Файл: История и философия науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 688

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функции научной теории. В философско-методологической литературе наиболее часто называют две функции: объяснение и предсказание. Но их недостаточно. Дело в том, что у теории множество функции, т.к. теория выполняет комплексную роль. Поэтому целесообразно выделять четыре группы функции теории:

  • Фундаментально-теоретическая, в которую входят конститутивная, общерационализирующая. Конститутивная – это способность научной теории в некотором смысле создавать свои собственный объект изучения, формировать предметную область. Конституировать ( по лат. – выстраивать, учреждать). Общерационализирующая функция связана с тем, что создание научной теории приносит нам прежде всего прирост рационального понимания мира. Это движение к более глубокому, более фундаментальному пониманию ( говоря философским языком – к интеллигибельности) мира . Речь идет о наиболее общей задаче научного познания, в которой все остальные результаты выступают следствием.

  • Методологические функции – инструментальные, эвристические. Инструментальная функция в том, что любая научная теория формирует определенный методологический аппарат (или интеллектуальный аппарат), который задается и раскрывается самим контекстом теории. Эвристическая функция – это способность научной теории служить исходой точкой и ориентиром для постановки новых проблем, открывать перспективы для будущих исследований.

  • Конкретно-познавательные функции – это описательная функция, систематизирующая (обобщающая), объяснительная, прогностическая и др.

  • Технологически-ориентированные (прикладные) – проектирование. Прикладной аспект проявляется с одной стороны, в том, что научная теория является основой для создания соответствующих теории более прикладного назначения. С другой – научные теории непосредственно занимаются этими задачами ( это касается прежде всего прикладной науки).

Классификация научных теории. В философско-методологической литературе существуют разные способы классификации научых теории. Наиболее тривиальное по дисциплинам( теории биологические, социологические и т.п.) Но кроме того существуют еще две классификации:

  • Дедуктивные и недудиктивные научные теории. Основанием здесь выступает логическая структура. Дедуктивные теории – это как правило концепции естествознания и математических наук. Недудиктивные теории – эт индуктивные ( напр. т.н. теории среднего класса в социологии) и нарративные (описательные) строящиеся на повествовательных образцах, например, исторические, географические, психологические и др. Хотя в чистом виде, они почти не присутствуют (например, психологческие, экономические, медицинские включают в себя и то и другое) Но при этом одно преобладает.

  • Феноменологические и нефеноменологические научные теории. Это деление довольно условное Его основанием выступает «глубина» той или иной теории, или степень ее теоретичности в интерпретации и обьяснении эмпирического материала. Феноменологические теории (по греч. – явление) ограничиваются областью непосредственно наблюдаемого – его описанием. Нефеномеологические теории идут дальше непосредственного данного, ища скрытые механизмы, глубинные причины изучаемых явлении.


Структура научной теории. Это тема весьма трудная. Теории по своей логической структуре, общему содержанию сильно непохожи, например, физические (с дедуктивной логической структурой), исторические теории ( преимущественно нарративной организациеи), социологические концепции среднего уровня ( с индуктивной направленностью).

К тому же надо иметь в виду, что научная теория динамична. Представлять ее в жесткой логической структуре нельзя. Ведь в ходе научного познания она меняется, детализируется и пр.

Тем не менее некоторыми исследователями выделяются три составляющие научной теории: основание, ядро, приложение.

  • Основание научной теории – это ее общии предпосылочный контекст. Он достаточо обширен, т.к. теория уходит корнями в весьма многочисленную совокупность предпосылок и условий. Сюда входит общий метафизический(философский) контекст. Сюда же относится и более конкретный содержательный контекст. Это факты, эмпирический базис не укладывающийся в прежние теории. Здесь и первичный объект теории – имеющии достаточно абстрактный, идеализированный характер и представляющии собой, по сути дела фундаментальную идею, на которую опирается все здание теории. Здесь и система фундаментальных понятии, характеризующих его свойства (в физике эти свойства называются физическими величинами). Сюда же относятся и различные вспомогательые теории (в расширенном понимании), они повествуют о приборах, используемых для изучения основных параметров теории, о погрешностях наблюдении и т.п.. Сюда же относятся и правила измерения.

