Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 976
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
лишь как систему машин, абстрагировано от самого человека» [30, с. 15].
Продолжая работы, начатые Ф. Тейлором, Ф. Гилбрет выдвигает идею универсальных микродвижений (терблигов), из комбинации которых в различных сочетаниях и в различной последовательности должна состоять любая операция [12]. Трудовые функции предельно упрощаются на заводах Г. Форда. В рамках системы Ф. Тейлора зарождается и практически реализуется в капиталистическом производстве концепция «инженерного проектирования» методов работы. Важную роль в формировании этой концепции сыграли труды Ф. Гилбрета, где обоснована необходимость перехода от изучения метода работы после ее начала к его изучению до начала работы, т. е. к проектированию процесса [3]. В работах Ф. Тейлора содержится мысль о том, что максимальная подгонка человека к машине предполагает и соответствующее ее проектирование. По технико-экономическим причинам принцип, согласно которому орудия труда должны соответствовать физической организации работника, был реализован на практике Ф. Тейлором лишь на примере конструирования простейших орудий труда — лопат различных размеров и форм.
Тейлоризм с его предельно механистическим подходом к изучению трудовой деятельности человека имеет много общего с формировавшимся приблизительно в то же самое время бихевиоризмом, в основе которого лежит понимание поведения, деятельности человека как механического сочетания элементарных реакций на воздействия внешней среды.
Определение рациональных перерывов в работе как способ борьбы с утомлением — один из принципов, выявленный Ф. Тейлором чисто эмпирически. Однако принцип этот не оградил систему Ф. Тейлора от проблемы борьбы с утомлением, которую капиталистическая система организации труда обостряла до предела. В конце XIX и начале XX в. в Германии, Англии, США и других странах организуются специальные гигиенические и физиологические лаборатории, кафедры и институты, сотрудники которых изучают влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей его производственной среды.
Первая мировая война и связанное с ней быстрое развитие военной промышленности привели к тому, что в результате интенсификации труда и удлинения рабочего дня до 13—14 часов перенапряжение рабочих и быстро развивающееся утомление достигли крайних пределов. С утомлением было связано резкое увеличение количества травм на производстве. Положение было настолько серьезным, что вынудило образовать в Англии в 1915 г. Комитет по изучению здоровья рабочих, занятых в военной промышленности. С этим Комитетом, в состав которого входило несколько лиц со специальной подготовкой в области физиологии и психологии, связывают в Англии первое организационное вторжение специалистов этого профиля в промышленность. После войны комитет был преобразован в Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, исследования для которого проводили физиологи, психологи, врачи и инженеры. Эти специалисты, во многих случаях работавшие совместно, проявили интерес к широкому кругу проблем, начиная с изучения рабочей позы и кончая использованием функциональной музыки на производстве. Некоторые из этих исследований можно с полным правом назвать междисциплинарными.
Технический прогресс и развитие производства поставили на повестку дня проблему профессионального отбора, т. е. выбора лиц, от которых можно ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения определенной работы. Попытки в этом отношении с применением совершенно произвольных приемов предпринимал Ф. Тейлор [13]. Одни из первых работ по определению профессиональной пригодности выполнил накануне первой мировой войны Г. Мюнстерберг.
К этому же времени относится возникновение психотехники, задачей которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью. На первом этапе развития психотехники центральное место в ней заняли проблемы профессионального отбора. В дальнейшем в задачи психотехники включалось решение таких вопросов, как профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, приспособление человека к машине и машины к человеку, психология воздействия средствами плаката, рекламы, кино и т. п. По своему содержанию и методам психотехника в значительной части совпадает с психологией труда.
В психологии труда как таковой и в психотехнике появлялись идеи комплексного подхода к изучению и рационализации трудовой деятельности. Они намечались уже в предложенном Ф. Гизе различении психотехники объекта и психотехники субъекта. Первая связана с поисками средств для наилучшего приспособления объективных производственных факторов к психологическим свойствам человека, а вторая — с приспособлением психических свойств человека к определенным объективным условиям и требованиям профессии [см. 11].
