Файл: Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дима: Я готов к этому.
Папа: Это занятие поможет ему расширить кругозор. Он начнет знакомиться с основами биологии, географии, физики, химии и даже языкознания. Названия рыб даются по-латыни, а поиск нужных сведений ведется по периодическим названиям многих стран. Опять же – воспитание чувства ответственности за все живое и, наконец, любовь к родной природе. Любой человек, ухаживающий за «меньшими братьями»,
невольно становится причастным к красоте и гармонии окружающего мира.
Мама: Завтра суббота! Встанем пораньше и пойдем покупать аквариум и рыбок.
Дима: Ура!
(сценка в магазине).
Папа: Здравствуйте! Мой сын решил разводить рыбок. Скажите,
пожалуйста, какой аквариум вы нам посоветуете приобрести?
Продавец: Выбор аквариума – в значительной степени дело вкуса, но зависит также от места, где он будет расположен, от окружающей обстановки, а главное – от количества содержащихся в сосуде рыб и их видового состава.
Самыми распространенными являются каркасные аквариумы. Их основой является каркас, изготовленный из металлического уголка, в который вставлены витринные стекла. Самые прочные – аквариумы с каркасом из нержавеющей стали. Они практически не подвергаются коррозии и при правильной эксплуатации служат многие годы.
Папа: Скажите, а насколько прочно стекло?
Продавец: В каркасных аквариумах используется витринное силикатное стекло. Это стекло обладает высокой твердостью, но очень боится ударов.
Мама: Уход за таким аквариумом занимает много времени?
Продавец: Уход сравнительно прост, поскольку при чистке стекол металлическим скребком – самым удобным для этого приспособлением –
можно не опасаться повредить их.
В последнее время стали широко применяться аквариумы из органического стекла, обладающие рядом преимуществ. Эти аквариумы очень легки, красивы, стекла не бьются при случайных ударах. Однако при неосторожном обращении на органическом стекле появляются царапины,
под действием некоторых органических растворителей оно мутнеет.
Дима: Я буду осторожно обращаться с ним. Давайте купим этот аквариум.

Папа: Хорошо. Мы покупаем этот аквариум. Спасибо вам за консультацию.
Мама: Ну что же, теперь на базар за рыбками и кормом.
Дима: Неужели мне купили аквариум. Здорово!
(сценка на базаре).
Дима: Мама! Вот эта рыбка, про которую рассказывал профессор. Это телескоп.
1-й продавец: Верно. Увлекаешься рыбками? Это хорошее занятие.
Папа: Ну что, покупаем?
Дима: Конечно! Пап, мам, профессор рассказывал еще про одну рыбку, которая называется петушок, или бойцовая рыбка.
1-й продавец: К сожалению, у меня такой рыбки нет. Походите,
посмотрите, может, у кого-нибудь найдете.
(семья ищет рыбку).
Дима: Нет ни у кого такой рыбы.
Мама: Не расстраивайся. В следующий раз купим.
Папа: Можно купить другую. Вот, например, эту. Интересная рыба.
Дима: А как она называется?
2-й продавец: Эта рыбка называется хромис-красавец. Будете брать?
Дима: Да.
(покупают).
Дима: Теперь нужно купить грунт.
Мама: И какие-нибудь растения.
Папа: И обязательно корм!
Мама (обращается к продавцу): Нам нужен грунт для аквариума.
3-й продавец: Вот, пожалуйста, наилучший грунт для аквариумов –
серый речной песок. Размеры песчинок от 2 до 4 мм. Это наиболее подходящие характеристики грунта. И возьмите обязательно гальку размером с лесной орех. Ее рекомендуют класть под слой песка, так как при этом увеличиваются возможность циркуляции воды и связанная с этим вентиляция. Грунт в аквариуме обязательно должен быть темным –
черного, серого, коричневого или темно-красного цвета. На таком фоне зелень растений и яркая окраска рыб будут значительно выигрывать.
(покупка совершена).
Дима: Скажите, пожалуйста, как закладывать грунт в аквариум?
3-й продавец: Песок необходимо тщательно промыть. Моют его обычно в тазу, помешивая палкой или рукой; грязную воду с мелкими песчинками и мусором сливают через край, камешки выбрасывают.
Промывание песка продолжается до тех пор, пока вода не станет