  • Ядро научной теории – это совокупность ее основных утверждении. Заметим, что конкретный вид ядра зависит от характера теории. Так, в математических теориях это аксиомы, или главные теоремы, в гуманитарых ауках – какие-то тезисы, основные положения и т.п.

  • Приложения основных утверждении – совокупность суждении и операции, относящихся к конкретизирующему контексту. Здесь контекст – от общих утверждении ядра научой теории к частным ее аспектам. Это: совокупность логических следствии ядра теории, множество (содержательных) интепретационных процедур, задающих теории те или иные смысловые параметры и определяющих для нее те или иные модели. Кратко – это означает, что теория – это не умозрительные схемы, а нечто включающее содержательные моменты, сферу его применения.


Итак, в структуре научной теории – основание, ядро, приложение. Но они ясно не просматриваются. Это говорит о том, что структурно в научной теории, наблюдается не линейная соподчиненость элементов, а сложная сеть взаймосвязи логического и содержательного характера.

Научные теории важны. Они выступают основными хранилищами научого знания. Но наука в определенной области, как правило, не представлена одной теорией. Есть и др. претендующие на новизну. Отсюда, научное знание в реальности политеоретично.

Кроме научных теории существуют и более обширные концептуальные образования, содержащие целые совокупности теории, между которыми проявляются сложные межтеоретические отношения.

Научно-исследовательская программа - более обширное концептуальное образование, чем научная теория (точнее надтеоретийное). Это понятие было введено Имре Лакатосом и впоследствии его идей продолжил Ларри Лаудан.

Научно-исследовательская программа – это последовательность сменяющих друг друга теории, объединенных некоторой совкупностью идей, которые являются для них базисными. По Лакатосу оно включает 3 элемента:

1) жесткое ядро – множество исходных положений философского и частнонаучного характера. Ядро называется жестким, т.к. оно сохраняется без изменения во всей последовательности теории.

2) Эвристики – связанные с утверждением «ядра», методологические принципы предписывающие ученому, что следует и чего не следует делать. И. Лакатос делит их на два подкласса – положительная и отрицательная эвристика. Положительая эвристика предписывает ученому сам выбор проблем для решения и ориентиры метода Отрицательная же предупреждает о тех путях, которых следует избегать: общий их смысл требует не отвергать основные положения ядра, если появятся эмпирические данные не согласующиеся с ними.

3) Защитный пояс – совокупность различных вспомогательных гипотез, выстраиваемых исследователями вокруг ядра и нацеленных на устранение разноглассии с данными эмпирических проверок.

И.Лакатос высоко ценил свою научно-исследовательскую программу. Она по ео мнению объясняет некоторые важные затруднения научного познания. Некоторые предлагают упрощенный подход: де в научном познании ложные научные утверждения отвергаются когда они не согласуются с открытыми эмпирическими данными. На деле это не так. В истории наук, нередко те или иные теории сохраняются и довольно долго, хотя они и пртиворечат фактам. Не говоря о том, что конкурирующие теории тоже сохраняются. Но тогда вопрос, как вообще отвергаются или принимаются теории: где этот критерии ?


И.Лакатос для объснения этой сложной ситуации предлагает мыслить не понятием теории, а понятием «научно-исследовательская программа».

Но как определить, какая из конкурирующих программ лучше ? По мнению И.Лакатоса объективный критерии здесь способность программы справляться с эмпирическими данными (т.е. объяснять их и предсказывать новые). Прогрессирующая программа успешно делает и то идругое. Регрессирующая программа не способна теоретически объяснить новые факты, последние трудно совмещаются с данной программой.

Итак, научно-исследовательская программа - это достаточо устойчивый комплекс научных идей, реализующиися в смене сменяющих друг друга теории и структурирующии научную деятельность. Устойчивость исследовательсой программы позволяет ученым придерживаться определенного стратегического направления, не отвлекаясь на множество случайных отклонении. Развитие научного познания во многом связано с конкуренцией научно-исследовательских программ, в ходе которой побеждают те программы, которые обнаруживают более успешое овладение эмпирическим материалом, демонстрируя значительный объяснительый и предсказательный потенциал.

