Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 597
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемая система профессиональной ориентации при творческом ее применении в состоянии обеспечить надлежащую подготовку учащихся к жизненному самоопределению. Наибольшее внимание при профориентационной работе следует уделять практической подготовке учащихся к сознательному выбору и получению профессии, ибо только на практике вырабатываются качества личности для избираемой профессии.
Вовлечение учащихся в разнообразные виды практической деятельности в состоянии обеспечить фактическую реализацию их профессиональных намерений.
Наконец, любая система профориентационной работы, в конечном счете, замыкается на личности. Поэтому необходим дифференцированный подход к формированию такого интегрального качества личности как профессиональная направленность каждого юноши и девушки. К тому же, всякая система профессиональной ориентации, как совокупность взаимосвязанных форм и методов работы, должна функционировать дифференцированно, с учетом производственного окружения, географических и национальных условий, традиций и других особенностей каждого конкретного региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Артюхова К.С. Проблема выбора обучения в старшей школе // Педагогика. 2004. № 2. -
Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации. СПб., 2003. -
Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». СПб., 2007. -
Бобровская Л.Н., Просихина О.Ю., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М., 2007. -
В помощь классному руководителю. Работа с родителями: Методические материалы / Авт.-сост. Л.П.Городенко, С.К.Овсянникова. Нижневартовск, 2005. Ч. 3. -
Григоричева И.В. Активизирующие методы в планировании карьеры: Метод. пособие для психологов и профконсультантов.
Барнаул, 2003.
-
Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-метод. пособие. СПб., 2006. -
Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10—11 кл). М., 2006. -
Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005. -
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии: Учеб. пособие для студ. М., 2005. -
Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсультирования: Практикум по профориентации школьников старших классов: Метод. рекомендации. Хабаровск, 2005. -
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. -
Климов Е.А., Пряжников Н.С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. М., 1995. -
Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. -
Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению // Директор школы. 2006. № 3. С. 65. -
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. -
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения: Сб. практич. матлов по профессиональному просвещению учащихся 5—8 классов / Сост. Т.А.Матерова. Барнаул, 2007. Ч. 2. -
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. -
Психологическое сопровождение профильного обучения: Метод. мат-лы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса Лонгитэд-ЭДК.
URL: http://www.lnd.pu.ru/index.
-
Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., 2006. -
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. -
Репьева О.В. Сборник методик для отбора в профильные классы: Метод. пособие / Алтайский краев. центр проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения. Барнаул, 2007. -
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. М., 2006. -
Самчук Е.А., Матерова Т.А. Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Метод. пособие / Алтайский краев. центр проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения. Барнаул, 2007. -
Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования.
СПб., 2006.
-
Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Минск, 1993. -
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001. -
Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Метод. пособие. М., 2005. -
Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учеб. пособие. СПб., 2006. -
Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Под ред. Е.Ананьевой, В.Белоусовой. М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
План работы школы по профориентации на учебный год
| Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Организационная работа в школе | |||
1 | Оформление уголка по профориентации. | Сентябрь | Администрация |
2 | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.) | Августсентябрь | Зам. директора по УВР |
3 | Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
4 | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению | В течение года | Библиотекарь |
5 | Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений | В течение года | Администрация |
6 | Введение курсов по выбору | В течение года | Администрация |
7 | Освещение вопросов профориентации в школьной газете «Пульсар» | В течение года | Редколлегия |
8 | Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами | В течение года | Зам. директора по ВР., кл. руководители |
9 | Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости | В течение года | Кл. руководители |
10 | Экскурсии на предприятия города | В течение года | Кл. руководители |
11 | Участие в «Ярмарке вакансий» | Октябрь, апрель | Администрация, кл. руководители |
| Работа с педагогическими кадрами | | |
1 | Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работе с учащимися различных возрастных групп | Август | Зам. директора по ВР |
2 | Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника: «Исследование готовности учащихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся», «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся» | В течение года | Психолог Г.И.Аверина |
3 | Оказание помощи в разработке воспитательных мероприятий | В течение года | Зам. директора по воспитательной работе |
| Работа с родителями | | |
1 | Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» | В течение года | Кл. руководители, психолог |
2 | Организовать встречи уч-ся с их родителями — представителями различных | В течение года | Кл. руководители, учителяпредметники |
| профессий | | |
3 | Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и в учебные заведения | В течение года | Кл. руководители |
4 | Организовать проведение классных родительских собраний по вопросам профориентационной работы | В течение года | Кл. руководители 1—11 классов |
5 | Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации | В течение года | Кл. руковод. Психолог |
6 | Привлекать родителей к руководству кружками по интересам | В течение года | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
| Работа с учащимися | | |
1 | Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города | В течение года | Кл. руководители |
2 | Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленности | В течение года | Психолог, кл. руководители |
3 | Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации | В течение года | Кл. руководители, психолог |
4 | Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся | В течение года | Психолог |
5 | Организация и проведение с уч-ся выставок «В мире профессий»; викторин, бесед | В течение года | Кл. руководители, библиотекарь |
6 | Проведение школьной Недели профориентационной работы «Кем быть? Каким быть?» | Октябрь | Кл. руководители, зам. директора по ВР |
7 | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий | В течение года | Кл. руководители |
8 | Организация экскурсий и встреч со специалистами | В течение года | Зам. директора по ВР |
| Центра занятости | | |
9 | Обеспечение участия старшеклассников в Днях открытых дверей учебных заведений | Март— апрель | Зам. директора по ВР |
10 | Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний учащихся о профессиях | В течение года | Учителя- предметники |
11 | Проведение курса по выбору «Основы выбора профес- сии», 8 классы | В течение года | Г.И.Аверина |
12 | Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда | 9—11 кл. | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
13 | Работа по созданию портфолио выпускников школы | Постоянно | Кл. руководители, психолог |
14 | Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад: — знакомство со строительными профессиями; — школьный оздоровительный лагерь (педкласс) | Каникулы | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
15 | Организация общественнополезного труда школьников как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.) | В течение года | Кл. руководители |
16 | Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение | Постоянно | Библиотекарь |