прозрачной. Обычно приходится сменять воду 20-40 раз. После этого грунт рекомендуется прокалить на противне.
Прокаливание позволяет уничтожить случайно сохранившуюся органику, а значит, и
микроорганизмы, могущие вызвать заболевания рыб.
Папа: Большое спасибо.
Мама: Грунт есть, теперь нужны растения.
Дима: Подождите, я сейчас попробую вспомнить. Профессор говорил,
что для золотых рыбок лучше сажать кубышку и… нет, не могу вспомнить.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27

3-й продавец: И сагиттарию.
Дима: Да! Правильно! Спасибо.
Мама (обращается к другому продавцу): У вас есть сагиттария и кубышка?
4-й продавец: Конечно.
Папа: Я смотрю, у вас есть и корм.
4-й продавец: Да. Вот трубочник, мотыль, сухой корм.
Дима: Нам нужен мотыль.
4-й продавец: Пожалуйста!
Мама: Каким образом нужно хранить этот корм?
4-й продавец: Хранить мотыля можно разными способами. Наиболее простой – содержание во влажной холщовой тряпке или мешковине; при этом мотыль надо располагать слоем не более 1 см. Хорошо сохраняется мотыль при содержании в низких сосудах с ежедневно сменяемой водой.
Особенно благоприятные результаты получаются при содержании его в песке с водой. Есть много других способов сохранения мотыля. Во всех случаях его надо держать при низкой (от +3 ?С до +5 ?С), но не отрицательной температуре. Употреблять в корм можно только живого,
хорошо отмытого мотыля. Для кормления рыб мотылем подойдет кормушка из пенопласта с сетчатым дном, через которую личинки постепенно выползают в воду.
Дима: А как часто нужно кормить рыбок?
4-й продавец: Взрослых рыб большинства видов достаточно кормить
1-2 раза в день. При этом пищу надо давать в таком количестве, чтобы она была съедена в течение 3-5 мин. Остатки корма необходимо удалять как можно быстрее с помощью шланга или резиновой груши со стеклянным наконечником. Лучше недокормить рыб, чем перекормить.
В некоторых случаях следует даже установить один раз в неделю
«голодный» день. Кормить лучше в определенное время в одном месте,
например у середины передней стенки аквариума, с помощью кормушки.
Рыбы вскоре привыкают и подплывают к этому месту в обычное время
кормления; пища падает постепенно, а не ложится кучей на дно. Если кормление проводится нерегулярно, то рыб легко приучить, чтобы они приплывали на стук пальцев по стеклу или в ответ на какой-либо раздражитель. Наверное, все.
(покупают корм и растения. Собираются уходить).
Дима: Папа, мама. Спасибо.
Папа: Ой! Мы совсем забыли. Обязательно нужно купить фильтр и сачок.
Мама: И приспособления для ухода за аквариумом.
Дима: Вот и фильтры.
5-й продавец: Фильтры разных видов: наружные и внутренние.
Папа: А какие лучше?
5-й продавец: Внутренние фильтры, работающие от воздушного компрессора, обладают сравнительно малой мощностью.
Сильно замутненную воду очистить с их помощью не удастся. Более эффективны наружные фильтры, расположенные над аквариумом или за ним.
Мама: Тогда давайте наружный фильтр. И приспособления для аквариума.
Папа: Вот теперь, кажется, купили все. Домой!?
Дима: Да. Домой!
(сценка дома).
Мама: Начало положено. Посмотрите, как преобразилась комната.
Папа: Приятные хлопоты.
Дима: Я сам буду ухаживать за рыбками, и поливать цветы теперь буду тоже я.
Мама: А сейчас праздничный обед.
(после обеда).
Дима: После обеда я подошел к аквариуму и… Ужас! Я не обнаружил золотой рыбки. Сразу в глазах встали кадры из документальных фильмов,
когда киты выбрасываются на берег. Мы стали искать по комнате золотую рыбку. Но, увы, ее нигде не было. Тогда папа посоветовал сходить к
Александру Львовичу. На следующее утро я побежал к нему.
Дима: Здравствуйте! Александр Львович, вы извините, пожалуйста.
Но не могли бы вы мне помочь?
Профессор: Проходи! Что случилось?
Дима: Вчера в аквариум я пустил двух рыбок: золотую и хромиса- красавца. И золотая рыбка куда-то исчезла?! Почему?
Профессор: Хромис-красавец относится к роду хемихромис, к семейству цихлиды. В род хемихромис входят два вида цихлид,