В 20—30-е годы интенсивно развиваются физиология, психология и гигиена труда, а результаты соответствующих исследований получают широкое применение в производстве. В ходе названных дований накапливались знания об отдельных аспектах трудовой деятельности человека и факторах, ее определяющих. Принципы технологического детерминизма в подходе к изучению трудовой деятельности, а точнее трудовых функций «частичного человека» в крупном машинном производстве, определяли направленность соответствующих исследований. Физиология труда, биомеханика, психология труда и целый ряд других дисциплин решают задачи приспособления человека к машине. Осуществляются отбор, приспособление, тренировка человека к соответствующим технологическим процессам, орудиям и машинам. «Человек в системе «человек —машина»,— писал А. Н. Леонтьев, — необходимо подчиняется машине, приспосабливается к ней. Даже когда вопрос исследования формулируется в терминах «приспособления машины к человеку», то это выражает собой лишь частную задачу внутри той же общей проблемы подчинения человека машине. По существу, это вопрос о том, какие особенности человека должны учитываться при создании машины для того, чтобы человек мог ее обслужить» [21, с. 67].
В 20-е годы XX в. зарождается индустриальная социология, возникновение которой связывают с проведенным под руководством Э. Мэйо известного хоторнского эксперимента на предприятиях американской электротехнической компании «Вестерн электрик». Новые условия производства, качественно изменившаяся рабочая сила, считал Мэйо, настоятельно требуют переноса центра тяжести в использовании рабочей силы с экономических на моральные и психологические стимулы. Начав с критики тейлоризма, Э. Майо и не мыслил об отмене или замене этой системы, а лишь пытался «гуманизировать» ее методы (Организации производства, придать им «благопристойную форму» [9], имея в виду при этом повышение производительности труда, укрепление существующей организационной структуры и сглаживание внутренних противоречий в системе капиталистической организации. Этим целям служат теория и практика человеческих отношений, в ходе формирования которых вместе с тем было привлечено внимание к изучению факторов и стимулов положительного и отрицательного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерностей формирования трудовых коллективов и влияния коллектива на личность и т. д. С именем Э. Мэйо связывается новый подход к проблемам оптимального использования трудовых ресурсов. «Основным полем деятельности «психосоциологии» стали отношения «рабочий коллектив — система производственной техники», заменившие в ходе развития технологической интеграции автоматизированного производства систему «человек — машина» [15, с. 108].
В 30-е годы экспериментальные исследования психологии групп и мотивации осуществляет Курт Левин, основатель теории групповой динамики. Изучением психологических взаимоотношений людей в малых группах занимается Дж. Морено, используя для этих целей социометрические тесты. «Отныне психологи в промышленности начинают пристально следить за тем, что происходит в группе, выявляют взаимоотношения между ее участниками, причины низкой производительности, взгляды, настроения, проявления недовольства, распределения ролей между членами группы, их восприятие друг друга и своего лидера, их отношения к нанимателю и поведение вне предприятия... Они предлагают меры по созданию нужной социально-психологической атмосферы» [39, с. 86].
В 20—30-е годы предприниматели ряда стран и прежде всего США проявляют повышенный интерес к методам психологического воздействия на рабочих. В США в 1921 г. создается даже специальная компания под названием «Психологическая корпорация». «Когда легко мобилизуемые резервы рабочего времени исчерпаны, капитал вынужден переходить к новым методам управления, учитывающим человеческий фактор в не меньшей, а позднее и в большей степени, чем фактор технический и материальный. Сохранение старых методов управления, связанных с тейлоризмом, ведет к гигантским и все возрастающим потерям, возникающим вследствие игнорирования человеческого фактора в производстве» [20, с. 65].
Действительное и полное развертывание творческих сил трудящихся в производстве и других сферах общественной жизни стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, которая ознаменовала коренное изменение в характере труда. В условиях величайшей в истории человечества смены труда подневольного трудом на себя одной из главных, коренных и злободневных задач всей общественной жизни первого социалистического государства стала задача учиться работать. Советские ученые приступили к исследованию человека освобожденного труда как новой исторической фигуры и использованию средств науки с целью рационального построения,, его деятельности [41].
