Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 976

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лишь как систему машин, абстрагировано от самого человека» [30, с. 15].

Продолжая работы, начатые Ф. Тейлором, Ф. Гилбрет выдви­гает идею универсальных микродвижений (терблигов), из комбинации которых в различных сочетаниях и в различной после­довательности должна состоять любая операция [12]. Трудовые функции предельно упрощаются на заводах Г. Форда. В рамках системы Ф. Тейлора зарождается и практически реализуется в капиталистическом производстве концепция «инженерного проек­тирования» методов работы. Важную роль в формировании этой концепции сыграли труды Ф. Гилбрета, где обоснована необходи­мость перехода от изучения метода работы после ее начала к его изучению до начала работы, т. е. к проектированию процесса [3]. В работах Ф. Тейлора содержится мысль о том, что макси­мальная подгонка человека к машине предполагает и соответст­вующее ее проектирование. По технико-экономическим причинам принцип, согласно которому орудия труда должны соответствовать физической организации работника, был реализован на практике Ф. Тейлором лишь на примере конструирования простейших ору­дий труда — лопат различных размеров и форм.

Тейлоризм с его предельно механистическим подходом к изу­чению трудовой деятельности человека имеет много общего с формировавшимся приблизительно в то же самое время бихеви­оризмом, в основе которого лежит понимание поведения, деятель­ности человека как механического сочетания элементарных реакций на воздействия внешней среды.

Определение рациональных перерывов в работе как способ борьбы с утомлением — один из принципов, выявленный Ф. Тейло­ром чисто эмпирически. Однако принцип этот не оградил систему Ф. Тейлора от проблемы борьбы с утомлением, которую капита­листическая система организации труда обостряла до предела. В конце XIX и начале XX в. в Германии, Англии, США и других странах организуются специальные гигиенические и физиологичес­кие лаборатории, кафедры и институты, сотрудники которых изу­чают влияние на организм человека трудовых процессов и окру­жающей его производственной среды.

Первая мировая война и связанное с ней быстрое развитие военной промышленности привели к тому, что в результате интен­сификации труда и удлинения рабочего дня до 13—14 часов перенапряжение рабочих и быстро развивающееся утомление достигли крайних пределов. С утомлением было связано резкое увеличение количества травм на производстве. Положение было настолько серьезным, что вынудило образовать в Англии в 1915 г. Комитет по изучению здоровья рабочих, занятых в военной про­мышленности. С этим Комитетом, в состав которого входило не­сколько лиц со специальной подготовкой в области физиологии и психологии, связывают в Англии первое организационное втор­жение специалистов этого профиля в промышленность. После войны комитет был преобразован в Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, исследования для которого проводили физиологи, психологи, врачи и инженеры. Эти специалисты, во многих случаях работавшие совместно, проявили интерес к ши­рокому кругу проблем, начиная с изучения рабочей позы и кончая использованием функциональной музыки на производстве. Неко­торые из этих исследований можно с полным правом назвать меж­дисциплинарными.


Технический прогресс и развитие производства поставили на повестку дня проблему профессионального отбора, т. е. выбора лиц, от которых можно ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения определенной работы. Попытки в этом от­ношении с применением совершенно произвольных приемов пред­принимал Ф. Тейлор [13]. Одни из первых работ по определению профессиональной пригодности выполнил накануне первой мировой войны Г. Мюнстерберг.

К этому же времени относится возникновение психотехники, задачей которой явилось приложение психологии к решению прак­тических вопросов, в основном связанных с трудовой деятель­ностью. На первом этапе развития психотехники центральное место в ней заняли проблемы профессионального отбора. В даль­нейшем в задачи психотехники включалось решение таких вопро­сов, как профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, приспособление человека к машине и машины к человеку, психо­логия воздействия средствами плаката, рекламы, кино и т. п. По своему содержанию и методам психотехника в значительной части совпадает с психологией труда.

В психологии труда как таковой и в психотехнике появлялись идеи комплексного подхода к изучению и рационализации трудовой деятельности. Они намечались уже в предложенном Ф. Гизе раз­личении психотехники объекта и психотехники субъекта. Первая связана с поисками средств для наилучшего приспособления объективных производственных факторов к психологическим свойствам человека, а вторая — с приспособлением психических свойств человека к определенным объективным условиям и требо­ваниям профессии [см. 11].

