Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 682

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/

Содержание занятия


1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Расспрос больных с патологией органов пищеварения (характерные жалобы, их патогенез).

3. Осмотр полости рта, живота.

4. Перкуссия живота (определение свободной жидкости).

5. Пальпация живота: поверхностная и методическая глубокая скользящая (желудок, привратник, кишечник, поджелудочная железа).

6. Демонстрация преподавателем методики осмотра, поверхностной и глубокой пальпации живота у пациента с патологией органов пищеварения.

7. Самостоятельная работа студентов с пациентами с заболеваниями органов пищеварения.

8. Оформление фрагмента истории болезни пациента с патологией органов пищеварения.

9. Обсуждение полученных данных с преподавателем.

10. «Исходящий» тестовый контроль.

Основные понятия

Дисфагия (греч. dys- – приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы» + phagéin – есть, глотать) – общее название расстройств глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею. Причинами дисфагии могут быть воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, поражение нервной системы.

Ахалазия кардиального отдела пищевода – нарушение перистальтики пищевода и отсутствие рефлекторного расширения кардиального сфинктера при глотании.

Диспепсия (греч. dys- + pepsis – пищеварение) – расстройство пищеварения.

Отрыжка (лат. eructatio) – внезапное непроизвольное, иногда звучное выделение через рот воздуха, скопившегося в желудке или пищеводе (отрыжка воздухом. Отрыжка может сопровождаться поступлением в рот небольшого количества желудочного содержимого (отрыжка пищей).

Изжога (лат. pyrosis) – болезненное ощущение жжения за грудиной или в эпигастральной области, нередко распространяющееся вверх до глотки, обусловленное забросом кислого желудочного содержимого в пищевод, а также спазмом гладкой мускулатуры пищевода.

Мелена (греч. melaena от melanos – выделение кала в виде липкой, дегтеобразной массы черного цвета.


Тенезмы (греч. teinesmos – тщетный позыв, от teino – напрягаю) – болезненные ложные позывы на дефекацию.

Метеоризм (греч. meteorismos – поднятие вверх) – вздутие живота вследствие избыточного скопления газов в пищеварительном тракте и нарушения их выведения.

Понос, или диарея (греч. dia – движение сквозь, rrhoia – истечение) – учащённая дефекация (свыше двух раз в сутки), при которой кал имеет жидкую консистенцию.

Запор, или констипация (лат. constipatio – скопление, нагромождение) –длительная (больше 2 суток) задержка стула или редкое, затрудненное опорожнение кишечника незначительным количеством кала (менее 100 г в сутки) с ощущением неполного опорожнения кишечника.

Контрольные вопросы

(для подготовки к практическому занятию)

1. Дайте определение диспепсического синдрома.

2. Перечислите основные жалобы при заболеваниях системы пищеварения.

3. Дайте определение изжоги.

4. Что такое «мелена»?

5. Каким методом выявляются рубцы и стрии?

6. Что можно выявить при поверхностной пальпации живота?

7. Перечислите причины изменения формы живота.

8. Перечислите моменты методической глубокой скользящей пальпации по Образцову – Стражеско.

9. Каковы задачи глубокой пальпации?

10.Какие существуют методы для определения нижней границы желудка?

11.Чем отличаются дистензионные боли от спастических?

12. Где преимущественно локализуются боли при энтерите?

13. Укажите причины метеоризма.

14. Дайте определение поноса.

15. Что такое тенезмы?

16. В чём особенности пальпации поперечной ободочной кишки и большой кривизны желудка?

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Сколько сфинктеров имеется в пищеводе?

А. Один сфинктер

Б. Два сфинктера

В. Три сфинктера

Г. Четыре сфинктера

Д. Пять сфинктеров

2. Что такое дисфагия?

А. Чувство жжения за грудиной

Б. Постоянное срыгивание пищей

В. Затруднённое прохождение пищи через пищевод

Г. Тупые боли за грудиной

Д. Воспаление слизистой оболочки пищевода

3. Ахалазия кардиального отдела пищевода – это:

А. Воспаление слизистой оболочки пищевода

Б. Наличие язвенного дефекта в пищеводе

В. Заброс содержимого желудка в пищевод

Г. Нарушение перистальтики пищевода и рефлекторного раскрытия нижнего сфинктера



Д. Чувство сдавления за грудиной

4. Гунтеровский язык (малиновый язык) является признаком:

А. Язвенного дефекта пищевода

Б. Повышенной кислотности желудочного содержимого

В. Дефицита витамина В12 и фолиевой кислоты

Г. Нормальной кислотности желудочного содержимого

Д. Язвенной болезни желудка

5. Рвота центрального генеза характерна для:

А. Гипертонического криза

Б. Гастрита

В. Язвенной болезни желудка

Г. Язвенной болезни 12-пёрстной кишки

Д. Колита

6. Сколько обязательных моментов предусматривает методическая глубокая скользящая пальпация Образцову – Стражеско?

А. Два момента

Б. Три момента

В. Четыре момента

Г. Пять моментов

Д. Шесть моментов

7. Укажите количество степеней гастроптоза:

А. Одна степень

Б. Две степени

В. Три степени

Г. Четыре степени

Д. Пять степеней

8. Укажите локализацию боли, характерную для энтерита:

А. Левая подвздошная область

Б. Правая подвздошная область

В. Околопупочная область

Г. Надлобковая область

Д. Правый фланк живота

9. Как называются боли, возникающие при растяжении петель кишечника?