Предлагая объявить конкурс на учебник по научной организации труда, В. И. Ленин считал, что за основу такого учебника можно взять книгу П. Керженцева «НОТ». Книга эта включала в себя три части: 1) изучение человека с точки зрения максимальной эффективности его работы, т. е. изучение субъективного момента труда; 2) изучение и приспособление материальной обстановки труда, орудий и пр.; 3) изучение рациональных методов организации труда, т. е. взаимоотношений между субъективными и объективными моментами работы. По этой программе и начала разворачиваться научно-практическая работа в нашей стране. Вопрос об изучении трудовой деятельности человека представителями разных наук, в каждой из которых она рассматривается под определенным углом зрения, подвергся серьезному обсуждению в 1921 г. на первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства [5, б, 26]. На этой конференции с докладом по основным проблемам психологии, Физиологии и гигиены труда выступил академик В. М. Бехтерев. Критикуя систему Ф. Тейлора, Бехтерев сформулировал принципиально новый подход к проблеме, полностью отвечавший духу ленинских идей. «Не в тейлоризации труда все дело,— говорил В М- Бехтерев,— не в ней окончательный идеал проблемы труда, а в таком осуществлении самого труда, который бы давал максимум производительности при оптимуме или максимуме здоровья, при отсутствии не только переутомления, но и при гарантии полного здоровья и развития личности трудящихся» [5, с. 25].
На выполнение человеком одноообразных, механических операций в процессе работы мы смотрим, продолжил, выступая на конференции, мысль своего учителя В. Н. Мясищев, как на временную меру, пока не создана соответствующая машина. «Нам представляется,— подчеркнул он,— совершенно неприемлемым стремление Тейлора сделать из человека машину» [26, с. 24].
Многогранность и сложность изучения и организации трудовой деятельности с целью решения триединой задачи — повышение производительности труда, сохранение здоровья и развитие личности трудящихся — требуют комплексного подхода. Идея такого подхода, содержавшаяся в докладах В. М. Бехтерева и В. Н. Мясищева, имела теоретические и экспериментально-методические предпосылки ее реализации. Такие предпосылки формировались в созданных в разное время и руководимых В. М. Бехтеревым многочисленных научно-исследовательских лабораториях и институтах [25]. Среди них прежде всего следует назвать Психоневрологический институт и Институт по изучению мозга и психической деятельности. Своими истоками указанные предпосылки исследований уходят к идеям И. М. Сеченова, с работами которого — «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Участие органов чувств и работа рук у зрячего и слепого» (1901), «Очерк рабочих движений человека» (1901)—связывают зарождение отечественной физиологии и психологии труда.
Комплексный подход к изучению трудовой деятельности явился характерной особенностью исследований, которые проводились в первые годы существования Института по изучению мозга и психической деятельности, созданного в 1918 г. по решению Советского правительства на базе бывшего Психоневрологического института. Изучение различных видов трудовой деятельности отвечало основной направленности работ вновь созданного института, а именно задаче всестороннего изучения человеческой личности, условий ее развития и деятельности. «Впервые в отечественной и мировой науке Бехтерев объединил деятелей различных наук для синтетического и комплексного изучения мозга и личности в интересах воспитания, организации труда и личности человека» [29, с. 288].Уже в 1918 г. в составе Института по изучению мозга и психической деятельности был организован специальный отдел профессиональной психологии, который вскоре преобразовали в отдел труда с более широкими задачами и масштабами деятельности. Сотрудники отдела проводили исследования как на заводах и фабриках, так и в лабораториях института.
В 1920 г. по просьбе Народного комиссариата труда и Военно-санитарного управления институт предпринял изучение трудовой деятельности радиотелеграфистов и врачей. Изучение осуществлялось под руководством В. М. Бехтерева специально созданными для этих целей комиссиями, в состав которых входили представители различных научных специальностей.
