Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1012

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В США лаборатории инженерной психологии были организова­ны в 1945 г. в военно-воздушных и военно-морских силах. В это же время Национальный исследовательский совет по авиационной медицине и Корнеллский университет США проводят инженерно-психологические исследования, связанные с проектированием ка­бин для пилотов.

Изучение человеческих факторов, от которых существенным образом зависят эффективность и надежность функционирования систем управления и контроля, обусловило постепенное обогаще­ние и расширение области исследований инженерной психологии. В годы второй мировой войны, констатируют О. Едхолм и К. Mapрелл, «физиологи, психологи, анатомы и инженеры или дизайнеры работали вместе с взаимной пользой» [43, с. 83].

Ниже будет дана краткая характеристика развития и состояния эргономики в ряде капиталистических и социалистических стран (Англия, США, Япония, Болгария, Польша, Советский Союз). На примере этих стран можно составить определенное представление о тенденциях и состоянии эргономики в капиталистических и со­циалистических странах.

Во время второй мировой войны в Англии исследования, в ко­торых совместно принимали участие указанные специалисты, осу­ществлялись под эгидой Комитета по исследованиям личного состава (Service Personnel Researsch Commitees). Под «исследо­ванием личного состава» («personnel research») понималось, с одной стороны, выявление с помощью физиологических и психо­логических методов путей повышения эффективности боевой дея­тельности, безопасности и комфорта солдат, матросов и летчиков в различных условиях окружающей среды; а с другой — приспо­собление кораблей, боевых транспортных средств, самолетов и вооружения к психофизиологическим возможностям тех, кто дол­жен их использовать, с тем, чтобы обеспечить необходимое удобство пользования указанными техническими средствами. О. Едхолм и К- Маррелл не без оснований отмечают, что подобная общая направленность исследований личного состава, если отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок Эргономического исследовательского общества [43].

В ходе второй мировой войны с особой силой проявилась необ­ходимость привлечения данных медико-биологических, психологи­ческих и социально-экономических наук для решения определенных вопросов развития техники. Однако вряд ли следует жестко свя­зывать возникновение эргономики с этой войной. Предпосылки эргономики фактически были заложены еще до войны, а в качестве самостоятельного направления исследований она оформилась пос­ле войны.


Термин «эргономика» (греч. ergon — работа+nomos—закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследователь­ского общества. О Едхолм и К. Маррелл подчеркивают, «что это было объединение людей, работающих в сфере научных исследо­ваний. Вопрос о создании прикладной науки эргономики в это время не рассматривался» [43, с. 78]. Инициаторы создания об­щества, среди которых называют К. Маррелла, О. Едхолма, П. Рэндла, У. Флойда, У. Хика и других, были единодушны в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совмест­ной работы по решению общих проблем позволяет добиваться лучших результатов, которые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из этих дисциплин. В этом их, в част­ности, убеждал опыт успешной совместной работы физиологов, психологов, анатомов, инженеров и дизайнеров в годы второй мировой войны.

Деятельность английского Эргономического исследовательского общества с самого начала привлекла внимание ученых различ­ных стран мира. В 1951 г. в обществе насчитывалось 14 ученых из других стран, в том числе В. Акерблом, Дж. М. Кристенсен (Швеция), П. Фиттс, Л. Мид, К. Морган (США; в 1954 г. количе­ство иностранных членов увеличилось до 51, а к 1957 г. их число составляло одну треть от общего состава общества. Начав с на­лаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты поведения человека в труде, члены общества впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных научных дисциплин односторонности решения проблем рациональной организации труда. «Появление эргономики,— кон­статирует один из инициаторов создания этого общества К. Маррелл,— можно рассматривать как одно из следствий инте­реса исследователей с широким диапазоном знаний в различных областях к комплексному изучению трудовой деятельности чело­века, и в этом смысле существование эргономики вполне оправ­дано» [46, с. 3].

На ежегодные конференции Общества выносились следующие темы: «Человеческие факторы в проектировании оборудования», «Утомление», «Измерение человеческой деятельности», «Научное изучение трудовой деятельности в промышленности» и др.

