Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 680

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



6. Цель топографической перкуссии:

А. Сравнение перкуторного звука на симметричных участках грудной клетки

Б. Сравнение перкуторного звука над грудной клеткой и животом

В. Сравнение перкуторного звука над легкими и сердцем

Г. Определение границ органов

Д. Определение массы органов

7. Тупой перкуторный звук получают при перкуссии:

А. Над легкими

Б. Над гладкостенными полостями, содержащими воздух

В. Над безвоздушными органами и мышцами

Г. Над кишечником

Д. Над желудком в проекции газового пузыря

8. Как осуществляется непосредственная перкуссия?

А. Пальцем по пальцу, осуществляя движение в лучезапястном суставе

Б. Пальцем по пальцу, осуществляя движение в пястно-фаланговом суставе

В. Молоточком по плессиметру

Г. Нанесением перкуторных ударов по перкутируемой поверхности

Д. Пальцем по металлической пластинке

9. Тимпанический перкуторный звук получаются при перкуссии:

А. Над легкими

Б. Над гладкостенными полостями и полыми органами, содержащими воздух

В. Над печенью

Г. Над сердцем

Д. Над мышцами

10. Ширина полей Кренига в норме в среднем составляет:

А. 1 – 2 см

Б. 2 – 3 см

В. 5 – 6 см

Г. 8 – 9 см

Д. 9 – 10 см

11. Активная подвижность нижнего легочного края по лопаточной линии в норме составляет:

А. 2 – 3 см

Б. 3 – 4 см

В. 4 – 6 см

Г. 6 – 8 см

Д. 8 – 10 см

12. Перкуторное определение нижней границы левого легкого не проводится:

А. По левой среднеключичной линии

Б. По левой передней подмышечной линии

В. По левой средней подмышечной линии

Г. По левой лопаточной линии

Д. По левой околопозвоночной линии

13. Какой перкуторный звук определяется в области пространства Траубе в норме?

А. Тупой

Б. Притупленный

В. Ясный лёгочный

Г. Тимпанический

Д. Коробочный

14. Нижняя граница левого легкого по левой окологрудинной линии расположена в норме на уровне:

А. VI межреберья

Б. VI ребра

В. VII ребра

Г. VIII ребра

Д. V ребра

15. Для проведения аускультации легких требуются следующие условия:

А. Любое помещение, наличие стетоскопа (фонендоскопа)

Б. Присутствие медицинской сестры

В. Наличие стетоскопа (фонендоскопа)

Г. Только вертикальное положение больного

Д. Тёплое, тихое помещение, наличие стетоскопа (фонендоскопа)

Ответы на тестовые задания


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Г

Б

Д

А

А

Г

В

Г

Б

В

В

А

Г

Д

Д


Тема 1.4.2. Перкуссия и аускультация легких в патологии

Цель занятия:

- ознакомление студентов с правилами и методами перкуссии лёгких у пациентов с заболеваниями органов дыхания,

- изучение изменений перкуторного звука при сравнительной перкуссии, границ легких и подвижности нижнего легочного края при топографической перкуссии у больных с заболеваниями органов дыхания,

- изучение патологических дыхательных шумов и условий их возникновения.

После изучения данной темы студент должен знать:

- условия и правила перкуссии и аускультации легких у больных с различными заболеваниями лёгких,

- причины ослабления и усиления нормального везикулярного дыхания,

- причины появления патологического бронхиального дыхания,

- варианты патологического бронхиального дыхания (инфильтрационный, амфорический, компрессионный),

- причины возникновения патологических дыхательных шумов (крепитации, хрипов, шума трения плевры).

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- характеристику перкуторных звуков при гипервоздушности лёгких, при уплотнении лёгких, при скоплении жидкости и газа в плевральной полости;

- характер изменений границ лёгких, определяемых при перкуссии, у больных с эмфиземой лёгких, пневмонией, экссудативным плевритом;

- звуковые отличия патологических дыхательных шумов.

По итогам занятия студент должен уметь:

- определять при сравнительной перкуссии изменение звука при синдроме гипервоздушности лёгких, инфильтрации лёгких, скопления жидкости или газа в плевральной полости;

- определять при топографической перкуссии изменённые границы лёгких при различных заболеваниях;



- определять патологические шумы в лёгких;

- выявлять изменение (ослабление и усиление) нормального везикулярного дыхания у больных с заболеваниями органов дыхания;

- определять патологическое бронхиальное дыхание;

- дифференцировать побочные дыхательные шумы.

Содержание занятия

1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Демонстрация преподавателем сбора анамнеза и методов перкуссии и аускультации лёгких при заболеваниях органов дыхания.

3. Самостоятельная работа студентов с больными: сбор анамнеза, проведение общего осмотра, применение физикальных методов исследования при патологии органов дыхания (осмотра грудной клетки, перкуссии и аускультации лёгких).

4. Написание фрагмента истории болезни (анамнез, общий осмотр, осмотр и пальпация грудной клетки, перкуссия и аускультация лёгких).

5. Разбор результатов написания фрагмента с преподавателем.

6. «Исходящий» тестовый контроль.

Основные понятия

Пуэрильное (сильно усиленное везикулярное) дыхание встречается у детей и при викарной гипервентиляции.

Патологическое бронхиальное дыхание над лёгкими появляется при инфильтрации лёгочной ткани (инфильтрационный вариант), компрессии лёгкого (компрессионный вариант), при образовании в лёгком полости, свободной от содержимого и сообщающейся с бронхом (амфорический вариант).

