Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 998
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
Эргономика руководствуется данными гигиены труда, изучающей влияние на организм человека трудовых процессов и воздействий окружающей человека производственной среды и разрабатывающей гигиенические нормативы и мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний.
Эргономика не может существовать и развиваться без опоры на весь комплекс исследований гигиены труда, поскольку целью последней является научное обоснование биологического оптимума, которому должна соответствовать внешняя среда, чтобы обеспечить человеку нормальное развитие, хорошее здоровье, высокую работоспособность и долголетие [18]. Внутренняя логика исследований 'по определению оптимальных показателей микроклимата, освещенности и других факторов производственной среды наиболее полно выявляет векторы необходимых связей гигиены труда с другими науками, в том числе и с эргономикой. Изучая влияние факторов окружающей человека производственной среды на качество профессиональной деятельности, эргономика стимулирует разработку определенных проблем гигиены труда. Кроме того, эргономика вносит существенный вклад в разработку норм, средств и мероприятий, направленных на предупреждение вредного действия различных факторов окружающей человека производственной среды.
Важное значение для эргономики представляет установление тесных связей с психогигиеной, которая разрабатывает научные основы оздоровительных мероприятий в отношении психического здоровья людей с целью профилактики заболеваний. Не менее значимы связи эргономики с психоневрологией, которая позволяет вскрыть генезис и патофизиологические механизмы невротических состояний, возникающих в отдельных случаях у работающих в процессе их деятельности, в частности в стрессовых ситуациях.
Эргономика призвана восполнить недостающее звено в междисциплинарных исследованиях человека в труде. Способствуя развитию комплексного подхода к изучению трудовой деятельности, эргономические исследования обеспечивают разработку определенных «стыков» между отдельными науками, изучающими человека в труде. При этом решаются проблемы, которые поставлены самой логикой развития указанных наук и обусловлены изменением характера практических задач, стоящих перед ними. В этой связи можно указать на то, что настоятельной потребностью становится формирование такой смежной с психологией труда науки, как
психофизиология труда [41].
Комплексное изучение условий труда, гигиеническая оценка новых технологических процессов и оборудования, психофизиологические исследования определенных видов труда, дальнейшая разработка научно обоснованных мер борьбы с монотонней, гиподинамией и гипокинезией — все это позволяет полнее использовать достижения научно-технического прогресса для оздоровления условий труда. «В решении этих задач гигиенистам и физиологам труда необходимо уделять больше внимания комплексированию с технологическими и проектными институтами для оценки новых процессов и оборудования на стадии проектирования и изменения их в соответствии с гигиеническими и эргономическими требованиями» [14, с. 2].
Комплексный подход в науках, изучающих человека в труде, реализуется не только на уровне междисциплинарного взаимодействия, но и в рамках отдельных дисциплин в процессе изучения разных объектов с использованием одного или нескольких методов определенной науки. «При комплексном изучении условий труда, как правило, дается гигиеническая оценка самим технологическим процессам, используемому оборудованию, инструменту, применяемым сырьевым материалам, побочным и 'промежуточным продуктам и готовой продукции, санитарно-техническим устройствам, общей и индивидуальной защите, архитектурно-строительным и планировочным решениям промышленных заданий и помещений, их естественному и искусственному освещению, а также физиолого-гигиеническая оценка организации труда и отдельных трудовых операций» [17, с. 141].
Эргономика не может развиваться вне связей с анатомией человека, наукой о форме и строении отдельных органов и организма в целом. Функциональная анатомия, которая выясняет взаимосвязи особенностей строения органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, является одной из отраслей науки, на стыке которых возникла эргономика. Особый интерес для эргономики представляют исследования взаимосвязи и взаимной обусловленности морфологических, биохимических и психических характеристик человека. В эргономике используется и получает дальнейшее развитие совокупность методических приемов, характерных для антропометрических исследований, с помощью которых измеряют и описывают тело человека в целом и отдельные его части, а также определяют количественные характеристики их изменчивости.
