Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 589
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что Вы могли бы сказать по этому поводу?
Подтвердите свою заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве. В дальнейшем возможно и выполнение более сложных задач. Напомните собеседнику, что хорошей организации необходимы хорошие сотрудники всех рангов, т.к. не бывает «второстепенных людей».
-
Почему Вы не имеете работу на сегодняшний день?
Это очень каверзный вопрос. Отвечайте коротко. Избегайте самообвинений, однако ничего не приукрашивайте. Собеседник может несколько раз возвращаться к этому вопросу, особенно, если ясно, что вас «вышвырнули» с прежнего места. Возможно, наиболее подходящая формулировка в данном случае: «стало ясно, что мы уже не понимаем друг друга...».
Представленные Вами документы говорят в Вашу пользу. Постарайтесь не придумывать на ходу какие-либо истории.
-
Что Вы можете сказать о своем прежнем руководителе? Какие положительные или отрицательные моменты играли роль на Вашем прежнем месте работы.
Будьте осторожны и ориентируйтесь в своем ответе больше на положительные, чем на отрицательные характеристики своей прежней деятельности. Избегайте касаться личных проблем, на передний план выдвигайте положительные стороны своего начальника. Иначе собеседник может подумать, что когда-нибудь Вы таким же образом будете отзываться и о нем. Дайте ему понять, что вы способны оценить достоинства людей, что является хорошим показателем для работающего в коллективе.
-
Какие у Вас представления о будущей зарплате?
Пожалуй, это один из самых щекотливых пунктов беседы. Рекомендуется уклониться от точного ответа на этот вопрос, насколько это будет возможным. Будьте дипломатичны: «Я полагаю, что заработная плата на этой должности колеблется в рамках такой-то и такой-то суммы, что, с моей точки зрения, вполне приемлемо», или другой вариант: «Вы знаете, что я зарабатывала столько-то. Как и любой другой человек, я, естественно, хотела бы, чтобы заработная плата была чуть выше, готова работать сверхурочно и даже повышать квалификацию, однако основной интерес у меня все же больше к предстоящей работе».
Автобиография Фамилия, имя, отчество_________ Дата и место рождения_________ Семейное положение___________ Адрес и телефон_______________ Образование__________________ Опыт работы (укажите, где, когда, как долго, на каких должностях вы работали) Награды, поощрения, рекомендации Дополнительная информация, которая представляет Вас в выгодном свете | Резюме — документ, в котором человек кратко описывает самого себя, свои профессиональные достижения и пожелания. Пишется произвольно, но обязательно должна быть информация: Ф.И.О. Цель Образование Опыт работы Сведения о себе Дополнительные данные |
Как понимаешь смысл высказываний?
— Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим, людям. С.Л.Рубинштейн.
— Нельзя быть частью толпы, одним из многих. Будь особенным! Подобно вулкану... Люди обращают внимание на вулкан, потому что это — зрелище! Если ты хочешь обращать на себя внимание других, должен разыгрывать спектакль одного актера! М.Компейер.
— Ключ к победе состоит в том, чтобы психологически быть абсолютно спокойным. Уравновешенный руководитель будет более ясно мыслить, меньше утомляться и меньше зависеть от собственных эмоций. Р.Бобби.
— Веселое расположение духа заменяет отдых. С.Смайлс.
— Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. В.Шекспир.
— Каждый человек сам создает для себя законы, сам определяет, что считать победой, а что поражением, он сам повелевает своей жизнью и распоряжается наградами и наказаниями. М.Коллинз.
— Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
Китайская пословица.
Детско-родительская профориентационная игра
«Выбор профиля»
Выбор профессии — что бы ни думали по этому поводу сами молодые люди — дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет, их поддержка — это очень серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе.
Руководствуясь этими нехитрыми размышлениями, мы включили в наши профориентационные программы для 9—10-х классов особые формы работы — детско-родительские игры. В обоих случаях они завершают годичную работу по профориентации и служат одновременно началом большой работы, которая совершается уже не в школе, а в семье.
Материалы к игре:2 разноцветных круга (3 комплекта); плакат А3 с таблицей «Классификация профессий»; таблица «Типы профессий» — для каждого участника; ручки; булавки; 2 стенда; плакат А3 с таблицей «Принципы выбора»; 5 карточек — на каждой карточке написан один принцип; листы А3; 6 маркеров; таблица «Карта приоритетов семьи» — для каждой семьи; лист с опросником ДДО — для каждого участника; таблица «Рейтинг востребованности профессий» — для каждой семьи; таблица «Рейтинг выездных профессий» — для каждой семьи; плакат «Карта интересов» (на половине ватмана).
Участники игры: учащиеся 9-х классов, их родители, классные руководители 9-х классов, по возможности, администрация и директор, завучи — до 40 человек.
Сценарий игры
Игра начинается с разминки. Стулья в зале стоят полукругом перед стендами.
Ведущий: Здравствуйте! Нам сегодня предстоит подумать о будущем, а точнее — о будущей профессии десятиклассников. Мы постараемся выбрать профиль их обучения, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в вузе.
Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим детям в этом выборе. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор (профиля обучения) — сам ребенок или родители? Вот два круга: один из них — ребенок, другой — родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто же должен «ставить последнюю точку» в выборе профессиональной направленности ребенка. Степень наложения кругов друг на друга будет показывать влияние родителей на профессиональный выбор ребенка. (Пауза) Кто готов? Пожалуйста.