Стенотическое дыхание − усиленное ларинготрахеальное дыхание. Звучные (консонирующие, от лат. consono – согласно звучу) и незвучные (неконсонирующие) влажные хрипы.

Контрольные вопросы и задания

(для подготовки к практическому занятию)

1. Назовите патологические шумы, выслушиваемые над лёгкими.

2. Как отличить при аускультации влажные хрипы от крепитации?

3. Как отличить при аускультации влажные хрипы от шума трения плевры?

4. При каких условиях уменьшается ширина полей Кренига?

5. При каких условиях уменьшается высота стояния верхушки лёгкого?

6. Причины изменений топографии нижних границ легких вверх (вниз)?

7. Причины изменения подвижности нижнего легочного края.

8. Объясните механизм образования жесткого дыхания.

9. Объясните механизм образования бронховезикулярного дыхания.

10. Объясните механизм образования саккадированного дыхания.

11. Механизм образования трех вариантов патологического бронхиального дыхания (амфорического, инфильтрационного, компрессионного).


12. Классификация патологических дыхательных шумов.

13. Механизм образования сухих хрипов.

14. Причины образования влажных хрипов.

15. Причины возникновения крепитации.

16. Механизм образования шума трения плевры.

17. Изменение бронхофонии при синдроме гипервоздушности лёгочной ткани, уплотнения лёгких.

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Чем отличается коробочный перкуторный звук от ясного лёгочного?

А. Коробочный перкуторный звук более высокий и продолжительный

Б. Коробочный перкуторный звук более громкий и высокий

В. Коробочный перкуторный звук более низкий и продолжительный

Г. Коробочный перкуторный звук более громкий и менее продолжительный

Д. Коробочный перкуторный звук имеет меньшую тембровую окраску

2. Какой перкуторный звук возникает при гидротораксе ниже уровня жидкости?

А. Тупой

Б. Притупленный

В. Ясный легочный

Г. Тимпанический

Д. Коробочный

3. Какой перкуторный звук возникает при пневмотораксе?

А. Тупой

Б. Притупленный

В. Ясный легочный

Г. Тимпанический

Д. Коробочный

4. Какой перкуторный звук возникает при значительном уплотнении легочной ткани?

А. Тупой

Б. Ясный легочный

В. Тимпанический

Г. Коробочный

Д. Притупленный

5. По какой причине могут быть опущены нижние границы легких?

А. Эмфизема легких

Б. Высокое стояние диафрагмы

В. Сморщивание легкого в нижних долях

Г. Скопление жидкости в плевральной полости

Д. Пневмония

6. По какой причине верхние границы легких могут быть приподняты?

А. Эмфизема легких

Б. Высокое стояние диафрагмы

В. Сморщивание легкого в верхних долях

Г. Скопление жидкости в плевральной полости

Д. Бронхоэтазы

7. По какой причине могут быть опущены верхние границы легких?

А. Эмфизема легких

Б. Низкое стояние диафрагмы

В. Сморщивание легкого в верхних долях

Г. Скопление жидкости в плевральной полости

Д. Высокое стояние диафрагмы

8. Активная подвижность нижнего легочного края при эмфиземе легких:

А. Увеличивается

Б. Увеличивается слева

В. Не меняется

Г. Уменьшается

Д. Уменьшается справа

9. Каковы причины уменьшения сухих басовых хрипов после откашливания?

А. Уменьшается бронхоспазм


Б. Происходит отхаркивание вязкой мокроты

В. Уменьшается отек интерстициальной ткани

Г. Уменьшается глубина дыхания после кашля

Д. Возрастает глубина дыхания после кашля

10. В какую фазу дыхания выслушивается крепитация?

А. На вдохе

Б. На выдохе

В. В обе фазы дыхания

Г. При задержке дыхания

Д. При имитации дыхания с зажатым носом и закрытым ртом

11. В какую фазу дыхания выслушиваются хрипы?

А. На вдохе

Б. На выдохе

В. В обе фазы дыхания

Г. При имитации дыхания с зажатым носом на выдохе

Д. При имитации дыхания с зажатым носом на вдохе

12. При развитии эмфиземы легких наблюдается:

А. Усиление везикулярного дыхания

Б. Появление инфильтрационного бронхиального дыхания

В. Появление полостного бронхиального дыхания

Г. Ослабление везикулярного дыхания

Д. Аускультативная картина не меняется

13. Мелкопузырчатые влажные хрипы возникают в:

А. Гортани

Б. Трахее

В. Крупных бронхах

Г. Бронхах среднего калибра

Д. Бронхах мелкого калибра

14. Причины возникновения компрессионного бронхиального дыхания:

А. Полость в легком, сообщающаяся с бронхом

Б. Сужение голосовой щели

В. Эмфизема легкого

Г. Наличие инфильтрации участка легочной ткани

Д. Сдавление легочной ткани скопившейся в плевральной полости жидкостью

Ответы на тестовые задания


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

В

А

Г

А

А

А

В

Г

Б

А

В

Г

Д

Д



Практическое занятие № 5 (Модуль 1, тема 1.5)

Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Расспрос (характерные жалобы, патогенез), осмотр

Цель занятия:

- изучение методики расспроса больного с патологией сердечно-сосудистой системы,

- изучение критериев оценки внешних признаков заболеваний сердечно-сосудистой системы, выявляемых при общем осмотре,