Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 335
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
38 странички с подобранным диалогом; составление диалога в паре с одноклассником; совместное оформление странички; составление общей книги; презентация книги.
Во втором классе на данный блок отводится 6 часов. Приведём содержание работы по данному блоку во 2 классе.
Приёмы создания книги «Зачем мы общаемся»: оформление странички с рисунком, на котором изображена ситуация общения; распределение подготовлённых страничек по главам книги «Рассказать о каком-то событии»,
«Что-то объяснить», «Помочь что-то представить» и др.
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь антонимов»: подготовка страницы к одной паре антонимов: объяснение значений слов с помощью рисунков или с помощью словарной статьи; составление нескольких предложений с выбранными словами; презентация своей страницы; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Словарь синонимов»: подготовка страницы с одним синонимическим рядом; составление предложений с каждым словом из ряда; поиск предложений, в которых невозможна синонимическая замена; презентация своей страницы; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Такие разные предложения!»: подготовка трёх страниц книги (на странице написано предложение и сделана иллюстрация к нему): страницы с повествовательным предложением, страница с вопросительным предложением, страница с побудительным предложением; составление общей книги по главам: «Наши повествовательные предложения», «Наши вопросительные предложения», «Наши побудительные предложения».
В третьем классе на данный блок отводится 9 часов. Приведём содержание работы по данному блоку в 3 классе.
Приёмы создания книги «Интересные тексты-повествования»: подбор текста-повествования (стихотворного или прозаического); художественное оформление страницы с подобранным текстом-повествованием; презентация своей страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Интересные тексты-описания»: подбор текста- описания (художественного или научно-познавательного); художественное оформление страницы с подобранным текстом-описанием; презентация своей страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Интересные тексты-рассуждения»: подбор текста-рассуждения; художественное оформление страницы с подобранным текстом-рассуждением; презентация своей страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Умеет ли плакать дождь и точно ли у бабушки золотые руки?»: подбор фрагментов текстов, в которых есть слова, употреблённые в переносном значении; художественное оформление страницы с подобранными фрагментами текстов с включением
39 юмористических рисунков; презентация своей страницы, составление общей книги.
В четвёртом классе на данный блок также отводится 9 часов. Приведём содержание работы по данному блоку в 4 классе.
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь фразеологизмов»: подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного фразеологизма и его значения, шуточный рисунок к ситуации неправильного понимания значения фразеологизма, рисунок, передающий ситуацию, в которой уместно использовать данный фразеологизм, запись примеров предложений с данным фразеологизмом; презентация своих страниц; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь устаревших слов»: подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного устаревшего слова и объяснение его значения, рисунок к слову, запись примеров предложений с данным устаревшим словом; презентация своих страниц; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Новые интересные тексты-повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения»: подбор текста; художественное оформление страницы с подобранным текстом; выбор главы, где должен быть помещён текст (выбор между тремя главами «Тексты-повествования»,
«Тексты-описания», «Тексты-рассуждения»); презентация своей страницы, составление общей книги.
1 2 3 4 5 6
Содержание блока «Слова и словари» связано как с обогащением опыта работы со словарями, так и с приобретением опыта создания собственных мини-словарей, выступающих как опора при выполнении учебных и практических заданий. В программе по предмету «Русский язык» предусмотрена работа со словарями, каждый учебник включает несколько видов словариков (орфографический, толковый, орфоэпический, словарик синонимов и т.д.). Однако на уроках не всегда обеспечивается формирование опыта практической работы со словарями из-за недостаточного объёма времени. Факультативный курс восполняет этот дефицит. Предусмотрены несколько видов практических работ со словарями (как включёнными в структуру учебника, так и оригинальными словарями для младших школьников). Ведение младшими школьниками общеклассных и личных словарей важно как для расширения словарного запаса школьников, так и для повышения уровня их орфографической грамотности.
Покажем логику разворачивания содержания данного блока с 1 по 4 класс. В первом классе на данный блок отведено 6 часов – 2 часа в период обучения грамоте, 4 часа при изучении систематического курса. Приведём содержание работы по данному блоку в 1 классе.
Приёмы составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; иллюстрирование слов рисунками или написание очень краткого объяснения значения слова; подбор предложений с этими словами.
40
Алгоритм создания мини-словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; иллюстрирование слов рисунками или написание очень краткого объяснения значения слова; подбор предложений с этими словами.
Приёмы создания личных словариков трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: внесение нескольких слов с орфограммой
«Гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением),
ча, ща, чу, щу»; внесение нескольких слов с сочетаниями чк, чн; внесение нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными.
Во втором классе на данный блок отводится 6 часов. Приведём содержание работы по данному блоку во 2 классе.
Приёмы работы с толковым словариком: найти в словарике пять указанных слов и выписать их значение.
Составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в толковом словаре, запись значения слова; подбор предложений с этими словами.
Приёмы нахождения в словаре многозначных слов в процессе выполнения практической работы.
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ нескольких слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; запись и орфографический анализ нескольких слов с сочетаниями чт, щн, нч, с непроверяемыми гласными и согласными.
В третьем классе на данный блок отводится 3 часа. Это связано с тем, что основные приёмы отработаны в предыдущих классах и стоит задача закрепления приёмов, а основная работа проводится третьеклассниками самостоятельно по закреплённым алгоритмам. Приведём содержание работы по данному блоку в 3 классе.