Комплексный подход к изучению и проектированию деятельности человека обусловливает тесные и многоплановые отношения эргономики с
психологией [33], в предмет которой деятельность входит не особой своей «частью», или «элементом», а своей особой функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности [22];. Дело не только в том, что психологический фактор является составной частью человеческих факторов в технике. Эргономика связана со многими отраслями психологии: психологией труда и инженерной психологией, авиационной и космической психологией, социальной психологией и психологией личности, военной и педагогической психологией. Эргономикой в полной мере используются сложившиеся и формирующиеся в психологии методы исследования познавательной и исполнительной деятельности, а в отдельных случаях она развивает и создает новые.
Будучи связанной с социологией труда, профессиональной педагогикой, физиологией и гигиеной труда, функциональной анатомией и технической эстетикой, психология труда подготовила широкую научную базу для возникновения эргономики [36]. Этому в немалой степени способствовал процесс решения двуединой задачи, которая представляется актуальной для современного этапа развития психологии труда, а именно: 1) анализ и оценка соответствующих концепций наук о труде для целей психологии труда и 2) одновременно с этим определение значения психологических концепций для наук о труде [|48].
Установление многосторонних связей психологии труда с другими научными дисциплинами, в том числе и с эргономикой, во многом определяется синтетической природой психологического фактора в трудовой деятельности, что находит отражение, в частности, в психологическом анализе деятельности. На всех этапах развития психологии труда в центре ее внимания находились психологические факторы, качественные характеристики трудовой деятельности, которые приобрели особое научное и практическое значение в наши дни. Разработка психологической концепции качества труда является одной из важнейших проблем психологии труда. Еесоздание будет стимулировать дальнейшую разработку многих проблем психологии труда. Вместе с тем будут укрепляться и развиваться ее связи со смежными научными дисциплинами, и прежде всего с эргономикой, для которой проблема качества труда представляется одной из важнейших.
По условиям своего возникновения, а главное по задачам и методам ближайшей к эргономике отраслью психологии является
инженерная психология. В последнее время не без оснований высказывается мысль о том, что, будучи исторически связанной с психологией труда, инженерная психология формируется тем не менее как самостоятельная отрасль психологии, характеризующаяся глубокой спецификой методики эксперимента, теоретических концепций и подходов [27]. Обусловливается это прежде всего спецификой предмета исследования, в качестве которого уже на ранних этапах развития инженерной психологии выделилась деятельность оператора АСУ с физическими моделями управления, заместителями реальных управляемых объектов [10],.
Являясь отраслью психологии, инженерная психология рассматривает только определенные аспекты взаимодействия человека и машины, и в этом отношении она одновременно выступает как один из разделов эргономики, в задачу которой входит комплексное изучение различных аспектов взаимодействия человека и машины, человеко-машинной системы и среды. «Инженерная психология, собственно, может быть рассматриваема как одна из дисциплин, вносящих вклад в более широкую область исследования человеческих факторов» [50, с. 699].
Инженерная психология по времени своего возникновения в нашей стране непосредственно предшествовала появлению эргономики. Она также стремилась к комплексности учета человеческих факторов и довольно быстро переросла рамки собственно психологического анализа трудовой деятельности. В начале своего развития инженерная психология решала наиболее острые и актуальные проблемы организации деятельности операторов СЧМ со средствами автоматизации. К ним относились прежде всего проблемы сенсомоторного слежения, обнаружения и выделения полезного сигнала из шума на электронно-лучевых трубках, усовершенствования мнемосхем (органов управления) и т. д. Потом задачи инженерной психологии стали формулироваться в более общих терминах: разработка принципов проектирования информационных моделей, исследование процессов информационного поиска, информационной подготовки и принятия решений — и, наконец, еще более широко — организация информационного взаимодействия между человеком и машиной. Естественно, что на каждом этапе развития инженерно-психологических исследований их тематика трансформировалась. Откликаясь на запросы практики, инженерная психология обрастала все более широким кругом задач и проблем, для решения которых недостаточно было только компетенции психолога. В коллективы, призванные решать инженерно-психологические задачи, стали привлекать антропологов, биомехаников, физиологов, гигиенистов, дизайнеров и других специалистов, что обусловило развитие соответствующих форм и методов комплексных исследований. Расширение тематики инженерно-психологического исследования и проектирования привело к тому, что инженерно-психологическая служба в промышленности
естественным образом стала превращаться в эргономическую, хотя название некоторое время оставалось прежним. Своеобразной реакцией на этот процесс в отечественной инженерной психологии явились призывы к ее «психологизации». По существу, это означало осознание необходимости более строгого определения и сужения области исследования инженерной психологии в целях эффективного ее развития как отрасли психологии, ведущего раздела психологии трудовой деятельности человека.