Эргономика способствовала объединению направлений, разви­вавшихся прежде независимо друг от друга, содействовала сбли­жению людей с разными уровнями подготовки и разных специаль­ностей. Название «эргономика» было выбрано в связи с тем, что новая область знания не принадлежит полностью ни одной из дис­циплин, участвующих в ее разработке; кроме того, как всякий термин, он должен быть кратким, однозначным, определенным и получить распространение в других странах. «Эргономика»,— по определению К. Маррелла,— это научные исследования взаимо­действия человека и рабочей среды» [45, с. XIII]. Он поясняет, что имеется в

виду не только непосредственное окружение, в ко­тором работает человек, но также станки и материалы, методы и организация индивидуальной и коллективной работы.

В 1960 г. был образован факультет эргономики и кибернетики в английском технологическом колледже в г. Лавбро, который первоначально осуществлял подготовку эргономистов из числа дипломированных специалистов. В настоящее время этот факуль­тет, переименованный в факультет наук о человеке, является веду­щим высшим учебным заведением по подготовке специалистов по эргономике. При факультете создан Институт по изучению эргономических проблем товаров массового спроса. Несколько ' позже подготовку эргономистов стали осуществлять факультет прикладной психологии Астонского университета в г. Бирмингаме и факультет промышленного производства Бирмингамского уни­верситета, а также некоторые другие высшие учебные заведения. Начиная с 1962 г. в Англии издается серия брошюр для работ­ников промышленности, в которых освещаются методические воп­росы использования данных эргономики на практике. В 1969 г. был основан информационный центр по эргономике, одной из задач которого является удовлетворение запросов английской про­мышленности в области применения данных эргономики. Приклад­ные эргономические исследования получили широкое развитие на железнодорожном транспорте, в сталелитейной, электронной, сте­кольной и других отраслях промышленности.

В 1963—1964 гг. формируются исходные положения системно­го подхода в эргономике; впоследствии они интенсивно разраба­тываются У. Синглтоном и другими английскими учеными. В 1965 г. К. Маррелл издает фундаментальный труд «Эргономика».

Размах деятельности Эргономического исследовательского общества способствовал объединению ученых многих стран, о чем свидетельствовали, в частности, проводимые им международные семинары и симпозиумы, на которых глубоко и всесторонне обсуж­дались эргономические проблемы. Одновременно активизировалась деятельность в различных странах по созданию национальных эргономических ассоциаций. Первые неформальные группы спе­циалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, воз­никли в США еще в предвоенный период. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в Bell Telephone Laboratories.

Как и в Англии, в годы второй мировой войны в США для работы в авиационной промышленности и военных исследователь­ских организациях были приглашены психологи, антропологи, физиологи, биологи и врачи, которые в тесном содружестве с инже­нерами решали проблемы обеспечения оптимального взаимодейст­вия людей и сложных технических систем. В 1945 г. П. Фиттс ор­ганизует лабораторию инженерной психологии в Военно-воздуш­ных силах США, а Ф. Тейлор создает лабораторию человеческой инженерии в Военно-морских силах США.В конце 40-х годов в США в государственном университете в г. Огайо и Иллинойсском университете учреждаются специаль­ные программы для получения ученой степени в области челове­ческих факторов. Другие университеты вводят курсы по человечес­ким факторам.


Первый симпозиум по проблемам человеческих факторов на национальном уровне был проведен в США в 1953 г. В 1957 г. образовано Общество инженерных психологов как отдельное под­разделение Американской психологической ассоциации. Тем не менее все острее ощущалась необходимость в создании националь­ной профессиональной организации, объединяющей специалистов в области человеческих факторов, и издании соответствующего научного журнала.

В 1957 г. в США возникло Общество человеческих факторов, в создании которого принимали участие члены английского Эрго­номического исследовательского общества. В 1958 г. вышел первый номер американского журнала «Человеческие факторы». Кроме того, в США ежемесячно издается «Бюллетень Общества челове­ческих факторов». Термин «человеческие факторы» возник в ре­зультате буквального перевода и сокращения американского выражения «техника человеческих факторов» (human factors engineering) и получил распространение главным образом в США, где он обозначает область знания и новую профессию, которую в Европе определяют термином «эргономика». Человеческие фак­торы и эргономика как сферы научных исследований имели неко­торые различия на первых этапах своего развития, хотя и тогда они представляли одно направление исследований. Тенденция раз­вития такова, что различия между ними все больше нивелируются, а само направление исследований обогащается за счет органичес­кого сближения исследования человеческих факторов и эргоно­мики.