Продолжая работы, начатые Ф. Тейлором, Ф. Гилбрет выдвигает идею универсальных микродвижений (терблигов), из комбинации которых в различных сочетаниях и в различной последовательности должна состоять любая операция [12]. Трудовые функции предельно упрощаются на заводах Г. Форда. В рамках системы Ф. Тейлора зарождается и практически реализуется в капиталистическом производстве концепция «инженерного проектирования» методов работы. Важную роль в формировании этой концепции сыграли труды Ф. Гилбрета, где обоснована необходимость перехода от изучения метода работы после ее начала к его изучению до начала работы, т. е. к проектированию процесса [3]. В работах Ф. Тейлора содержится мысль о том, что максимальная подгонка человека к машине предполагает и соответствующее ее проектирование. По технико-экономическим причинам принцип, согласно которому орудия труда должны соответствовать физической организации работника, был реализован на практике Ф. Тейлором лишь на примере конструирования простейших орудий труда — лопат различных размеров и форм.
Тейлоризм с его предельно механистическим подходом к изучению трудовой деятельности человека имеет много общего с формировавшимся приблизительно в то же самое время бихевиоризмом, в основе которого лежит понимание поведения, деятельности человека как механического сочетания элементарных реакций на воздействия внешней среды.
Определение рациональных перерывов в работе как способ борьбы с утомлением — один из принципов, выявленный Ф. Тейлором чисто эмпирически. Однако принцип этот не оградил систему Ф. Тейлора от проблемы борьбы с утомлением, которую капиталистическая система организации труда обостряла до предела. В конце XIX и начале XX в. в Германии, Англии, США и других странах организуются специальные гигиенические и физиологические лаборатории, кафедры и институты, сотрудники которых изучают влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей его производственной среды.
Первая мировая война и связанное с ней быстрое развитие военной промышленности привели к тому, что в результате интенсификации труда и удлинения рабочего дня до 13—14 часов перенапряжение рабочих и быстро развивающееся утомление достигли крайних пределов. С утомлением было связано резкое увеличение количества травм на производстве. Положение было настолько серьезным, что вынудило образовать в Англии в 1915 г. Комитет по изучению здоровья рабочих, занятых в военной промышленности. С этим Комитетом, в состав которого входило несколько лиц со специальной подготовкой в области физиологии и психологии, связывают в Англии первое организационное вторжение специалистов этого профиля в промышленность. После войны комитет был преобразован в Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, исследования для которого проводили физиологи, психологи, врачи и инженеры. Эти специалисты, во многих случаях работавшие совместно, проявили интерес к широкому кругу проблем, начиная с изучения рабочей позы и кончая использованием функциональной музыки на производстве. Некоторые из этих исследований можно с полным правом назвать междисциплинарными.
Технический прогресс и развитие производства поставили на повестку дня проблему профессионального отбора, т. е. выбора лиц, от которых можно ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения определенной работы. Попытки в этом отношении с применением совершенно произвольных приемов предпринимал Ф. Тейлор [13]. Одни из первых работ по определению профессиональной пригодности выполнил накануне первой мировой войны Г. Мюнстерберг.
К этому же времени относится возникновение психотехники, задачей которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью. На первом этапе развития психотехники центральное место в ней заняли проблемы профессионального отбора. В дальнейшем в задачи психотехники включалось решение таких вопросов, как профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, приспособление человека к машине и машины к человеку, психология воздействия средствами плаката, рекламы, кино и т. п. По своему содержанию и методам психотехника в значительной части совпадает с психологией труда.
В психологии труда как таковой и в психотехнике появлялись идеи комплексного подхода к изучению и рационализации трудовой деятельности. Они намечались уже в предложенном Ф. Гизе различении психотехники объекта и психотехники субъекта. Первая связана с поисками средств для наилучшего приспособления объективных производственных факторов к психологическим свойствам человека, а вторая — с приспособлением психических свойств человека к определенным объективным условиям и требованиям профессии [см. 11].
