Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1012
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
В США лаборатории инженерной психологии были организованы в 1945 г. в военно-воздушных и военно-морских силах. В это же время Национальный исследовательский совет по авиационной медицине и Корнеллский университет США проводят инженерно-психологические исследования, связанные с проектированием кабин для пилотов.
Изучение человеческих факторов, от которых существенным образом зависят эффективность и надежность функционирования систем управления и контроля, обусловило постепенное обогащение и расширение области исследований инженерной психологии. В годы второй мировой войны, констатируют О. Едхолм и К. Mapрелл, «физиологи, психологи, анатомы и инженеры или дизайнеры работали вместе с взаимной пользой» [43, с. 83].
Ниже будет дана краткая характеристика развития и состояния эргономики в ряде капиталистических и социалистических стран (Англия, США, Япония, Болгария, Польша, Советский Союз). На примере этих стран можно составить определенное представление о тенденциях и состоянии эргономики в капиталистических и социалистических странах.
Во время второй мировой войны в Англии исследования, в которых совместно принимали участие указанные специалисты, осуществлялись под эгидой Комитета по исследованиям личного состава (Service Personnel Researsch Commitees). Под «исследованием личного состава» («personnel research») понималось, с одной стороны, выявление с помощью физиологических и психологических методов путей повышения эффективности боевой деятельности, безопасности и комфорта солдат, матросов и летчиков в различных условиях окружающей среды; а с другой — приспособление кораблей, боевых транспортных средств, самолетов и вооружения к психофизиологическим возможностям тех, кто должен их использовать, с тем, чтобы обеспечить необходимое удобство пользования указанными техническими средствами. О. Едхолм и К- Маррелл не без оснований отмечают, что подобная общая направленность исследований личного состава, если отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок Эргономического исследовательского общества [43].
В ходе второй мировой войны с особой силой проявилась необходимость привлечения данных медико-биологических, психологических и социально-экономических наук для решения определенных вопросов развития техники. Однако вряд ли следует жестко связывать возникновение эргономики с этой войной. Предпосылки эргономики фактически были заложены еще до войны, а в качестве самостоятельного направления исследований она оформилась после войны.
Термин «эргономика» (греч. ergon — работа+nomos—закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества. О Едхолм и К. Маррелл подчеркивают, «что это было объединение людей, работающих в сфере научных исследований. Вопрос о создании прикладной науки эргономики в это время не рассматривался» [43, с. 78]. Инициаторы создания общества, среди которых называют К. Маррелла, О. Едхолма, П. Рэндла, У. Флойда, У. Хика и других, были единодушны в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем позволяет добиваться лучших результатов, которые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из этих дисциплин. В этом их, в частности, убеждал опыт успешной совместной работы физиологов, психологов, анатомов, инженеров и дизайнеров в годы второй мировой войны.
Деятельность английского Эргономического исследовательского общества с самого начала привлекла внимание ученых различных стран мира. В 1951 г. в обществе насчитывалось 14 ученых из других стран, в том числе В. Акерблом, Дж. М. Кристенсен (Швеция), П. Фиттс, Л. Мид, К. Морган (США; в 1954 г. количество иностранных членов увеличилось до 51, а к 1957 г. их число составляло одну треть от общего состава общества. Начав с налаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты поведения человека в труде, члены общества впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных научных дисциплин односторонности решения проблем рациональной организации труда. «Появление эргономики,— констатирует один из инициаторов создания этого общества К. Маррелл,— можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким диапазоном знаний в различных областях к комплексному изучению трудовой деятельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне оправдано» [46, с. 3].
На ежегодные конференции Общества выносились следующие темы: «Человеческие факторы в проектировании оборудования», «Утомление», «Измерение человеческой деятельности», «Научное изучение трудовой деятельности в промышленности» и др.