(Первый доброволец накладывает круги друг на друга определенным образом)
Ведущий: Есть ли у кого-то другое мнение? Пожалуйста.
Обычно бывает три варианта наложения кругов: либо они соприкасаются по касательной; либо пересекаются в большей или в меньшей степени; либо накладываются один на другой.
Ведущий: Кто еще хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю всем сейчас встать и подойти к тому варианту, который вам близок.
(Образуется несколько групп)
Ведущий: Группы, скажите о своем настроении одной фразой. Спасибо. Прошу всех сесть на свои места. Мы еще вернемся к этому вопросу.
А сейчас мы хотели бы предложить вам механизм, который, на наш взгляд, поможет и родителям, и ребенку сделать выбор профиля обучения более осознанным. В данный момент развития нашего общества нам предлагается очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем просто потеряться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем воспользоваться классификацией профессий. Она разделяет все профессии на пять групп по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей своей трудовой деятельности. Классификация выглядит так.
(Ведущий вешает на стенд плакат А3 с таблицей «Классификация профессий» и дает пояснения относительно каждого типа профессий)
Ведущий
: Сейчас вы (и взрослые, и дети) сделаете первоначальный выбор. Я раздам каждому из вас лист с таблицей «Типы профессий». Учащиеся поставят галочку около того типа профессий, который они хотели бы выбрать для себя. Пока вы руководствуетесь только своим желанием. Родители поставят галочку около того типа профессий, который считают желательным для своего ребенка.
(Ведущий раздает таблицу «Типы профессий» каждому участнику игры)
Ведущий: Обработаем и сравним результаты.
Эти результаты заносятся в карту (в третью и четвертую строку).
Пятая строка карты — это «Семейные традиции». Если у вас в семье есть такие традиции, то поставьте в соответствующей колонке знак «+». Если нет, то не ставьте ничего.
Шестая строка карты — «Учебная успешность». Вспомните, по каким учебным предметам вы объективно успеваете лучше, и поставьте в соответствующей колонке знак «+».
В это время ведущий все фиксирует на стенде, показывая, как правильно заполнять карту.
Следующая строка карты заполнена заранее. Называется она «Мнение учителей». Для ее заполнения требуется дополнительная подготовка. Заключается она в том, что психолог заранее раздает учителям, которые давно знают детей, карты с типами профессий и просит заполнить на всех детей эту таблицу. То есть написать, какому ребенку подходит тот или иной тип профессий.
Затем психолог заносит эти данные в индивидуальные карты приоритетов. Таким образом, семья получает экспертные оценки учителей.
Ведущий: Теперь озаглавим строку с загадочными плюсами, уже поставленными в ваши карты в седьмой строке. Как вы думаете, откуда они взялись? Их поставили ваши учителя, которые знают детей достаточно давно. Можете записать — «Мнение учителей» и обсудить результаты.
Следующая строка (восьмая) — «Востребованность профессии обществом». Я раздам вам таблицу «Рейтинг востребованности профессий», взятую из журнала «Карьера». Она отражает современные тенденции в обществе. Это рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда. Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в восьмой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.
Следующая строка (девятая) — «Востребованность профессии за рубежом». Я сейчас раздам вам таблицу «Рейтинг выездных профессий». Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку, в девятой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.
Последняя строка (десятая) — «Наличие возможностей для поступления в вуз». Может быть, ваша семья уже ориентируется на какой-либо вуз (знает преподавателей, репетиторов, которые гарантируют поступление в этот вуз вашему ребенку). Может быть, есть и другие факторы, которые помогут вашему ребенку поступить в этот вуз. Та колонка, к которой относится профиль института, получает знак «+».
(На этом заполнение таблиц заканчивается. Ведущий тоже завершает заполнение тренировочной таблицы и показывает, что нужно дальше с ней делать)
Ведущий. На наш взгляд, в таблице «Карта приоритетов семьи» отражены наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать ребенку при выборе профиля обучения. У вас сейчас будет время обсудить в семье, что же у вас получилось. Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам.
То есть каждый тип профессий должен получить общую сумму плюсов. И если есть возможность, сделайте здесь и сейчас выбор профиля. Отметьте также, какой принцип явился для вас самым важным при выборе профиля. У вас есть 5—7 минут.
(Семьи выполняют эту работу. Ведущий подходит и отвечает на возникающие вопросы)
Ведущий: Теперь хотелось бы попросить вас всех сесть в один круг. И если можно — поделитесь с нами, что же вы выбрали, какой фактор учитывали в первую очередь? Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему?
(Обсуждение не должно быть долгим. Может, стоит отказаться от него совсем, чтобы игра не слишком затянулась. Нужно смотреть по обстоятельствам, но подвести итоги игры нужно обязательно)
Ведущий: Всем большое спасибо! Кому это необходимо, тот может получать дополнительную консультацию психолога.
Классификация профессий:
-
Человек — природа. -
Человек — техника. 3. Человек — человек.
-
Человек — знаковая система. -
Человек — художественный образ.
Принципы выбора:
-
Личные интересы ребенка. -
Семейные традиции. -
Учебная успешность ребенка. -
Востребованность профессии обществом. -
Наличие возможностей для поступления в вуз.