Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 977
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
которых являются не различия во взглядах, а терминологические недоразумения [52].
Развитие психологической науки сегодня во многом стимулируется задачами эргономики, которая вводит в ее контекст новые виды трудовой деятельности, новые средства ее реализации и новые средства ее изучения. В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего углубления и расширения связей эргономики и психологической науки.
При проектировании деятельности человека в системах управления одновременно решаются, как правило, вопросы профессионального отбора, обучения и тренировки. Объединение в целостной системе проектирования трудовой деятельности, профессионального отбора, обучения и тренировки позволяет решать каждую из названных задач на качественно ином уровне, чем это делается в иных случаях. Эта динамичная система призвана решать проблемы не только оптимального приспособления машины к человеку, но и активного формирования способностей человека в соответствии с требованиями, которые предъявляет к нему технический прогресс, и возможностями, которые открываются перед ним с развитием техники.
Эргономика совместно с педагогикой и педагогической психологией призвана содействовать процессу совершенствования политехнического образования в школе с тем, чтобы дать определенную профессиональную ориентацию и обеспечить соответствующую подтотовку подрастающего поколения для работы с проектируемой и создаваемой новой техникой. В процессе политехнического образования можно положить начало приобщению школьников к эргономической культуре как составной части общей, производственной, трудовой культуры.
Одной из важнейших проблем является установление сравнительной значимости активируемых профессиональной работой психофизиологических функций для развития политехнических установок и навыков. Синтезируя достижения целого ряда наук о трудовой деятельности и технических дисциплин, эргономика может способствовать установлению соответствующих межпредметных связей и лучшей организации самого процесса обучения. Поэтому не лишены смысла утверждения, согласно которым назрела необходимость создания педагогической эргономики. Представляется существенной проблема учета содержания и методов обучения учащихся (будущих рабочих, техников и др.) средних школ пои разработке эргономических требований к машинам, рабочим местам и производственной среде.
В условиях социализма у научной организации труда и эргономики общие цели — способствовать повышению производительности труда, сохранению здоровья и развитию личности. Здесь много общих направлений исследований, связанных прежде всего с изучением и проектированием трудовых процессов, совершенствованием организации и обслуживания рабочих мест, улучшением условий труда. Вместе с тем научная организация труда и эргономика — это разные уровни изучения и проектирования трудовых: процессов, между которыми существуют определенные взаимосвязи и переходы от одного уровня к другому. На каждом из этих уровней устанавливаются свойственные им законы, что находит отражение в определенной теории, системе понятий и категорий [12, 23,32,34].
Эргономика и научная организация труда оперируют различными единицами анализа трудовой деятельности, для определения которых иногда используются одинаковые термины. В эргономике принята схема единиц анализа деятельности, развиваемая в психологической науке: отдельная деятельность, действие и операция [22]. Деятельность направляется мотивом, за которым всегда стоит потребность субъекта. Мотив не только побуждает деятельность и создает ее направленность, но, что очень важно, придает деятельности (и всем реализующим ее процессам) определенный личностный смысл (можно сказать также — субъективную ценность). В научной организации труда единицами анализа трудового» процесса являются операции, приемы, действия, движения. «Главной частью трудового процесса является операция. Она выполняется одним или несколькими рабочими на одном рабочем месте над. одним предметом труда. Трудовой прием объединяет ряд трудовых действий рабочих органов человека, выполняемых без перерыва для осуществления каких-либо элементов одной операции. Трудовое действие — это совокупность трудовых движений пальцев, рук, ног, а также корпуса рабочего, выполняемых без перерыва.. Трудовое движение — однократное перемещение пальцев, рук, ног, а также корпуса рабочего в процессе труда. Трудовое движение может расчленяться на микродвижения» [37, с. 9].