Эргономика способствовала объединению направлений, развивавшихся прежде независимо друг от друга, содействовала сближению людей с разными уровнями подготовки и разных специальностей. Название «эргономика» было выбрано в связи с тем, что новая область знания не принадлежит полностью ни одной из дисциплин, участвующих в ее разработке; кроме того, как всякий термин, он должен быть кратким, однозначным, определенным и получить распространение в других странах. «Эргономика»,— по определению К. Маррелла,— это научные исследования взаимодействия человека и рабочей среды» [45, с. XIII]. Он поясняет, что имеется в
виду не только непосредственное окружение, в котором работает человек, но также станки и материалы, методы и организация индивидуальной и коллективной работы.
В 1960 г. был образован факультет эргономики и кибернетики в английском технологическом колледже в г. Лавбро, который первоначально осуществлял подготовку эргономистов из числа дипломированных специалистов. В настоящее время этот факультет, переименованный в факультет наук о человеке, является ведущим высшим учебным заведением по подготовке специалистов по эргономике. При факультете создан Институт по изучению эргономических проблем товаров массового спроса. Несколько ' позже подготовку эргономистов стали осуществлять факультет прикладной психологии Астонского университета в г. Бирмингаме и факультет промышленного производства Бирмингамского университета, а также некоторые другие высшие учебные заведения. Начиная с 1962 г. в Англии издается серия брошюр для работников промышленности, в которых освещаются методические вопросы использования данных эргономики на практике. В 1969 г. был основан информационный центр по эргономике, одной из задач которого является удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных эргономики. Прикладные эргономические исследования получили широкое развитие на железнодорожном транспорте, в сталелитейной, электронной, стекольной и других отраслях промышленности.
В 1963—1964 гг. формируются исходные положения системного подхода в эргономике; впоследствии они интенсивно разрабатываются У. Синглтоном и другими английскими учеными. В 1965 г. К. Маррелл издает фундаментальный труд «Эргономика».
Размах деятельности Эргономического исследовательского общества способствовал объединению ученых многих стран, о чем свидетельствовали, в частности, проводимые им международные семинары и симпозиумы, на которых глубоко и всесторонне обсуждались эргономические проблемы. Одновременно активизировалась деятельность в различных странах по созданию национальных эргономических ассоциаций. Первые неформальные группы специалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, возникли в США еще в предвоенный период. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в Bell Telephone Laboratories.
Как и в Англии, в годы второй мировой войны в США для работы в авиационной промышленности и военных исследовательских организациях были приглашены психологи, антропологи, физиологи, биологи и врачи, которые в тесном содружестве с инженерами решали проблемы обеспечения оптимального взаимодействия людей и сложных технических систем. В 1945 г. П. Фиттс организует лабораторию инженерной психологии в Военно-воздушных силах США, а Ф. Тейлор создает лабораторию человеческой инженерии в Военно-морских силах США.В конце 40-х годов в США в государственном университете в г. Огайо и Иллинойсском университете учреждаются специальные программы для получения ученой степени в области человеческих факторов. Другие университеты вводят курсы по человеческим факторам.
Первый симпозиум по проблемам человеческих факторов на национальном уровне был проведен в США в 1953 г. В 1957 г. образовано Общество инженерных психологов как отдельное подразделение Американской психологической ассоциации. Тем не менее все острее ощущалась необходимость в создании национальной профессиональной организации, объединяющей специалистов в области человеческих факторов, и издании соответствующего научного журнала.
В 1957 г. в США возникло Общество человеческих факторов, в создании которого принимали участие члены английского Эргономического исследовательского общества. В 1958 г. вышел первый номер американского журнала «Человеческие факторы». Кроме того, в США ежемесячно издается «Бюллетень Общества человеческих факторов». Термин «человеческие факторы» возник в результате буквального перевода и сокращения американского выражения «техника человеческих факторов» (human factors engineering) и получил распространение главным образом в США, где он обозначает область знания и новую профессию, которую в Европе определяют термином «эргономика». Человеческие факторы и эргономика как сферы научных исследований имели некоторые различия на первых этапах своего развития, хотя и тогда они представляли одно направление исследований. Тенденция развития такова, что различия между ними все больше нивелируются, а само направление исследований обогащается за счет органического сближения исследования человеческих факторов и эргономики.