Уже к 1970 г. подготовку кадров в области человеческих факторов США на уровне бакалавра, магистра и доктора наук осуществляли соответственно 20, 43 и 42 университета. Одновре­менно с расширением подготовки кадров в США издаются работы по теоретическим проблемам и методам исследования человечес­ких факторов, а также руководства для инженеров, дизайнеров, архитекторов и других специалистов.

В 1921 г. японский ученый К. Танака издал книгу «Человечес­кая инженерия» и тем самым впервые ввел в Японии этот термин. В этом же году был создан частный институт по изучению труда (Institute for Labor Science), с которым связывают первые систе­матические исследования в области человеческих факторов в Японии. В настоящее время указанный институт является госу­дарственной организацией и называется Научно-исследовательский институт труда (Institute for Labor Science Research). Начиная с 1925 г. исследования человеческих факторов в Японии достаточ­но интенсивно разрабатываются в различных военных организациях. Ускоренное развитие эргономики в Японии отмечается после второй мировой войны, когда в стране происходит бурный рост промышленности и осуществляется перевооружение производства на высоком техническом уровне. Первая национальная конферен­ция по проблемам эргономики состоялась в 1963 г. В 1964 г. было основано Японское научно-исследовательское эргономическое общество, которое издает журнал по проблемам эргономики. Создается множество эргономических групп в различных отраслях промышленности, на транспорте, в университетах и научно-иссле­довательских организациях. Большое внимание уделяется эргоно­мическим исследованиям в Научно-исследовательском
институте промышленной продукции, Научно-исследовательском институте условий труда на железнодорожном транспорте, Научно-исследо­вательском институте труда, в отделении архитектуры и дизайна университета Чиба и других организациях. Уже к 1970 г. было издано 10 учебников по эргономике, хотя потребность в хорошем учебнике ощущается и по настоящее время. Для студентов тех­нических отделений университетов был введен курс по человечес­ким факторам в объеме 40—60 учебных часов. «В современном промышленном производстве,— отмечалось уже в 1964 г. в япон­ской «Энциклопедии дизайна»,— потребность в эргономических исследованиях стала до такой степени необходимым и важным делом, что нельзя не признать, что в Японии эргономика превра­щается сейчас в своего рода фетиш».

Эргономика быстро развивается в ФРГ, Франции, Италии, Швеции и других промышленно развитых странах.

Противоречивость развития эргономики при капитализме про­является в колоссальном ее всплеске в военном и аэрокосмическом промышленных комплексах при одновременной ограниченности ее развития в гражданской промышленности. Стремление подчи­нить развитие эргономики целям производственной политики капиталистического менеджемента является еще одним из прояв­лений указанного противоречия.

Все больший интерес проявляется к эргономическим исследо­ваниям и особенно к использованию их результатов на практике в развивающихся странах. В Индии, например, предпринимаются усилия, направленные на создание единой эргономической службы в промышленности с максимальным учетом особенностей со­циально-экономического и культурного развития этой страны.

В 1961 г. создана Международная эргономическая ассоциация, согласно решению, принятому в 1959 г. на ежегодной конферен­ции английского эргономического общества. В ассоциации пред­ставлены специалисты свыше тридцати стран, и в ее состав входят национальные и несколько международных ассоциаций. К числу последних относятся, например, Эргономическая ассоциация, объ­единяющая специалистов франкоязычных стран. В 1957 г. в Меж­дународной организации по стандартизации создан специальный технический комитет № 159 «Эргономика», в состав которого ужевходят специалисты 37 стран. В Англии издается журнал «Ergonomics» (с 1957 г.), ставший официальным органом Между­народной эргономической ассоциации. В Англии издаются также международные журналы: «Applied Ergonomics» (с 1969 г.) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969 г.).