В 20—30-е годы интенсивно развиваются физиология, психология и гигиена труда, а результаты соответствующих исследований получают широкое применение в производстве. В ходе названных дований накапливались знания об отдельных аспектах трудовой деятельности человека и факторах, ее определяющих. Принципы технологического детерминизма в подходе к изучению трудовой деятельности, а точнее трудовых функций «частичного человека» в крупном машинном производстве, определяли направленность соответствующих исследований. Физиология труда, биомеханика, психология труда и целый ряд других дисциплин решают задачи приспособления человека к машине. Осуществляются отбор, приспособление, тренировка человека к соответствующим технологическим процессам, орудиям и машинам. «Человек в системе «человек —машина»,— писал А. Н. Леонтьев, — необходимо подчиняется машине, приспосабливается к ней. Даже когда вопрос исследования формулируется в терминах «приспособления машины к человеку», то это выражает собой лишь частную задачу внутри той же общей проблемы подчинения человека машине. По существу, это вопрос о том, какие особенности человека должны учитываться при создании машины для того, чтобы человек мог ее обслужить» [21, с. 67].
В 20-е годы XX в. зарождается индустриальная социология, возникновение которой связывают с проведенным под руководством Э. Мэйо известного хоторнского эксперимента на предприятиях американской электротехнической компании «Вестерн электрик». Новые условия производства, качественно изменившаяся рабочая сила, считал Мэйо, настоятельно требуют переноса центра тяжести в использовании рабочей силы с экономических на моральные и психологические стимулы. Начав с критики тейлоризма, Э. Майо и не мыслил об отмене или замене этой системы, а лишь пытался «гуманизировать» ее методы (Организации производства, придать им «благопристойную форму» [9], имея в виду при этом повышение производительности труда, укрепление существующей организационной структуры и сглаживание внутренних противоречий в системе капиталистической организации. Этим целям служат теория и практика человеческих отношений, в ходе формирования которых вместе с тем было привлечено внимание к изучению факторов и стимулов положительного и отрицательного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерностей формирования трудовых коллективов и влияния коллектива на личность и т. д. С именем Э. Мэйо связывается новый подход к проблемам оптимального использования трудовых ресурсов. «Основным полем деятельности «психосоциологии» стали отношения «рабочий коллектив — система производственной техники», заменившие в ходе развития технологической интеграции автоматизированного производства систему «человек — машина» [15, с. 108].
В 30-е годы экспериментальные исследования психологии групп и мотивации осуществляет Курт Левин, основатель теории групповой динамики. Изучением психологических взаимоотношений людей в малых группах занимается Дж. Морено, используя для этих целей социометрические тесты. «Отныне психологи в промышленности начинают пристально следить за тем, что происходит в группе, выявляют взаимоотношения между ее участниками, причины низкой производительности, взгляды, настроения, проявления недовольства, распределения ролей между членами группы, их восприятие друг друга и своего лидера, их отношения к нанимателю и поведение вне предприятия... Они предлагают меры по созданию нужной социально-психологической атмосферы» [39, с. 86].
В 20—30-е годы предприниматели ряда стран и прежде всего США проявляют повышенный интерес к методам психологического воздействия на рабочих. В США в 1921 г. создается даже специальная компания под названием «Психологическая корпорация». «Когда легко мобилизуемые резервы рабочего времени исчерпаны, капитал вынужден переходить к новым методам управления, учитывающим человеческий фактор в не меньшей, а позднее и в большей степени, чем фактор технический и материальный. Сохранение старых методов управления, связанных с тейлоризмом, ведет к гигантским и все возрастающим потерям, возникающим вследствие игнорирования человеческого фактора в производстве» [20, с. 65].
Действительное и полное развертывание творческих сил трудящихся в производстве и других сферах общественной жизни стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, которая ознаменовала коренное изменение в характере труда. В условиях величайшей в истории человечества смены труда подневольного трудом на себя одной из главных, коренных и злободневных задач всей общественной жизни первого социалистического государства стала задача учиться работать. Советские ученые приступили к исследованию человека освобожденного труда как новой исторической фигуры и использованию средств науки с целью рационального построения,, его деятельности [41].
