Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 975
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
К числу названных исследований относится изучение закономерностей оптимального взаимодействия человека с техникой. Одной из центральных проблем эргономики как научной дисциплины является исследование межуровневых переходов иерархической структуры эргономических свойств и показателей, и прежде всего выявление закономерностей формирования эргономических свойств техники, а именно; управляемости, обслуживаемости, освояемости и обитаемости. «Главное, нельзя упускать из виду то обстоятельство, что в межуровневых исследованиях мы имеем дело не с односторонним, а с двусторонним и к тому же спиралеобразным движением: с формированием высших уровней и «отслаиванием» — или переделкой — уровней, нижележащих, в свою очередь, обусловливающих возможность дальнейшего развития системы в целом. Таким образом, межуровневое исследование, оставаясь междисциплинарным, вместе с тем исключает понимание последнего как редуцирующего один уровень к другому или стремящегося найти их коррелятивные связи и координации» [10, с. 233].
Проблема проектирования деятельности человека (группы людей) по управлению (использованию) техникой становится органической частью общего процесса ее проектирования. Удовлетворительное решение этой проблемы возможно при опоре на эргономику и другие науки, изучающие человека и его деятельность. Такое обогащение и усложнение проектирования отвечает сущности техники, которая по своему назначению «человечна» и прогресс которой осуществляется по законам развития человеческого труда [12, 16]. К. Маркс неоднократно подчеркивал, что техника — «созданные человеческой рукой органы человеческого мозга» [1, с.215]. Реальный процесс взаимодействия человека с техникой не укладывается в рамки общих рекомендаций и конкретных требований эргономики. Опираясь на указанные данные, в процессе проектирования техники необходимо решать задачу содержательного моделирования деятельности человека и условий ее осуществления. Другими словами, необходимо достаточно четко и всесторонне представлять, что и как будет делать человек с данным видом техники и при каких условиях. Разработка и оценка на этой основе проектных предложений, обеспечивающих создание удобной и безопасной техники, выделяются в особую область эргономического проектирования человеко-машинных систем. Характеризуясь определенной спецификой, эргономическое проектирование подчиняется общим закономерностям и методам проектной деятельности.
§2. Учет требований эргономики при проектировании техники
При сложившихся практике и методах проектирования техники в лучшем случае осуществляется лишь учет требований эргономики на различных стадиях ее разработки, что позволяет добиваться определенной оптимизации деятельности человека (группы людей) в системе «человек (группа людей) — техника» и соответственно повышать эффективность функционирования системы в целом. Эргономические требования в технике определяются психологическими, физиологическими, антропометрическими и биомеханическими характеристиками человека и устанавливаются с целью оптимизации его деятельности. Под эргономическими требованиями понимаются такие характеристики, которые, будучи воплощенными в технике, становятся ее свойствами и показателями [5].
Проектные и исследовательские задачи эргономики решаются применительно к конкретным типам систем «человек — машина — среда», к определенным видам деятельности человека.
Учет эргономических требований должен пронизывать все этапы проектных решений и их экспертизы. На стадии разработки технического задания в общем виде должны быть определены эргономические требования к объекту проектирования и выявлена потребность в проведении специальных эргономических исследований. Очень важно корректно осуществить перевод задачи с языка инженерного конструирования на язык эргономики путем анализа данной задачи в контексте специфической проблематики человеческого фактора. Для этой цели проводится анализ назначения проектируемого объекта и связанных с этим требований к его функционированию, определяются место и роль человека в решении задач, вытекающих из вышеупомянутого назначения.
Входя в состав группы проектировщиков и принимая участие в процессе проектирования техники, специалист в области эргономики имеет дело с особым объектом проектирования — человеком и его деятельностью, средствами которого выступают знания о человеке и соответствующие специальные методы и процедуры [8]. Деятельность человека в системе — начало и завершение эргономического проектирования, оценки и исследования. Уже на начальной стадии проектирования составляется ориентировочная профессиограмма, определяющая цели и задачи трудовой деятельности, психофизиологическую характеристику ее условий, состав и содержание входящих в нее операций, а также конкретные требования, предъявляемые в данном случае к человеку и технике.
Профессиографирование — сложное и тонкое дело. Специалиста, осуществляющего анализ трудовой деятельности, можно сравнить с проницательным терапевтом, в практике которого научные методы сочетаются с богатой интуицией, опытом. Иногда эргономист сам овладевает, хотя бы в первоначальной степени, трудовой деятельностью и таким образом получает возможность анализировать ее «изнутри». Профессиограмма — исходный пункт эргономического исследования и основа всей работы по учету соответствующих требований при проектировании техники.
Анализ аналогов и прототипов уточняет знания о назначении, принципах действия и конструктивных особенностях техники, определяет их характеристики применительно к целям трудовой деятельности и ее оптимизации, включая создание наилучших условий для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта проектируемых объектов.
Важной задачей проектирования является распределение функций между человеком и техникой. Эти задачи нельзя решать только на основе инженерных подходов к распределению функций в системе «человек — техника», тем более, что ни один из них не обладает необходимой универсальностью и эффективностью приложений [14].
