Файл: 2. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 585
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В основную часть НОД включены общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление осанки, на подготовку организма к выполнению основных видов движения.
Во время проведения НОД использовались следующие дидактические методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы способствовали формированию представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развитию сенсорных способностей.
Словесные методы способствовали более глубокому осмыслению детьми поставленных задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.
Практические методы обеспечивали проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений.
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.
Данные методы и приемы в процессе реализации программного содержания использовались в совокупности, различных комбинациях друг с другом, были эффективны и целесообразны.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Театрализованная игра способствовала решению задач закрепления умения начинать и заканчивать движение по сигналу; развитию умения ориентироваться в зале, соблюдать правила безопасного поведения во время НОД; воспитанию дружеских взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Заключительная часть образовательной деятельности, 5 минут – подведение результата образовательной ситуации, рефлексия. Итог НОД подвела с использованием морального поощрения, (похвала, одобрение), вручения медалей.
Разработка и проведение НОД осуществлялись при соблюдении дидактических принципов: доступности, наглядности, последовательности, комплексности. НОД была построена с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. Все этапы НОД были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной цели.
Непосредственно-образовательная деятельность строилась с учетом принципа интеграции образовательных областей; основывалась на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей. НОД носила личностно-ориентированный характер, построена с учетом принципов развивающего обучения (поддерживание и развитие в детях потенциальных возможностей, направленных на развитие двигательных умений и навыков) и интеграции образовательных областей («Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Познание»), предусматривала решение программных образовательных и воспитательных задач.
Мною осуществлялся контроль за соблюдением правил безопасности и страховка детей, оказывалась помощь при затруднении. Дети во время проведения НОД были раскрепощены, активно включались в деятельность, проявляли искреннее желание оказать помощь.
Особое внимание уделяла своей речевой культуре, логичности и образности речи. Во время проведения НОД речь была выразительной, эмоциональной, тон был спокойным, доброжелательным.
Во время проведения НОД активно использовала здоровьесберегающие технологии.
Задачи, поставленные при планировании НОД, выполнены; структура НОД соблюдена.
Согласно требованиям, СанПиН, НОД проводилась с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) в заранее проветренном, хорошо освещенном помещении, в присутствии медсестры. Длительность НОД составила 25 минут.
Самоанализ №5
Физкультурное занятие было проведено с детьми общеразвивающей группы, дети седьмого года жизни. В группе 12 человек.
-
Цель занятия : Развивать обще -физические качества: ловкость, силу, координацию. Привлекать детей к активным и разнообразным занятиям спортом.
Программное содержание занятия соответствует возрасту и развитию детей подготовительной группы программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Цели и задачи занятия соответствуют содержанию, сформулированы с учетом образовательных областей.
Санитарно-гигиенические условия организации занятия соответствуют требованиям СанПин: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось все пространство физкультурного зала, травмоопасные материалы в ходе занятия не использовались
, техника безопасности соблюдалась, была учтена общая моторная плотность занятия. Дети были одеты в облегченную спортивную одежду, удобную обувь.
Занятие состояло из трех частей: вводная, основная и заключительная. Длительность занятия – 35 минут. При планировании занятия были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Время занятия распределено рационально, было продумано использование на занятии музыки и необходимого физкультурного оборудования.
Тема: «Школа юного космонавта».
Задачи: развивать быстроту реакции, оперативность мышления, умение
ориентироваться на слово при построении действий и выполнении
упражнений.
Развивать эмоционально – волевые качества.
Поощрять чувства сопереживания и помощи товарищам.
Спортивный инвентарь и пособия:
-
3 гимнастических скамьи , -
2 наклонных доски с зацепами разной длины и ширины, -
4 пролёта « шведской» стенки, -
6 балансиров,+1-тренеру -
8 степ-платформ, -
9 деревянных кубов, -
доска-мостик или ребристая доска -
5 матов, -
2 металлические дуги, -
3 маленьких пластмассовых кубика, -
2 больших модуль-круга, -
волейбольный мяч и волейбольная сетка, -
3 металлических виса. -
канат
Структура физкультурного занятия.
Организованная образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет.
Занятие состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Вводная часть - организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе занятия был применен сюрпризный момент. Детям было предложено отправится в путешествие в «Школу юного космонавта».
В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия
. В содержание вводной части входят: ходьба (коррегирующая, с высоким подниманием колен, змейкой, бег колонне по 1). Бег дается в среднем темпе, чтобы не перевозбудить детей. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части выполняют все дети одновременно. В завершение вводной части дети распреляются по врассыпную. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.
Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. ОРУ я, провела с использованием гимнастических палок. Комплекс ОРУ с гимнастической палкой воздействует абсолютно на все группы мышц. Кроме того, использование гимнастической палки способствует развитию координации. После выполнения ОРУ использовала дыхательную гимнастику.
Совершенствование детьми основных видов движений на занятии проходило индивидуальным и поточным способом, целью которых было развитие и укрепление мышц ног, укрепление мышцы спины, развитие координации движения, профилактика и коррекция нарушения осанки. Для достижения поставленных целей было использовано спортивное оборудование: гимнастическая скамья, мешочки с песком, мячи.
Подвижная игра «Не оставайся на земле» была использована с целью развития у детей ориентировки в движении и в пространстве, а так же для развития ловкости, быстроты реакции, внимания, находчивости, координации движений. После игры использовала дыхательную гимнастику. На основную часть отводится 20-25 минут.
В заключительной части занятия для снятия мышечной напряженности, под классическую музыку, использовала релаксационное упражнение с мячами( ёжик).
Так же в заключительной части занятия использовала прием ввиде «Блиц- игры». Детям было предложено с помощью сигнальных карточек показать приобретённые знания.
В работе использовала вопросы, ИКТ, физкультурный инвентарь -всё это способствовало эффективности занятия : двигательной и познавательной деятельности детей.
Материал для занятия был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.
Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.
Деятельность на занятие характеризуется как совместная, так индивидуальная.
В процессе ОД применяла следующие методы и приё мы:
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение, худ. слово).
2. Наглядно-демонстрационный
3. Практический (выполнение действия с предметами по заданию, (палки, мячи, мешочки).
4. Игровой
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в виде похвалы; оценены результаты деятельности с помощью словесной похвалы и критики)
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка.
Я считаю, что выбранная мной форма организации организованной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в ходе занятия задачи были выполнены!
Приложение №4
Конспект проведения физкультурного праздника для детей раннего возраста.
Тема занятия: «В гости к мишке Топтыжке».
Тип занятия в ДОУ: Физкультурный праздник
Технология занятия в ДОУ: здоровьесберегающая.
Цель занятия в ДОУ: Формирование привычки к здоровому образу жизни через занятия физической культурой.
Задачи:
1.Оздоровительные:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- развивать мышечную силу и координационные способности; снятие эмоционального напряжения.
2.Образовательные:
- в форме подвижных игр и игровых упражнений закрепить основные виды движений: бег врассыпную, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ходьбу и бег «змейкой», ходьбу по ограниченной площади опоры;
- развивать у детей физические качества (быстроту, ловкость), умение реагировать на сигнал, внимание, память.
3.Воспитательные:
- с помощью физических упражнений и подвижных игр способствовать проявлению смелости, выносливости, терпения и уверенности в своих силах;