Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 611
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение профессионально ориентированных интересов учащихся
Приведенная ниже методика позволит конкретизировать, в каких из областей сосредоточены профессиональные интересы учащихся.
Анкета интересов - 78
Инструкция: Чтобы помочь выбрать профессию с учетом интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий, которые Вы сможете освоить в будущем.
-
Если Вам очень сильно хотелось бы или нравится заниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов «++». -
Если нравится, но не очень — поставьте «+». -
Если не знаете, сомневаетесь — поставьте «0». -
Если не хотели бы, не нравится — поставьте «–». -
Если очень не хотел бы, совершенно не нравится, то « – – ».
Над вопросами не нужно раздумывать слишком долго – правильных и неправильных ответов здесь нет, давайте тот, который первым придет в голову. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, внимательно следите, чтобы номер клетки в бланке для ответов не расходился с номером вопроса.
Хотелось бы…? Нравится ли…? Интересно ли…?
-
Изучать разнообразие животного и растительного мира. -
Проводить эксперименты по физике или решать задачи по математике. -
Разрабатывать новые технологии химического синтеза. -
Разрабатывать новые методы диагностики и лечения различных болезней. -
Устанавливать и налаживать работу компьютерных программ. -
Планировать финансовую и производственную деятельность предприятия, фирмы. -
Помогать делать переводы документации. -
Заниматься в стрелковой секции. -
Заниматься в историческом клубе, разыгрывать ролевые игры по сюжетам исторических событий. -
Писать статьи, фельетоны, очерки в периодические издания в Интернете. -
Организовывать для ребят игры и праздники. -
Консультировать людей при крупных покупках (автомобиль, заграничный тур и т.д.). -
Работать на музыкальных радиоканалах, составлять списки песен для звучания в эфире. -
Участвовать в биологических экспедициях, посещать биологические секции. -
Изучать законы природы, находить физические закономерности или соревноваться в решении математических задач. -
Проводить опыты с различными веществами, следить за ходом химических реакций. -
Читать о том, как люди учились бороться с болезнями и изобретали новые лекарства. -
Находить и устранять причины сбоя в компьютере, аппаратуре, приборах. -
Выступать посредником при заключении торговых сделок (искать покупателям продавцов и наоборот). -
Проводить экскурсии на иностранном языке. -
Участвовать в спортивных или военизированных играх или читать специальные спортивные новости в газетах и на сайтах. -
Посещать исторические музеи, изучать исторические памятники разных народов. -
Наблюдать и анализировать события, поступки людей, делать об этом репортажи. -
Заниматься репетиторством или преподавательской деятельностью. -
Изучать спрос покупателей на определенный товар. -
Исполнять произведения на музыкальных инструментах с использованием различных техник игры. -
Изучать анатомию и физиологию животных. -
Собирать установки для проведения физических экспериментов или изучать языки программирования на компьютере. -
В лабораторных условиях определять степень загрязненности почвы химическими веществами. -
Интересоваться причинами и способами лечения болезни. -
Прокладывать сетевые кабели и кабели силового питания и изучать новые технологии строительства. -
Осуществлять финансовые расчеты между предприятиями. -
Читать литературу на иностранном языке или смотреть фильмы без перевода. -
Быть военным инженером или командиром. -
Обсуждать исторические и текущие политические события России и других стран. -
Добывать эксклюзивную информацию, передавать ее читателям и зрителям. -
Обучать маленьких детей, играя с ними. -
Встречать и размещать пассажиров в салоне самолета. -
Вести концертные программы, объявлять зрителям новые номера программы, создавать необычные модели одежды. -
Разрабатывать средства борьбы с возбудителями заболеваний животных и растений. -
Разрабатывать программы для выполнения сложных расчетов в физике, математике. -
Брать на анализ химические пробы воды, продуктов питания, почвы и пр. -
Тренироваться в навыках оказания первой медицинской помощи. -
Проверять, испытывать, регулировать работу автомобиля или готовить растворы, смеси для строительных работ. -
Вести финансовую документацию фирмы, предприятия. -
Изучать иностранные языки. -
Изучать устройство оружия, военной техники и сдавать спортивные нормативы. -
Анализировать по книгам исторические факты или читать журналы по праву. -
Редактировать тексты книг, статей, выступлений высокопоставленных лиц. -
Готовить школьников к олимпиадным заданиям, конкурсам. -
Помогать подбирать людям наряды и украшения для торжественных церемоний. -
Выступать в качестве солиста перед публикой на концертах, в клубах. -
Отбирать и заготавливать семена для посадки, высаживать растения в зимних садах. -
Моделировать на компьютере физические законы природы или писать компьютерные программы. -
Создавать новые продукты производства химической промышленности. -
Осуществлять уход за человеком во время его выздоровления после болезни. -
Заниматься в технической или электротехнической секции (например, в авиа- или судомоделировании). -
Рассчитывать предполагаемый размер прибыли предприятия. -
Осуществлять перевод телепередач на русский язык. -
Участвовать в спортивных соревнованиях. -
Разыскивать и собирать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого, или выяснять у людей причины незаконных поступков, которые они скрывают. -
