Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 333
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
Индивидуальная работа: подготовка страницы с одним синонимическим рядом; составление предложений с каждым словом из ряда; выделение предложений, в которых невозможна синонимическая замена; подготовка к презентация своей страницы.
Совместная работа: презентация книги
Создаём книгу «Такие разные предложения!»
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами коллективного создания мини-книги «Такие разные предложения!»: подготовка трёх страниц книги (на странице написано предложение и сделана иллюстрация к нему): страницы с повествовательным предложением, страница с вопросительным предложением, страница с побудительным предложением; составление общей книги по главам: «Наши повествовательные предложения», «Наши вопросительные предложения», «Наши побудительные предложения».
Индивидуальная работа: подготовка трёх страниц книги (на странице написано предложение и сделана иллюстрация к нему): страницы с повествовательным предложением, страница с вопросительным предложением, страница с побудительным предложением; подготовка презентации своих страниц.
Совместная работа: составление общей книги по главам: «Наши повествовательные предложения»,
«Наши вопросительные предложения», «Наши побудительные предложения»; презентация общей книги
Блок «Слова и
словари»
(6 часа)
Работаем с толковым словарём
(1 час)
Практическая работа с «Толковым словарём»: отработка приёмов работы с толковым словарём: найти в словарике пять указанных слов и выписать их значение
Составляем словарь
«Слова, которые мы раньше не знали» (2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в толковом словаре, выписывание значения слова; подбор предложений с этими словами.
Индивидуальная работа: подбор 3-4 слов для создаваемого словаря, оформление подготовлённого материала
Ищем в словаре многозначные слова
(1 час)
Практическая работа с «Толковым словарём»: отработка приёмов нахождения в словаре многозначных слов: найти в словаре три слова, у которых больше одного значения
Создаём личные словарики трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»
( 2 часа)
Индивидуальная работа: отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: внесение нескольких слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; внесение нескольких слов с сочетаниями чт, щн, нч; внесение нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными
26
Блок «Решаем
языковые
задачи, ставим
эксперимент»
(4 часа)
Ставим эксперименты с ударением
(1 час)
Совместная работа: овладение приёмами решения несложных лингвистических задач, например: Где поставить ударение: от «бéрега – берега́» до «дóроги дорóги»; Почему тебя могут не понять, если ты ошибёшься в месте ударения?
Загадки слов: отгадай по описанию
(1 час)
Совместная работа: овладение приёмами решения лингвистической задачи «Найди слово по описанию его звуковой формы»
Загадки орфографии
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами решения языковых загадок: «Где поставить точку?»; «Слезать или слизать; посидеть или поседеть?»; «Слитно или раздельно: от «сухой – с ухой» до «несуразные вещи
– несу разные вещи»
Блок «Ищем
ключ к разгадке
тайн языка»
(3 часа)
Учимся отвечать на сложные вопросы
(2 часа)
Постановка и обсуждение проблемных вопросов, например: Только ли на русском языке говорят в
России? Трудно ли из слов составить предложение? Можно ли из одних и тех же слов составить разные предложения? Могут ли слова в предложении подсказывать, какой знак поставить в конце предложения?
Приёмы формулирования ответа на проблемный вопрос, например: Как доказать, что гусь гусенице не родственник?
Ищем в предложениях слова, которые нужно выделить логическим ударением
(1 час)
Практическая работа: самостоятельное формулирование ответов на вопросы: Как найти в предложении слово, которое нужно выделить логическим ударением? Как найти в вопросе слово, которое должно быть выделено логическим ударением, если известен ответ? Изменится ли ответ, если в вопросе логическим ударением будет выделено другое слово?»
Блок «Пора
действовать:
проба пера»
(9 часов)
Когда может пригодиться умение рифмовать
(1 час)
Совместная работа: овладение приёмами рифмования; составление рифмовок для лучшего запоминания места ударения в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (из перечня слов, отрабатываемого в учебнике).
Индивидуальная работа: составление рифмовок для лучшего запоминания места ударения в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Совместная работа: представление собственных рифмовок всему классу
27
Составляем диалоги
(1 час)
Совместная работа: овладение приёмами составление небольших диалогов с обязательным включением в них слов из орфоэпического словарика учебника.
Парная работа: составление небольших диалогов с обязательным включением в них слов из орфоэпического словарика учебника, разыгрывание составленных диалогов.
Совместная работа: представление инсценировок диалогов всему классу
Возвращаем синонимы и антонимы
(1 час)
Практическая работа: восстановление текстов (прозаических и стихотворных), из которых исчезли синонимы и антонимы
Пишем шуточные диалоги для газеты класса «И тут все засмеялись»
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания шуточных диалогов для классной газеты «И тут все засмеялись».