В 20—30-е годы интенсивно развиваются физиология, психо­логия и гигиена труда, а результаты соответствующих исследований получают широкое применение в производстве. В ходе назван­ных дований накапливались знания об отдельных аспектах трудовой деятельности человека и факторах, ее определяющих. Принципы технологического детерминизма в подходе к изучению трудовой деятельности, а точнее трудовых функций «частичного человека» в крупном машинном производстве, определяли направ­ленность соответствующих исследований. Физиология труда, био­механика, психология труда и целый ряд других дисциплин реша­ют задачи приспособления человека к машине. Осуществляются отбор, приспособление, тренировка человека к соответствующим технологическим процессам, орудиям и машинам. «Человек в сис­теме «человек —машина»,— писал А. Н. Леонтьев, — необходимо подчиняется машине, приспосабливается к ней. Даже когда вопрос исследования формулируется в терминах «приспособления машины к человеку», то это выражает собой лишь частную задачу внутри той же общей проблемы подчинения человека машине. По суще­ству, это вопрос о том, какие особенности человека должны учи­тываться при создании машины для того, чтобы человек мог ее обслужить» [21, с. 67].



В 20-е годы XX в. зарождается индустриальная социология, возникновение которой связывают с проведенным под руководст­вом Э. Мэйо известного хоторнского эксперимента на предприя­тиях американской электротехнической компании «Вестерн элект­рик». Новые условия производства, качественно изменившаяся рабочая сила, считал Мэйо, настоятельно требуют переноса цент­ра тяжести в использовании рабочей силы с экономических на моральные и психологические стимулы. Начав с критики тейлориз­ма, Э. Майо и не мыслил об отмене или замене этой системы, а лишь пытался «гуманизировать» ее методы (Организации произ­водства, придать им «благопристойную форму» [9], имея в виду при этом повышение производительности труда, укрепление суще­ствующей организационной структуры и сглаживание внутренних противоречий в системе капиталистической организации. Этим целям служат теория и практика человеческих отношений, в ходе формирования которых вместе с тем было привлечено внимание к изучению факторов и стимулов положительного и отрицатель­ного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерностей формирования трудовых коллективов и влияния коллектива на личность и т. д. С именем Э. Мэйо связывается новый подход к проблемам оптимального использования трудовых ресурсов. «Основным полем деятельности «психосоциологии» стали отношения «рабочий коллектив — система производственной тех­ники», заменившие в ходе развития технологической интеграции автоматизированного производства систему «человек — машина» [15, с. 108].

В 30-е годы экспериментальные исследования психологии групп и мотивации осуществляет Курт Левин, основатель теории груп­повой динамики. Изучением психологических взаимоотношений людей в малых группах занимается Дж. Морено, используя для этих целей социометрические тесты. «Отныне психологи в промыш­ленности начинают пристально следить за тем, что происходит в группе, выявляют взаимоотношения между ее участниками, при­чины низкой производительности, взгляды, настроения, проявления недовольства, распределения ролей между членами группы, их восприятие друг друга и своего лидера, их отношения к нанима­телю и поведение вне предприятия... Они предлагают меры по созданию нужной социально-психологической атмосферы» [39, с. 86].

В 20—30-е годы предприниматели ряда стран и прежде всего США проявляют повышенный интерес к методам психологичес­кого воздействия на рабочих. В США в 1921 г. создается даже специальная компания под названием «Психологическая корпора­ция». «Когда легко мобилизуемые резервы рабочего времени исчерпаны, капитал вынужден переходить к новым методам управ­ления, учитывающим человеческий фактор в не меньшей, а позд­нее и в большей степени, чем фактор технический и материальный. Сохранение старых методов управления, связанных с тейлориз­мом, ведет к гигантским и все возрастающим потерям, возникаю­щим вследствие игнорирования человеческого фактора в произ­водстве» [20, с. 65].


Действительное и полное развертывание творческих сил трудящихся в производстве и других сферах общественной жизни стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, которая ознаменовала коренное изменение в характере труда. В условиях величайшей в истории человечества смены труда подневольного трудом на себя одной из главных, коренных и злободневных задач всей общественной жизни первого социалистического государства стала задача учить­ся работать. Советские ученые приступили к исследованию чело­века освобожденного труда как новой исторической фигуры и использованию средств науки с целью рационального построения,, его деятельности [41].