Проблема выбора степени автоматизации и механизации функций представляется достаточно сложной и ответственной. Проектирование деятельности летчика в процессе автоматизированной посадки, например, позволило определить целесообразность не автоматического, а полуавтоматического управления на посадочной прямой, поскольку в этом случае готовность летчика управлять вручную при внезапном отказе автоматики поддерживается на высоком уровне благодаря, во-первых, сохранению статуса его готовности к экстренному действию, а во-вторых, сохранению наиболее тесной связи с управляемым, объектом [7]. При выборе варианта рационального распределения функций очень важно не нарушать определенную целостность структуры деятельности человека.
При выборе того или иного варианта распределения функций (и его разновидностей) должны учитываться и общеметодологические соображения, касающиеся социальной функции человека как субъекта труда, и результаты конкретных эргономических, психологических и физиологических и других исследовании. Очевидно также, что на современном этапе обоснование рационального или даже оптимального распределения функций должно опираться на количественные оценки качества выполнения задач человеком (и машиной) и оценки влияния этого качества на общую эффективность системы. Критерии таких оценок пока недостаточно разработаны, однако это ни в коем случае не может служить оправданием еще встречающегося пренебрежения к количественным методам оценки.
Существующие методы качественных оценок, опирающиеся на перечни преимуществ и ограничений человека и техники, обладают существенными недостатками. Эти перечни слишком общие, и они не учитывают специфики взаимодействия человека с техникой, ограничений и факторов экономического и социального порядка, а также вопросов мотивации человека. Наконец, они далеко не строго и в малой степени охватывают имеющиеся (совершенно еще недостаточные) временные и точностные параметры операций, выполняемых человеком.
При попытках применить количественные методы обоснования распределения функций основные трудности возникают не столько из-за неразработанности формальных приемов оптимизации, сколько из-за отсутствия данных по некоторым важным параметрам системы «человек — техника» на ранних этапах проектирования, когда именно и следует решать задачу распределения функций.
Совершенно очевидно, что продвижение в решении проблемы распределения функций может быть достигнуто только на пути совмещения качественных и количественных оценок с преобладанием последних. Такое совмещение должно, естественно, основываться на четкой классификации решаемых задач и анализе их компонентов, прежде всего конкретных операций, выполнение которых и составляет процесс деятельности по управлению техникой.
После того как будет установлена последовательность выполняемых операторами функций (по подзадачам, блокам операций, основным операциям и т. п.) и определены необходимый объем и формы представления информации, а также выявлены хотя бы в общих чертах надежностные, временные и точностные требования к деятельности человека в целом, можно будет давать обоснованные ответы на следующие вопросы разработчиков систем «человек — техника»: сколько человек и какой квалификации нужно для решения задач системы ЧМ и какие именно функции они должны выполнять; какие алгоритмы и программы для ЭВМ должны быть разработаны; какое оборудование должно быть спроектировано или взято из готовых систем. Далее определяется: 1) окончательный для системы ЧМ состав специалистов, их функциональные обязанности и организации работы; 2) состав коллективных и индивидуальных средств отображения информации, органов управления рабочих мест и пультов управления; 3) компоновка средств отображения информации и органов управления на рабочих местах и размещение рабочих мест в производственных помещениях.
Приведем примерный общий порядок выбора варианта рационального распределения функций, который был отработан при проектировании систем «человек (группа людей) — судовая техника» и основные положения которого применимы и к другим системам «человек — техника» [5, с. 143].
К аналитическому этапу деятельности эргономиста предъявляются высокие профессиональные требования, так как его результатом должно явиться решение принципиальных эргономических вопросов усовершенствования существующего или проектируемого нового технического объекта. На этом этапе наиболее эффективно проявляется содружество эргономиста, инженера-конструктора и дизайнера, взаимопонимание которых, как правило, обогащает представление каждого из них об общем объекте проектирования и позволяет находить наиболее продуктивные проектные решения, в том числе и основывающиеся на знании психофизиологических закономерностей деятельности человека. По результатам аналитического этапа определяются необходимость проведения и цель экспериментальных эргономических исследований.
Эргономический анализ трудовой деятельности и распределение функций между человеком и техникой создают необходимую основу для разработки вначале укрупненных, а затем и детальных алгоритмов работы человека. Сущность разработки алгоритмов состоит в расчленении трудовой деятельности на качественно различные составляющие, определении их логической связи между собой и порядка следования друг за другом [9]. Алгоритмическое описание работы позволяет перейти к определению тех психологических и физиологических функций, которые обеспечивают реализацию отдельных элементарных действий и логических условий.
Осуществив перечисленные выше действия, переходят к непосредственной разработке эргономических требований к технике и условиям ее функционирования, отдельным ее элементам и рабочим местам, которые затем воплощаются в конструкции и организации всех названных объектов. Система проектных решений и экспертизы проектов, обеспечивающих учет требований эргономики, не представляет однонаправленный процесс последовательного перехода от этапа к этапу, а зачастую включает движение в обратном направлении с последующим возвращением на исходную позицию и дальнейшим продвижением вперед.
Примером практической реализации рассмотренной выше общей схемы эргономического проектирования может служить (в несколько свернутом виде) разработка художественно-конструкторского проекта гидрокопировального станка с программным управлением. Хотя в этом случае имело место не создание нового станка, а модернизация уже существующего, эргономическое проектирование было достаточно глубоким и многосторонним.