Сравнение единиц анализа трудовой деятельности, принятых в эргономике и научной организации труда, позволяет утверждать, что мы имеем дело с различными по содержанию исследованиями одного и того же объекта. В первом случае главное внимание уделяется выявлению внутренних закономерностей деятельности, тогда как во втором преимущественно рассматривают внешние проявления той же самой деятельности. Различие это находит отражение и в методах исследования, хотя некоторые методы у эргономики и научной организации труда общие. Организация труда в условиях современного производства, для которого становится характерным комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, выдвинула целый ряд новых задач, эффективное решение которых возможно лишь при осуществлении научного синтеза знаний о трудовой деятельности человека. Выполняемое научной организацией труда объединение результатов исследований,
полученных в отдельных научных дисциплинах, необходимо дополнить результатами такого синтеза, который осуществляется в процессе междисциплинарного исследования. Одним из направлений, по которому осуществляется такой синтез, является эргономика.
Эргономика и НОТ представляют две самостоятельные, но органически взаимосвязанные сферы научной и практической деятельности. Эргономика вносит все возрастающий вклад в дело социалистической научной организации труда. Процесс .дальнейшего взаимодействия и взаиморазвития эргономики и научной организации труда просматривается в трех основных направлениях.
Первое направление связано с разработкой теоретических проблем, прежде всего проблем проектирования коллективных и индивидуальных трудовых процессов. Одной из первоочередных представляется также проблема социально-экономической эффективности внедрения научной организации труда и результатов эргономических исследований в народное хозяйство.
Второе направление приложения совместных усилий специалистов в области эргономики и научной организации труда — это разработка норм и требований НОТ и эргономики. Проводимая в этом плане работа нуждается в существенном расширении и научном обосновании. Это направление тесно связано с первым, поскольку от исследования теоретических проблем во многом зависит эффективность разработки указанных норм и требований.
Наконец, третье направление связано с использованием достижений эргономики непосредственно на производстве. Практика показывает, что наибольший эффект достигается тогда, когда мероприятия в области эргономики предусматриваются в качестве составной части планов НОТ. Эргономисты совместно со специалистами в области научной организации труда должны более активно включаться в процессы технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий. «Важной особенностью современной реконструкции является то, что помимо технического перевооружения производства, обеспечивающего увеличение выпуска продукции и снижение текущих затрат, она все в большей мере решает социально-экономические задачи — улучшения условий работы, ликвидации неоднородности труда рабочих различных профессий, преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом, повышения материального уровня жизни трудящихся, охраны окружающей среды» [39, с. 22].
Эргономика играет все возрастающую роль в обеспечении безопасных условий труда [7]. Под охраной труда понимается система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Учет требований эргономики — необходимое условие создания удобной, надежной и безопасной техники. Опираясь на работы в области безопасности труда, эргономика в определенном отношении дополняет и развивает их. Становится общепризнанным, что число несчастных случаев, вызванных в конечном итоге опасными действиями, значительно больше, чем несчастных случаев, вызванных опасными условиями. В этой связи отмечается, что эргономика открывает новые возможности для определения скрытых причин небезопасных действий, могущих привести к несчастным случаям.
Проблема критериев оценки тяжести и напряженности труда, решение которой возможно лишь при системном подходе и опоре на достижения гигиены, физиологии, психологии труда, экономики труда и других дисциплин, в наибольшей степени отражает потребность в органической взаимосвязи охраны труда и эргономики. Эргономический подход является необходимым для изучения тяжести и напряженности труда, которые проявляются в показателях функционального состояния организма, формирующихся под влиянием физической, психической или нервно-эмоциональной нагрузки и факторов производственной среды.
Использование достижений эргономики позволяет более эффективно решать современные задачи охраны труда. Уже в 30-е годы обсуждался вопрос о том, что требования оздоровления и безопасности труда должны стать составной органической частью процесса создания техники, а не прикладываться к ней как что-то постороннее и самостоятельное. В современных условиях такая постановка вопроса стала реальной задачей. «Нашу цель,— подчеркнул Л. И. Брежнев, выступая на XVI съезде профсоюзов СССР,— можно сформулировать так: от техники безопасности — к безопасной технике. Мы стали на этот путь и будем идти по нему неуклонно» [4, с. 187]. На этом пути складываются тесные связи между охраной труда и эргономикой, которая является одной из важных сфер разработки научных и методических проблем создания безопасной техники.