распространенных в водах Северной, Центральной и Западной Африки. В
аквариумах обычно содержат только хромисов-красавцев. Хемихромисы –
хищники, и настолько агрессивные, что их почти невозможно содержать не только с представителями других, но и своего вида. Хромис-красавец в
Россию был завезен еще в дореволюционное время. В природных условиях хромисы достигают 27 см длины, в аквариумах – 12 см. Тело более вытянутое, чем у большинства других цихлид, низкий спинной
(заостренный у самцов) и брюшной плавники сильно вытянуты.
Рыбы особенно эффектны во время нереста.
Необычные повадки цихлид, превосходная окраска и оригинальная форма служат достаточным основанием для их популярности среди аквариумистов.
Саша: Дима! Тебе, прежде чем покупать столь различные виды рыбок,
надо было посоветоваться с дедушкой, а ты поспешил.
Дима: Да, поторопился. Жалко очень рыбку. Но теперь, если можно, я буду советоваться с вами, Александр Львович?!
Профессор: Я буду очень рад тебе помочь. Могу уже сейчас дать совет.
Дима: С удовольствием выслушаю его.
Профессор: Заводя аквариум, редко кто заранее думает о том, какие рыбы, моллюски и растения будут его обитателями. Подбор чаще всего происходит стихийно: в аквариум собирают все, что понравилось на
«птичьем» рынке или что удалось достать. В аквариумах новичков можно увидеть совершенно невероятные сочетания рыб: гурами и золотые рыбки,
требующие разного температурного режима: неоны и хромисы-красавцы,
первые из которых легко становятся добычей вторых.
О правильном сочетании рыб и растений не приходится даже говорить.
И, естественно, конечный результат такого непродуманного заселения аквариума – гибель тех или иных видов растений и рыб. Состояние растений зависит не только от физико-химических показателей воды,
температуры, освещения, питательных веществ, но и от того, какие представители фауны обитают в аквариуме.
Многие рыбы прекрасно помогают аквариумисту поддерживать чистоту в аквариуме. Первое место среди чистильщиков аквариума,
конечно, занимают
«живородки», к которым относятся широко распространенные у аквариумистов гуппи, меченосцы, пецилии и моллинезии. Все эти рыбки благодаря особому строению своего ротового аппарата – развитой нижней челюсти, работающей, как скребок, – успешно снимают налет с растений, грунта и стенок аквариума.

