Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 674

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



А. Усиление I тона

Б. Ослабление I тона

В. Усиление II тона

Г. Ослабление II тона

Д. Усиление I и II тонов

8. При недостаточности трехстворчатого клапана у основания мечевидного отростка грудины выслушивается:

А. Систолический шум

Б. Диастолический шум

В. Систоло-диастолический шум

Г. Ритм «перепела»

Д. Систолический щелчок

9. Шум, возникающий при недоста­точности митрального клапана, лучше всего выслушивается:

А. На верхушке сердца

Б. Во 2-м межреберье справа от грудины

В. Во 2-м межреберье слева от грудины

Г. У основания мечевидного отростка грудины

Д. В точке Боткина – Эрба

10. При ателектазе правого легкого границы относительной тупости сердца смещаются:

А. Влево

Б. Вправо

В. Вверх

Г. Вниз

Д. Во все стороны

11. При тонкой грудной клетке звучность тонов сердца:

А. Ослабевает

Б. Усиливается

В. Не изменяется

Г. Ослабевает или не изменяется

Д. Усиливается или не изменяется

12. При недостаточности аортального клапана на верхушке сердца выслушивается:

А. Усиление I тона

Б. Ослабление I тона

В. Ритм «перепела»

Г. Тон открытия митрального клапана

Д. Перикард-тон

13. При стенозе левого атрио-вентрикулярного отверстия на верхушке сердца выслушивается:

А. Систолический шум

Б. Диастолический шум

В. Систоло-диастолический шум

Г. Шум трения перикарда

Д. Шум трения плевры

14. Шум, возникающий при стенозе легочной артерии, выслушивается:

А. На верхушке сердца

Б. Во 2-м межреберье справа от грудины

В. Во 2-м межреберье слева от грудины

Г. У основания мечевидного отростка грудины.

Д. В точке Боткина – Эрба

15. Систолический шум у основания мечевидного отростка грудины, усиливающийся на высоте вдоха, выслушивается:

А. При недостаточности митрального клапана

Б. При митральном стенозе левого

В. При стенозе устья аорты

Г. При стенозе легочной артерии

Д. При недостаточности трехстворчатого клапана

Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

А

Б

Б

А

А

А

А

А

Б

Б

Б

Б

В

Д



Практическое занятие № 8 (Модуль 1, темы 1.1 – 1.7)

Сдача модуля 1 «Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения»

Цель занятия:

- контроль усвоения теоретических знаний и практических навыков по методам сбора анамнеза, общего осмотра, исследования дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Содержание занятия

1. Тестовый контроль.

2. Контроль преподавателем теоретических знаний и практических умений по методам исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Детализация жалоб ­ это:

А. Сопоставление жалоб больного с результатами инструментального обследования больного

Б. Сопоставление жалоб больного с данными лабораторного исследования больного

В. Подробная характеристика жалоб

Г. Обсуждаемый с больным круг вопросов в рамках информированного согласия больного

Д. Выявление главных и второстепенных жалоб

2. Каким образом необходимо вести беседу с больным?

А. Постоянно задавать вопросы

Б. Предложить больному изложить свои жалобы

В. Беседовать и одновременно проводить физикальное обследование больного

Г. Расспрашивать больного следует после проведения объективного обследования

Д. Расспрашивать больного следует после получения результатов инструментальных и лабораторных методов исследования

3. Укажите вид нарушения сознания, когда больной находится как бы в состоянии оглушения, плохо ориентируется в окружающей обстановке, отвечает на вопросы с запозданием:

А. Торпор

Б. Сопор

В. Агональное

Г. Кома

Д. Бред

4. Укажите, к какому виду относится такая патологическая деформация позвоночника, как сочетание гиперлордоза шейного отдела и кифоза грудного (болезнь Бехтерева):

А. Кифоз

Б. Лордоз

В. Кифосколиоз

Г. Сколиоз

Д. «Поза просителя»

5. Что является первым элементом общего осмотра?

А. Определение положения больного

Б. Определение телосложения

В. Определение общего состояния

Г. Определение состояния сознания

Д. Определение выражения лица

6. Причиной набухания шейных вен является:

А. Понижение внутригрудного давления



Б. Повышение внутригрудного давления

В. Расширение мелких бронхов

Г. Уменьшение центрального венозного давления

Д. Спазм периферических вен

7. При токсических поражениях дыхательного центра у больных с диабетической, уремической или печеночной комой чаще встречается:

А. Дыхание Чейна – Стокса

Б. Дыхание Биота

В. Дыхание Грокко

Г. Дыхание Куссмауля

Д. Саккадированное дыхание

8. Цель топографической перкуссии:

А. Сравнение перкуторного звука на симметричных участках грудной клетки

Б. Сравнение перкуторного звука над грудной клеткой и животом

В. Сравнение перкуторного звука над легкими и сердцем

Г. Определение границ органов

Д. Определение массы органов

9. Тимпанический перкуторный звук получается при перкуссии:

А. Над легкими

Б. Гладкостенными полостями и полыми органами, содержащими воздух

В. Над печенью

Г. Над сердцем

Д. Над мышцами

10. Какой перкуторный звук возникает при гидротораксе при перкутировании ниже уровня жидкости?