Многие проблемы и практические задачи эргономика решает в тесном содружестве с дизайном, который позволяет наиболее полно реализовать ее принципы и требования. Эргономика рассматривается как естественнонаучная основа дизайна [30]. В свою очередь, дизайн обогащает эргономическую проблематику путем включения ее в более широкий контекст развития культуры [31]. В практическом плане учет человеческих факторов является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования промышленных изделий и соответствующего преобразования производственной и предметно-пространственной среды. Дизайн в принципе не может существовать и развиваться вне связи с эргономикой.
Эргономика тесно связана с техническими и математическими науками: кибернетикой, системотехникой, общей теорией систем, исследованием операций — и другими дисциплинами и направлениями современных научных исследований.
Эргономика решает ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценку надежности, точности и стабильности работы, влияние психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек— машина», приспособительные и творческие возможности человека. На практике взаимоотношения эргономики и системотехники— это проблема организации всестороннего и профессионального учета человеческих факторов на различных этапах создания снстем и их эксплуатации. Учет человеческих факторов является обязательным компонентом разработки структурных и функциональных схем как системы в целом, так и ее отдельных звеньев. Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Решая практические задачи, эргономика должна опираться на всю систему знаний о человеке. По мере своего формирования эргономика оказывает все возрастающее влияние на развитие этой системы знаний. «Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, которую можно было бы определить как специальную науку о трудовой деятельности человека» [5, с. 13].
Проведенный выше анализ свидетельствует о богатстве междисциплинарных связей эргономики с общественными, естественными и техническими науками, разумеется, в первую очередь с теми их аспектами, которые ближе всего к трудовой деятельности. Как известно, междисциплинарные связи имеют двусторонний характер. Эргономика не только испытывает на себе влияние связанных с ней наук, но и сама уже начала оказывать на них влияние в области теории, методов и практики. В настоящее время наиболее очевидным является воздействие эргономики на две последние области, поскольку прикладные задачи продолжают занимать в эргономике ведущее место. Развитие комплексных исследований влечет за собой определенную перестройку наук, вовлекаемых в данное исследование [38]. Перестройка эта не является чем-то искусственно навязываемым извне наукам о трудовой деятельности, а представляет закономерный этап их развития [24]. Своеобразным катализатором этого процесса выступает эргономика.
Развитие психологической науки сегодня во многом стимулируется задачами эргономики, которая вводит в ее контекст новые виды трудовой деятельности, новые средства ее реализации и новые средства ее изучения. В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего углубления и расширения связей эргономики и психологической науки.
При проектировании деятельности человека в системах управления одновременно решаются, как правило, вопросы профессионального отбора, обучения и тренировки. Объединение в целостной системе проектирования трудовой деятельности, профессионального отбора, обучения и тренировки позволяет решать каждую из названных задач на качественно ином уровне, чем это делается в иных случаях. Эта динамичная система призвана решать проблемы не только оптимального приспособления машины к человеку, но и активного формирования способностей человека в соответствии с требованиями, которые предъявляет к нему технический прогресс, и возможностями, которые открываются перед ним с развитием техники.
Эргономика совместно с педагогикой и педагогической психологией призвана содействовать процессу совершенствования политехнического образования в школе с тем, чтобы дать определенную профессиональную ориентацию и обеспечить соответствующую подтотовку подрастающего поколения для работы с проектируемой и создаваемой новой техникой. В процессе политехнического образования можно положить начало приобщению школьников к эргономической культуре как составной части общей, производственной, трудовой культуры.
Одной из важнейших проблем является установление сравнительной значимости активируемых профессиональной работой психофизиологических функций для развития политехнических установок и навыков. Синтезируя достижения целого ряда наук о трудовой деятельности и технических дисциплин, эргономика может способствовать установлению соответствующих межпредметных связей и лучшей организации самого процесса обучения. Поэтому не лишены смысла утверждения, согласно которым назрела необходимость создания педагогической эргономики. Представляется существенной проблема учета содержания и методов обучения учащихся (будущих рабочих, техников и др.) средних школ пои разработке эргономических требований к машинам, рабочим местам и производственной среде.
