Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 998

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эргономика руководствуется данными гигиены труда, изучаю­щей влияние на организм человека трудовых процессов и воздей­ствий окружающей человека производственной среды и разраба­тывающей гигиенические нормативы и мероприятия по обеспече­нию благоприятных условий труда и предупреждения профессио­нальных заболеваний.

Эргономика не может существовать и развиваться без опоры на весь комплекс исследований гигиены труда, поскольку целью последней является научное обоснование биологического оптиму­ма, которому должна соответствовать внешняя среда, чтобы обес­печить человеку нормальное развитие, хорошее здоровье, высокую работоспособность и долголетие [18]. Внутренняя логика исследо­ваний 'по определению оптимальных показателей микроклимата, освещенности и других факторов производственной среды наибо­лее полно выявляет векторы необходимых связей гигиены труда с другими науками, в том числе и с эргономикой. Изучая влияние факторов окружающей человека производственной среды на ка­чество профессиональной деятельности, эргономика стимулирует разработку определенных проблем гигиены труда. Кроме того, эр­гономика вносит существенный вклад в разработку норм, средств и мероприятий, направленных на предупреждение вредного дей­ствия различных факторов окружающей человека производствен­ной среды.

Важное значение для эргономики представляет установление тесных связей с психогигиеной, которая разрабатывает научные основы оздоровительных мероприятий в отношении психического здоровья людей с целью профилактики заболеваний. Не менее значимы связи эргономики с психоневрологией, которая позволяет вскрыть генезис и патофизиологические механизмы невротических состояний, возникающих в отдельных случаях у работающих в про­цессе их деятельности, в частности в стрессовых ситуациях.

Эргономика призвана восполнить недостающее звено в междис­циплинарных исследованиях человека в труде. Способствуя разви­тию комплексного подхода к изучению трудовой деятельности, эр­гономические исследования обеспечивают разработку определен­ных «стыков» между отдельными науками, изучающими человека в труде. При этом решаются проблемы, которые поставлены самой логикой развития указанных наук и обусловлены изменением ха­рактера практических задач, стоящих перед ними. В этой связи можно указать на то, что настоятельной потребностью становится формирование такой смежной с психологией труда науки, как
пси­хофизиология труда [41].

Комплексное изучение условий труда, гигиеническая оценка но­вых технологических процессов и оборудования, психофизиологи­ческие исследования определенных видов труда, дальнейшая раз­работка научно обоснованных мер борьбы с монотонней, гиподина­мией и гипокинезией — все это позволяет полнее использовать до­стижения научно-технического прогресса для оздоровления условий труда. «В решении этих задач гигиенистам и физиологам труда необходимо уделять больше внимания комплексированию с тех­нологическими и проектными институтами для оценки новых про­цессов и оборудования на стадии проектирования и изменения их в соответствии с гигиеническими и эргономическими требования­ми» [14, с. 2].

Комплексный подход в науках, изучающих человека в труде, реализуется не только на уровне междисциплинарного взаимодей­ствия, но и в рамках отдельных дисциплин в процессе изучения разных объектов с использованием одного или нескольких методов определенной науки. «При комплексном изучении условий труда, как правило, дается гигиеническая оценка самим технологическим процессам, используемому оборудованию, инструменту, применяе­мым сырьевым материалам, побочным и 'промежуточным продук­там и готовой продукции, санитарно-техническим устройствам, об­щей и индивидуальной защите, архитектурно-строительным и пла­нировочным решениям промышленных заданий и помещений, их естественному и искусственному освещению, а также физиолого-гигиеническая оценка организации труда и отдельных трудовых операций» [17, с. 141].

Эргономика не может развиваться вне связей с анатомией че­ловека, наукой о форме и строении отдельных органов и организма в целом. Функциональная анатомия, которая выясняет взаимосвязи особенностей строения органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, является одной из отраслей науки, на стыке которых возникла эргономика. Особый инте­рес для эргономики представляют исследования взаимосвязи и вза­имной обусловленности морфологических, биохимических и психи­ческих характеристик человека. В эргономике используется и полу­чает дальнейшее развитие совокупность методических приемов, характерных для антропометрических исследований, с помощью которых измеряют и описывают тело человека в целом и отдель­ные его части, а также определяют количественные характеристи­ки их изменчивости.

