Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 611

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение профессионально ориентированных интересов учащихся

Приведенная ниже методика позволит конкретизировать, в каких из областей сосредоточены профессиональные интересы учащихся.


Анкета интересов - 78

Инструкция: Чтобы помочь выбрать профессию с учетом интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий, которые Вы сможете освоить в будущем.

  • Если Вам очень сильно хотелось бы или нравится заниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов «++».

  • Если нравится, но не очень — поставьте «+».

  • Если не знаете, сомневаетесь — поставьте «0».

  • Если не хотели бы, не нравится — поставьте «–».

  • Если очень не хотел бы, совершенно не нравится, то « – – ».

Над вопросами не нужно раздумывать слишком долго – правильных и неправильных ответов здесь нет, давайте тот, который первым придет в голову. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, внимательно следите, чтобы номер клетки в бланке для ответов не расходился с номером вопроса.

Хотелось бы…? Нравится ли…? Интересно ли…?

  1. Изучать разнообразие животного и растительного мира.

  2. Проводить эксперименты по физике или решать задачи по математике.

  3. Разрабатывать новые технологии химического синтеза.

  4. Разрабатывать новые методы диагностики и лечения различных болезней.

  5. Устанавливать и налаживать работу компьютерных программ.

  6. Планировать финансовую и производственную деятельность предприятия, фирмы.

  7. Помогать делать переводы документации.

  8. Заниматься в стрелковой секции.

  9. Заниматься в историческом клубе, разыгрывать ролевые игры по сюжетам исторических событий.

  10. Писать статьи, фельетоны, очерки в периодические издания в Интернете.

  11. Организовывать для ребят игры и праздники.

  12. Консультировать людей при крупных покупках (автомобиль, заграничный тур и т.д.).

  13. Работать на музыкальных радиоканалах, составлять списки песен для звучания в эфире.

  14. Участвовать в биологических экспедициях, посещать биологические секции.

  15. Изучать законы природы, находить физические закономерности или соревноваться в решении математических задач.

  16. Проводить опыты с различными веществами, следить за ходом химических реакций.

  17. Читать о том, как люди учились бороться с болезнями и изобретали новые лекарства.

  18. Находить и устранять причины сбоя в компьютере, аппаратуре, приборах.

  19. Выступать посредником при заключении торговых сделок (искать покупателям продавцов и наоборот).

  20. Проводить экскурсии на иностранном языке.

  21. Участвовать в спортивных или военизированных играх или читать специальные спортивные новости в газетах и на сайтах.

  22. Посещать исторические музеи, изучать исторические памятники разных народов.

  23. Наблюдать и анализировать события, поступки людей, делать об этом репортажи.

  24. Заниматься репетиторством или преподавательской деятельностью.

  25. Изучать спрос покупателей на определенный товар.

  26. Исполнять произведения на музыкальных инструментах с использованием различных техник игры.

  27. Изучать анатомию и физиологию животных.

  28. Собирать установки для проведения физических экспериментов или изучать языки программирования на компьютере.

  29. В лабораторных условиях определять степень загрязненности почвы химическими веществами.

  30. Интересоваться причинами и способами лечения болезни.

  31. Прокладывать сетевые кабели и кабели силового питания и изучать новые технологии строительства.

  32. Осуществлять финансовые расчеты между предприятиями.

  33. Читать литературу на иностранном языке или смотреть фильмы без перевода.

  34. Быть военным инженером или командиром.

  35. Обсуждать исторические и текущие политические события России и других стран.

  36. Добывать эксклюзивную информацию, передавать ее читателям и зрителям.

  37. Обучать маленьких детей, играя с ними.

  38. Встречать и размещать пассажиров в салоне самолета.

  39. Вести концертные программы, объявлять зрителям новые номера программы, создавать необычные модели одежды.

  40. Разрабатывать средства борьбы с возбудителями заболеваний животных и растений.

  41. Разрабатывать программы для выполнения сложных расчетов в физике, математике.

  42. Брать на анализ химические пробы воды, продуктов питания, почвы и пр.

  43. Тренироваться в навыках оказания первой медицинской помощи.

  44. Проверять, испытывать, регулировать работу автомобиля или готовить растворы, смеси для строительных работ.

  45. Вести финансовую документацию фирмы, предприятия.

  46. Изучать иностранные языки.

  47. Изучать устройство оружия, военной техники и сдавать спортивные нормативы.

  48. Анализировать по книгам исторические факты или читать журналы по праву.

  49. Редактировать тексты книг, статей, выступлений высокопоставленных лиц.

  50. Готовить школьников к олимпиадным заданиям, конкурсам.

  51. Помогать подбирать людям наряды и украшения для торжественных церемоний.

  52. Выступать в качестве солиста перед публикой на концертах, в клубах.

