Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 676
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- провести пальпацию грудной клетки, оценить патологические изменения, выявленные при пальпации грудной клетки у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;
- провести сравнительную перкуссию легких, оценить патологические изменения, выявленные при сравнительной перкуссии легких у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;
- определять границы легких, пространство Траубе, активную подвижность нижнего легочного края у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;
- оценить изменения перкуторного звука, возникающие при различных заболеваниях органов дыхания, определить их диагностическое значение;
-выявлять изменения дыхательных шумов у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;
- оценить изменения дыхательных шумов, возникающие у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;
- выявлять и дифференцировать побочные дыхательные шумы при различных заболеваниях легких, определить их диагностическое значение;
- оформить фрагмент истории болезни,
- доложить полученные данные на практическом занятии.
Содержание занятия
1. «Входящий» тестовый контроль.
2. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания: синдром инфильтрации легочной ткани, синдром повышения воздушности легких, синдром скопления жидкости в плевральной полости.
3. Демонстрация преподавателем обследования пациента с заболеванием органов дыхания (пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом).
4. Самостоятельная работа студентов с больными с заболеваниями органов дыхания: сбор анамнеза, общий осмотр, пальпация грудной клетки, топографическая перкуссия легких, сравнительная перкуссия легких, аускультация легких.
5. Разбор данных, полученных при самостоятельной работе, с преподавателем.
6. Написание фрагмента истории болезни.
7. «Исходящий» тестовый контроль.
Основные понятия
Синдром инфильтрации лёгочной ткани – сочетание симптомов, вызванное значительным уменьшением или полным исчезновением воздушности лёгочной ткани на более или менее распространённом участке (сегмент, доля, одновременно несколько долей).
Пневмония – воспалительное поражение лёгочной паренхимы (альвеол и частично мелких бронхов) инфекционной природы, чаще всего обратимое. Крупозная пневмония характеризуется поражением одной или нескольких долей лёгкого с вовлечением в воспалительный процесс плевры.
Абсцесс лёгкого – развивающийся вследствие нагноения ограниченный очаг некроза (расплавления) лёгочной ткани.
Синдром повышения воздушности легочной ткани – патологическое состояние, характеризующееся расширением воздушных пространств легких, расположенных дистальнее терминальных бронхиол, и наступающее в результате снижения эластичных свойств легочной ткани.
Бронхиальная астма – воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся гиперреактивностью бронхов.
Эмфизема лёгких (греч. emphysema – вздутие) – поражение лёгких, характеризующееся снижением эластических свойств лёгочной ткани, нарушением структуры альвеолярных стенок, расширением воздушных пространств лёгких дистальнее терминальных бронхиол со спадением последних на выдохе и обструкцией дыхательных путей.
Синдром скопления жидкости в плевральной полости – скопление повышенного количества жидкости в плевральной полости.
Плеврит – воспалительное заболевание плевры, сопровождающееся образованием экссудата (воспалительного выпота в плевральной полости). Пневмоторакс – наличие в плевральной полости газа.
Контрольные вопросы и задания
(для подготовки к практическому занятию)
1. Дайте определение синдрома инфильтрации легочной ткани.
2. Какие заболевания сопровождаются синдромом инфильтрации легочной ткани?
3. Назовите основные жалобы пациента с пневмонией.
4. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с пневмонией?
5. Перечислите патоморфологические стадии крупозной пневмонии.
6. Какие изменения в общем анализе крови характерны для пациента с пневмонией?
7. Назовите основные жалобы пациента с абсцессом легких.
8. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с абсцессом легких?
9. Назовите основные жалобы пациента с острым бронхитом.
10. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с острым бронхитом?
11. Дайте определение синдрома повышения воздушности легочной ткани.
12. Какие заболевания сопровождаются синдромом повышения воздушности легочной ткани?
12. Назовите основные жалобы пациента с бронхиальной астмой.
13. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с бронхиальной астмой?
14. Что такое астматический статус?
15. Какие изменения в общем анализе крови и анализе мокроты характерны для пациента с бронхиальной астмой?
16. Назовите основные жалобы пациента с эмфиземой легких.
17. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с эмфиземой легких?
18. Дайте определение синдрома скопления жидкости в плевральной полости.
19. Какие заболевания сопровождаются синдромом скопления жидкости в плевральной полости?
20. Назовите основные жалобы пациента с плевритом.
21. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с плевритом?
22. Дайте определение пневмоторакса.
23. Назовите основные жалобы пациента с пневмотораксом.
24. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с пневмотораксом?
Тестовые задания
Из предложенных ответов выберите один правильный.
1. Что свидетельствует о вовлечении при пневмонии в воспалительный процесс плевры?
А. Боли в грудной клетке при дыхании
Б. Усиление везикулярного дыхания
В. Кровохарканье
Г. «Ржавая» мокрота
Д. Экспираторная одышка
2. Кашель с выделением мокроты «полным ртом» характерен для:
А. Пневмонии
Б. Абсцесса легких
В. Хронического бронхита
Г. Рака легкого
Д. Туберкулеза легких
3. Как изменяется голосовое дрожание при экссудативном плеврите?
А. Ослабляется с одной стороны
Б.Усиливается с обеих сторон
В. Ослабляется с обеих сторон
Г. Усиливается с одной стороны
4. Увеличение в объеме одной половины грудной клетки наблюдается при:
А. Эмфиземе легких
Б. Крупозной пневмонии
В. Инфаркте легкого
Г. Пневмотораксе
Д. Бронхиальной астме
5. Какой звук определяется при эмфиземе легких?