А. Тупой

Б. Притупленный

В. Ясный легочной

Г. Тимпанический

Д. Коробочный

11. Причины возникновения компрессионного бронхиального дыхания:

А. Полость в легком, сообщающаяся с бронхом

Б. Сужение голосовой щели

В. Эмфизема легкого

Г. Наличие инфильтрации участка легочной ткани

Д. Сдавление легочной ткани скопившейся в плевральной полости жидкостью

12. Что подразумевается под механизмом Франка – Старлинга в патогенезе сердечных отеков?

А. Нарушение реабсорбции ионов натрия в почечных канальцах

Б. Превышение гидростатического давления над онкотическим в артериальном отделе капилляра

В. Превышение гидростатического давления над онкотическим в венозном отделе капилляра

Г. Повышение проницаемости стенки капилляров

Д. Превышение онкотического давления над гидростатическим в венозном отделе капилляра

13. Выберите описание лица Корвизара:

А. Лицо бледное, одутловатое, с отеками век и под глазами

Б. Одутловатое лицо с сонным взглядом (глаза тусклые, веки смыкающиеся), желтовато-бледные кожные покровы, со значительным акроцианозом, багровыми, несколько выпяченными губами и постоянно полуоткрытым ртом, которым больной как бы ловит воздух

В. Лицо осунувшееся, с капельками пота; мертвенно-бледная окраска кожных покровов, глаза запавшие, тусклые, нос заостренный


Г. Цианоз губ, цианотичный румянец щек в виде бабочки

Д. Лицо возбужденное, гиперемированное, глаза блестящие

14. II тон сердца образуется:

А. Преимущественно в фазу изоволюметрического сокращения желудочков

Б. В протодиастолический период

В. В фазу асинхронного сокращения желудочков

Г. В фазу изоволюметрического расслабления желудочков

Д. В фазу быстрого наполнения желудочков

15. При ателектазе правого легкого границы относительной тупости сердца смещаются:

А. Влево

Б. Вправо

В. Вверх

Г. Вниз

Д. Во все стороны
Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

А

А

Д

В

Б

Г

Г

Б

А

Д

В

Б

Б

Б


Модуль 2

Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и системы мочеотделения
Практическое занятие № 9 (модуль 2, тема 2.1)

Обследование больных с заболеваниями органов системы пищеварения, гепатобилиарной системы и мочеотделения
Тема 2.1.1. Обследование больных с заболеваниями органов системы пищеварения

Цель занятия:

- освоение методики расспроса больных (сбора анамнеза);

- овладение методами осмотра полости рта и живота, перкуссии живота (определение свободной жидкости), пальпации живота (поверхностная и глубокая методическая скользящая пальпация), пальпации желудка, привратника, кишечника, поджелудочной железы, аускультации кишечника.

После изучения данной темы студент должен знать:

- принципы сбора анамнеза у пациента с патологией органов пищеварения;

- общие правила проведения общего осмотра у пациента с патологией органов пищеварения;


-методы исследования желудка, кишечника и поджелудочной железы (пальпация, перкуссия и аускультация).

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- правила сбора анамнеза у пациента с патологией органов пищеварения (по схеме истории болезни);

- последовательность проведения общего осмотра у пациента с патологией органов пищеварения;

- перкуторные методы определения свободной жидкости в брюшной полости;

-методику поверхностной (ориентировочной) и методической глубокой скользящей пальпации по Образцову – Стражеско (желудок, кишечник, поджелудочная железа).

По итогам занятия студент должен уметь:

- дать оценку общего состояния пациента с патологией органов пищеварения,

- оценить положение пациента с патологией органов пищеварения,

- определить состояние кожных покровов, полости рта, губ пациента с патологией органов пищеварения,

- выявить наличие рубцов стрий, грыж белой линии живота и пупочного кольца, усиленной перистальтики кишечника,

- оценить форму живота и участие мышц брюшной стенки в акте дыхания,

- определить наличие свободной жидкости в брюшной полости в положении пациента лёжа и стоя,

- при проведении поверхностной пальпации выявлять: напряжение мышц брюшной стенки, болезненность, расхождение (диастаз) прямых мышц живота, увеличение печени, селезенки, наличие опухолевидных образований;

- определить нижнюю границу желудка методами выявления шума плеска, аускульто-перкуссии, аускульто-аффрикции, перкуссии;

- пальпировать большую кривизну желудка и привратник,

- исследовать следующие отделы толстой кишки: сигмовидную, слепую, восходящий и нисходящий отделы ободочной кишки и поперечную ободочную кишку, а также поджелудочную железу,

- написать фрагмент истории болезни пациента с патологией органов пищеварения,

- доложить результаты обследования больного на практическом занятии.