Файл: И. И. Лаптева, М. А. Колесников неразрушающий контроль деталей вагонов рекомендовано Методическим советом двгупс в качестве учебного пособия Хабаровск Издательство двгупс 2012.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 648

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Список принятых сокращений

ВВЕДЕНИЕ

1. ВИДЫ И МЕТОДЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

2. МАГНИТНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

2.1. Феррозондовый метод контроля:основные понятия и технология

2.2. Технология контроля деталей рамы тележки грузового вагона модели 18-100 (18-493)

2.4. Магнитопорошковый контроль

3. ВИХРЕТОКОВЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ

4. ДЕФЕКТОСКОПИЯ ПРОНИКАЮЩИМИ ЖИДКОСТЯМИ

5. УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ

5.1. Общие положения

5.2. Факторы, влияющие на эффективность УЗД

5.3. Технические средства УЗД

5.4. Принципиальное устройство ультразвукового дефектоскопа

5.5. Способы ввода ультразвука в деталь

5.6. Методы ультразвукового контроля

5.7. Средства настройки дефектоскопа

5.8. Контроль оси на прозвучиваемость (УД2-12)

5.9. Контроль осей по зонам

5.10. Ультразвуковая дефектоскопия колёс

6. АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ

7. Интроскопический метод контроля

Тестовые задания по дисциплине «Основы технической диагностики»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Вокруг дефектов повышается интенсивность на­пряжений, а вблизи вершины трещины материал находится в более напряженно-деформи­ро­ванном состоянии, чем вдали от нее. В про­цессе роста трещины наибольшую роль играют два явления: разви­тие локальной зоны пластических деформаций вблизи трещины и скачок фронта трещины. Метод АЭ является весьма перспективным методом технической диагностики, так как позволяет накапливать информацию в процессе нагружения и деформирования исследуе­мых объектов, осуществлять обнаружение и регистрацию опасных развивающихся дефектов.

В настоящее время АЭ является единственным методом, позволя­ющим по анализу статистических характеристик сигналов оценивать остаточный ресурс конструкции. Анализ результатов практического использования метода при контроле боковых рам, надрессорных балок, котлов железнодорожных цистерн позволяет отметить, что АЭ оказывает глубокое воздействие на производство и технологию. Внося радикальные изменения в последовательность и содержание технологических операций, он сокращает объемы и трудоемкость НК. С введением интеллектуальных технологий контроля появляется воз­можность принимать решения по изменению процесса нагружения конструкции, режима работы, а также осуществлять оценку остаточного ресурса деталей и срока их службы.

Метод акустической эмиссии (АЭ) обеспечивает выяв­ление развивающихся дефектов посредством регистрации и анализа акустических волн, возникающих в процессе плас­тической деформации и роста трещин в контролируемых объектах. Кроме того, метод АЭ позволяет выявить исте­чение рабочего тела (жидкости или газа) через сквозные отверстия в контролируемом объекте. Указанные свойства метода АЭ дают возможность формировать адекватную систему классификации дефектов и критерии оценки тех­нического состояния объекта, основанные на реальном вли­янии дефекта на объект.

Характерные особенности метода АЭ, определяю­щие его возможности, параметры и области применения:

 обеспечение обнаружения и регистрации только развивающихся дефектов, что позволяет классифицировать дефекты не по размерам, а по степени их опас­ности;

 позволяет в производственных условиях выявить приращение трещины на десятые доли миллиметра. Предельная чувствительность акустико-эмиссионной аппара­туры по расчетным оценкам составляет порядка 10
-6 мм2, что соответствует выявлению скачка трещины протяжен­ностью 1 мкм на величину 1 мкм и указывает на весь­ма высокую чувствительность к растущим дефектам;

 свойство интегральности метода АЭ обеспечивает кон­троль всего объекта с использованием одного или несколь­ких преобразователей АЭ, неподвижно установленных на поверхности объекта;

 позволяет проводить контроль различных технологических процессов и процессов изменения свойств и состояния материалов.

Целью акустико-эмиссионного контроля является об­наружение, определение координат и слежение (монито­ринг) за источниками АЭ, связанными с несплошностями на поверхности или в объеме стенки сосуда, сварного со­единения и изготовленных частей и компонентов. Источ­ники АЭ рекомендуется при наличии технической возмож­ности оценить другими методами неразрушающего контро­ля. Метод АЭ может быть использован также для оценки скорости развития дефекта в целях заблаговременного пре­кращения испытаний и предотвращения разрушения изде­лия. Регистрация АЭ позволяет определить образование свищей, сквозных трещин, протечек в уплотнениях, за­глушках, арматуре и фланцевых соединениях.