А. Притупленный
Б. Тимпанический
В. Коробочный
Г. Притупленно-тимпанический
Д. Тупой
6. При каком заболевании выслушиваются сухие дискантовые хрипы?
А. Бронхиальной астме
Б. Крупозной пневмонии
В. Обтурационном ателектазе
Г. Абсцессе легкого
Д. Сухом плеврите
7. При сухом плеврите боли в грудной клетке:
А. Характерны
Б. Не характерны
В. Характерны только у ослабленных больных
Г. Характерны только у детей
Д. Наблюдаются крайне редко
8. Какое положение характерно для больного с сухим плевритом?
А. Активное
Б. Пассивное
В. Ортопноэ
Г. На больном боку
Д. На здоровом боку
9. При экссудативном плеврите с массивным выпотом форма грудной клетки:
А. Не изменена
Б. С выбуханием одной половины, отставанием ее в дыхании
В. С западением одной половины, отставанием ее в дыхании
Г. Бочкообразная
Д. Паралитическая
10. При крупозной пневмонии над очагом поражения перкуторный звук:
А. Ясный легочный
Б. Коробочный
В. Тимпанический
Г. Притупленный
Д. Тупой
11. При эмфиземе нижние границы легких:
А. Не изменены
Б. Смещены вниз с обеих сторон
В. Не определяются
Г. Смещены вниз с одной стороны
Д. Смещены вверх
12. Какое дыхание выслушивается при остром бронхите?
А. Везикулярное
Б. Везикулярное равномерно ослабленное
В. Везикулярное ослабленное на стороне поражения
Г. Бронхиальное
Д. Амфорическое
13. Какое дыхание выслушивается при абсцессе легких?
А. Везикулярное
Б. Везикулярное равномерно ослабленное
В. Везикулярное ослабленное на стороне поражения
Г. Бронхиальное
Д. Амфорическое
14. Что выслушивается при крупозной пневмонии над очагом поражения?
А. Везикулярное дыхание
Б. Амфорическое дыхание
В. Шум трения плевры
Г. Крепитация
Д. Сухие дискантовые хрипы
15. Что выслушивается при эмфиземе?
А. Везикулярное дыхание
Б. Амфорическое дыхание
В. Ослабленное везикулярное дыхание
Г. Крепитация
Д. Мелкопузырчатые хрипы
Ответы на тестовые задания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
А | Б | Г | Г | В | А | А | Г | Б | Г | Б | Г | Д | Г | В |
Практическое занятие № 15 (модуль 4, тема 4.2)
Ревматизм (ревматическая лихорадка). Семиотика митральных пороков сердца
Цель занятия:
- изучение этиологии, патогенеза, основных и дополнительных критериев диагностики, классификации ревматической лихорадки, симптомов митральных пороков сердца.
После изучения данной темы студент должен знать:
- определение, этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, лабораторно-инструментальные методы диагностики ревматической лихорадки;
- определение, этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, лабораторно-инструментальные методы диагностики митрального стеноза и митральной недостаточности.
Студент должен освоить:
- диагностику (с акцентом на субъективное и физикальное исследования) митрального стеноза и митральной недостаточности.
Студент должен уметь:
- собрать анамнез у больного с ревматизмом (ревматической лихорадкой),
- дать оценку общего состояния больного с ревматической лихорадкой,
- определять основные внешние признаки ревматизма (ревматической лихорадки),
- выявить и оценить изменения при проведении физикального исследования пациента с ревматизмом (ревматической лихорадкой),
- собрать анамнез у больного с митральными пороками сердца,
- дать оценку общего состояния больного с митральными пороками сердца,
- определять основные внешние признаки митральных пороков сердца,
- выявить и оценить изменения при проведении физикального исследования пациента с митральными пороками сердца,
- дифференцировать изменения, характерные для митральной недостаточности и митрального стеноза,
- доложить полученные данные на практическом занятии.
Содержание занятия
1. Тестовый контроль.
2. Этиология, патогенез, основные и дополнительные критерии диагностики, классификация ревматической лихорадки.
3. Симптоматология митральных пороков сердца.
4. Демонстрация преподавателем обследования пациента с митральным пороком.
5. Самостоятельная работа студентов с больными с митральными пороками: сбор анамнеза, общий осмотр, пальпация грудной клетки, топографическая перкуссия легких, сравнительная перкуссия легких, аускультация легких, пальпация области сердца и крупных сосудов, перкуссия сердца, аускультация сердца.
6. Разбор с преподавателем данных, полученных студентами при самостоятельной работе.
7. Написание фрагмента истории болезни.
8. Итоговый тестовый контроль.
Основные понятия
Острая ревматическая лихорадка – постинфекционное осложнение А-стрептококкового тонзиллита (ангины) или фарингита в виде системного воспалительного заболевания соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердечно-сосудистой системе (ревмокардит), суставах (мигрирующий полиартрит), мозге (хорея) и коже (кольцевидная эритема, ревматические узелки), развивающееся у предрасположенных лиц (главным образом молодого возраста, от 7–15 лет) в связи с аутоиммунным ответом организма на антиген стрептококка и перекрестной реактивностью со схожими аутоантигенами пораженных тканей человека (феномен молекулярной мимикрии).