Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 595
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рейтинг востребованности профессий | | Рейтинг выездных профессий | ||
Место в рейтинге | Название профессии | Место в рейтинге | Название профессии | |
1 | Торговый представитель | 1 | Солист оперы, балета, артисты оркестра | |
2 | Менеджер по продажам | 2 | Радиоинженерразработчик спутниковой телефонной связи | |
3 | Бухгалтер | 3 | Специалист по аэрокосмической технике | |
4 | Финансовый директор | 4 | Математик, кибернетик | |
5 | Инженер | 5 | Программист | |
6 | Программист | 6 | Физик-атомщик | |
7 | Маркетолог | 7 | Аграрий, ветеринар | |
8 | Брэнд-менеджер | 8 | Преподаватель (химии, металлообработки) | |
9 | Специалист по рекламе | 9 | Эколог | |
10 | Системный администратор | 10 | Инженер лесного хозяйства | |
11 | Специалист по налогообложению | 11 | Биолог | |
12 | Арт-директор | 12 | Врач-рентгенолог | |
13 | Менеджер Интернетпроектов | 13 | Инженер по биомедицинской технике | |
14 | Аудитор | 14 | Инженеркораблестроитель | |
15 | Логистик | 15 | Инженер-техник | |
16 | Корпоративный юрист | 16 | Капитан каботажного плавания |
Деловая игра «Поступаем в вуз»
Эта деловая игра предназначена для учащихся 10-х классов и их родителей. Проводится она в конце учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какую профессию они хотят получить после школы. Но четкой, продуманной стратегии поступления в учебное заведение у молодых людей пока нет. Часто представление о том, какие шаги необходимо предпринять для реализации поставленной цели, носит идеализированный характер.
Одна из задач этой игры — разработка учащимися сознательной стратегии поступления в вуз. Как правило, профессиональное самоопределение — это дело не только ученика, но и всей его семьи. Мамы и папы так или иначе влияют на профессиональный выбор своих детей. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому еще одна задача нашей игры — согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.
Разминка. Дети и родители входят в зал и садятся в общий круг таким образом, чтобы в одной половине круга были родители, а в другой — дети. Каждый участник получает визитную карточку, на которой написано его имя, в качестве разминки ведущий просит взрослых продолжить фразу «Когда я думаю о поступлении моего ребенка ...». Дети продолжают фразу «Когда я думаю о поступлении...». Эта процедура помогает участникам почувствовать общность переживаний.
Степень готовности. Следующее упражнение носит диагностический характер. Оно выполняется детьми и родителями отдельно друг от друга. Каждый участник получает бланк, выполненный на половинке круга.
Текст для детей.
Я поступаю в вуз (написать название вуза)________________
________________________________________________________
Я выбираю профессию (написать, какую) __________________
Степень моей готовности к поступлению в вуз (подчеркнуть)
Минимальная: (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для поступления).
Максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что поступлю).
Текст для родителей.
Мой ребенок поступает в вуз (написать название вуза)_______ ________________________________________________________
Мой ребенок выбирает профессию (написать, какую) ________
________________________________________
Степень готовности ребенка к поступлению в вуз (подчеркнуть):
Минимальная (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для того, чтобы мой ребенок поступил в вуз).
Максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что мой ребенок поступит в вуз).
Заполнив бланк, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы. Ведущий просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможные причины такого рассогласования. Задача ведущего — так построить анализ ответов, чтобы не спровоцировать конфликт между детьми и родителями. Для этого все возможные варианты ответов должны получить положительную оценку психолога.
Первые шаги.
Для продолжения работы участники вновь объединяются в общий круг, при этом их местоположение в нем уже не играет существенной роли.
Ведущий составляет общий перечень профессий, выбранных учениками данного класса. Из этого списка выбирается 4—5 наиболее популярных в данном коллективе профессий. Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству выбранных профессий.
Каждая группа получает карточку, на которой написана одна профессия, выбранная в ранге из общего списка. Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную специальность.
Вспомогательные вопросы для составления памятки:
Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту профессию?
Какова должна быть его средняя учебная успеваемость?
Какие учебные предметы являются приоритетными для этой профессии?
В каких вузах готовят таких специалистов?
Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка поступить в этот вуз?
Распределение ответственности.
Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для поступления в вуз.
Для этого, основываясь на итогах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность.
После того, как памятка будет полностью готова, ведущий просит участников разбиться на две группы: дети и родители. Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители же отмечают
, за что, по их мнению, должны отвечать дети.
Через 15—20 минут участники вновь объединяются. Теперь напротив каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрослый). Дети и взрослые по очереди говорят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов — это дело родителей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово — «дети».
Завершающий этап.
Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи.
Ведущий просит семьи заполнить итоговый бланк, а затем поделиться своими впечатлениями об игре с другими участниками.
Многие семьи после этой игры говорят о своем желании прийти на индивидуальную профконсультацию к психологу.
Важно отметить, что мы готовили этот сценарий дляклассов, в которых практически все дети собирались после школы продолжить образование в высших учебных заведениях. Памятка для поступления в вуз.
-
Выбрать профессию. -
Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку, для того чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это со своими возможностями. -
Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы. -
Выяснить, в каких вузах можно получить эту специальность. -
Выяснить, каковы условия поступления в эти вузы. -
Начать заниматься либо на соответствующих курсах, либо с репетиторами. -
Выбрать конкретный вуз для поступления. -
Собрать информацию об особенностях обучения в этом вузе. -
Успешно сдать вступительные экзамены. Итоговый бланк.
-
Явыбираю профессию (написать, какую). -
Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями профессии (ненужное зачеркнуть). -
Я поступаю в вуз (написать название вуза). -
Эту же профессию я могу получить в таких вузах, как… -
Для того чтобы поступить в выбранный мною вуз, мне нужно предпринять следующие шаги (написать в таблице, какие):
Этапы подготовки | Степень реализации в настоящее время «+ » или «–») | Ответственный за этот шаг в нашей семье |
| | |
| | |
| | |
Естественно, что приведенное выше содержание работы классного руководителя по профпросвещению школьников следует рассматривать как примерное. При составлении плана оно должно быть скорректировано с учетом специфики школы, класса, возраста школьников, особенностей социума.