Индивидуальная работа: создание небольшого шуточного диалога для классной газеты «И тут все засмеялись»; художественное оформление подготовленного диалога.
Совместное оформление газеты
Пишем сказки
(4 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания лингвистической сказки на примере орфографической сказки, например: «Как безударный звук в корне себе букву искал» / «Что случилось в царстве слов, когда пропал разделительный мягкий знак» / «Что произошло, когда все прописные буквы превратились в строчные» / «Что произошло, когда все стали писать так, как слышат».
Индивидуальная работа: создание лингвистической сказки: от замысла к написанию, от написания к редактированию, от редактирования до презентации.
Совместная работа: презентация написанных сказок
1 2 3 4 5 6
Резервные часы (2 часа)
28
3 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
Блок
содержания
Темы занятий
Основные виды деятельности
Блок «Создаём
книгу»
(9 часов)
Создаём книгу
«Интересные тексты- повествования»
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания мини-книги «Интересные тексты-повествования»: подбор текста-повествования (стихотворного или прозаического); художественное оформление страницы с подобранным текстом-повествованием; презентация своей страницы, составление общей книги.
Индивидуальная работа: подбор текста-повествования (стихотворного или прозаического); художественное оформление страницы с подобранным текстом-повествованием; подготовка к презентации своей страницы.
Совместная работа: составление общей книги, презентация книги
Создаём книгу
«Интересные тексты- описания»
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания мини-книги «Интересные тексты-описания»: подбор текста-описания (художественного или научно-познавательного); художественное оформление страницы с подобранным текстом-описанием; презентация своей страницы, составление общей книги.
Индивидуальная работа: подбор текста-описания (художественного или научно-познавательного); художественное оформление страницы с подобранным текстом-описанием; подготовка к презентации своей страницы.
Совместная работа: составление общей книги, презентация книги
Создаём книгу
«Интересные тексты- рассуждения»
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания мини-книги «Интересные тексты-рассуждения»: подбор текста-рассуждения; художественное оформление страницы с подобранным текстом- рассуждением; презентация своей страницы, составление общей книги.
Индивидуальная работа: подбор текста-рассуждения; художественное оформление страницы с подобранным текстом-рассуждением; подготовка к презентации своей страницы.
Совместная работа: составление общей книги, презентация книги
Создаём книгу «Умеет ли плакать дождь и точно ли у бабушки золотые руки?»
(3 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания мини-книги «Умеет ли плакать дождь и точно ли у бабушки золотые руки?»: подбор фрагментов текстов, в которых есть слова, употреблённые в переносном значении; художественное оформление страницы с подобранными фрагментами текстов с включением юмористических рисунков; презентация своей страницы, составление общей книги.
Индивидуальная работа: подбор фрагментов текстов, в которых есть слова, употреблённые в переносном значении; художественное оформление страницы с подобранными фрагментами текстов с включением юмористических рисунков; подготовка к презентации своей страницы.
Совместная работа: составление общей книги, презентация книги
29
Блок
«Слова и
словари»
(3 часа)
Составляем словарь
«Слова, которые мы раньше не знали»
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в толковом словаре, выписывание значения слова; подбор предложений с этими словами.
Индивидуальная работа: подбор 3-4 слов для создаваемого словаря, оформление подготовлённого материала
Создаём личные словарики трудных слов
«Я обязательно запомню, как писать эти слова»
( 1 час)
Индивидуальная работа: отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: внесение нескольких слов с орфограммой
«Непроизносимые согласные в корне слова»; внесение нескольких слов с разделительным твёрдым знаком; внесение нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными
Блок «Решаем
языковые задачи,
ставим
эксперимент»
(5 часов)
Почему ошибки затрудняют понимание
(1 час)
Совместная работа: обсуждение вопроса о влиянии ошибок разных видов на понимание текста (на практическом уровне).
Совместное решение лингвистической задачи «Читаем текст с ошибками: любая ли ошибка приводит к непониманию?»
Ставим эксперимент: могут ли быть тексты, в которых только одна часть речи?
(2 часа)
Совместная работа: наблюдение за особенностями употребления слов разных частей речи в текстах, овладение приёмами моделирования текстов, состоящих только из имён существительных; только из имён прилагательных; только из глаголов. Выявление текстообразующей роли слов разных частей речи.
Практическая работа по решению задачи «Могут ли быть тексты только из имён существительных?