Одновременно с этим происходила и трансформация инженерно-психологической проблематики в собственном смысле этого слова. Она вызывалась и вызывается достаточно быстрой сменой технических средств автоматизации: появление все новых поколений вычислительной техники, средств отображения информации, органов управления. Усовершенствование указанных средств деятельности приводит к росту масштабов СЧМ, они становятся иерархическими, в памяти ЭВМ хранится значительно больший объем информации, повышается ее доступность для операторов, появляются возможности вызова одной и той же информации в различной форме: текстовой, знаковой, графической и пр., резко улучшается качество ее отображения, появляются более широкие возможности использования цветового выделения и кодирования информации Не кажутся больше фантастическими возможности настройки средств отображения на пользователя. При этом пользователь в недалеком будущем сможет выбирать удобные для себя не только яркость, контраст, угловые размеры изображения и его элементов, но также и способ начертания букв, цифр и пр.
Все это приводит к тому, что инженерно-психологическая тематика все более и более смещается в область исследования принятия решений, организации диалогового взаимодействия с ЭВМ. Операторы превращаются в пользователей ЭВМ и других средств автоматизации. Вместе с тем усовершенствование последних ставит перед инженерными психологами качественно новые задачи. Объем данных, хранимых в памяти ЭВМ, настолько велик, что он не может быть выведен одновременно на средства отображения, при систематическом последовательном выводе он становится плохо обозримым. Не спасает и обобщенная информационная модель, поскольку обобщение информации возможно по многим основаниям. Другими словами, объектом деятельности оператора (пользователя) становится не только информационная модель, выведенная на средства отображения информации, сколько информационная модель, хранимая в памяти ЭВМ, нередко последняя называется информационным массивом, совокупностью баз банка данных. Обращаясь к этим базам банка данных, оператор должен сам формировать оперативную информационную модель, что требует от него совершенно иной подготовки, знания совокупности баз банка данных, умения ориентироваться в них, знать возможные уровни обобщения информации, различные основания их классификации. Наиболее сложной задачей является построение логической упорядоченности баз банка данных на основе комплексных, разнородных, гетерогенных информационных моделей, выведение их на средства отображения, последующая оценка, коррекция, модификация и принятие решений. Это лишь один из примеров новой проблематики инженерной психологии, требующей ее интенсивного развития в еще более тесном контакте с общей и экспериментальной психологией. Естественно, что эргономика при разработке требований по учету человеческих факторов в технике в полной мере опирается и использует результаты как прежних, так и новейших инженерно-психологических исследований. Равным образом это относится и к другим наукам о труде и трудовой деятельности Сегодня еще преждевременно утверждать, что все вопросы соотношения инженерной психологии и эргономики разрешены. Определенные трудности пока еще имеют место, и связаны они прежде всего с тем, что процесс формирования инженерной психологии и эргономики продолжается. Происходит уточнение и иногда даже определенная переакцентировка предмета исследования обеих дисциплин. Тем не менее в главном, существенном, что характеризует единство и различие этих двух сфер исследования, достигнута определенная ясность. В тех случаях, когда между эргономикой и инженерной психологией не проводят различия и между ними ставят знак равенства, зачастую возникают бесплодные споры, причиной