А. Спастические

Б. Дистензионные

В. Спаечные

Г. Перитонеальные

Д. Мезогастральные

10. Укажите определение тенезмов:

А. Ложные болезненные позывы к дефекации

Б. Острые схваткообразные боли, сопровождающиеся рвотой

В. Тупые, ноющие, постоянные боли

Г. Боли, усиливающиеся при поднятии тяжести и при перемене положения тела

Д. Боли, усиливающиеся при перемене положения тела

11. К какому виду поноса относится следующее определение: «Дефекация 3-5 раз в сутки, большим объемом, с содержанием кусочков непереваренной пищи, часто – стеаторея, локализация боли вокруг пупка»?

А. Колитический

Б. Энтеральный

В. Панкреатический

Г. Желудочный

Д. Проктогенный

12. При пальпации какого отдела толстой кишки кожную складку создают по направлению от пупка?

А. Сигмовидной кишки

Б. Слепой кишки

В. Восходящей ободочной кишки

Г. Поперечной ободочной кишки

Д. Нисходящей ободочной кишки

13. В каком отделе толстой кишки через 5-7 часов после приёма пищи в норме слышны ритмические кишечные шумы?

А. В слепой кишке

Б. В сигмовидной кишке

В. В восходящей ободочной кишке

Г. В нисходящей ободочной кишке


Д. В поперечной ободочной кишке

14. Для пальпации какого отдела толстой кишки необходимо определить нижнюю границу желудка?

А. Восходящей ободочной кишки

Б. Поперечной ободочной кишки

В. Нисходящей ободочной кишки

Г. Слепой кишки

Д. Сигмовидной кишки

15. Укажите причину симптома «гробовой тишины»:

А. Гастрит

Б. Язвенная болезнь желудка и 12-пёрстной кишки

В. Колит

Г. Энтерит

Д. Разлитой перитонит

Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Б

В

Г

В

А

В

Б

В

Б

А

Б

Г

А

Б

Д

Тема 2.1.2. Обследование больных с заболеваниями печени, желчного пузыря, исследование селезенки

Цель занятия:

- изучение методики расспроса пациента (сбора анамнеза) с заболеваниями печени, желчного пузыря;

- практическое освоение методики осмотра области печени, желчного пузыря и селезенки, перкуторного определения границ печени и селезенки и их размеров, пальпации печени, желчного пузыря и селезенки, аускультации области печени и селезенки.

После изучения данной темы студент должен знать:

- правила перкуссии и пальпации печени, желчного пузыря и селезенки;

- особенности сбора анамнеза у пациентов с заболеваниями печени, желчного пузыря;

- характерные жалобы больных с заболеванием печени и желчного пузыря, их патогенез;

- методику осмотра области печени, желчного пузыря и селезенки; диагностическую значимость выявленных изменений;

- методику перкуссии границ абсолютной тупости печени по методу Курлова, перкуторные размеры печени в норме; диагностическую значимость выявленных изменений;


- методику пальпации печени, характеристики при пальпации нижнего края печени в норме и при патологии;

- понятие о баллотирующей пальпации печени; ее диагностическую значимость;

- методику аускультации области печени;

- методику пальпации желчного пузыря; диагностическую значимость выявленных изменений;

- болевые симптомы холецистита;

- методику перкуссии границ селезенки, ее перкуторные размеры в норме; диагностическую значимость выявленных изменений;

- методику пальпации селезенки; характеристики селезенки при пальпации в норме и при патологии;

- методику аускультации области селезенки.

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- методику расспроса пациента с заболеваниями печени, желчного пузыря;

- методику осмотра области печени, желчного пузыря и селезенки;

- методику перкуссии печени и селезенки, определения их размеров;

- методику пальпации печени, желчного пузыря и селезенки;

- методику проведения баллотирующей пальпации печени;

- методику выявления болевых симптомов холецистита;

По итогам занятия студент должен уметь:

- собирать анамнез у пациентов с заболеваниями печени, желчного пузыря;

- проводить осмотр области печени, желчного пузыря и селезенки;

- проводить перкуторное определение границ абсолютной тупости печени по методу Курлова и ее размеров;

- проводить пальпацию печени по методу Образцова − Стражеско;

- проводить баллотирующую пальпацию печени;

- проводить пальпацию желчного пузыря;

- выявлять болевые симптомы холецистита;

- проводить перкуторное определение границ селезенки и ее размеров;

- проводить пальпацию селезенки;

- доложить полученные данные на практическом занятии.

Содержание занятия

1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Характерные жалобы больных с заболеваниями печени, желчного пузыря; их патогенез.

3. Физикальные методы исследования (осмотр, перкуссия, пальпация) печени, желчного пузыря и селезенки.

4. Демонстрация преподавателем физикальных методов исследования печени, желчного пузыря и селезенки у здорового (студента).

5. Демонстрация преподавателем cбора анамнеза и физикальных методов исследования печени, желчного пузыря и селезенки у пациентов с заболеваниями печени, желчного пузыря.