Могут ли быть тексты только из имён прилагательных? Могут ли быть тексты только из глаголов?»
Когда мягкий знак не мягкий?
(1 час)
Совместная работа: овладение приёмами решения лингвистической задачи «Когда мягкий знак не мягкий?».
Следствие ведут опытные «сыщики»: ищем правильный порядок предложений
(1 час)
Практическая работа: «Разыскивается правильный порядок предложений»
30
Блок
«Ищем ключ к
разгадке тайн
языка»
(3 часа)
Учимся отвечать на сложные вопросы
(3 часа)
Постановка и обсуждение проблемных вопросов: Отражается ли в языке история народа? Можно ли наблюдать за языком? Можно ли исследовать язык? Бывает ли такое, что слова перестают быть родственными?
Блок
«Пора
действовать:
проба пера»
(12 часов)
Готовим и проводим виртуальные экскурсии по залам Третьяковской галереи
(4 часа)
Совместная работа: овладение приёмами составления фрагмента виртуальной экскурсии по залам
Третьяковской галереи: составление устного рассказа по одной из предложенных репродукций картины; составление общей экскурсии по залу Третьяковской галереи; презентация подготовлённой экскурсии.
Индивидуальная работа: составление 2-3 фрагментов для виртуальной экскурсии по залам
Третьяковской галереи: составление устного рассказа по одной из выбранных репродукций картин.
Совместная работа: составление общей экскурсии по залу Третьяковской галереи; презентация подготовленной экскурсии
Возвращаем в тексты пропавшие слова
(3 часа)
Совместная работа: отработка приёмов восстановления деформированных текстов (прозаических и стихотворных), из которых исчезли имена существительные; из которых исчезли имена прилагательные; из которых исчезли глаголы.
Практические работы:
1) восстановление деформированного текста, из которого исчезли имена существительные;
2) восстановление деформированного текста, из которого исчезли имена прилагательные;
3) восстановление деформированного текста, из которого исчезли глаголы
Пишем заметки для газеты класса
«Догадайтесь: кто это? что это?»
(2 часа)
Совместная работа: отработка приёмов составления текста-описания для классной газеты
«Догадайтесь: кто это? что это?»: в тексте описывается предмет или живое существо, но при этом не называется).
Индивидуальная работа: составление текста-описания для классной газеты «Догадайтесь: кто это? что это?».
Совместная работа: оформление газеты, разгадывание зашифрованных описаний
Пишем шуточные объявления для газеты класса «В мире смешных объявлений»
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания шуточных объявления для газеты класса «В мире смешных объявлений».
Индивидуальная работа: создание шуточного объявления для газеты класса «В мире смешных объявлений»; художественное оформление подготовленного объявления.
Совместное оформление газеты
31
Пишем сказки
(2 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания лингвистической сказки на примере орфографической сказки, например: «Что случилось в царстве «Русский язык», когда у имён существительных пропали все окончания» / «Почему предлоги решили отдельно от имён существительных стоять».
Индивидуальная работа: создание лингвистической сказки: от замысла к написанию, от написания к редактированию, от редактирования до презентации.
Совместная работа: презентация написанных сказок
Резервные часы (2 часа)
4 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
Блок
содержания
Темы занятий
Основные виды деятельности
Блок «Создаём
книгу»
(9 часов)
Создаём книгу
«Иллюстрированный словарь фразеологизмов»
(3 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания мини-книги «Иллюстрированный словарь фразеологизмов»: подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного фразеологизма и его значения, шуточный рисунок к ситуации дословного понимания фразеологизма, рисунок, передающий ситуацию, в которой уместно использовать данный фразеологизм, запись примеров предложений с данным фразеологизмом; презентация своих страниц; составление общей книги.
Индивидуальная работа: подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного фразеологизма и его значения, шуточный рисунок к ситуации дословного понимания фразеологизма, рисунок, передающий ситуацию, в которой уместно использовать данный фразеологизм, запись примеров предложений с данным фразеологизмом; подготовка к презентации своей страницы.
Совместная работа: составление общей книги, презентация книги
Создаём книгу
«Иллюстрированный словарь устаревших слов»
(3 часа)
Совместная работа: овладение приёмами создания мини-книги «Иллюстрированный словарь устаревших слов»: подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного устаревшего слова и его значения, рисунок к слову, запись примеров предложений с данным устаревшим словом; презентация своих страниц; составление общей книги.
Индивидуальная работа: подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного устаревшего слова и его значения, рисунок к слову, запись примеров предложений с данным устаревшим словом; подготовка к презентации своей страницы.
Совместная работа: составление общей книги, презентация книги