Заслуженной популярностью у аквариумистов в последние годы пользуются очень оригинальные рыбки лабео. Ротовой аппарат лабео прекрасно приспособлен для срезания органических обрастаний и водорослей. Эти рыбки очень подходят для аквариумов, где содержится много растений.
Дима: Получается, что любая рыба может принести ту или иную пользу для аквариума?!
Профессор: Если бы. Аквариумисту надо хорошо знать не только своих «друзей», но и «врагов». Некоторые внешне красивые и безобидные рыбки могут причинить подводному саду много неприятностей. Одни рыбы питаются растениями, другие любят молодые побеги, есть рыбы,
устраивающие гнезда под корнями растений, перерывающие грунт. Ну, на сегодня, наверное, хватит?
Дима: Большое спасибо.
Саша: Дима, приходи к нам почаще.
Профессор: Если тебе на самом деле, Дима, все, что я рассказывал,
интересно, то будем и дальше узнавать об этом прекрасном мире рыб.
Ведущий N 2: Ну, а чтобы случайный интерес к рыбам превратить в сознательное увлечение, приносящее пользу науке и практике, следует выбрать себе определенную цель исследования, пользоваться современными методами и оборудованием, изучать литературу и, главное,
вести регулярные записи.
Ведущий N 1: В заключение хотелось бы сказать, что жизнь природы удивительна, сложна, интересна и многообразна во всех своих проявлениях. Любовь и интерес к природе заставляют нас воспроизводить
«кусочек природы» в небольшом сосуде – аквариуме, доставляющем большое эстетическое наслаждение.


13. ГРИБЫ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ЗАДАНИЯ
1. Конкурс «Кто быстрее»: каждый ученик пишет названия известных ему грибов, а также тех, о которых говорилось в течение беседы.
2. Вызываются по 2 учащихся. Они кратко описывают (устно) любой гриб и угадывают его.
ЦЕЛИ:
1) познакомить учащихся с особенностями строения,
жизнедеятельности грибов;
2) расширить кругозор учащихся по данной теме.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Многообразие грибов
2. Рост и развитие грибов
3. Грибы от весны до осени
4. Грибная продукция
5. Грибы в поле, лесу и дома
6. Заключение
ОФОРМЛЕНИЕ: плакаты с изображением грибов, грибника, полей,
лесов.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
1. Ведущий N 1.
2. Ведущий N 2.
3. Ведущий N 3.
4. Ведущий N 4.
5. Ведущий N 5.
6. Ведущий N 6.
7. Ведущий N 7.
8. Ведущий N 8.
9. Лена.
10. Света.
11. Тетя Оля.
12. Весна.
13. Лето.
14. Осень.
15. Сморчки.
16. Опенок.

17. Сыроежки.
18. Гриб-поплавок.
19. Груздь.
20. Египтянин.
21. Римлянин.
22. Пастух.
23. Виноград.
22. Пастух.
23. Ведущий N 7.
24. Ведущий N 8.
25. 1-й муравей.
26. 2-й муравей.
27. 3-й муравей.
28. Муха.
Ведущий N 1: Грибы стали предметом внимания с незапамятных времен. Наши далекие предки давно уже научились использовать их в пищу, грибы росли в тех первозданных лесах в изобилии.
Ведущий N 2: Виноделие, хлебопечение – древнейшие наши промыслы – были бы невозможны, не догадайся человек использовать полезные свойства дрожжевых грибков. Позже грибки стали применять при изготовлении некоторых видов сыров и в других отраслях пищевой промышленности.
Ведущий N 1: Огромная армия грибов состоит не только из зримой части, но и из невидимой невооруженным глазом армады микроскопических организмов, которые приносят людям и огромную пользу, и колоссальный вред.
Ведущий N 2: Грибами пытался, судя по летописи, лечить людей еще
Владимир Мономах, а в начале 1940-х гг. великий английский ученый
Александр Флеминг изготовил из микроскопических плесневых грибов пенициллин, спасший тысячи человеческих жизней и открывший эру антибиотиков в медицине.
Ведущий N 1: В то же время под страшным натиском грибов- паразитов уничтожались урожаи сельскохозяйственных культур, и многие грибы, следовательно, становились виновниками голодной смерти миллионов людей.
Ведущий N 2: С помощью грибов создаются разнообразные,
необходимые нам продукты питания и лекарства, но одновременно грибы являются и причиной тяжелых, трудноизлечимых заболеваний, а иногда и смерти людей и животных.