В условиях социализма у научной организации труда и эргономики общие цели — способствовать повышению производительности труда, сохранению здоровья и развитию личности. Здесь много общих направлений исследований, связанных прежде всего с изучением и проектированием трудовых процессов, совершенствованием организации и обслуживания рабочих мест, улучшением условий труда. Вместе с тем научная организация труда и эргономика — это разные уровни изучения и проектирования трудовых: процессов, между которыми существуют определенные взаимосвязи и переходы от одного уровня к другому. На каждом из этих уровней устанавливаются свойственные им законы, что находит отражение в определенной теории, системе понятий и категорий [12, 23,32,34].
Эргономика и научная организация труда оперируют различными единицами анализа трудовой деятельности, для определения которых иногда используются одинаковые термины. В эргономике принята схема единиц анализа деятельности, развиваемая в психологической науке: отдельная деятельность, действие и операция [22]. Деятельность направляется мотивом, за которым всегда стоит потребность субъекта. Мотив не только побуждает деятельность и создает ее направленность, но, что очень важно, придает деятельности (и всем реализующим ее процессам) определенный личностный смысл (можно сказать также — субъективную ценность). В научной организации труда единицами анализа трудового» процесса являются операции, приемы, действия, движения. «Главной частью трудового процесса является операция. Она выполняется одним или несколькими рабочими на одном рабочем месте над. одним предметом труда. Трудовой прием объединяет ряд трудовых действий рабочих органов человека, выполняемых без перерыва для осуществления каких-либо элементов одной операции. Трудовое действие — это совокупность трудовых движений пальцев, рук, ног, а также корпуса рабочего, выполняемых без перерыва.. Трудовое движение — однократное перемещение пальцев, рук, ног, а также корпуса рабочего в процессе труда. Трудовое движение может расчленяться на микродвижения» [37, с. 9].
Сравнение единиц анализа трудовой деятельности, принятых в эргономике и научной организации труда, позволяет утверждать, что мы имеем дело с различными по содержанию исследованиями одного и того же объекта. В первом случае главное внимание уделяется выявлению внутренних закономерностей деятельности, тогда как во втором преимущественно рассматривают внешние проявления той же самой деятельности. Различие это находит отражение и в методах исследования, хотя некоторые методы у эргономики и научной организации труда общие. Организация труда в условиях современного производства, для которого становится характерным комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, выдвинула целый ряд новых задач, эффективное решение которых возможно лишь при осуществлении научного синтеза знаний о трудовой деятельности человека. Выполняемое научной организацией труда объединение результатов исследований,
полученных в отдельных научных дисциплинах, необходимо дополнить результатами такого синтеза, который осуществляется в процессе междисциплинарного исследования. Одним из направлений, по которому осуществляется такой синтез, является эргономика.
Эргономика и НОТ представляют две самостоятельные, но органически взаимосвязанные сферы научной и практической деятельности. Эргономика вносит все возрастающий вклад в дело социалистической научной организации труда. Процесс .дальнейшего взаимодействия и взаиморазвития эргономики и научной организации труда просматривается в трех основных направлениях.
Первое направление связано с разработкой теоретических проблем, прежде всего проблем проектирования коллективных и индивидуальных трудовых процессов. Одной из первоочередных представляется также проблема социально-экономической эффективности внедрения научной организации труда и результатов эргономических исследований в народное хозяйство.
Второе направление приложения совместных усилий специалистов в области эргономики и научной организации труда — это разработка норм и требований НОТ и эргономики. Проводимая в этом плане работа нуждается в существенном расширении и научном обосновании. Это направление тесно связано с первым, поскольку от исследования теоретических проблем во многом зависит эффективность разработки указанных норм и требований.
Наконец, третье направление связано с использованием достижений эргономики непосредственно на производстве. Практика показывает, что наибольший эффект достигается тогда, когда мероприятия в области эргономики предусматриваются в качестве составной части планов НОТ. Эргономисты совместно со специалистами в области научной организации труда должны более активно включаться в процессы технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий. «Важной особенностью современной реконструкции является то, что помимо технического перевооружения производства, обеспечивающего увеличение выпуска продукции и снижение текущих затрат, она все в большей мере решает социально-экономические задачи — улучшения условий работы, ликвидации неоднородности труда рабочих различных профессий, преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом, повышения материального уровня жизни трудящихся, охраны окружающей среды» [39, с. 22].