Комплексный подход к изучению и проектированию деятельно­сти человека обусловливает тесные и многоплановые отношения эргономики с

психологией [33], в предмет которой деятельность входит не особой своей «частью», или «элементом», а своей осо­бой функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности [22];. Дело не только в том, что психологический фактор является составной частью человеческих факторов в технике. Эргономика связана со многими отраслями психологии: психологией труда и инженерной психоло­гией, авиационной и космической психологией, социальной психо­логией и психологией личности, военной и педагогической психоло­гией. Эргономикой в полной мере используются сложившиеся и формирующиеся в психологии методы исследования познаватель­ной и исполнительной деятельности, а в отдельных случаях она развивает и создает новые.

Будучи связанной с социологией труда, профессиональной педа­гогикой, физиологией и гигиеной труда, функциональной анатоми­ей и технической эстетикой, психология труда подготовила ши­рокую научную базу для возникновения эргономики [36]. Этому в немалой степени способствовал процесс решения двуединой зада­чи, которая представляется актуальной для современного этапа развития психологии труда, а именно: 1) анализ и оценка соответ­ствующих концепций наук о труде для целей психологии труда и 2) одновременно с этим определение значения психологических концепций для наук о труде [|48].

Установление многосторонних связей психологии труда с други­ми научными дисциплинами, в том числе и с эргономикой, во мно­гом определяется синтетической природой психологического факто­ра в трудовой деятельности, что находит отражение, в частности, в психологическом анализе деятельности. На всех этапах развития психологии труда в центре ее внимания находились психологиче­ские факторы, качественные характеристики трудовой деятельности, которые приобрели особое научное и практическое значение в на­ши дни. Разработка психологической концепции качества труда яв­ляется одной из важнейших проблем психологии труда. Еесоздание будет стимулировать дальнейшую разработку многих проблем пси­хологии труда. Вместе с тем будут укрепляться и развиваться ее связи со смежными научными дисциплинами, и прежде всего с эргономикой, для которой проблема качества труда представляет­ся одной из важнейших.

По условиям своего возникновения, а главное по задачам и ме­тодам ближайшей к эргономике отраслью психологии является
инженерная психология. В последнее время не без оснований вы­сказывается мысль о том, что, будучи исторически связанной с пси­хологией труда, инженерная психология формируется тем не менее как самостоятельная отрасль психологии, характеризующаяся глу­бокой спецификой методики эксперимента, теоретических концеп­ций и подходов [27]. Обусловливается это прежде всего специфи­кой предмета исследования, в качестве которого уже на ранних этапах развития инженерной психологии выделилась деятельность оператора АСУ с физическими моделями управления, заместите­лями реальных управляемых объектов [10],.

Являясь отраслью психологии, инженерная психология рассмат­ривает только определенные аспекты взаимодействия человека и машины, и в этом отношении она одновременно выступает как один из разделов эргономики, в задачу которой входит комплекс­ное изучение различных аспектов взаимодействия человека и ма­шины, человеко-машинной системы и среды. «Инженерная психо­логия, собственно, может быть рассматриваема как одна из дисци­плин, вносящих вклад в более широкую область исследования че­ловеческих факторов» [50, с. 699].

Инженерная психология по времени своего возникновения в на­шей стране непосредственно предшествовала появлению эргономи­ки. Она также стремилась к комплексности учета человеческих факторов и довольно быстро переросла рамки собственно психоло­гического анализа трудовой деятельности. В начале своего разви­тия инженерная психология решала наиболее острые и актуальные проблемы организации деятельности операторов СЧМ со средства­ми автоматизации. К ним относились прежде всего проблемы сен­сомоторного слежения, обнаружения и выделения полезного сигна­ла из шума на электронно-лучевых трубках, усовершенствования мнемосхем (органов управления) и т. д. Потом задачи инженерной психологии стали формулироваться в более общих терминах: раз­работка принципов проектирования информационных моделей, ис­следование процессов информационного поиска, информационной подготовки и принятия решений — и, наконец, еще более широко — организация информационного взаимодействия между человеком и машиной. Естественно, что на каждом этапе развития инженер­но-психологических исследований их тематика трансформирова­лась. Откликаясь на запросы практики, инженерная психология обрастала все более широким кругом задач и проблем, для реше­ния которых недостаточно было только компетенции психолога. В коллективы, призванные решать инженерно-психологические зада­чи, стали привлекать антропологов, биомехаников, физиологов, ги­гиенистов, дизайнеров и других специалистов, что обусловило раз­витие соответствующих форм и методов комплексных исследова­ний. Расширение тематики инженерно-психологического исследова­ния и проектирования привело к тому, что инженерно-психологи­ческая служба в промышленности
естественным образом стала превращаться в эргономическую, хотя название некоторое время оставалось прежним. Своеобразной реакцией на этот процесс в отечественной инженерной психологии явились призывы к ее «пси­хологизации». По существу, это означало осознание необходимости более строгого определения и сужения области исследования ин­женерной психологии в целях эффективного ее развития как отра­сли психологии, ведущего раздела психологии трудовой деятельно­сти человека.