Приёмы составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в толковом словаре, объяснение значения слова; подбор предложений с этими словами.
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ нескольких слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»; запись и орфографический анализ нескольких слов с разделительным твёрдым знаком, с непроверяемыми гласными и согласными.
В четвёртом классе на данный блок также отводится 3 часа. Приведём содержание работы по данному блоку в 4 классе.
Составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьей в толковом словаре, объяснение значения слова; подбор предложений с этими словами.
41
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными; запись и орфографический анализ нескольких имён существительных, в окончаниях которых допускались ошибки; запись и орфографический анализ нескольких имён прилагательных, в окончаниях которых допускались ошибки.
Содержание блока «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» направлено на активизацию речемыслительных способностей школьников, на приобретение опыта решения лингвистических задач. Одна из целей факультативного курса связана с формированием интеллектуальной готовности к взаимодействию с окружающим миром, с готовностью к решению нестандартных задач. Лингвистические задачи – достаточно необычный для младших школьников вид задач, а овладение приёмами решения этих задач вносит вклад в развитие познавательных универсальных учебных действий.
Охарактеризуем логику разворачивания содержания этого блока от 1 к 4 классу. В первом классе на этот блок отведён только 1 час, поскольку у первоклассников еще недостаточно знаний для решения большого спектра задач. Содержание занятий.
Приёмы решения несложных лингвистических задач, например: Когда звонкие согласные уступают место парным глухим согласным? Почему с непарными звонкими легче?
Во втором классе на данный блок отводится 4 часа. Приведём содержание работы по данному блоку во 2 классе.
Приёмы решения несложных лингвистических задач, например: Где поставить ударение: от «бéрега – берега́» до «дóроги дорóги»; Почему тебя могут не понять, если ты ошибёшься в месте ударения?
Приёмы решения лингвистической задачи «Найди слово по описанию его звуковой формы».
Решение языковых загадок: «Где поставить точку?»; «Слезать или слизать; посидеть или поседеть?»; «Слитно или раздельно: от «сухой – с ухой» до «несуразные вещи – несу разные вещи».
В третьем классе на данный блок отводится 5 часов. Приведём содержание работы по данному блоку в 3 классе.
Влияние ошибок разных видов на понимание текста (на практическом уровне) в процессе выполнения лингвистической задачи «Читаем текст с ошибками: любая ли ошибка приводит к непониманию?»
Приёмы решения лингвистической задачи «Когда мягкий знак не мягкий?».
Приёмы моделирования текстов, состоящих только из имён существительных; только из имён прилагательных; только из глаголов.
Выявление текстообразующей роли слов разных частей речи.
Лингвистическая игра «Следствие ведут опытные сыщики»: ищем правильный порядок предложений.
42
В четвёртом классе на данный блок также отводится 5 часов. Приведём содержание работы по данному блоку в 4 классе.
Приёмы решения лингвистической задачи «Когда в глаголах мягкий знак не мягкий?».
Лингвистическая игра «Следствие ведут опытные сыщики»: ищем лишние предложения. Приёмы создания текстов на основе схемы-модели (в схеме-модели у имён существительных и имён прилагательных отсутствуют окончания).
Приёмы решения лингвистической задачи «Видели козлика Моли или козлика Моля?». Приёмы решения лингвистической задачи «Теплица и
теплится: звучат одинаково, а пишутся?».
Содержание блока «Ищем ключ к разгадке тайн языка» предоставляет возможность задуматься над теми проблемами, которые не обсуждались на уроках, но могут быть решены на факультативных занятиях с опорой на дополнительный языковой материал и помощь учителя. На данный блок в программе отводится не очень много часов, это связано с тем, что в рамках факультативного курса по направлению «функциональная грамотность» задача углубления и расширения знаний не является приоритетной. Тем не менее, некоторые дополнительные сведения о языке даются, происходит это через постановку проблемных вопросов и поиск ответов с опорой на дополнительные тексты и совместные обсуждения.
Охарактеризуем логику разворачивания содержания этого блока от 1 к 4 классу. В первом классе на этот блок отведено 4 часа. Приведём содержание работы по данному блоку в 1 классе.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов, например: Всегда ли писали так, как мы пишем сейчас? Легко ли было понимать письма в рисунках? Почему было трудно читать берестяные грамоты? Как соотносятся звуки и буквы в современном русском языке? Как слова живут в словаре?
Зачем знать алфавит?
Приёмы сравнения языковых единиц на примере сравнения шипящих звуков: Много ли общего у шипящих? А в чём отличие?
Приёмы работы с проблемным вопросом: особенности ответа на проблемный вопрос. Примерные вопросы: Трудно ли из слов составить предложение? Можно ли из одних и тех же слов составить разные предложения?
Во втором классе на этот блок отведено 3 часа. Приведём содержание работы по данному блоку во 2 классе.
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемные вопросы:
Только ли на русском языке говорят в России? Трудно ли из слов составить предложение? Можно ли из одних и тех же слов составить разные предложения? Могут ли слова в предложении подсказывать, какой знак поставить в конце предложения?
Приёмы формулирования ответа на проблемный вопрос. Проблемный вопрос: Как доказать, что гусь гусенице не родственник?