Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 977

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которых являются не различия во взглядах, а терминологические недоразумения [52].

Развитие психологической науки сегодня во многом стимулиру­ется задачами эргономики, которая вводит в ее контекст новые виды трудовой деятельности, новые средства ее реализации и но­вые средства ее изучения. В ближайшем будущем следует ожи­дать дальнейшего углубления и расширения связей эргономики и психологической науки.

При проектировании деятельности человека в системах управ­ления одновременно решаются, как правило, вопросы професси­онального отбора, обучения и тренировки. Объединение в целост­ной системе проектирования трудовой деятельности, професси­онального отбора, обучения и тренировки позволяет решать каж­дую из названных задач на качественно ином уровне, чем это де­лается в иных случаях. Эта динамичная система призвана решать проблемы не только оптимального приспособления машины к че­ловеку, но и активного формирования способностей человека в со­ответствии с требованиями, которые предъявляет к нему техничес­кий прогресс, и возможностями, которые открываются перед ним с развитием техники.

Эргономика совместно с педагогикой и педагогической психо­логией призвана содействовать процессу совершенствования поли­технического образования в школе с тем, чтобы дать определенную профессиональную ориентацию и обеспечить соответствующую под­тотовку подрастающего поколения для работы с проектируемой и создаваемой новой техникой. В процессе политехнического образо­вания можно положить начало приобщению школьников к эргоно­мической культуре как составной части общей, производственной, трудовой культуры.

Одной из важнейших проблем является установление сравни­тельной значимости активируемых профессиональной работой пси­хофизиологических функций для развития политехнических устано­вок и навыков. Синтезируя достижения целого ряда наук о трудо­вой деятельности и технических дисциплин, эргономика может способствовать установлению соответствующих межпредметных связей и лучшей организации самого процесса обучения. Поэтому не лишены смысла утверждения, согласно которым назрела необ­ходимость создания педагогической эргономики. Представляется существенной проблема учета содержания и методов обучения учащихся (будущих рабочих, техников и др.) средних школ пои разработке эргономических требований к машинам, рабочим местам и производственной среде.


В условиях социализма у научной организации труда и эргоно­мики общие цели — способствовать повышению производительно­сти труда, сохранению здоровья и развитию личности. Здесь много­ общих направлений исследований, связанных прежде всего с изу­чением и проектированием трудовых процессов, совершенствовани­ем организации и обслуживания рабочих мест, улучшением усло­вий труда. Вместе с тем научная организация труда и эргономи­ка — это разные уровни изучения и проектирования трудовых: процессов, между которыми существуют определенные взаимосвя­зи и переходы от одного уровня к другому. На каждом из этих уровней устанавливаются свойственные им законы, что находит от­ражение в определенной теории, системе понятий и категорий [12, 23,32,34].

Эргономика и научная организация труда оперируют различ­ными единицами анализа трудовой деятельности, для определения которых иногда используются одинаковые термины. В эргономике принята схема единиц анализа деятельности, развиваемая в пси­хологической науке: отдельная деятельность, действие и операция [22]. Деятельность направляется мотивом, за которым всегда сто­ит потребность субъекта. Мотив не только побуждает деятельность и создает ее направленность, но, что очень важно, придает деятель­ности (и всем реализующим ее процессам) определенный личност­ный смысл (можно сказать также — субъективную ценность). В научной организации труда единицами анализа трудового» процесса являются операции, приемы, действия, движения. «Глав­ной частью трудового процесса является операция. Она выполня­ется одним или несколькими рабочими на одном рабочем месте над. одним предметом труда. Трудовой прием объединяет ряд трудо­вых действий рабочих органов человека, выполняемых без переры­ва для осуществления каких-либо элементов одной операции. Тру­довое действие — это совокупность трудовых движений пальцев, рук, ног, а также корпуса рабочего, выполняемых без перерыва.. Трудовое движение — однократное перемещение пальцев, рук, ног, а также корпуса рабочего в процессе труда. Трудовое движение может расчленяться на микродвижения» [37, с. 9].

Сравнение единиц анализа трудовой деятельности, принятых в эргономике и научной организации труда, позволяет утверждать, что мы имеем дело с различными по содержанию исследованиями одного и того же объекта. В первом случае главное внимание уде­ляется выявлению внутренних закономерностей деятельности, тог­да как во втором преимущественно рассматривают внешние про­явления той же самой деятельности. Различие это находит отра­жение и в методах исследования, хотя некоторые методы у эргоно­мики и научной организации труда общие. Организация труда в условиях современного производства, для которого становится характерным комплексная механизация и автоматизация производ­ственных процессов, выдвинула целый ряд новых задач, эффектив­ное решение которых возможно лишь при осуществлении научного синтеза знаний о трудовой деятельности человека. Выполняемое научной организацией труда объединение результатов исследова­ний,

полученных в отдельных научных дисциплинах, необходимо дополнить результатами такого синтеза, который осуществляется в процессе междисциплинарного исследования. Одним из направ­лений, по которому осуществляется такой синтез, является эрго­номика.

Эргономика и НОТ представляют две самостоятельные, но ор­ганически взаимосвязанные сферы научной и практической деятельности. Эргономика вносит все возрастающий вклад в де­ло социалистической научной организации труда. Процесс .дальнейшего взаимодействия и взаиморазвития эргономики и научной организации труда просматривается в трех основных направлениях.

Первое направление связано с разработкой теоретических проб­лем, прежде всего проблем проектирования коллективных и инди­видуальных трудовых процессов. Одной из первоочередных пред­ставляется также проблема социально-экономической эффектив­ности внедрения научной организации труда и результатов эрго­номических исследований в народное хозяйство.