Предлагая объявить конкурс на учебник по научной организа­ции труда, В. И. Ленин считал, что за основу такого учебника можно взять книгу П. Керженцева «НОТ». Книга эта включала в себя три части: 1) изучение человека с точки зрения максималь­ной эффективности его работы, т. е. изучение субъективного мо­мента труда; 2) изучение и приспособление материальной обста­новки труда, орудий и пр.; 3) изучение рациональных методов организации труда, т. е. взаимоотношений между субъективными и объективными моментами работы. По этой программе и начала разворачиваться научно-практическая работа в нашей стране. Вопрос об изучении трудовой деятельности человека предста­вителями разных наук, в каждой из которых она рассматривается под определенным углом зрения, подвергся серьезному обсужде­нию в 1921 г. на первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства [5, б, 26]. На этой конференции с докладом по основным проблемам психологии, Физиологии и гигиены труда выступил академик В. М. Бехтерев. Критикуя систему Ф. Тейлора, Бехтерев сформулировал принци­пиально новый подход к проблеме, полностью отвечавший духу ленинских идей. «Не в тейлоризации труда все дело,— говорил В М- Бехтерев,— не в ней окончательный идеал проблемы труда, а в таком осуществлении самого труда, который бы давал макси­мум производительности при оптимуме или максимуме здоровья, при отсутствии не только переутомления, но и при гарантии пол­ного здоровья и развития личности трудящихся» [5, с. 25].

На выполнение человеком одноообразных, механических опе­раций в процессе работы мы смотрим, продолжил, выступая на конференции, мысль своего учителя В. Н. Мясищев, как на вре­менную меру, пока не создана соответствующая машина. «Нам представляется,— подчеркнул он,— совершенно неприемлемым стремление Тейлора сделать из человека машину» [26, с. 24].


Многогранность и сложность изучения и организации трудовой деятельности с целью решения триединой задачи — повышение про­изводительности труда, сохранение здоровья и развитие личности трудящихся — требуют комплексного подхода. Идея такого подхо­да, содержавшаяся в докладах В. М. Бехтерева и В. Н. Мясищева, имела теоретические и экспериментально-методические предпосыл­ки ее реализации. Такие предпосылки формировались в созданных в разное время и руководимых В. М. Бехтеревым многочисленных научно-исследовательских лабораториях и институтах [25]. Среди них прежде всего следует назвать Психоневрологический инсти­тут и Институт по изучению мозга и психической деятельности. Своими истоками указанные предпосылки исследований уходят к идеям И. М. Сеченова, с работами которого — «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Участие органов чувств и работа рук у зрячего и слепого» (1901), «Очерк рабочих движений человека» (1901)—связывают зарождение отечественной физиологии и психологии труда.

Комплексный подход к изучению трудовой деятельности явился характерной особенностью исследований, которые проводились в первые годы существования Института по изучению мозга и пси­хической деятельности, созданного в 1918 г. по решению Советско­го правительства на базе бывшего Психоневрологического инсти­тута. Изучение различных видов трудовой деятельности отвечало основной направленности работ вновь созданного института, а именно задаче всестороннего изучения человеческой личности, условий ее развития и деятельности. «Впервые в отечественной и мировой науке Бехтерев объединил деятелей различных наук для синтетического и комплексного изучения мозга и личности в интересах воспитания, организации труда и личности человека» [29, с. 288].Уже в 1918 г. в составе Института по изучению мозга и пси­хической деятельности был организован специальный отдел про­фессиональной психологии, который вскоре преобразовали в отдел труда с более широкими задачами и масштабами деятельности. Сотрудники отдела проводили исследования как на заводах и фабриках, так и в лабораториях института.

В 1920 г. по просьбе Народного комиссариата труда и Воен­но-санитарного управления институт предпринял изучение тру­довой деятельности радиотелеграфистов и врачей. Изучение осуществлялось под руководством В. М. Бехтерева специально созданными для этих целей комиссиями, в состав которых входи­ли представители различных научных специальностей.