Одновременно с этим происходила и трансформация инженер­но-психологической проблематики в собственном смысле этого сло­ва. Она вызывалась и вызывается достаточно быстрой сменой тех­нических средств автоматизации: появление все новых поколений вычислительной техники, средств отображения информации, органов управления. Усовершенствование указанных средств деятель­ности приводит к росту масштабов СЧМ, они становятся иерархи­ческими, в памяти ЭВМ хранится значительно больший объем ин­формации, повышается ее доступность для операторов, появляются возможности вызова одной и той же информации в различной фор­ме: текстовой, знаковой, графической и пр., резко улучшается ка­чество ее отображения, появляются более широкие возможности использования цветового выделения и кодирования информации Не кажутся больше фантастическими возможности настройки средств отображения на пользователя. При этом пользователь в недалеком будущем сможет выбирать удобные для себя не только яркость, контраст, угловые размеры изображения и его элементов, но также и способ начертания букв, цифр и пр.

Все это приводит к тому, что инженерно-психологическая тема­тика все более и более смещается в область исследования приня­тия решений, организации диалогового взаимодействия с ЭВМ. Опе­раторы превращаются в пользователей ЭВМ и других средств авто­матизации. Вместе с тем усовершенствование последних ставит пе­ред инженерными психологами качественно новые задачи. Объем данных, хранимых в памяти ЭВМ, настолько велик, что он не мо­жет быть выведен одновременно на средства отображения, при систематическом последовательном выводе он становится плохо обозримым. Не спасает и обобщенная информационная модель, по­скольку обобщение информации возможно по многим основаниям. Другими словами, объектом деятельности оператора (пользовате­ля) становится не только информационная модель, выведенная на средства отображения информации, сколько информационная мо­дель, хранимая в памяти ЭВМ, нередко последняя называется ин­формационным массивом, совокупностью баз банка данных. Обра­щаясь к этим базам банка данных, оператор должен сам формиро­вать оперативную информационную модель, что требует от него со­вершенно иной подготовки, знания совокупности баз банка данных, умения ориентироваться в них, знать возможные уровни обоб­щения информации, различные основания их классификации. Наи­более сложной задачей является построение логической упорядо­ченности баз банка данных на основе комплексных, разно­родных, гетерогенных информационных моделей, выведение их на средства отображения, последующая оценка, коррекция, модифи­кация и принятие решений. Это лишь один из примеров новой про­блематики инженерной психологии, требующей ее интенсивного развития в еще более тесном контакте с общей и эксперименталь­ной психологией. Естественно, что эргономика при разработке тре­бований по учету человеческих факторов в технике в полной мере опирается и использует результаты как прежних, так и новейших инженерно-психологических исследований. Равным образом это относится и к другим наукам о труде и трудовой деятельности Сегодня еще преждевременно утверждать, что все вопросы со­отношения инженерной психологии и эргономики разрешены. Определенные трудности пока еще имеют место, и связаны они прежде всего с тем, что процесс формирования инженерной психо­логии и эргономики продолжается. Происходит уточнение и иног­да даже определенная переакцентировка предмета исследования обеих дисциплин. Тем не менее в главном, существенном, что ха­рактеризует единство и различие этих двух сфер исследования, достигнута определенная ясность. В тех случаях, когда между эргономикой и инженерной психологией не проводят различия и меж­ду ними ставят знак равенства, зачастую возникают бесплодные споры, причиной