Уже к 1970 г. подготовку кадров в области человеческих факторов США на уровне бакалавра, магистра и доктора наук осуществляли соответственно 20, 43 и 42 университета. Одновременно с расширением подготовки кадров в США издаются работы по теоретическим проблемам и методам исследования человеческих факторов, а также руководства для инженеров, дизайнеров, архитекторов и других специалистов.
В 1921 г. японский ученый К. Танака издал книгу «Человеческая инженерия» и тем самым впервые ввел в Японии этот термин. В этом же году был создан частный институт по изучению труда (Institute for Labor Science), с которым связывают первые систематические исследования в области человеческих факторов в Японии. В настоящее время указанный институт является государственной организацией и называется Научно-исследовательский институт труда (Institute for Labor Science Research). Начиная с 1925 г. исследования человеческих факторов в Японии достаточно интенсивно разрабатываются в различных военных организациях. Ускоренное развитие эргономики в Японии отмечается после второй мировой войны, когда в стране происходит бурный рост промышленности и осуществляется перевооружение производства на высоком техническом уровне. Первая национальная конференция по проблемам эргономики состоялась в 1963 г. В 1964 г. было основано Японское научно-исследовательское эргономическое общество, которое издает журнал по проблемам эргономики. Создается множество эргономических групп в различных отраслях промышленности, на транспорте, в университетах и научно-исследовательских организациях. Большое внимание уделяется эргономическим исследованиям в Научно-исследовательском
институте промышленной продукции, Научно-исследовательском институте условий труда на железнодорожном транспорте, Научно-исследовательском институте труда, в отделении архитектуры и дизайна университета Чиба и других организациях. Уже к 1970 г. было издано 10 учебников по эргономике, хотя потребность в хорошем учебнике ощущается и по настоящее время. Для студентов технических отделений университетов был введен курс по человеческим факторам в объеме 40—60 учебных часов. «В современном промышленном производстве,— отмечалось уже в 1964 г. в японской «Энциклопедии дизайна»,— потребность в эргономических исследованиях стала до такой степени необходимым и важным делом, что нельзя не признать, что в Японии эргономика превращается сейчас в своего рода фетиш».
Эргономика быстро развивается в ФРГ, Франции, Италии, Швеции и других промышленно развитых странах.
Противоречивость развития эргономики при капитализме проявляется в колоссальном ее всплеске в военном и аэрокосмическом промышленных комплексах при одновременной ограниченности ее развития в гражданской промышленности. Стремление подчинить развитие эргономики целям производственной политики капиталистического менеджемента является еще одним из проявлений указанного противоречия.
Все больший интерес проявляется к эргономическим исследованиям и особенно к использованию их результатов на практике в развивающихся странах. В Индии, например, предпринимаются усилия, направленные на создание единой эргономической службы в промышленности с максимальным учетом особенностей социально-экономического и культурного развития этой страны.
В 1961 г. создана Международная эргономическая ассоциация, согласно решению, принятому в 1959 г. на ежегодной конференции английского эргономического общества. В ассоциации представлены специалисты свыше тридцати стран, и в ее состав входят национальные и несколько международных ассоциаций. К числу последних относятся, например, Эргономическая ассоциация, объединяющая специалистов франкоязычных стран. В 1957 г. в Международной организации по стандартизации создан специальный технический комитет № 159 «Эргономика», в состав которого ужевходят специалисты 37 стран. В Англии издается журнал «Ergonomics» (с 1957 г.), ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации. В Англии издаются также международные журналы: «Applied Ergonomics» (с 1969 г.) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969 г.).