Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 595

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рейтинг востребованности профессий



Рейтинг выездных профессий

Место в рейтинге

Название профессии

Место в рейтинге

Название профессии

1

Торговый представитель

1

Солист оперы, балета, артисты оркестра

2

Менеджер по продажам

2

Радиоинженерразработчик спутниковой телефонной связи

3

Бухгалтер

3

Специалист по аэрокосмической технике

4

Финансовый директор

4

Математик, кибернетик

5

Инженер

5

Программист

6

Программист

6

Физик-атомщик

7

Маркетолог

7

Аграрий, ветеринар

8

Брэнд-менеджер

8

Преподаватель (химии, металлообработки)

9

Специалист по рекламе

9

Эколог

10

Системный администратор

10

Инженер лесного хозяйства

11

Специалист по налогообложению

11

Биолог

12

Арт-директор

12

Врач-рентгенолог

13

Менеджер Интернетпроектов

13

Инженер по биомедицинской технике

14

Аудитор

14

Инженеркораблестроитель

15

Логистик

15

Инженер-техник

16

Корпоративный юрист

16

Капитан каботажного плавания


Деловая игра «Поступаем в вуз»

Эта деловая игра предназначена для учащихся 10-х классов и их родителей. Проводится она в конце учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какую профессию они хотят получить после школы. Но четкой, продуманной стратегии поступления в учебное заведение у молодых людей пока нет. Часто представление о том, какие шаги необходимо предпринять для реализации поставленной цели, носит идеализированный характер.

Одна из задач этой игры — разработка учащимися сознательной стратегии поступления в вуз. Как правило, профессиональное самоопределение — это дело не только ученика, но и всей его семьи. Мамы и папы так или иначе влияют на профессиональный выбор своих детей. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому еще одна задача нашей игры — согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

Разминка. Дети и родители входят в зал и садятся в общий круг таким образом, чтобы в одной половине круга были родители, а в другой — дети. Каждый участник получает визитную карточку, на которой написано его имя, в качестве разминки ведущий просит взрослых продолжить фразу «Когда я думаю о поступлении моего ребенка ...». Дети продолжают фразу «Когда я думаю о поступлении...». Эта процедура помогает участникам почувствовать общность переживаний.

Степень готовности. Следующее упражнение носит диагностический характер. Оно выполняется детьми и родителями отдельно друг от друга. Каждый участник получает бланк, выполненный на половинке круга.

Текст для детей.

Я поступаю в вуз (написать название вуза)________________

________________________________________________________

Я выбираю профессию (написать, какую) __________________

Степень моей готовности к поступлению в вуз (подчеркнуть)

Минимальная: (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для поступления).

Максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что поступлю).

Текст для родителей.

Мой ребенок поступает в вуз (написать название вуза)_______ ________________________________________________________

Мой ребенок выбирает профессию (написать, какую) ________

________________________________________

Степень готовности ребенка к поступлению в вуз (подчеркнуть):



Минимальная (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для того, чтобы мой ребенок поступил в вуз).

Максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что мой ребенок поступит в вуз).

Заполнив бланк, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы. Ведущий просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможные причины такого рассогласования. Задача ведущего — так построить анализ ответов, чтобы не спровоцировать конфликт между детьми и родителями. Для этого все возможные варианты ответов должны получить положительную оценку психолога.

Первые шаги.

Для продолжения работы участники вновь объединяются в общий круг, при этом их местоположение в нем уже не играет существенной роли.

Ведущий составляет общий перечень профессий, выбранных учениками данного класса. Из этого списка выбирается 4—5 наиболее популярных в данном коллективе профессий. Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству выбранных профессий.

Каждая группа получает карточку, на которой написана одна профессия, выбранная в ранге из общего списка. Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную специальность.

Вспомогательные вопросы для составления памятки:

Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту профессию?

Какова должна быть его средняя учебная успеваемость?

Какие учебные предметы являются приоритетными для этой профессии?

В каких вузах готовят таких специалистов?

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка поступить в этот вуз?

Распределение ответственности.

Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для поступления в вуз.

Для этого, основываясь на итогах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность.

После того, как памятка будет полностью готова, ведущий просит участников разбиться на две группы: дети и родители. Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители же отмечают
, за что, по их мнению, должны отвечать дети.

Через 15—20 минут участники вновь объединяются. Теперь напротив каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрослый). Дети и взрослые по очереди говорят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов — это дело родителей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово — «дети».

Завершающий этап.

Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи.

Ведущий просит семьи заполнить итоговый бланк, а затем поделиться своими впечатлениями об игре с другими участниками.

Многие семьи после этой игры говорят о своем желании прийти на индивидуальную профконсультацию к психологу.

Важно отметить, что мы готовили этот сценарий дляклассов, в которых практически все дети собирались после школы продолжить образование в высших учебных заведениях. Памятка для поступления в вуз.

  1. Выбрать профессию.

  2. Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку, для того чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это со своими возможностями.

  3. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.

  4. Выяснить, в каких вузах можно получить эту специальность.

  5. Выяснить, каковы условия поступления в эти вузы.

  6. Начать заниматься либо на соответствующих курсах, либо с репетиторами.

  7. Выбрать конкретный вуз для поступления.

  8. Собрать информацию об особенностях обучения в этом вузе.

  9. Успешно сдать вступительные экзамены. Итоговый бланк.

  1. Явыбираю профессию (написать, какую).

  2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями профессии (ненужное зачеркнуть).

  3. Я поступаю в вуз (написать название вуза).

  4. Эту же профессию я могу получить в таких вузах, как…

  5. Для того чтобы поступить в выбранный мною вуз, мне нужно предпринять следующие шаги (написать в таблице, какие):



Этапы подготовки

Степень реализации

в настоящее

время «+ » или «–»)

Ответственный за этот шаг в нашей семье




















Естественно, что приведенное выше содержание работы классного руководителя по профпросвещению школьников следует рассматривать как примерное. При составлении плана оно должно быть скорректировано с учетом специфики школы, класса, возраста школьников, особенностей социума.