Работать в средствах массовой информации, вести телепередачи. -
Организовывать походы для школьников. -
Разрабатывать рекламные акции для продвижения товара в магазинах города. -
Сочинять музыку для кинофильмов, телепередач, для известных исполнителей или подготавливать и ставить трюки в кино. -
Заниматься дрессировкой служебных собак или других животных. -
Выполнять работу, требующую применения математических или физических знаний. -
Управлять технологическими процессами производства лекарств. -
Работать врачом на станции «Скорой медицинской помощи». -
Ремонтировать радиоприборы и различную аппаратуру или продумывать планировку домов, этажей, квартир. Намечать план строительства. -
Заключать сделки, договоры на выполнение определенных работ. -
Изучать происхождение слов и различных словосочетаний в различных языках. -
Жить согласно уставу, носить военную форму. -
Продумывать новые законы и поправки в кодексе, которые были бы удобны для применения. -
Осуществлять литературную обработку статей в соответствии с жанром. -
Руководить одной из секций в доме детского творчества. -
Помогать человеку улучшить внешность с помощью прически, макияжа, подбора красивой одежды и т.п. -
Изучать творчество выдающихся композиторов, поэтов песен и исполнителей.
Области интересов (АИ-78)
-
биология -
физика и математика -
химия -
медицина -
техника и строительство -
экономика -
филология -
военные дело и спорт -
история и юриспруденция -
журналистика -
педагогика -
сфера обслуживания 13) искусство
Обработка: подсчитайте сумму плюсов и минусов в каждом столбце (подсчитайте алгебраическую сумму по каждому столбцу).
От –12 до –6: область деятельности активно отрицается («Что угодно, только не это»); от –5 до –1: область деятельности интереса не вызывает; от +1 до +4: интерес выражен слабо; от +5 до +7: выраженный интерес; от +8 до +12: ярко выраженный интерес.
Бланк ответов АИ-78
Фамилия___________Класс____Школа_______Дата______
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |
Диагностика склонностей учащихся к определенным видам деятельности
Мир профессий огромен и насчитывает более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочивание этого многообразия возможно по различным критериям. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать верную и надежную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым.
В соответствии с объектом труда выделяют пять типов профессий:
-
Человек — живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастерплодоовощевод, зоотехник, ветеринар, микробиолог и т.п. -
Человек — техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, инженер-механик, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.п. -
Человек — человек (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: врач, учитель, продавец, парикмахер и т.п. -
Человек — знаковая система (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы являются предметами труда для профессий данной группы. Примеры: программист, математик, бухгалтер, экономист, лингвист, редактор и т.п. -
Человек — художественный образ (Х). Представители данного типа имеют дело с явлениями, фактами художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, музыкант, дизайнер, актер, режиссер и т.п.
Определение типа будущей профессии
Инструкция: прочитайте данные утверждения. Если Вы согласны с ними, то перед цифрой в таблице поставьте «+», если нет — поставьте «–». Если Вы сомневаетесь, зачеркните цифру.
Утверждения для самооценки | П | Т | З | Х | Ч |
1. Легко знакомлюсь с людьми | | | | | 1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить | | 1 | | | |
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки | | | | 1 | |
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными | 1 | | | | |
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить | | | 1 | | |
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами | | | | | 1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными | 1 | | | | |
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах | | | 1 | | |
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших | | 2 | | | |
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности | | | | 2 | |
11. Охотно читаю о растениях, животных | 1 | | | | |
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах | | | | 1 | |
13. Охотно читаю об устройстве механизмов приборов, машин | | 1 | | | |
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы | | | 2 | | |
15. Легко улаживаю разногласия между людьми | | | | | 2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой | | 2 | | | |
17. Людям нравится мое художественное творчество | | | | 2 | |
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными | 2 | | | | |
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме | | | 2 | | |
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь | | | | | 1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди | | 1 | | | |
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки | | | 1 | | |
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям | | | | | 2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. | | | | 1 | |
25. Могу влиять на ход развития растений и животных | 2 | | | | |
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов | | 1 | | | |
27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения | | | | | 1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями и животными | 1 | | | | |
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику | | | 1 | | |
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п. | | | | 1 | |
Результаты | | | | | |