Второе направление приложения совместных усилий специалис­тов в области эргономики и научной организации труда — это разработка норм и требований НОТ и эргономики. Проводимая в этом плане работа нуждается в существенном расширении и науч­ном обосновании. Это направление тесно связано с первым, по­скольку от исследования теоретических проблем во многом зави­сит эффективность разработки указанных норм и требований.

Наконец, третье направление связано с использованием дости­жений эргономики непосредственно на производстве. Практика показывает, что наибольший эффект достигается тогда, когда мероприятия в области эргономики предусматриваются в качестве составной части планов НОТ. Эргономисты совместно со специа­листами в области научной организации труда должны более активно включаться в процессы технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий. «Важной особенностью современной реконструкции является то, что помимо технического перевооружения производства, обеспечивающего увеличение вы­пуска продукции и снижение текущих затрат, она все в большей мере решает социально-экономические задачи — улучшения усло­вий работы, ликвидации неоднородности труда рабочих различных профессий, преодоления существенных различий между умствен­ным и физическим трудом, повышения материального уровня жизни трудящихся, охраны окружающей среды» [39, с. 22].


Эргономика играет все возрастающую роль в обеспечении безопасных условий труда [7]. Под охраной труда понимается система законодательных актов и соответствующих им социально­-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Учет требований эргономики — необходимое условие создания удобной, надежной и безопасной техники. Опираясь на работы в области безопасности труда, эргономика в определенном отно­шении дополняет и развивает их. Становится общепризнанным, что число несчастных случаев, вызванных в конечном итоге опасными действиями, значительно больше, чем несчастных слу­чаев, вызванных опасными условиями. В этой связи отмечается, что эргономика открывает новые возможности для определения скрытых причин небезопасных действий, могущих привести к не­счастным случаям.

Проблема критериев оценки тяжести и напряженности труда, решение которой возможно лишь при системном подходе и опоре на достижения гигиены, физиологии, психологии труда, экономики труда и других дисциплин, в наибольшей степени отражает по­требность в органической взаимосвязи охраны труда и эргономики. Эргономический подход является необходимым для изучения тяжести и напряженности труда, которые проявляются в показателях функционального состояния организма, формирующихся под влиянием физической, психической или нервно-эмоциональной нагрузки и факторов производственной среды.

Использование достижений эргономики позволяет более эффек­тивно решать современные задачи охраны труда. Уже в 30-е годы обсуждался вопрос о том, что требования оздоровления и безо­пасности труда должны стать составной органической частью процесса создания техники, а не прикладываться к ней как что-то постороннее и самостоятельное. В современных условиях такая постановка вопроса стала реальной задачей. «Нашу цель,— под­черкнул Л. И. Брежнев, выступая на XVI съезде профсоюзов СССР,— можно сформулировать так: от техники безопасности — к безопасной технике. Мы стали на этот путь и будем идти по нему неуклонно» [4, с. 187]. На этом пути складываются тесные связи между охраной труда и эргономикой, которая является од­ной из важных сфер разработки научных и методических проблем создания безопасной техники.

Многие проблемы и практические задачи эргономика решает в тесном содружестве с дизайном, который позволяет наиболее полно реализовать ее принципы и требования. Эргономика рас­сматривается как естественнонаучная основа дизайна [30]. В свою очередь, дизайн обогащает эргономическую проблематику путем включения ее в более широкий контекст развития культуры [31]. В практическом плане учет человеческих факторов является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструиро­вания промышленных изделий и соответствующего преобразования производственной и предметно-пространственной среды. Дизайн в принципе не может существовать и развиваться вне связи с эргономикой.


Эргономика тесно связана с техническими и математическими науками: кибернетикой, системотехникой, общей теорией систем, исследованием операций — и другими дисциплинами и направле­ниями современных научных исследований.

Эргономика решает ряд проблем, поставленных в системотех­нике: оценку надежности, точности и стабильности работы, влия­ние психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации опера­тора на эффективность его деятельности в системе «человек— машина», приспособительные и творческие возможности человека. На практике взаимоотношения эргономики и системотехники— это проблема организации всестороннего и профессионального учета человеческих факторов на различных этапах создания снс­тем и их эксплуатации. Учет человеческих факторов является обязательным компонентом разработки структурных и функцио­нальных схем как системы в целом, так и ее отдельных звеньев. Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предме­том исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Решая практические задачи, эргономика должна опираться на всю систему знаний о человеке. По мере своего формирования эргономика оказывает все возрастающее влияние на развитие этой системы знаний. «Среди новых гумани­тарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, которую можно было бы определить как специальную науку о трудовой деятель­ности человека» [5, с. 13].

Проведенный выше анализ свидетельствует о богатстве меж­дисциплинарных связей эргономики с общественными, естествен­ными и техническими науками, разумеется, в первую очередь с теми их аспектами, которые ближе всего к трудовой деятель­ности. Как известно, междисциплинарные связи имеют двусторон­ний характер. Эргономика не только испытывает на себе влияние связанных с ней наук, но и сама уже начала оказывать на них влияние в области теории, методов и практики. В настоящее вре­мя наиболее очевидным является воздействие эргономики на две последние области, поскольку прикладные задачи продолжают занимать в эргономике ведущее место. Развитие комплексных ис­следований влечет за собой определенную перестройку наук, вовле­каемых в данное исследование [38]. Перестройка эта не является чем-то искусственно навязываемым извне наукам о трудовой деятельности, а представляет закономерный этап их развития [24]. Своеобразным катализатором этого процесса выступает эрго­номика.