Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 601

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целесообразно формировать у старшеклассников обобщенные способы действий, такие ключевые компетенции, которые будут востребованы всегда и во все времена: умение анализировать любую ситуацию, принимать адекватные решения; способность предвидеть результат своей деятельности, как ближний, так и дальний; способность и умение аргументировать свои доводы; умение осуществлять деловые контакты, быть принципиальным и честным. К ключевым компетенциям следует также отнести умение работать на компьютере, знание иностранного языка, информированность.

Эти способности и качества нельзя сформировать за один-два года даже при упорном труде. Тем более что в школе, в том числе и старшей, им не всегда уделяют должное внимание. Однако решать эти задачи необходимо, чтобы помочь школьникам успешно самоопределиться. При этом нельзя забывать, что старшеклассники вместе со своими родителями, прежде всего, озабочены получением аттестата и сдачей единого государственного экзамена.

Важнейшим средством педагогического сопровождения самоопределения старших подростков является профильная ориентация, призванная активизировать выбор учащимися девятых классов сферы дальнейшего обучения. Профильная ориентация помогает им определиться с продолжением образования и создает условия для повышения готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

В контексте профильного образования обучение в 9—11-х классах соответствует основному этапу профориентирования — организации предпрофильного и профильного обучения, в процессе которого происходит моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях.

Целью профориентационной работы в 9-м классе является формирование готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

На этом этапе профильной ориентации учащиеся знакомятся с типами учреждений профессионального образования. Эта работа может включать следующие информационные блоки:

— характеристику уровней и перспектив профессионального образования;

— ограничения и риски, связанные с приобретением профессионального образования в учреждениях профессионального образования различного типа и уровня;

— демонстрацию примеров конкретных учебных заведений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда данного региона;


— знакомство с наиболее яркими или типичными примерами, свидетельствующими о путях достижения профессионального успеха бывшими выпускниками школ данного региона.

Школьники изучают возможности и пути предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Желательно, чтобы знакомство с возможностями профильного обучения в условиях муниципалитета, региона было согласовано с информацией о типах и уровнях профессионального образования, а также с перспективами дальнейшего профессионального становления выпускников школы.

Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников осуществляется на основе анкетирования, тестирования, собеседований, проведения фокус-групп, других методов, а также с учетом мнения родителей и педагогов. К диагностике предъявляют следующие требования:

— возможность применения ее средств в экспресс-режиме;

— «прозрачность» и доступность самой процедуры и интерпретации ее результатов для педагогов и родителей;

— соответствие профориентационных средств задачам профильной ориентации;

— необходимость фиксации результатов предпрофильной подготовки «на входе» (в конце 8-го или начале 9-го класса) и «на выходе» (в конце 9-го класса) при помощи повторного использования банка диагностических процедур.

Таким образом, этот этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностями в различных вариантах предпрофильной подготовки (условно — «я хочу»).

На основном этапе реализуется содержание предпрофильного ориентационного курса:

— обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, осуществляемое по возможности специалистом-психологом средствами

мини-тренинга или фокус-группы;

— анализ образовательных ситуаций, позволяющих выявить основные ограничители (затруднения, проблемы) свободы выбора профиля обучения;

— пробы выбора профиля обучения (серии эвристически ориентированных заданий), прогнозирующих соответствие личной заинтересованности школьника в обучении по данному профилю его возможностям.

Пробы выбора профиля обучения проектируются в соответствии с профильными и элективными курсами, имеющимися в различных учебных заведениях общего, дополнительного и профессионального образования. Эвристическая ориентация проб помогает конкретизировать запрос учащегося о связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного образования и будущей профессиональной деятельностью. Например, если проба соответствует гуманитарному направлению, то она может предполагать выполнение серии заданий, в которых учащийся выступает в роли эксперта книжной, журнальной продукции, видеофильма по предложенному алгоритму. Если проба соответствует естественнонаучному направлению, то ее эвристические задания направлены на изучение особенностей субкультуры и профессиональной компетентности, например, медицинских работников.



При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы необходимо учитывать не только академические достижения и «портфолио», но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения (условно — «я могу»).

