Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 685

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



6. Самостоятельная работа студентов с пациентами, имеющими заболевания печени, желчного пузыря.

7. Оформление фрагмента истории болезни пациента (анамнез, физикальные методы исследования печени, желчного пузыря и селезенки).

8. Обсуждение полученных данных с преподавателем.

9. «Исходящий» тестовый контроль.

Основные понятия

Гепатомегалия − увеличение печени.

Симптом Кера – болезненность при толчкообразной пальпации правого подреберья (в точке проекции желчного пузыря).

Симптом Мерфи − появление болезненности на высоте вдоха при глубоком погружении пальцев правой руки в проекции желчного пузыря.

Симптом Ортнера − болезненность при легком поколачивании ульнарным краем ладони по правой реберной дуге при задержке дыхания пациента на вдохе.

Симптом Лепене − болезненность при легком поколачивании ребром ладони в области правого подреберья.

Симптом Захарьина − болезненность при пальпации или перкуссии по стенке в точке желчного пузыря.

Симптом Василенко − появление болезненности на высоте вдоха при перкуссии по передней брюшной стенке в проекции желчного пузыря.

Симптом Мюсси − Георгиевского, или правосторонний френикус-симптом − болезненность при надавливании между ножками правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Симптом Питса и Белленса − сохранение тупости при перкуссии селезенки после изменения положения тела пациента.

Спленомегалия − увеличение селезенки.

Контрольные вопросы и задания

(для подготовки к практическому занятию)

1. Назовите характерные жалобы при заболеваниях печени, желчного пузыря; их патогенез.

2. Какие изменения можно выявить при осмотре в области правой реберной области; их причины?

3. Правила перкуссии печени. Методика перкуссии печени. Какие методы используются для определения верхней и нижней границ абсолютной тупости печени?

4. Назовите причины смещения верхней границы абсолютной тупости печени вверх, вниз.

5. Назовите причины смещения нижней границы абсолютной тупости печени вверх, вниз.

6. Перкуторное определение абсолютной тупости печени по методу М.Г. Курлова. Перкуторные размеры печени в норме.

7. Правила пальпации печени. Методика пальпации печени.

8. Методика баллотирующей пальпации печени.

9. Какие изменения можно выявить при осмотре области желчного пузыря; их причины?

10. Методика пальпации желчного пузыря.

11. Назовите болевые симптомы холецистита. Методика выявления болевых симптомов холецистита.


12. Правила перкуссии селезенки. Методика перкуссии границ селезенки. Перкуторные размеры селезенки в норме.

13. Правила пальпации селезенки. Методика пальпации селезенки.

14. Методика аускультации живота.

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Первый размер печени по Курлову определяется:

А. По передней срединной линии

Б. По правой окологрудинной линии

В. По правой среднеключичной линии

Г. По правой передней подмышечной линии

Д. По левой реберной дуге

2. У здоровых людей нижний край печени определяется при перкуссии по правой среднеключичной линии:

А. На 1 см ниже правой реберной дуги

Б. На 2 см ниже правой реберной дуги

В. На уровне правой реберной дуги

Г. На 3 см ниже правой реберной дуги

Д. На 4 см ниже правой реберной дуги

3. В норме перкуторные размеры абсолютной тупости печени по методу Курлова в среднем составляют:

А. 7−8−9 см

Б. 6−9−11 см

В. 9−9−9 см

Г. 9−8−7 см

Д. 12−12−12 см

4. Смещение верхней границы абсолютной тупости печени вверх наблюдается:

А. При эмфиземе легких

Б. При правостороннем пневмотораксе

В При правостороннем гидротораксе

Г. При энтероптозе

Д. При эхинококке печени

5. Смещение нижней границы абсолютной тупости печени вниз наблюдается:

А. При острой дистрофии печени

Б. При асците

В. При метеоризме

Г. При застое венозной крови в печени

Д. При беременности

6. Уменьшение размеров печени встречается:

А. При гепатите

Б. При циррозе печени (в конечной стадии)

В. При застойной печени

Г. При лейкозе

Д. При жировом перерождении печени (стеатозе)

7. Увеличение размеров печени встречается:

А. При острой дистрофии печени

Б. При атрофическом циррозе в последних стадиях

В. При старческой атрофии печени

Г. При амилоидозе печени

Д. При беременности

8. Плотный и закругленный край печени встречается:

А. В норме

Б. При жировом перерождении печени

В При ограниченном абсцессе

Г. При одиночном эхинококке печени

Д. При застое венозной крови в печени

9. Появление болезненности при надавливании между ножками правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы называется:

А. Симптомом Мерфи

Б. Симптомом Захарьина

В. Симптомом Ортнера



Г. Симптомом Кера

Д. Симптомом Мюсси − Георгиевского

10. Перкуссия длинника селезенки проводится:

А. По XII ребру

Б. По VIII ребру

В. По IX ребру

Г. По X ребру

Д. По XI ребру

11. В норме перкуторные размеры селезенки по длинной оси составляют:

А. 2-3 см

Б. 4-5 см

В. 6-8 см

Г. 9-10 см

Д. 10-12 см

12. В норме перкуторные размеры селезенки по короткой оси составляют:

А. 1-2 см

Б. 2-3 см

В. 4-6 см

Г. 7-9 см

Д. 10-12 см

13. При пальпации селезенки больной должен находиться в положении:

А. На спине или на правом боку

Б. На левом боку

В. На животе

Г. Сидя

Д. Стоя

14. Спленомегалия встречается:

А. При гриппе

Б. При лейкозе

В. При сальмонеллезе

Г. При дизентерии

Д. При сахарном диабете

Ответы на тесты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

В

Г

Д

Г

Б

Г

Д

Д

Г

В

В

А

Б

Б


Тема 2.1.3. Обследование больных с заболеваниями

органов системы мочеотделения

Цель занятия:

- освоение методики расспроса (сбора анамнеза) больных с патологией органов мочеотделения;

- овладение методами: осмотра области почек, пальпации почек по методу Образцова – Стражеско (лёжа и стоя), перкуссии почек.

После изучения данной темы студент должен знать:

- основные принципы сбора анамнеза у пациента с патологией органов мочеотделения,

- общие правила проведения общего осмотра пациентов с патологией органов мочеотделения,

- методы исследования почек (пальпация и перкуссия) у пациентов с патологией органов мочеотделения.

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- деонтологические правила общения с пациентом с патологией органов мочеотделения
,

- сбор анамнеза (по схеме истории болезни) пациентов с патологией органов мочеотделения,

- последовательность проведения общего осмотра пациентов с патологией органов мочеотделения,

- особенности осмотра области почек,

- правила проведения пальпации почек.

По итогам занятия студент должен уметь:

- собирать анамнез с учётом основных и второстепенных жалоб пациентов с патологией органов мочеотделения,

- дать оценку общего состояния пациента пациентов с патологией органов мочеотделения,

- оценивать положение пациента с патологией органов мочеотделения,

- определять состояние кожных покровов, запах изо рта,

- определять наличие свободной жидкости в брюшной полости,

- пальпировать почки в положении лёжа и стоя,

- написать фрагмент истории болезни пациента,

- доложить результаты исследования пациента на практическом занятии.

Содержание занятия


1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Характерные жалобы больных с заболеваниями органов мочеотделения.

3. Физикальные методы исследования (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация) почек.

4. Демонстрация преподавателем физикальных методов исследования почек у здорового человека (студента).

5. Самостоятельная работа студентов с пациентами, имеющими заболевания органов мочеотделения.

6. Оформление фрагмента истории болезни (физикальные методы исследования органов мочеотделения).

7. «Исходящий» тестовый контроль.

Основные понятия

Дизурия – общее название расстройств мочеотделения.

Полиурия – увеличение суточного количества мочи более 2 литров.

Олигурия – уменьшение суточного количества мочи (менее 500 мл).

Анурия – прекращение выделения мочи (менее 50 мл).

Гиперстенурия – повышенная относительная плотность мочи.

Гипостенурия – пониженная относительная плотность мочи.

Ишурия – задержка мочи вследствие невозможности или недостаточности самостоятельного мочеиспускания.

Поллакиурия – учащенное мочеиспускание.

Никтурия – преобладание ночного объёма выделенной мочи над дневным.

Изогипостенурия – монотонно низкая относительная плотность мочи.

Странгурия – болезненное, затрудненное мочеиспускание вследствие спазма мышечного слоя стенки мочевого пузыря в области его шейки.

Нефроптоз – опущение почки.

Faciesnephritica (почечное лицо) – лицо одутловатое, бледное, веки припухшие, глазные щели сужены.

Контрольные вопросы

(для подготовки к практическому занятию)

1. Перечислите основные механизмы, влияющие на характер, интенсивность и продолжительность болей при заболеваниях почек.

2. Опишите характер почечной колики.

3. Дайте определение никтурии.

4. При каком объёме выделенной мочи за сутки говорят о полиурии?

5. Укажите локализацию боли при воспалении мочеточника.

6. Дайте определение ишурии.

7. Укажите отличия почечных отёков от сердечных.

8. Перечислите заболевания почек, при которых может быть наследственная предрасположенность к их развитию.

9. Дайте описание facies nephritica.

10. Опишите методику пальпации почек в положении больного лёжа.

11. Перечислите болевые точки при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.