Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 676

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



- провести пальпацию грудной клетки, оценить патологические изменения, выявленные при пальпации грудной клетки у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;

- провести сравнительную перкуссию легких, оценить патологические изменения, выявленные при сравнительной перкуссии легких у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;

- определять границы легких, пространство Траубе, активную подвижность нижнего легочного края у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;

- оценить изменения перкуторного звука, возникающие при различных заболеваниях органов дыхания, определить их диагностическое значение;

-выявлять изменения дыхательных шумов у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;

- оценить изменения дыхательных шумов, возникающие у больных с пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом;

- выявлять и дифференцировать побочные дыхательные шумы при различных заболеваниях легких, определить их диагностическое значение;

- оформить фрагмент истории болезни,

- доложить полученные данные на практическом занятии.

Содержание занятия

1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания: синдром инфильтрации легочной ткани, синдром повышения воздушности легких, синдром скопления жидкости в плевральной полости.

3. Демонстрация преподавателем обследования пациента с заболеванием органов дыхания (пневмонией, абсцессом легкого, ХОБЛ, плевритом).

4. Самостоятельная работа студентов с больными с заболеваниями органов дыхания: сбор анамнеза, общий осмотр, пальпация грудной клетки, топографическая перкуссия легких, сравнительная перкуссия легких, аускультация легких.

5. Разбор данных, полученных при самостоятельной работе, с преподавателем.

6. Написание фрагмента истории болезни.

7. «Исходящий» тестовый контроль.

Основные понятия

Синдром инфильтрации лёгочной ткани – сочетание симптомов, вызванное значительным уменьшением или полным исчезновением воздушности лёгочной ткани на более или менее распространённом участке (сегмент, доля, одновременно несколько долей).

Пневмония – воспалительное поражение лёгочной паренхимы (альвеол и частично мелких бронхов) инфекционной природы, чаще всего обратимое. Крупозная пневмония характеризуется поражением одной или нескольких долей лёгкого с вовлечением в воспалительный процесс плевры.


Абсцесс лёгкого – развивающийся вследствие нагноения ограниченный очаг некроза (расплавления) лёгочной ткани.

Синдром повышения воздушности легочной ткани – патологическое состояние, характеризующееся расширением воздушных пространств легких, расположенных дистальнее терминальных бронхиол, и наступающее в результате снижения эластичных свойств легочной ткани.

Бронхиальная астма – воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся гиперреактивностью бронхов.

Эмфизема лёгких (греч. emphysema – вздутие) – поражение лёгких, характеризующееся снижением эластических свойств лёгочной ткани, нарушением структуры альвеолярных стенок, расширением воздушных пространств лёгких дистальнее терминальных бронхиол со спадением последних на выдохе и обструкцией дыхательных путей.

Синдром скопления жидкости в плевральной полости – скопление повышенного количества жидкости в плевральной полости.

Плеврит – воспалительное заболевание плевры, сопровождающееся образованием экссудата (воспалительного выпота в плевральной полости). Пневмоторакс – наличие в плевральной полости газа.

Контрольные вопросы и задания

(для подготовки к практическому занятию)

1. Дайте определение синдрома инфильтрации легочной ткани.

2. Какие заболевания сопровождаются синдромом инфильтрации легочной ткани?

3. Назовите основные жалобы пациента с пневмонией.

4. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с пневмонией?

5. Перечислите патоморфологические стадии крупозной пневмонии.

6. Какие изменения в общем анализе крови характерны для пациента с пневмонией?

7. Назовите основные жалобы пациента с абсцессом легких.

8. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с абсцессом легких?

9. Назовите основные жалобы пациента с острым бронхитом.

10. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с острым бронхитом?

11. Дайте определение синдрома повышения воздушности легочной ткани.

12. Какие заболевания сопровождаются синдромом повышения воздушности легочной ткани?

12. Назовите основные жалобы пациента с бронхиальной астмой.

13. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с бронхиальной астмой?

14. Что такое астматический статус?

15. Какие изменения в общем анализе крови и анализе мокроты характерны для пациента с бронхиальной астмой?

16. Назовите основные жалобы пациента с эмфиземой легких.



17. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с эмфиземой легких?

18. Дайте определение синдрома скопления жидкости в плевральной полости.

19. Какие заболевания сопровождаются синдромом скопления жидкости в плевральной полости?

20. Назовите основные жалобы пациента с плевритом.

21. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с плевритом?

22. Дайте определение пневмоторакса.

23. Назовите основные жалобы пациента с пневмотораксом.

24. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с пневмотораксом?

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Что свидетельствует о вовлечении при пневмонии в воспалительный процесс плевры?

А. Боли в грудной клетке при дыхании

Б. Усиление везикулярного дыхания

В. Кровохарканье

Г. «Ржавая» мокрота

Д. Экспираторная одышка

2. Кашель с выделением мокроты «полным ртом» характерен для:

А. Пневмонии

Б. Абсцесса легких

В. Хронического бронхита

Г. Рака легкого

Д. Туберкулеза легких

3. Как изменяется голосовое дрожание при экссудативном плеврите?

А. Ослабляется с одной стороны

Б.Усиливается с обеих сторон

В. Ослабляется с обеих сторон

Г. Усиливается с одной стороны

4. Увеличение в объеме одной половины грудной клетки наблюдается при:

А. Эмфиземе легких

Б. Крупозной пневмонии

В. Инфаркте легкого

Г. Пневмотораксе

Д. Бронхиальной астме

5. Какой звук определяется при эмфиземе легких?