На заключительном этапе профильной ориентации предусматриваются:

— повторное использование диагностических материалов (или отдельных их элементов), уже применявшихся на пропедевтическом этапе, диагностика «на выходе»;

— работа со схемой альтернативного выбора профиля обучения, которая позволяет формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнение родителей; сертифицированные и несертифицированные личные достижения ученика в основном и дополнительном образовании; советы учителей; рекомендации психологов; перспективность или престижность выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д.).

Важно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители. Это может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации, а также выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на выбор.

По результатам проведенной работы массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:

— способны ли подростки к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;

— связывают ли профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;

— достигают ли необходимого уровня сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных в профиле обучения и соответствующих ему вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.

Организационно-методическим, информационным и профконсультационным центром профориентационной работы в общеобразовательном учреждении является кабинет профориентации [25]. Его основными задачами являются: профессиональное просвещение учащихся и их родителей; формирование профессиональных интересов учащихся, способностей, мотивов профессионального выбора; подготовка к осознанному профессиональному самоопределению. Кабинет участвует в координации профориентационной деятельности педагогических и других работников школы, оказании им организационной и методической помощи.


Как правило, под кабинет профориентации отводят классную комнату, в случае отсутствия свободных площадей его совмещают с кабинетом технологии.

Кабинет используется для групповой и индивидуальной работы с учащимися и их родителями, методической работы с учителями, проведения занятий по профориентационным курсам.

Заведование кабинетом возлагается на одного из учителей. К работе с учащимися привлекаются классные руководители, учителя, мастера производственного обучения, психолог, медицинский работник и библиотекарь школы, родители учащихся, работники межшкольного УПК, центра занятости, территориального центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, учреждений дополнительного образования, профессиональных учебных заведений. Из их числа создается актив кабинета.

Основные направления работы кабинета с учащимися, их родителями и преподавателями:

— информация о состоянии рынка труда и профессий региона;

— изучение индивидуальных особенностей учащихся с использованием современных методов и средств психодиагностики;

— групповые и индивидуальные консультации психологов, медицинских работников, специалистов-профконсультантов по вопросам выбора профессии;

— организация встреч со специалистами службы занятости, работниками, студентами и выпускниками профессиональных учебных заведений, работодателями;

— проведение занятий по профориентационным курсам, других профориентационных мероприятий, в т.ч. профориентационных игр и консультативных тренингов; с педколлективом:

— координация профориентационной работы классных руководителей, учителей-предметников, руководителей кружков, секций, факультативов, мастеров производственного обучения, оказание им организационной и методической помощи;

— организация встреч педколлектива с представителями предприятий и организаций, профессиональных учебных заведений, центра профессиональной ориентации, службы занятости;

— проведение тематических бесед, собраний с родителями, заседаний родительского комитета, психологопрофориентационных консилиумов.

Оформление кабинета следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Материал должен привлекать оригинальностью оформления, актуальностью тематики. Периодически материалы рекомендуется обновлять. Экспозиция кабинета может быть продолжена в рекреационных помещениях, учебных кабинетах, мастерских.


Приведем примерный перечень информационного, учебнометодического, организационного материала, размещаемого в кабинете профориентации.

Информационный материал:

— сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о предприятиях и организациях района, города, центре занятости населения, центре профессиональной ориентации;

— профессиографические описания основных массовых профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда;

— образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией производства.

В кабинете систематически накапливаются методические материалы, в том числе:

— рекомендации и методические материалы в помощь учителям, руководителям кружков, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.;

— примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии и др.), методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности, сценарии профориентационных мероприятий, профориентационных игр, клубных занятий;

— материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района (города, области);

— литература, дидактические и другие материалы для проведения занятий по курсам «Человек — труд — профессия», «Самоопределение»;

— материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, их психофизиологических качеств, ценностных ориентаций (анкеты, опросники).

В кабинете целесообразно иметь также материалы по вопросам организации профориентационной работы в школе:

— документы директивных органов, органов образования, занятости, территориальных центров профориентации молодежи, межведомственных советов по профориентации и психологической поддержке населения и др.;

— планы профориентационной работы школы, графики индивидуальных и групповых консультаций.