Эргономика играет все возрастающую роль в обеспечении безопасных условий труда [7]. Под охраной труда понимается система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Учет требований эргономики — необходимое условие создания удобной, надежной и безопасной техники. Опираясь на работы в области безопасности труда, эргономика в определенном отношении дополняет и развивает их. Становится общепризнанным, что число несчастных случаев, вызванных в конечном итоге опасными действиями, значительно больше, чем несчастных случаев, вызванных опасными условиями. В этой связи отмечается, что эргономика открывает новые возможности для определения скрытых причин небезопасных действий, могущих привести к несчастным случаям.
Проблема критериев оценки тяжести и напряженности труда, решение которой возможно лишь при системном подходе и опоре на достижения гигиены, физиологии, психологии труда, экономики труда и других дисциплин, в наибольшей степени отражает потребность в органической взаимосвязи охраны труда и эргономики. Эргономический подход является необходимым для изучения тяжести и напряженности труда, которые проявляются в показателях функционального состояния организма, формирующихся под влиянием физической, психической или нервно-эмоциональной нагрузки и факторов производственной среды.
Использование достижений эргономики позволяет более эффективно решать современные задачи охраны труда. Уже в 30-е годы обсуждался вопрос о том, что требования оздоровления и безопасности труда должны стать составной органической частью процесса создания техники, а не прикладываться к ней как что-то постороннее и самостоятельное. В современных условиях такая постановка вопроса стала реальной задачей. «Нашу цель,— подчеркнул Л. И. Брежнев, выступая на XVI съезде профсоюзов СССР,— можно сформулировать так: от техники безопасности — к безопасной технике. Мы стали на этот путь и будем идти по нему неуклонно» [4, с. 187]. На этом пути складываются тесные связи между охраной труда и эргономикой, которая является одной из важных сфер разработки научных и методических проблем создания безопасной техники.
Многие проблемы и практические задачи эргономика решает в тесном содружестве с дизайном, который позволяет наиболее полно реализовать ее принципы и требования. Эргономика рассматривается как естественнонаучная основа дизайна [30]. В свою очередь, дизайн обогащает эргономическую проблематику путем включения ее в более широкий контекст развития культуры [31]. В практическом плане учет человеческих факторов является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования промышленных изделий и соответствующего преобразования производственной и предметно-пространственной среды. Дизайн в принципе не может существовать и развиваться вне связи с эргономикой.
Эргономика тесно связана с техническими и математическими науками: кибернетикой, системотехникой, общей теорией систем, исследованием операций — и другими дисциплинами и направлениями современных научных исследований.
Эргономика решает ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценку надежности, точности и стабильности работы, влияние психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек— машина», приспособительные и творческие возможности человека. На практике взаимоотношения эргономики и системотехники— это проблема организации всестороннего и профессионального учета человеческих факторов на различных этапах создания снстем и их эксплуатации. Учет человеческих факторов является обязательным компонентом разработки структурных и функциональных схем как системы в целом, так и ее отдельных звеньев. Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Решая практические задачи, эргономика должна опираться на всю систему знаний о человеке. По мере своего формирования эргономика оказывает все возрастающее влияние на развитие этой системы знаний. «Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, которую можно было бы определить как специальную науку о трудовой деятельности человека» [5, с. 13].
Проведенный выше анализ свидетельствует о богатстве междисциплинарных связей эргономики с общественными, естественными и техническими науками, разумеется, в первую очередь с теми их аспектами, которые ближе всего к трудовой деятельности. Как известно, междисциплинарные связи имеют двусторонний характер. Эргономика не только испытывает на себе влияние связанных с ней наук, но и сама уже начала оказывать на них влияние в области теории, методов и практики. В настоящее время наиболее очевидным является воздействие эргономики на две последние области, поскольку прикладные задачи продолжают занимать в эргономике ведущее место. Развитие комплексных исследований влечет за собой определенную перестройку наук, вовлекаемых в данное исследование [38]. Перестройка эта не является чем-то искусственно навязываемым извне наукам о трудовой деятельности, а представляет закономерный этап их развития [24]. Своеобразным катализатором этого процесса выступает эргономика.