Акустико-эмиссионный контроль технического состоя­ния обследуемых объектов проводится только при созда­нии в конструкции напряженного состояния, инициирую­щего в материале объекта работу источников АЭ. Для этого объект подвергается нагружению силой, давлением, темпе­ратурным полем и т. д. Выбор вида нагрузки определяется конструкцией объекта, условиями его работы и характером испытаний.

В настоящее время метод применяется для контроля боковых рам и надрессорных балок грузовых тележек. Схема установки датчиков на боковую раму тележки 18-100 приведена на рис. 44.

Перед установкой датчиков поверхность должна быть очищена (рис. 45).

Зачистка и установка датчика для их поверки проводилась на образце типовой тележки 18-100, установленной в лаборатории «Конструкции вагонов» ДВГУПС. Для проведения контроля разработана и внедрена в ремонтное депо ст. Партизанск программа определения места дефекта (рис. 46). Составные части АЭ-системы приведены на рис. 47. Результаты контроля выводятся на печать (рис. 48).


Рис. 44. Схема установки датчиков на объект




Рис. 45. Зачистка поверхности и установка датчика

Рис. 46. Интерфейс программы АЭ-обработчик

Рис. 47. Составные части АЭ-системы


Рис. 48. Результат исследования образца,

выводимый на экран
Исследования проводились на кафедре «Вагоны» ДВГУПС на натурном образце (см. рис. 45) с помощью акустико-эмиссионной системы, перед испытанием проводится подключение и настройка, а также проверка датчиков (рис. 49). На образце были произведены пробные нагружения, на основе чего программа сформировала данные для обработки (табл. 10).

В данной системе используется табличный метод. Весь объект разделен на локации размером 55 см. Для каждой такой локации известна последовательность датчиков, принявших сигнал и временные задержки между ними. После формирования локационной серии из заранее сформированной (калибровочной) таблицы выбирается запись, наиболее подходящая по совокупности параметров.

Рис. 49. Окно программы АЭ-обработчик при испытании

и проверке датчиков АЭ-системы
Таблица 10

Данные для обработки

№ п/п

СН

Время прихода

1старт

2старт

3старт

финиш

Номер датчика

Мощность

1

72830

-58740

60045

60049

60049

61264

1

-1601

2

72831

-58662

60046

60047

0

0

9

-61528

3

72832

-51616

60073

60078

60081

60221

7

-334

4

72833

-51434

60074

60107

0

0

11

-60568

5

72834

-45766

60096

60097

60097

60468

14

-2919

6

72835

-43478

60105

60122

60122

60755

6

-813


Окончание табл. 10

№ п/п

СН

Время прихода

1старт

2старт

3старт

финиш

Номер датчика

Мощность

7

72836

-42880

60107

60115

60122

61177

10

-1421

8

72837

-40046

60118

60120

60130

61418

15

-1655

9

72838

-24834

8581

0

0

0

2

-118

10

72839

-21246

8595

8596

0

0

9

-9820

11

72840

-20622

8597

8598

8598

9998

1

-2126

12

72841

-18178

8607

8610

8611

8729

4

-202

13

72842

-13628

8624

8665

0

0

11

-8873

14

72843

-13550

8625

8638

8654

8752

7

-167

15

72844

-07466

8648

8654

8657

10954

14

-2507



Целью исследования было измерение параметра акустической эмиссии – энергии принимаемых импульсов (мощности), о данном параметре подробно описано в [31–36]. Основная погрешность определения координат источника сигналов АЭ не более 10 %.

Окно программы АЭ-обработчик при проверке и испытании представляет собой (см. рис. 48) следующее.

1. Блок проверки – отображаются результаты проверки срабатывания датчиков.

2. Схема расположения датчиков.

3. Блок, символизирующий ССД: данный блок символизирует систему сбора данных. На текущий момент в акустической системе реализовано две системы сбора данных и зарезервировано место для третьей.

4. Блок, символизирующий датчик: квадратики с цифрами символизируют датчики, при обнаружении срабатывания датчика в квадратике ставится галочка.

5. Кнопки управления: рассматриваемые кнопки позволяют выполнить процедуру проверки и сбросить результат.
Рекомендуемая литература: [19, 31–32, 35–36].