованиями к психическим свойствам человека. Именно поэтому для проведения исследований, связанных с про­ектированием сложных систем, в которых человек выполняет функции контроля и управления, больше всего подходили специа­листы, имеющие подготовку в области экспериментальной психо­логии. Методы и результаты исследований экспериментальной психологии явились исходным пунктом становления инженерной психологии. «Цель инженерной психологии,— пишет Е. Поултон,— не простое сравнение двух проектных решений какого-либо элемен­та оборудования, а точное определение возможностей и ограниче­ний человека, исходя из которых и следует осуществлять выбор оптимального варианта решения. Перед нами картина инженерной психологии как экспериментальной психологии середины двадцатого века. Возможно, она выгодно контрастирует с эксперимен­тальными психологическими исследованиями человека и животных, проводимыми в несколько искусственной среде традиционной пси­хологической лаборатории» [47, с. 178].