Предлагая объявить конкурс на учебник по научной организации труда, В. И. Ленин считал, что за основу такого учебника можно взять книгу П. Керженцева «НОТ». Книга эта включала в себя три части: 1) изучение человека с точки зрения максимальной эффективности его работы, т. е. изучение субъективного момента труда; 2) изучение и приспособление материальной обстановки труда, орудий и пр.; 3) изучение рациональных методов организации труда, т. е. взаимоотношений между субъективными и объективными моментами работы. По этой программе и начала разворачиваться научно-практическая работа в нашей стране. Вопрос об изучении трудовой деятельности человека представителями разных наук, в каждой из которых она рассматривается под определенным углом зрения, подвергся серьезному обсуждению в 1921 г. на первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства [5, б, 26]. На этой конференции с докладом по основным проблемам психологии, Физиологии и гигиены труда выступил академик В. М. Бехтерев. Критикуя систему Ф. Тейлора, Бехтерев сформулировал принципиально новый подход к проблеме, полностью отвечавший духу ленинских идей. «Не в тейлоризации труда все дело,— говорил В М- Бехтерев,— не в ней окончательный идеал проблемы труда, а в таком осуществлении самого труда, который бы давал максимум производительности при оптимуме или максимуме здоровья, при отсутствии не только переутомления, но и при гарантии полного здоровья и развития личности трудящихся» [5, с. 25].
На выполнение человеком одноообразных, механических операций в процессе работы мы смотрим, продолжил, выступая на конференции, мысль своего учителя В. Н. Мясищев, как на временную меру, пока не создана соответствующая машина. «Нам представляется,— подчеркнул он,— совершенно неприемлемым стремление Тейлора сделать из человека машину» [26, с. 24].
Многогранность и сложность изучения и организации трудовой деятельности с целью решения триединой задачи — повышение производительности труда, сохранение здоровья и развитие личности трудящихся — требуют комплексного подхода. Идея такого подхода, содержавшаяся в докладах В. М. Бехтерева и В. Н. Мясищева, имела теоретические и экспериментально-методические предпосылки ее реализации. Такие предпосылки формировались в созданных в разное время и руководимых В. М. Бехтеревым многочисленных научно-исследовательских лабораториях и институтах [25]. Среди них прежде всего следует назвать Психоневрологический институт и Институт по изучению мозга и психической деятельности. Своими истоками указанные предпосылки исследований уходят к идеям И. М. Сеченова, с работами которого — «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Участие органов чувств и работа рук у зрячего и слепого» (1901), «Очерк рабочих движений человека» (1901)—связывают зарождение отечественной физиологии и психологии труда.
Комплексный подход к изучению трудовой деятельности явился характерной особенностью исследований, которые проводились в первые годы существования Института по изучению мозга и психической деятельности, созданного в 1918 г. по решению Советского правительства на базе бывшего Психоневрологического института. Изучение различных видов трудовой деятельности отвечало основной направленности работ вновь созданного института, а именно задаче всестороннего изучения человеческой личности, условий ее развития и деятельности. «Впервые в отечественной и мировой науке Бехтерев объединил деятелей различных наук для синтетического и комплексного изучения мозга и личности в интересах воспитания, организации труда и личности человека» [29, с. 288].Уже в 1918 г. в составе Института по изучению мозга и психической деятельности был организован специальный отдел профессиональной психологии, который вскоре преобразовали в отдел труда с более широкими задачами и масштабами деятельности. Сотрудники отдела проводили исследования как на заводах и фабриках, так и в лабораториях института.
В 1920 г. по просьбе Народного комиссариата труда и Военно-санитарного управления институт предпринял изучение трудовой деятельности радиотелеграфистов и врачей. Изучение осуществлялось под руководством В. М. Бехтерева специально созданными для этих целей комиссиями, в состав которых входили представители различных научных специальностей.