А. Притупленный

Б. Тимпанический

В. Коробочный

Г. Притупленно-тимпанический

Д. Тупой

6. При каком заболевании выслушиваются сухие дискантовые хрипы?

А. Бронхиальной астме

Б. Крупозной пневмонии

В. Обтурационном ателектазе

Г. Абсцессе легкого

Д. Сухом плеврите

7. При сухом плеврите боли в грудной клетке:

А. Характерны

Б. Не характерны

В. Характерны только у ослабленных больных

Г. Характерны только у детей

Д. Наблюдаются крайне редко

8. Какое положение характерно для больного с сухим плевритом?

А. Активное

Б. Пассивное

В. Ортопноэ

Г. На больном боку

Д. На здоровом боку

9. При экссудативном плеврите с массивным выпотом форма грудной клетки:


А. Не изменена

Б. С выбуханием одной половины, отставанием ее в дыхании

В. С западением одной половины, отставанием ее в дыхании

Г. Бочкообразная

Д. Паралитическая

10. При крупозной пневмонии над очагом поражения перкуторный звук:

А. Ясный легочный

Б. Коробочный

В. Тимпанический

Г. Притупленный

Д. Тупой

11. При эмфиземе нижние границы легких:

А. Не изменены

Б. Смещены вниз с обеих сторон

В. Не определяются

Г. Смещены вниз с одной стороны

Д. Смещены вверх

12. Какое дыхание выслушивается при остром бронхите?

А. Везикулярное

Б. Везикулярное равномерно ослабленное

В. Везикулярное ослабленное на стороне поражения

Г. Бронхиальное

Д. Амфорическое

13. Какое дыхание выслушивается при абсцессе легких?

А. Везикулярное

Б. Везикулярное равномерно ослабленное

В. Везикулярное ослабленное на стороне поражения

Г. Бронхиальное

Д. Амфорическое

14. Что выслушивается при крупозной пневмонии над очагом поражения?

А. Везикулярное дыхание

Б. Амфорическое дыхание

В. Шум трения плевры

Г. Крепитация

Д. Сухие дискантовые хрипы

15. Что выслушивается при эмфиземе?

А. Везикулярное дыхание

Б. Амфорическое дыхание

В. Ослабленное везикулярное дыхание

Г. Крепитация

Д. Мелкопузырчатые хрипы

Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

Б

Г

Г

В

А

А

Г

Б

Г

Б

Г

Д

Г

В


Практическое занятие № 15 (модуль 4, тема 4.2)

Ревматизм (ревматическая лихорадка). Семиотика митральных пороков сердца
Цель занятия:

- изучение этиологии, патогенеза, основных и дополнительных критериев диагностики, классификации ревматической лихорадки, симптомов митральных пороков сердца.

После изучения данной темы студент должен знать:


- определение, этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, лабораторно-инструментальные методы диагностики ревматической лихорадки;

- определение, этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, лабораторно-инструментальные методы диагностики митрального стеноза и митральной недостаточности.

Студент должен освоить:

- диагностику (с акцентом на субъективное и физикальное исследования) митрального стеноза и митральной недостаточности.

Студент должен уметь:

- собрать анамнез у больного с ревматизмом (ревматической лихорадкой),

- дать оценку общего состояния больного с ревматической лихорадкой,

- определять основные внешние признаки ревматизма (ревматической лихорадки),

- выявить и оценить изменения при проведении физикального исследования пациента с ревматизмом (ревматической лихорадкой),

- собрать анамнез у больного с митральными пороками сердца,

- дать оценку общего состояния больного с митральными пороками сердца,

- определять основные внешние признаки митральных пороков сердца,

- выявить и оценить изменения при проведении физикального исследования пациента с митральными пороками сердца,

- дифференцировать изменения, характерные для митральной недостаточности и митрального стеноза,

- доложить полученные данные на практическом занятии.

Содержание занятия

1. Тестовый контроль.

2. Этиология, патогенез, основные и дополнительные критерии диагностики, классификация ревматической лихорадки.

3. Симптоматология митральных пороков сердца.

4. Демонстрация преподавателем обследования пациента с митральным пороком.

5. Самостоятельная работа студентов с больными с митральными пороками: сбор анамнеза, общий осмотр, пальпация грудной клетки, топографическая перкуссия легких, сравнительная перкуссия легких, аускультация легких, пальпация области сердца и крупных сосудов, перкуссия сердца, аускультация сердца.

6. Разбор с преподавателем данных, полученных студентами при самостоятельной работе.

7. Написание фрагмента истории болезни.

8. Итоговый тестовый контроль.

Основные понятия

Острая ревматическая лихорадка – постинфекционное осложнение А-стрептококкового тонзиллита (ангины) или фарингита в виде системного воспалительного заболевания соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердечно-сосудистой системе (ревмокардит), суставах (мигрирующий полиартрит), мозге (хорея) и коже (кольцевидная эритема, ревматические узелки), развивающееся у предрасположенных лиц (главным образом молодого возраста, от 7–15 лет) в связи с аутоиммунным ответом организма на антиген стрептококка и перекрестной реактивностью со схожими аутоантигенами пораженных тканей человека (феномен молекулярной мимикрии).