Идей научно-исследовательских программ после И.Лакатоса продолжили разрабатывать многие, в частности российские ученые (М.Ахундов, П.Гайденко и др). В зарубежной среде известность получили мысли Л.Лаудана. Лаудан продолжая идей И Лакатоса ввел понятие исследовательских традиции.

По мнению Лаудана, исследовательская традиция – это комплекс убеждеии, имеющих фундаментальный характер. Традиция состоит из множеств онтологических представлении и множеств теоретико-познавательных и методологических норм (определяющих как должно исследоваться данный класс явлении, как должны собираться фактические данные и пр.). Исследовательская традиция как правило реализуется в виде семейства теории.

Другая заслуга Лаудана в том, что он ввел т.н. проблеморешающую модель научного познания. Как известно, чем более высок степень уровня научного познания, тем выше уровень интенсивности постановки и разработки соответсвующих проблем. Т.е. с ростом научных достижении открывается все более широкии проблемный горизонт. Отсюда Л. Лаудан (амер.философ) стал утверждать, что цель науки – получать теории с высокой проблерешающей эффективностью. Т.е прогресс науки просто означает, что каждая новая теория может и должна решать больше проблем, чем предыдущая.

При этом до Л.Лаудана ученые больше говорили об эмпирических научных проблемах. Главное де. эмпирическое подтверждение.. Л.Лаудан показал, что решеие концептуальных трудностей так же важно, как и и увеличение эмпирической поддержки теории. Иначе говоря, научное продвижение происходит как бы в двух плоскостях – эмпирических подтверждениях и концептуальном развитии.

Основания науки


  1. Понятие оснований науки. Идеалы, научного исследования.

  2. Научная картина мира, ее функции.

  3. Философские основания науки.


Понятие оснований науки. Идеалы научного исследования. Кроме эмпирических и теоретических структур науки при анализе выделяют еще одну ее структуру, которую называют основаниями науки. В ее составе три блока: 1) идеалы, приемы, методы, критерии научного исследования 2) научная картина мира 3) философские основания науки. Все три блока взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Иногда для указания данной связи говорят о первой как эмпирическом базисе науки, а второй и третий называют теоретической настройкой любой науки.

Некоторые авторы, в частности, А.Г.Войтов, разделяя эту точку зрения толкует термины «основание науки» – очень широко. По его мнению, в качестве основании науки выступает экономика, практика, математика, логика, диалектика. Сюда же он относит гносеологию, методологию, а также философию как особую науку о науке (метанаука)

Есть, и совершенно новая точка зрения, в частности С.А. Лебедева, который в структуре научного знания выделяет три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Метатеоретическое, по его мнению, состоит из общенаучного знания и философских основании науки.

Но первая позиция более распространенная. Рассмотрим ее. Что такое идеалы, приемы, методы, критерии научности. Идеалы – это то, что определяет общую цель, стратегию процесса познания, а нормы – регулируют конкретные условия достижения общей цели на отдельных этапах исследования.

В идеалах выражаются ценностные ориентации научного познания. А эти ценностные ориентации в свою очередь реализуются через соответствующие нормы, критерии, требования научного исследования. Так, например для всех научных знании являются обязательным критерии непротиворечивости. Для наук, имеющих дело с определенными фактами (путем наблюдения эксперимента) совершенно необходимым является требование принципиальной проверяемости их суждений, теории.

Идеалы научного познания носят исторический характер. Соответственно с ним и методы, приемы исследования в каждый период развития науки менялись, исходя из интеллектуального климата общества, обусловленного в свою очередь развитием экономики. Вопрос об идеале научности интересовал еще древних греков, которые считали, что он состоит в достоверном, доказательном знании «эпистеме», которое они противопоставляли мнению «доксе». Таким идеалом научности они считали геометрию Евклида, в которой геометрические знания выводились с помощью логической дедукции из небольшого числа принимаемых без доказательств аксиом. Эти аксиомы не доказывались, они считались очевидными.