  53. Отбирать и заготавливать семена для посадки, высаживать растения в зимних садах.

  54. Моделировать на компьютере физические законы природы или писать компьютерные программы.

  55. Создавать новые продукты производства химической промышленности.

  56. Осуществлять уход за человеком во время его выздоровления после болезни.

  57. Заниматься в технической или электротехнической секции (например, в авиа- или судомоделировании).

  58. Рассчитывать предполагаемый размер прибыли предприятия.

  59. Осуществлять перевод телепередач на русский язык.

  60. Участвовать в спортивных соревнованиях.

  61. Разыскивать и собирать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого, или выяснять у людей причины незаконных поступков, которые они скрывают.

  62. Работать в средствах массовой информации, вести телепередачи.

  63. Организовывать походы для школьников.

  64. Разрабатывать рекламные акции для продвижения товара в магазинах города.

  65. Сочинять музыку для кинофильмов, телепередач, для известных исполнителей или подготавливать и ставить трюки в кино.

  66. Заниматься дрессировкой служебных собак или других животных.

  67. Выполнять работу, требующую применения математических или физических знаний.

  68. Управлять технологическими процессами производства лекарств.

  69. Работать врачом на станции «Скорой медицинской помощи».

  70. Ремонтировать радиоприборы и различную аппаратуру или продумывать планировку домов, этажей, квартир. Намечать план строительства.

  71. Заключать сделки, договоры на выполнение определенных работ.

  72. Изучать происхождение слов и различных словосочетаний в различных языках.

  73. Жить согласно уставу, носить военную форму.

  74. Продумывать новые законы и поправки в кодексе, которые были бы удобны для применения.

  75. Осуществлять литературную обработку статей в соответствии с жанром.

  76. Руководить одной из секций в доме детского творчества.

  77. Помогать человеку улучшить внешность с помощью прически, макияжа, подбора красивой одежды и т.п.

  78. Изучать творчество выдающихся композиторов, поэтов песен и исполнителей.


Области интересов (АИ-78)

  1. биология

  2. физика и математика

  3. химия

  4. медицина

  5. техника и строительство

  6. экономика

  7. филология

  8. военные дело и спорт

  9. история и юриспруденция

  10. журналистика

  11. педагогика

  12. сфера обслуживания 13) искусство

Обработка: подсчитайте сумму плюсов и минусов в каждом столбце (подсчитайте алгебраическую сумму по каждому столбцу).

От –12 до –6: область деятельности активно отрицается («Что угодно, только не это»); от –5 до –1: область деятельности интереса не вызывает; от +1 до +4: интерес выражен слабо; от +5 до +7: выраженный интерес; от +8 до +12: ярко выраженный интерес.

Бланк ответов АИ-78

Фамилия___________Класс____Школа_______Дата______

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78


Диагностика склонностей учащихся к определенным видам деятельности

Мир профессий огромен и насчитывает более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочивание этого многообразия возможно по различным критериям. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать верную и надежную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяют пять типов профессий:

  1. Человек — живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастерплодоовощевод, зоотехник, ветеринар, микробиолог и т.п.

  2. Человек — техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, инженер-механик, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.п.

  3. Человек — человек (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: врач, учитель, продавец, парикмахер и т.п.

  4. Человек — знаковая система (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы являются предметами труда для профессий данной группы. Примеры: программист, математик, бухгалтер, экономист, лингвист, редактор и т.п.

  5. Человек — художественный образ (Х). Представители данного типа имеют дело с явлениями, фактами художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, музыкант, дизайнер, актер, режиссер и т.п.

Определение типа будущей профессии

Инструкция: прочитайте данные утверждения. Если Вы согласны с ними, то перед цифрой в таблице поставьте «+», если нет — поставьте «–». Если Вы сомневаетесь, зачеркните цифру.

Утверждения для самооценки

П

Т

З

Х

Ч

1. Легко знакомлюсь с людьми









1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить



1







3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки







1



4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1









5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить





1





6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами









1





7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1









8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах





1





9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших



2







10. Люди считают, что у меня есть художественные способности







2



11. Охотно читаю о растениях, животных

1









12. Принимаю участие в спектаклях, концертах







1



13. Охотно читаю об устройстве механизмов приборов, машин



1







14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы





2





15. Легко улаживаю разногласия между людьми









2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой



2







17. Людям нравится мое художественное творчество







2



18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2









19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме





2





20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь









1

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди



1







22. Без особого труда усваиваю иностранные языки





1





23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям









2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.







1



25. Могу влиять на ход развития растений и животных

2









26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов



1







27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения









1

28. Охотно наблюдаю за растениями и животными

1









29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику





1





30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.







1



Результаты